бесплатно рефераты
 

Установление заработной платы

p align="left">Положения ч. 2 ст. 8 находят свое продолжение в ст. 372 "Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации при принятии локаль-ных нормативных актов, содержащих нормы трудового права" ТК РФ, в которой раскрывается процедура учета мнения представи-тельного органа работников, но не всякого, а только выборного профсоюзного органа, который представляет интересы всех или большинст-ва работников данной организации.

В различных статьях ТК РФ перечислены локальные нор-мативные акты, содержащие нормы трудового права, которые дол-жен принять работодатель, большинство из которых дол-жны быть приняты с учетом мнения представительного органа работни-ков, каковым, как правило, является профсоюзный комитет.

Часть 1 ст. 29 ТК РФ декларирует общее правило представ-ления интересов работников в социальном партнерстве. Представителем работников может быть соответствующий профсоюзный орган или иной представитель, определение которого не приводится.

В части 2 ст. 29 речь идет только об одном уровне социального партнерства - организации (юридическом лице), в которой за-ключается коллективный договор. Здесь, исходя из общего правила, установленного ч. 1 ст. 29, представителем работников может быть профсоюзный комитет или иной представительный орган.

Естественно возникает вопрос, в каких случаях первичная профсоюзная организация уступает свои представительские права иным представителям, избираемым работниками. Это может про-изойти только в случаях, предусмотренных ст. 31 "Иные предста-вители работников" ТК РФ: при отсутствии в организации пер-вичной профсоюзной организации, а также при наличии профсо-юзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организа-ции или иному представителю. Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий.

При заключении соглашений согласно ч. 3 представлять инте-ресы работников могут только соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов. Никакие иные представительные органы работников не вправе представлять интересы работников в рамках социального партнерства на федеральном, региональном, отраслевом, территориальном уровнях.

Учитывая сложность и значимость для работников, профсоюз-ной организации деятельности представителей профкома, ему необ-ходимо постоянно оказывать им поддержку -- инструктировать, разъяснять позиции трудового коллектива, профкома по тем или иным вопросам, подробно обосновывать предложения, которые представители профкома должны вносить от его имени. При рас-смотрении в органах управления сложных правовых, экономиче-ских, социальных и иных вопросов в помощь представителям профкома желательно привлекать экспертов и консультантов, о чем должен позаботиться профком.

Осуществляя руководство текущей деятельностью организации, руководство определенным, часто решающим, образом влияет на распределение чистой прибыли на фонды накопления и потребле-ния, разработку систем, размеров оплаты труда, других видов до-ходов работников, определение позиции руководителя организации при заключении коллективного дого-вора, а также на принятие многих других решений, в которых за-интересованы работники, профком.

«Профком по уполномочию работников вправе иметь (имеет) своих представителей в совете директоров (наблюдательном сове-те) и правлении (дирекции). Представи-тели профкома отстаивают в этих органах управления права, пре-дусмотренные законодательством для работников и профсоюзов». То есть профсоюзные органы имеют возможность влиять на решения руководства.

Текстом части 2 ст. 135 ТК РФ устанавливается:

«Системы оплаты и стимулирования труда, в том числе повы-шение оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях уста-навливаются работодателем с учетом мнения выборного профсо-юзного органа данной организации». Таким образом, работодатель должен установить систему оплаты и стимулирования труда с учетом мнения профсоюза.

Также в ст. 45 ТК РФ приводятся рекомендации по составу взаимных обязательств сторон, включаемых в соглашения.

Соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принци-пы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномоч-ными представителями работников и работодателей на федераль-ном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых от-ношений могут заключаться соглашения: генеральное, региональ-ное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регули-рования социально-трудовых отношений на федеральном уровне. В приложении к настоящей работе приводятся фрагменты раздела II «Доходы, заработная плата и уровень жизни населения» Гене-рального соглашения, которые могут представлять практический интерес для специалистов и профкомов внебюджетных организаций.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы ре-гулирования социально-трудовых, отношений на уровне субъекта РФ.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие ус-ловия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам от-расли (отраслей). В тех случаях, когда на федеральном уровне заключено отраслевое соглашение, руководитель федерального органа исполнительной власти по труду имеет право предложить работодателям не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоеди-ниться к этому соглашению.

Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня офи-циального опубликования предложения о присоединении к согла-шению не представили в федеральный орган исполнительной вла-сти по труду письменный мотивированный отказ от присоединения к нему, то соглашение считается распространенным на этих рабо-тодателей со дня официального опубликования этого предложе-ния. Порядок опубликования соглашений определяется сторонами соглашений».

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территорий со-ответствующего муниципального образования.

Основы оплаты труда работников организаций, не финансируе-мых из бюджетов, закладываются в отраслевых тарифных согла-шениях, могут заключаться на федеральном, региональном, территориальном уровнях социально-го партнерства. Предусмотренные таким соглашением размеры тарифных ставок (окладов), доплат, надбавок и т.п. затем корректируются в сторону увеличения или включаются в коллективные договоры, заключаемые в организациях, без изменений.

Соглашения по договоренности сторон, участвующих в коллек-тивных переговорах, могут быть двусторонними и трехсторонними.

Иные соглашения - соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдель-ным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

В со-глашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: оплата труда; условия и охрана труда; режимы труда и отдыха; развитие социального партнерства; иные вопросы, определенные сторонами.

Порядок действия соглашения определен ст. 48 ТК РФ: «Со-глашение вступает в силу со дня его подписания либо со дня, ус-тановленного соглашением. Срок действия соглашения определя-ется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Действие соглашения распространяется на работников и рабо-тодателей, которые уполномочили соответствующих представите-лей сторон на коллективных переговорах разработать и заключить его от их имени, на органы государственной власти и органы ме-стного самоуправления в пределах взятых ими на себя обяза-тельств, а также на работников и работодателей, присоединив-шихся к соглашению после его заключения.

Соглашение распространяется на всех работодателей, являю-щихся членами объединения работодателей, заключившего согла-шение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключен-ного в период его членства.

В тех случаях, когда на работников в установленном порядке одновременно распространяется действие нескольких соглаше-нии, действуют наиболее благоприятные для них условия согла-шений.

Одним из средств борьбы профсоюзов за установление достойной заработной платы являются масштабные акции протеста: митинги, пикетирование зданий органов государственной власти, обращения через прессу, коллективные письма и телеграммы. В ближайшем будущем, по-видимому, избежать полностью коллективных выступлений не удастся, так как главными причинами конфликтов являются требования: индексации сумм заработка с учетом уровня инфляции, проблемы занятости, условий и охраны труда, решение которых зависит от результатов работы экономики страны.

Акции протеста профсоюзов являются организованными и целенаправленными, предъявляются требования об установлении достойной заработной платы и социальных выплат, к органам государственного управления. Например, совсем недавно профсоюзами были проведены акции протестов против отмены районных коэффициентов.

Предъявляя справедливые требования о необходимости увеличения заработной платы и ликвидации накопленной задолженности, профсоюзные органы организуют работу по проверкам нарушений законодательства по оплате труда для подготовки материалов к рассмотрению в суде.

Глава 3. Установление заработной платы в бюджетных учреждениях

Вопросы по установлению размеров и условий оплаты труда соответственно работников государственных учреждений и работников муниципальных учреждений отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно разрабатывают и принимают законодательные и нормативные правовые акты, в том числе регламентирующие вопросы оплаты труда работников бюджетных учреждений.

Для сохранения общих принципов подхода к регулированию оплаты труда работников бюджетной сферы, единых критериев при определении квалификации работников учреждений, финансируемых из бюджетов всех уровней при разработке законодательства по вопросам оплаты труда работников субъекты Российской Федерации должны руководствоваться "Едиными рекомендациями по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, на 2007 год", утвержденными Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и направленными органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Такие Рекомендации разрабатываются ежегодно в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации. Для чего органами государственной власти субъекта Российской Федерации принимаются соответствующие нормативные акты, устанавливающие для данного субъекта систему оплаты труда на 2007 год на основе Единой тарифной сетки, с сохранением ее параметров, в т.ч. межразрядных тарифных коэффициентов, устанавливающих соотношение ставок первого и 18 разрядов.

Рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования организаций здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы (далее - учреждения бюджетной сферы) и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников учреждений бюджетной сферы.

Обязательными для применения на территории Российской Федерации являются нормы по оплате труда, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. К основным из них относятся:

- минимальный размер оплаты труда (минимальная заработная плата).

- размеры районных коэффициентов и порядок их применения для расчета заработной платы работников учреждений бюджетной сферы, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаемые Правительством Российской Федерации, а также размеры процентных надбавок к заработной плате этих работников и порядок их выплаты, устанавливаемые в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

До принятия соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации к заработной плате работников учреждений бюджетной сферы, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с особыми климатическими условиями, применяются районные коэффициенты (коэффициенты), установленные Правительством Российской Федерации или органами государственной власти бывшего Союза ССР.

- тарификация работ и присвоение тарифных и квалификационных разрядов работникам учреждений бюджетной сферы производится с учетом ЕТКС и ЕКС. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

- Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.

- Профессиональные квалификационные группы - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

- Типовые нормы труда для однородных работ (межотраслевые, отраслевые и иные нормы труда, включая нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), нормы времени, утверждаемые Правительством Российской Федерации.

- Минимальные размеры повышения оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения, устанавливаемые в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

- Размеры выплат при выполнении сверхурочных работ, работ в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных, не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

- Порядок аттестации работников учреждений бюджетной сферы, устанавливаемый в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Размеры и условия оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы, установленные законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, не могут быть снижены или ухудшены по сравнению с Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вместе с тем параметры вводимых в субъектах тарифных сеток могут быть установлены как на уровне ЕТС, действующей на федеральном уровне, так и иные (в более высоких размерах), в зависимости от финансовых возможностей региона, за исключением субъектов, получающих дотации из федерального бюджета.

При повышении минимального размера оплаты труда в регионе должны быть осуществлены меры по повышению заработной платы в таком же размере.

Ставка 1 разряда ЕТС устанавливается соответствующим нормативным актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Нормативно-правовыми актами субъектов производится:

- отнесение к разрядам оплаты труда ЕТС по должностям работников государственных учреждений;

- утверждаются тарифно-квалификационные характеристики и квалификационные требования по должностям (профессиям) работников;

- утверждаются порядок и условия применения выплат компенсационного и стимулирующего характера работникам бюджетных учреждений;

- утверждаются показатели и порядок отнесения к группам по оплате труда руководителей учреждений культуры;

- устанавливаются повышенные тарифные ставки (оклады) отдельным категориям работников, занятым в особых условиях труда;

- устанавливается порядок оплаты труда высококвалифицированных рабочих (размеры оплаты, условия, перечни профессий рабочих или виды работ, за которые производится повышенная оплата);

- устанавливаются условия оплаты труда работников государственных учреждений с учетом отраслевых особенностей (положение об оплате труда);

- утверждается порядок аттестации руководителей, специалистов и служащих на соответствие занимаемой должности.

При разработке нормативной базы по оплате труда субъекты могут руководствоваться нормативными актами, принятыми на федеральном уровне, на основе которых с учетом региональных и отраслевых особенностей организации и оплаты труда утверждаются новые нормативно-правовые акты.

Так, Постановление Минтруда России от 01.02.1995 N 8 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников культуры Российской Федерации" может быть взято за основу при разработке субъектом нормативного акта по отнесению к разрядам оплаты труда ЕТС по должностям работников культуры.

В настоящее время Минздравсоцразвития России разрабатываются для федеральных учреждений новые нормативные документы по отнесению к разрядам оплаты труда по должностям работников бюджетных отраслей, в том числе по отрасли культура.

Квалификационные характеристики по должностям (профессиям) работников сформированы на основе отраслевых нормативных правовых актов в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) и Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС), порядок утверждения которых установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. N 787. Применение указанных справочников направлено на сохранение единства тарификации работ, установление единых подходов в определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, правильный подбор и расстановку кадров, повышение деловой квалификации работников, рациональное разделение труда, создание действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между различными категориями работников.

До утверждения в установленном порядке ЕКС, содержащего квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих учреждений бюджетной сферы, в том числе по общеотраслевым должностям служащих, применяются тарифно-квалификационные (квалификационные) характеристики, утвержденные (согласованные) федеральным органом исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Тарифно-квалификационные справочники (ТКС) содержат подробные характеристики основных видов работ с указанием требований, предъявляемых к квалификации исполнителя. Требуемая квалификация при выполнении той или иной работы определяется разрядом. Квалификационная характеристика каждой должности включает в себя три раздела: основные должностные обязанности служащего, ос-новные требования к его специальным знаниям и уровень профессио-нальной подготовки работника (профессиональное образование, стаж работы и проч.). Для некоторых категорий специалистов предусмат-риваются также квалификационные категории (к примеру, первая, вторая, третья, высшая).

Тарификация рабочих производится в порядке, определенном коллективным договором, иными локальными нормативными ак-тами и Методическими рекомендациями по организации заработной платы работников учреждений, организаций, предприятий, находящихся на бюджетном финансировании. Как правило, присвоение разряда производится на основании заявления рабочего или представления руководителя соответствующе-го подразделения предприятия после проверки его практических и теоретических знаний на основании заключения квалификационной (аттестационной) комиссии. Изменение присвоенного разряда в дальнейшем осуществляется в порядке, установленном для перевода на другую ра-боту. Аттестация служащих учреждений, находящихся на бюджетном финансировании проводится с целью установления соответствия работников занимаемой должности. Тарификация рабочих производится в соответствии с требованиями к профессии. Для проведения аттестации утверждается комиссия состоящая из руководителя и высококвалифицированных специалистов. Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист, а затем, после их утверждения приказом руководителя, вносятся в трудовую книжку и являются основанием для изменения штатного расписания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.