| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Учетная политика предприятияp align="left">При формировании учетной политики предполагается, что принятая учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (п. 6 ПБУ 1/98).Учетная политика формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации (п. 5 ПБУ 1/98). В учетной политике отражается один из способов ведения бухгалтерского учета. Если законодательство допускает многовариантность при решении какой-либо проблемы, то в учетной политике отражается один из вариантов, выбранный организацией. Организация также может столкнуться с ситуацией, которая не урегулирована законодательством о бухгалтерском учете. В этом случае она должна разработать свой вариант учета на основе действующих ПБУ и закрепить его в учетной политике. Если по конкретному вопросу законодательством не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики разрабатывается новый способ исходя из существующих ПБУ (п. 8 ПБУ1/98). Следует обратить внимание, что учетная политика должна быть оформлена приказом, распоряжениями и т.п. (п. 9 ПБУ 1/98). Изменение в учетной политике производится в случаях (п. 16 ПБУ 1/98): - изменения законодательства РФ или нормативных актов; - разработки организацией новых способов ведения бухучета; - существенного изменения условий деятельности (при реорганизации, смене собственников, изменении видов деятельности). Изменениями не признаются элементы, которые ранее не вносились в учетную политику, например если они возникли впервые в деятельности организации. Не относятся к изменениям способы ведения бухучета, которые отличны от фактов, которые имели место ранее или возникли впервые в деятельности фирмы. Изменение должно вноситься с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения распорядительным документом. Такое правило установлено в п. 18 ПБУ 1/98. Изменения, вносимые в учетную политику, объясняются в пояснительной записке. В записке должны быть указаны: - причины изменения; - оценка последствий изменений в денежном выражении; - указание на то, что данные скорректированы. Рассмотрим некоторые элементы учетной политики, формируемой для целей бухгалтерского учета [22]. Основное средство или МПЗ? Имущество, в отношении которого выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу, может отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе МПЗ (п. 5 ПБУ 6/01). Таким образом, в учетной политике для целей бухгалтерского учета организация может закрепить лимит (в пределах 20 000 руб.). Имущество, стоимость которого не превышает этот лимит, будет учитываться в составе МПЗ. Такой порядок действует с 1 января 2006 г. Пример. В январе 2008 г. организация приобрела шкаф стоимостью 11 800 руб., в том числе НДС - 1800 руб., в этом же месяце шкаф стали использовать. Учетной политикой организации на 2008 г. закреплено отражение имущества стоимостью не более 20 000 руб. за единицу в составе МПЗ. В бухгалтерском учете в январе 2008 г. отражаются следующие записи: Дебет 10/9 - Кредит 60 - 10 000 руб.- отражена стоимость шкафа; Дебет 19/3 - Кредит 60 - 1800 руб. - отражена сумма НДС; Дебет 68/“НДС” - Кредит 19/3 - 18 000 - НДС принят к вычету; Дебет 26 - Кредит 10/9 - 10 000 руб. - списана стоимость стола при вводе в эксплуатацию; Дебет 60 - Кредит 51 - 11 800 руб. - произведена оплата поставщику. Расходы на ремонт основных средств Учет расходов организации на ремонт основного средства в бухгалтерском учете зависит от метода, принятого в учетной политике. При этом возможны следующие варианты. 1. Расходы на ремонт включаются в себестоимость товаров (работ, услуг) (п. 67 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91 н). В этом случае в учете делаются следующие проводки: Дебет 20, 23, 26, 44 - Кредит 10, 60, 76, 70, 69 - расходы на ремонт включены в себестоимость товаров (работ, услуг). 2. Расходы на ремонт учитываются в составе расходов будущих периодов (в случае неравномерного осуществления расходов). В этом случае в учете делаются следующие проводки: Дебет 97 - Кредит 10, 60, 76, 70, 69 - отражены расходы на ремонт; Дебет 20, 26 - Кредит 97 - списана часть расходов на ремонт, включаемая в себестоимость продукции (работ, услуг) в отчетном периоде. 3. Расходы на ремонт резервируются ( п. 69 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). При образовании резерва в затраты на производство (расходы на продажу) включается сумма отчислений, исчисленная исходя из годовой сметной стоимости ремонта: Дебет 20 (23, 44) - Кредит 96/отдельный субсчет - начислены отчисления в резерв. По мере выполнения ремонтных работ фактические затраты, связанные с их проведением, списываются следующим образом: Дебет 96 - Кредит 10, 23, 60, 70, 69 - отражена сумма фактических затрат на ремонт, списываемых за счет ранее созданного резерва. Учет введенного в эксплуатацию нового объекта недвижимости Объект недвижимости является основным средством, если соответствует следующим признакам: - первоначальная стоимость объекта сформирована на дату передачи документов на государственную регистрацию прав собственности; - объект передан по акту приема-передачи и введен в эксплуатацию; - на объекте фактически ведется хозяйственная деятельность. Пунктом 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств предусмотрено, что организация вправе принимать к учету объект недвижимости, по которому закончены капитальные вложения, в момент передачи документов на государственную регистрацию. Поэтому организация может закрепить в учетной политике, что объекты недвижимости могут учитываться в составе основных средств по дате подачи документов на государственную регистрацию [22]. Переоценка основных средств Организация вправе не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости (п. 15 ПБУ 6/01). Порядок проведения переоценки фирма должна закрепить в учетной политике. Следует обратить внимание, что нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету не содержат определения и критериев формирования групп однородных объектов основных средств для целей их переоценки. В связи с этим соответствующие критерии должны быть установлены в учетной политике организации (письмо Минфина России от 01.02.2006 N 07-05-06/20). Например, в одну группу однородных объектов включаются объекты одного вида, типа, кода по Общероссийскому классификатору основных фондов или определенный набор схожих объектов основных средств. При принятии решения о переоценке нужно учитывать, что основные средства должны переоцениваться регулярно. Это необходимо для того, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости (п. 15 ПБУ 6/01). В данном случае регулярность не означает четко установленную периодичность проведения переоценки. Периодичность, в свою очередь, зависит от изменения рыночной стоимости основного средства. Конкретный период, по истечении которого будет проводиться переоценка, организация вправе установить в учетной политике. На наш взгляд, не стоит вносить в учетную политику конкретный период, по истечении которого должна проводиться переоценка, так как изменение рыночной цены может быть очень частым. Но если бухгалтер все же предусмотрел этот момент, то необходимо сделать пометку, что период проведения переоценки может быть изменен. Продолжаем оценивать без ЛИФО Напомним, что до 1 января 2008 г. при отпуске МПЗ их оценка могла производиться одним из следующих способов (п. 16 ПБУ 5/01): - по себестоимости каждой единицы; - по средней себестоимости; - по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (способ ФИФО); - по себестоимости последних по времени приобретения МПЗ (способ ЛИФО). С 1 января 2008 г. из этого перечня исключен метод ЛИФО. Эти изменения внесены в п. 16 ПБУ 5/01. Таким образом, организации, которые применяли метод ЛИФО, должны выбрать любой другой способ оценки из перечисленных выше. При этом эти изменения необходимо отразить в учетной политике организации (п. 6 ПБУ 1/98). Корректировка в учетную политику должна вноситься с 1 января 2008 г. (п. 18 ПБУ 1/98). В связи с этим организациям необходимо внести изменения в учетную политику на 2008 г [21]. Приведем Рабочий план счетов, который рекомендован указаниями по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. При необходимости малое предприятие может расширить перечень используемых счетов. Организации, не относящиеся к малому бизнесу формируют рабочий план счетов на основе плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организации. Таблица 1 - Рабочий план счетов, рекомендованный указаниями по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства
2.2 Учетная политика для целей налогообложения Понятие налогового учета введено статьей 313 главы 25 части второй Налогового кодекса РФ (далее-- НК РФ), которое подразумевает под этим систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных из первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ [19, с.59]. Под учетной политикой для целей налогообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов или (расходов), их признания, оценки и распределения, а также учета, необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности (п. 2 ст. 11 НК РФ) [22] . Основной целью налогового учета является: формирование полной достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций, осуществленных организацией в течение отчетного периода; обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой, своевременностью исчисления и уплаты налогов в бюджет. Налоговый учет организуется налогоплательщиком самостоятельно от одного налогового периода к другому, а порядок ведения налогового учета утверждается соответствующим приказом руководителя организации. Для исчисления налогов налоговым периодом являются -- календарные год, квартал и месяц. Но большинство налогов имеют налоговый период -- календарный год, поэтому изменение учетной налоговой политики должно вводиться с 1-го января предстоящего года. Для правильной организации налогового учета следует уточнить функциональные обязанности работников бухгалтерии и назначить ответственное лицо за ведение налогового учета, а также переработать существующий в организации график документооборота. Подтверждением данных налогового учета являются: первичный учет на документы, аналитические расчеты налогового учета и расчет налоговой базы. По налогу на добавленную стоимость (НДС) и по налогу на прибыль организация обязательно должна указать в учетной политике метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг), для целей налогообложения, причем по НДС целесообразно определять по кассовому методу, а по налогу на прибыль организации -- по методу начислений [19, с.59]. 2.3 Различия между бухгалтерским и налоговым учетом в учетной политике предприятия Таблица 2 - Различия между бухгалтерским и налоговым учетом в учетной политике предприятия
|
ИНТЕРЕСНОЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|