бесплатно рефераты
 

Учетная политика предприятия "ТелеСОТА"

Учетная политика предприятия "ТелеСОТА"

1

Введение

Политика в переводе с греческого - это деятельность в сфере каких-либо отношений или искусство управления чем-либо. Поэтому учетная политика должна определять регламент отношений в вопросах учета хозяйственных процессов, имущества и обязательств организации, т.е. устанавливать способы ведения учета или порядок осуществления учетных операций, чтобы формировать информацию для всех заинтересованных пользователей.

Именно учетная политика организации лежит в основе бухгалтерского учета предприятия и устанавливает правила его ведения и отражения хозяйственных операций в бухгалтерской отчетности. Именно поэтому правильное формирование учетной политики так важно для любой организации. Этим и объясняется актуальность данной темы.

Бухгалтерский учет в нашей стране претерпевает сейчас достаточно много изменений, за которыми порой не так-то просто уследить. В то же время своевременное преобразование бухгалтерского учета своего предприятия в соответствии с нововведениями законодательства является одной из важнейших задач бухгалтера и руководителя.

Целью данной работы является систематизация, закрепление и расширение теоретический знаний студентов по специальности, а также развитие навыков самостоятельной работы и овладения методикой исследования вопросов учетной политики предприятия.

В соответствии с поставленной целью в работе решается ряд задач:

1. Рассмотрение понятия и назначения учетной политики предприятия.

2. Изучение нормативно-правового регулирования по формированию учетной политики.

3. Ознакомление с методическими аспектами учетной политики и их влиянием на структуру отчетных форм на примере конкретного предприятия.

В работе используется бухгалтерская отчетность исследуемого предприятия, а также другие его документы.

Объектом исследования в данной работе является закрытое акционерное общество «ТелеСОТА», зарегистрированное 19.10.01 года. Сокращенное наименование Общества ЗАО «ТелеСОТА». Местонахождение предприятия и почтовый адрес: 630099, г. Новосибирск, ул. Чаплыгина, 48.

ЗАО «ТелеСОТА» действует в соответствии с уставом, утвержденным Протоколом №1 от 18 ноября 2002 года, составленным в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об акционерных обществах», а также Федеральным законом от 07.08.2001 г. №120-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах».

ЗАО «ТелеСОТА» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Основной целью создания и деятельности предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли для удовлетворения социальных и материальных потребностей участников предприятия, удовлетворения общественных потребностей в его продукции, работах, услугах.

Учредители ЗАО «ТелеСОТА» несут ответственность по обязательствам в размере уставного капитала, который был создан за счет средств учредителей. Размер уставного капитала ЗАО «ТелеСОТА» 22500 рублей, состоящий из 100 обыкновенных акций номинальной стоимостью 225 каждая.

Основным видом деятельности предприятия является оптовая торговля.

Предприятие ЗАО «ТелеСОТА» достаточно стабильно функционирует на рынке и ежегодно получает прибыль. Так, в 2005 году чистая прибыль предприятия составила 1704 тыс. руб., в то время как в 2004 году данный показатель составлял 1595 тыс. руб. Таким образом, за год произошло увеличение прибыли на 6,8%. Это объясняется значительным увеличением выручки предприятия с 423225 тыс. руб. до 1038143 тыс. руб., т.е. на 145%. Себестоимость проданных товаров и услуг за рассматриваемый период изменилась с 402872 тыс. руб. до 1002795 тыс. руб., увеличившись на 149%. Также возросли и другие расходы. Именно поэтому прибыль увеличилась далеко не так значительно как выручка организации.

Для предприятия торговли очень важным показателем, характеризующим деятельность предприятия является рентабельность продаж. Рентабельность продаж предприятия ЗАО «ТелеСОТА» в 2004 году составила 5%, а в 2005 году - 3,5%. Снижение рентабельности является негативной тенденцией.

Таким образом, несмотря на то, что предприятие ежегодно получает достаточно высокую и стабильную прибыль, размер ее увеличения не оправдывает понесенные затраты. Следовательно, происходит снижение эффективности деятельности предприятия.

1. Понятие и назначение учетной политики

1.1 Определение и назначение учетной политики предприятия

В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета, учетная политика предприятия трактуется как выбранная им совокупность отдельных способов ведения бухгалтерского учета. Их перечень определяет первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущую группировку и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности [14, с. 35].

Формирует учетную политику предприятия главный бухгалтер. При этом он исходит из обязательного соблюдения допущения и требований, зафиксированных в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета, составляющих его базовые принципы. Содержание учетной политики должно включать методологический, технический и организационный аспекты [15, c. 42].

Методологический аспект раскрывает природу отдельных объектов учета, исходя из действующей нормативной базы. Способы ведения бухгалтерского учета, оказывающие существенное влияние на оценку и принятие управленческих решений пользователей бухгалтерской отчетности, также должны получить отражение в учетной политике организации. Способы ведения бухгалтерского учета, зафиксированные в приказе об учетной политике, применяются с первого января года, следующего за годом его издания. В течение всего года они не должны изменяться.

Технический аспект учетной политики предусматривает рабочие инструменты реализации методологического аспекта. Он включает разработку и утверждение [20, c. 21]:

Ш Рабочего плана счетов бухгалтерского учета на базе общепринятого плана счетов;

Ш Формы первичных учетных документов в тех случаях, когда для оформления некоторых хозяйственных операций не предусмотрены их типовые формы;

Ш Формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

Ш Формы бухгалтерского учета;

Ш Порядка проведения инвентаризации;

Ш Методов оценки отдельных видов имущества и обязательств;

Ш Правил документооборота и технологии обработки учетной информации;

Ш продолжительности первого отчетного года, если предприятие приобрело права юридического лица после 1 октября.

Рабочий план счетов формируется из перечня счетов, необходимость в которых устанавливается по каждому объекту учета. Он включает в себя счета разной степени детализации и обобщения в пределах действующего плана счетов, утвержденного Минфином РФ.

Технический аспект учетной политики включает также разработку различных вариантов распределения расходов по управлению производством и его обслуживанию и определение состава внутрипроизводственной отчетности для аппарата управления [17].

Организационным аспектом учетной политики является форма организации бухгалтерской службы управления. Соблюдение законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия, равно как и ответственность за постановку бухгалтерского учета, возложены на руководителя организации [23, c. 58].

Учетная политика может быть изменена в следующих случаях [28, с. 34]:

Ш изменение законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

Ш разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации. В этом случае изменения в учетную политику организации могут вноситься согласно приказу (или распоряжению) руководителю;

Ш изменение условий деятельности организации. Существенные изменения условий деятельности организации могут быть связаны с реорганизацией, изменением видов деятельности, реструктуризацией производства, значительным расширением или уменьшением объемов деятельности т.д.

При этом не считается изменением учетной политики утвержденные способы ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые впервые возникли в деятельности организации, то есть ранее таких фактов не было.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, утвержденном для учетной политики. Изменения должны вводиться с 1 января года, следующего за годом их утверждения [32, c. 51].

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Необходимо обращать внимание на то, что изменения учетной политики, вызванные изменением законодательства РФ или нормативных актов бухгалтерского учета, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующими законодательными или нормативными актами. Если такой порядок не предусмотрен законодательными или нормативными актами, то изменения отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требований предоставления числовых показателей минимум за два года [29, c. 18].

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Данная информация должна включать следующие позиции [33, c. 39]:

Ш причину изменения учетной политики;

Ш обоснованность такого изменения;

Ш оценку последствий изменений в денежной оценке.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объясняются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

Таким образом, учетная политика - это документ, включающий в себя методологический, технический и организационный аспекты ведения бухгалтерского учета предприятия и разрабатываемый каждым предприятием в обязательном порядке.

1.2 Нормативная база по созданию учетной политики в РФ

Основным нормативным документом, регламентирующим формирование, раскрытие и изменение учетной политики предприятия, является Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина России от 09.12.98 №60н.

В соответствии с пунктом 7 указанного ПБУ 1/98 учетная политика организации должна обеспечивать [9]:

Ш полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерской отчетности (требование полноты);

Ш своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

Ш большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

Ш отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

Ш тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

Ш рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

При этом, создавая учетную политику организации, руководствуются и множеством других нормативных документов. В первую очередь это Федеральный закон от 21.11.96 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 №34н, действующие на данный период времени ПБУ и план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия, утвержденное приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. №94н, а также другие нормативными документами.

В целом же нормативное регулирование бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Реформирование национальной системы бухгалтерского учета в направлении устранения разрыва в понимании учетной и отчетной информации российскими и зарубежными партнерами неразрывно связано с созданием национальной системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Правительством Российской Федерации 19 августа 1994 года было принято постановление №984 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации». В соответствии с ним все нормативные акты по бухгалтерскому учету, обязательные для всех организаций на территории страны, должны разрабатываться и утверждается Минфином РФ.

Минфин РФ решает принципиальные вопросы методологии бухгалтерского учета и отчетности. Конкретные ситуации учета в организации самостоятельно решает главный бухгалтер, который должен быть готов к этому [22, c. 11].

Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете» разработана система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России. Эта система состоит из документов трех уровней.

Первый уровень - законы и иные законодательные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), которые прямо или косвенно регулируют бухгалтерский учет в России.

Второй уровень - положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином РФ как методологическим центром, а также методические указания (инструкции, указания, письма, рекомендации и т.п.) по ведению бухгалтерского учета (разрабатываемые как Минфином РФ так и другими органами в соответствии с российским законодательством. Например, Банком России, ФНС и т.д.

Третий уровень - рабочие документы организации (фирмы, корпорации и др.), формирующие учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах.

В документах первого уровня системы закрепляются основные задачи, принципы, правила ведения бухгалтерского учета, обязательные для выполнения всеми хозяйствующими субъектами (организациями) на всей территории страны. Такими документами, влияющими на учетную политику предприятия, являются Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете», законы РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», Налоговый кодекс РФ и другие.

Второй уровень системы составляют положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Они определяют принципы и базовые правила ведения бухгалтерского учета по отдельным участкам учета, видам хозяйственных операций без раскрытия механизма их применения к определенному виду деятельности организаций. Разрабатываются эти положения исходя из принципов, предусмотренных документами первого уровня, например, Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденное Минфином РФ от 28.07.98 г. №34н (с изменениями №31н) по своему статусу также является документом второго уровня системы, так как утверждено не законодательным органом, а Минфином РФ.

Сюда же относятся документы, раскрывающие механизм применения документов первого уровня. Это инструкции, приказы, указания, методические рекомендации, предлагающие возможные варианты бухгалтерского учета непосредственно на предприятии с учетом его особенностей. В их основе заложены общие правила ведения бухгалтерского учета, конкретизированные с учетом отраслевых, размерных, временных и других характеристик организаций.

Учетная политика организации создается как для целей бухгалтерского, так и налогового учета. Учетная политика для целей налогообложения получила официальное закрепление со вступлением в силу гл. 21 Налогового кодекса РФ (НК РФ). А с введением гл. 25 НК РФ организуемый учет по исчислению налога на прибыль получил статус налогового, который нужен для формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, и его могут вести отдельные подразделения или бухгалтер, которому это поручат. Учетная политика для целей налогового учета регулируется Налоговым кодексом РФ [21, c. 56].

Таким образом, на предприятии создается два вида учетной политики: для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения. Каждый из них регулируется различными нормативными документами, относящимися к разным уровням нормативного регулирования.

В любом случае учетная политика любой организации должна полностью соответствовать действующим нормативно-правовым документам. Поэтому руководителям и бухгалтерам организаций необходимо следить за всеми изменениями, происходящими в законодательстве Российской Федерации.

1.3 Общие положения по формированию учетной политики

Общие положения по формированию учетной политики предприятия описаны в ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».

Учетная политика предприятия формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе вышеуказанного Положения и утверждается руководителем организации.

При формировании учетной политики предполагается, что:

Ш активы и обязательства предприятия существуют обособленно от активов и обязательств собственников этого предприятия и других предприятий (допущение имущественной обособленности предприятия);

Ш предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

Ш выбранная предприятием учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);

Ш факты хозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

Учетная политика предприятия должна обеспечивать выполнения всех требования бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики предприятия по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Если указанная система не устанавливает способа ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, то при формировании учетной политики осуществляется разработка предприятием соответствующего способа, исходя из настоящего и иных Положений по бухгалтерскому учету.

Учетная политика предприятия подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказом, распоряжением и т.п.) предприятия.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные предприятием при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом издания соответствующего организационно-распорядительного документа.

Итак, таковы основные положения формирования учетной политики, определяемые основным нормативным документом, регулирующим ее. Данные положения обязательны для исполнения каждым предприятием и полностью соответствуют вышестоящим нормативным документам.

2. Методические аспекты учетной политики и их влияние на структуру отчетных форм

2.1 Методические аспекты учетной политики

Рассмотрим организацию бухгалтерского учета и методические аспекты учетной политики предприятия ЗАО «ТелеСОТА».

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.