бесплатно рефераты
 

Характеристика международных стандартов финансовой отчетности, их значение и содержание

p align="left">При этом международные стандарты учета позволяют не только сократить расходы компаний по подготовке своей отчетности, особенно в условиях консолидации финансовой отчетности предприятий, работающих в разных странах, но и снизить затраты по привлечению капитала. Известно, что рыночная цена капитала определяется двумя основными факторами: перспективной отдачей и рисками. Некоторые из рисков действительно характерны для деятельности самих компаний, однако есть и такие, которые вызваны недостатком информации, отсутствием точных сведений об отдаче капиталовложений. Одной из причин информационной недостаточности является отсутствие стандартизированной финансовой отчетности, которая, сохраняя капитал, фактически приумножает его. Это объясняется тем, что инвесторы согласны получать чуть более низкие доходы, зная, что большая открытость информации снижает их риски.

Совокупность данных преимуществ во многом обеспечивает стремление различных стран к использованию МСФО в национальной практике учета. Однако следует отметить и недостатки МСФО. К ним, в частности, можно отнести:

- обобщенный характер стандартов, предусматривающий достаточно большое многообразие в методах учета;

- отсутствие подробных интерпретаций и примеров приложения стандартов к конкретным ситуациям.

Создание стандарта международного уровня - это длительная работа, которая охватывает примерно три года, которую, обобщая поэтапно, можно представить в виде рисунка 4 [12, c. 474]

Рисунок 1 - Процесс создания стандарта международного уровня

Таким образом, развитие Международных стандартов - непрерывный процесс, на который оказывают влияние не только КМСФО, но и такие организации, как:

- Международная федерация бухгалтеров;

- Организация экономического сотрудничества и развития;

- Европейский союз бухгалтеров-экспертов;

- Конфедерация бухгалтеров Азиатского и Тихоокеанских регионов;

- Федерация бухгалтеров Ассоциации государств Юго-Восточной Азии;

- Межамериканская бухгалтерская ассоциация;

- Африканский совет по бухгалтерскому учету и др.

В целом стандартизация учетной системы - это объективная потребность, которая заключается в исследовании, классификации и группировке существующих в различных странах систем учета и разработке рекомендаций по совершенствованию учета и отчетности. При этом в каждой стране принята своя национальная система учета, в определенной мере ориентированная на общие принципы [сейд, с.468].

Учитывая позитивные стороны в процессах стандартизации учета, нельзя не отметить и о таких тенденциях, которые имеют место или могут возникнуть в обозримом будущем:

- постоянное видоизменение процесса стандартизации под давлением изменяющихся обстоятельств.

- интенсивное лоббирование со стороны тех, кто составляет финансовую отчетность (компаний и банков);

- увеличение числа и расширение круга заинтересованных сторон в процессе установления учетных стандартов [12, с.489].

Следовательно, можно сказать, что целью введения МСФО в отечественную систему бухгалтерского учета как основы информационной базы является сведение к минимуму национальных различий отчетности и обеспечение надежности информации для принятия решений различными пользователями. [12, с.468].

1.2 Классификация международных стандартов финансовой отчетности

В зависимости от сущности, содержания и других критериев МСФО можно классифицировать, т.е. группировать по различным направлениям. От латинского слова "классификация" означает систему соподчиненных понятий (классов, объектов, явлений) в какой-либо отрасли знания. Иначе говоря, классификация подразумевает распределение тех или иных объектов по их классам (разделам) в зависимости от их общих признаков, фиксирующих закономерные связи между ними в единой системе [9, с.478].

В различных источниках информации, посвященных проблемам МСФО, термин "классификация" трактуется по-разному. Это, по-видимому, связано с тем, что стандарты разрабатывались в разные годы и с различными функциональными целями.

Обобщая, можно сказать, что все разновидности классификаций МСФО нацелены на выделение однотипности структуры и признаков стандартов, внесение ясного понимания в ведение учета по международным правилам.

Другими словами, классификация МСФО - это возможная группировка стандартов по каким-либо сходным критериям применительно к тем или иным условиям.

Классификация стандартов по назначению предполагает деление стандартов по определенным сопутствующим признакам (рисунок 2). [12, c.479]

Рисунок 2 - Классификация стандартов по назначению

При этом, как видно из рисунка 2, выделяются такие блоки:

1) общеметодологические стандарты, в основе которых лежит форми-рование международных принципов бухгалтерского учета;

2) стандарты, регламентирующие состав и содержание финансовой от-четности;

3) стандарты, определяющие правила учета отдельных объектов. Данная группа ввиду многочисленности учитываемых объектов может быть подразделена на дополнительные подгруппы.

Наряду с приведенной классификацией стандартов по назначению, их можно классифицировать по экономическому содержанию, в основе которых лежит группировка, подразумевающая решение учетных проблем, возникающих в ходе экономических отношений. К примеру, к такой совокупности отношений можно отнести отношения, представленные в работе М.И. Кутера "Теория бухгалтерского учета" (рисунок 3). [14,c.59]

Рисунок 3 - Классификация стандартов по экономическому содержанию

Из рисунка 3 видно, что в основе этой классификации лежит нижеследующее деление отношений между:

- государством и предприятием, предлолагающее взаимодействие определенных интересов при формировании общенационального бюджета;

- товаропроизводителями и потребителями, строящееся на сочетании и противодействии интересов продавца и покупателя, регулируемых спросом и предложением товаров;

- предприятиями по горизонтали, т.е. между предприятиями-партнерами, в основе которых лежит экономический интерес осуществить выгодную сделку;

- структурными звенъями компании (сегментами), нацеленное на собственное развитие в отдельности и развитие компании в целом;

- участниками-вкладчиками в объединенный капитал акционерного общества, основанный на интересе в получении выгод, пропорционально вложенному капиталу;

- работодателем и работником, базирующееся на сочетании взаимо-выгодных и взаимосвязанных интересов;

- странами, связанными с высоким уровнем интеграции и взаимоза-висимостью не только отдельных фирм, но и в целом государств и континентов.

Наряду с перечисленными группами экономических отношений, можно выделить и другие подгруппы, которые возникают в процессе производственно-хозяйственной деятельности субъектов.

Вместе с тем практика применения стандартов показывает, что различные противодействующие стороны ввиду преобладания личных интересов по-разному воспринимают те или иные экономические явления и термины, приводимые в МСФО.

Это находит отражение при применении методов учета, описанных в стандартах.

Следовательно, деление стандартов на различные должно быть нацелено на то, чтобы дать более четкое представление взаимосвязанных экономических интересов как на международном уровне, так и уровне его применения внутри государства.

При этом сущность и содержание стандартов обязаны описывать разные аспекты правильного ведения учета в международном контексте.

1.3 Необходимость применения МСФО в Казахстане как составной части Национального законодательства в области бухгалтерского учета

В Республике Казахстан продолжается интенсивное развитие экономики и, как следствие, возникает необходимость пересмотра ранее действовавших нормативных актов и разработка новой законодательной базы. Одной из таких систем, находящихся в процессе реформирования, является бухгалтерская учетная система Республики Казахстан. При этом реформа затронула не только методологические основы, но и организационную структуру участников этой системы.

Национальное законодательство служит стержнем государственного регулирования бухгалтерского учета. Национальное законодательство - совокупность общеобязательных правовых актов, издаваемых органами государственной власти с соблюдением определенных процедур установленной формы. До 2007 года основными нормативными документами, регулирующими бухгалтерский учет, являлись Закон Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности", Указ Президента Республики Казахстан "О государственной программе развития и совершенствования бухгалтерского учета и аудита в РК на 1998-2000 годы" от 28.01.98 г. № 3838 и другие. Они устанавливали единые правовые, методологические основы учета и отчетности для всех хозяйствующих юридических субъектов и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, зарегистрированных на территории Казахстана.

Существенной особенностью Закона "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" является то, что он создает методологические основы сбора, регистрации и обобщения информации, осуществляемых путем сплошного и непрерывного документального учета всех хозяйственных операций. Основные задачи бухгалтерского учета и финансовой отчетности - обеспечение субъекта, а также других заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о его хозяйственной деятельности.[15, c. 20]

Как известно, 28.02.2007 г. был принят новый Закон Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" № 234-III, который вступил в силу с 24.03.07 г. и обозначил очередной этап в реформировании учетной системы Республики Казахстан. Кроме этого, уполномоченный орган Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и аудита - Министерство финансов Республики Казахстан подготовило ряд нормативных актов, регулирующих внедрение этой системы, формальный срок применения которой определен с 1 января 2008 г [9, с.24].

Основными документами реформированной национальной системы бух¬галтерского учета и отчетности в Республике Казахстан по состоянию на 1 января 2008 года считаются:

1. Закон Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" от 28 февраля 2007 года № 234.

2. Национальные стандарты финансовой отчетности НСФО № 1 и НСФО № 2, утвержденные и зарегистрированные в установленном порядке.

3. Приказ Министерства Финансов Республики Казахстан "Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета" от 22 июня 2007 года № 221.

4. Приказ Министерства Финансов Республики Казахстан "Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета" от 23 мая 2007 года № 185.

5. Приказ Министерства Финансов Республики Казахстан "Об утверждении форм регистров бухгалтерского учета" от 21 июня 2007 года № 215.

6. Приказ Министерства Финансов Республики Казахстан "Об утверждении форм первичных учетных документов" от 21 июня 2007 года № 216.

7. Международные стандарты финансовой отчетности и интерпретации к ним:

- Международные стандарты бухгалтерского учета (МСБУ - IAS);

- Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО - IFRS);

- интерпретации ПКИ (SIC и IFRIC).

8. Концепции по подготовке и составлению финансовой отчетности по НСФО и МСФО.

9. Организационно-распорядительные корпоративные документы субъекта, в т. ч. учетная политика, инструкции, указания, руководства, приказы, положения и т. п., касающиеся формирования и применения системы учета и отчетности в конкретной деятельности, разработанные и утвержденные в установленном порядке.

Дальнейшее развитие системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности необходимо осуществлять в целях повышения качества, прозрачности и сопоставимости информации, формируемой в бухгалтерском учете и финансовой отчетности в соответствии с МСФО по следующим основным направлениям:

- подготовка и переподготовка специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета, аудитом финансовой отчетности;

- упрощение порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства;

- изменение системы регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности на основе международного опыта;

- участие в международном процессе развития бухгалтерского учета и аудита.

Необходимость перехода на Международные стандарты финансовой отчетности и Международные стандарты аудита определяется общей политикой государства и стратегией реформ, ориентированных на построение рыночной экономики в Казахстане [13, с.4].

Следовательно, интегрирование Казахстана в мировую экономику требует включения норм или отдельных документов международных общественных организаций в казахстанское право и придания им статуса нормативных правовых актов Республики Казахстан [9, с.1].

В связи с этим в Закон Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" от 28 февраля 2007 года № 234 была введена статья 16, из которой следует, что МСФО должны стать составной частью национального законодательства Республики Казахстан, а определенные статьей 2 закона субъекты предпринимательства обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с этими стан¬дартами.

У всех пользователей отчетности есть определенные ожидания в части содержания информации в финансовой отчетности. Для эффективного выполнения бухгалтерским учетом свойственных ему задач финансовая отчетность должна удовлетворять таким требованиям как профессионализм, прозрачность, независимость, актуальность, стандартность, а также соответствовать принципам и основным качественным характеристикам бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Мировой опыт показывает, что такие качественные характеристики как понятность, уместность, надежность и сопоставимость, определяющие полезность информации, достигаются непосредственным использованием международных стандартов или применением их в качестве основы построения национальной системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Экономическая перспектива применения МСФО и МСА заключается в более эффективном распределении капитала, более широком выборе капиталовложений и росте их рентабельности, упрощается выход на мировой рынок, появляется возможность снижения затрат на привлечение капитала. Что в следствие приведет к развитию новых бизнес структур, появлению новых рабочих мест, снижению безработицы, повышению конкурентоспособности казахстанских организаций на международных рынках, к экономическому росту страны в целом [13, с.7].

Таким образом, внедрение МСФО обусловлено интеграцией Казахстана в мировую экономику и вступлением в ВТО, направлено на усиление казахстанских организаций на международных рынках [9].

В то же время форсирование изменений в бухгалтерском учете вне связи с изменениями в экономике и реальным функционированием рыночных институтов может привести к снижению качества финансовой информации, дискредитации МСФО, а также ослаблению финансовой дисциплины. Так, согласно действующему законодательству переход на МСФО затрагивает все организации, но при этом необходим более взвешенный подход. В силу комплексности и методологической сложности, МСФО практически не применимы для субъектов малого и среднего предпринимательства. Более того, как известно, последнее время идет активный процесс совершенствования самих стандартов, который еще не закончен - в МСФО регулярно вносятся существенные изменения, отслеживать которые мелкие компании просто не в состоянии. В этой связи финансовую отчетность в соответствии с МСФО целесообразно составлять только субъектам крупного предпринимательства и акционерным обществам.

В соответствии с задачами, поставленными главой государства, по поддержке малого и среднего бизнеса необходимо полностью освободить от обязательного ведения бухгалтерского учета индивидуальных предпринимателей и установить градацию остальных субъектов предпринимательства по категориям в целях применения ими различного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

Проблему сложности применения МСФО для малого бизнеса понимает и ФКМСБУ, который уже не первый год занимается разработкой специализированного стандарта для малого-среднего бизнеса. Разработать универсальный стандарт - это очень сложная работа, так как политика в отношении малого бизнеса и, соответственно, требования к ним существенно различаются в разных странах. Между тем по принятии данного стандарта ФКМСБУ можно будет максимально инкорпорировать его положения в национальную систему бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

В настоящее время казахстанские предприятия, с точки зрения заинтересованности в применении МСФО, подразделяются на несколько групп (рисунок 4).

Характеризуя представленный на рисунке 4 первый тип предприятий отметим, что в настоящее время для составления отчетности по МСФО эта группа предприятий ведет параллельно два вида учета или использует в своей учетной практике процедуру так называемой "трансформации". Од-нако здесь имеются многочисленные сложности, среди которых самыми существенными являются значительные затраты средств времени на пре-образование финансовых отчетов.

Вторая группа предприятий, среди которых превалируют заинтересованные в применении МСФО, но не имеют на это финансовые и кадровые возможности, составляет значительную долю. Поэтому странам, проводящим законодательные преобразования в учетной системе, следует проработать нормативные акты, предоставляя им возможность выхода на международные рынки.

К группе предприятий, не заинтересованных в раскрытии информации о своей деятельности, в основном относятся такие, у которых нет желания и/или возможности представлять объективные материалы, ввиду связи этих данных с их налогообложением. Внедрение МСФО позволило бы внести упорядочение в систему ведения внутреннего учета и отчетности.

Рисунок 4 - Разновидности предприятий в зависимости от заинтересованности во внедрении МСФО [12, c. 472]

И, наконец, третий тип - малые предприятия, незначительные объемы деятельности которых не заинтересовывают им проводить обновление программных продуктов, связанных с переходом на МСФО. Помимо этого здесь возникают и затраты, связанные с необходимостью повышения ква-лификации и оплатой административных расходов, что также может ска-заться на их деятельности [12, с.473].

В связи с изложенным, внедрение МСФО в нашей республике требует решения следующих задач:

- объективной оценки состояния и перспектив разработки стандартов;

- изменения нормативной базы бухгалтерского учета;

- расширения системы обучения и повышения квалификации;

- развития механизмов стимулирования к применению.

Таким образом, предполагаются следующие мероприятия по дальнейшему развитию бухгалтерского учета и аудита в Казахстане:

- обеспечение принятия проектов законов Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности";

- разработка упрощенных стандартов финансовой отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства;

- активизация участия профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессиях;

- совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров бухгалтерского учета и аудита, а также пользователей финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами;

- развитие международного сотрудничества в области бухгалтерского учета и аудиторской деятельности;

-расширение сферы контроля на качество финансовой отчетности, подготовленной по МСФО;

- совершенствование бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе и переход на стандарты, соответствующие международным требованиям [9].

2. Порядок применения МСФО субъектами Республики Казахстан

2.1 Принципы перевода учета и отчетности на МСФО

Переход казахстанских организаций на Международные стандарты финансовой отчетности обусловлен рядом объективных обстоятельств [17, с.461].

МСФО -- это стандарты не по практике бухгалтерского учета, а по признанию и раскрытию данных финансовой отчетности. Практика учета сохраняется, но повышается уровень предварительных расчетов, суждений перед признанием того или иного события или операции. Под признанием следует воспринимать отражение операции или события на счетах бухгалтерского учета, т.е. если в учете произведена запись, то это и считается, что бухгалтер признал эту операцию или событие. Правильно или неправильно он произвел признание -- это уже вопрос его профессионального суждения.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.