бесплатно рефераты
 

Учетная политика предприятия

Учетная политика предприятия

Содержание:

Введение

1.Учетная политика и ее составные части

1.1 Учетная политика

1.2 Разделы учетной политики

1.3 Аспекты бухгалтерского учета, включаемые учетной политикой

2. Учетная политика организации для целей управленческого учета

2.1 Bыбop вариантов учета и оценки объектов учета

2.2 Выбор техники, формы и организации управленческого учета

Заключение

Практическое задание

Список использованной литературы

Введение

Формирование рыночных отношений предъявляет новые требования к бухгалтерскому учету. С одной стороны, эти требования определены в Законе «О бухгалтерском учете». С другой стороны, при общей концепции организации бухгалтерского учета, определенной данным Законом и другими нормативными документами, предприятие должно само, сообразуясь с накопленным опытом, переориентировать сложившуюся практику организации этого учета на решение новых задач, стоящих перед ним в условиях рынка. Речь идет о создании и освоении нетрадиционных подходов к получению информации об отдельных объектах учета, и в первую очередь о затратах, связанных с исчислением себестоимости продукции, ее калькулированием, подсчетом финансовых результатов, методами анализа, внутренним контролем и принятием на их основе управленческих решений.

Эти подходы предприятие реализует путем разработки учетной политики.

Положениями о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (утверждены приказом Министерства финансов РФ от 20.03.1992г. №10) в практику отечественного бухгалтерского учета введен термин «учетная политика предприятия». Использование указанного термина быстро входит в практику и теорию бухгалтерского учета также в нормативные (инструктивные) материалы, регулирующие организацию учета на предприятиях. Этому способствовало утверждение в конце 1992г. парламентом страны Государственной программы перехода РФ на международную систему учета и статистики. Термин «учетная политика предприятия» вошел в употребление путем большого перевода на русский язык английское словосочетание «accounting policies» (в международных стандартах бухгалтерского учета). Никакая политика не строится по международным стандартам. Поэтому было бы целесообразно использовать термин, например, «Положение по бухгалтерскому учету предприятия» или «Правила и принципы организации и ведения бухгалтерского учета предприятия».

Учетная политика предприятия, как совокупность правил реализации метода бухгалтерского учета, должна обеспечивать максимальный эффект от ведения учета. При этом понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность, объективность, доступность и полезность для управленческих решений и широкого круга пользователей. И поскольку эффективность решения управленческих проблем предприятия зависит от решения указанной функции бухгалтерского учета, то целью данной работы является также показать основные организационные аспекты бухгалтерского учета и технические принципы их реализации.

1.Учетная политика и ее составные части

1.1 Учетная политика

Учетная политика предприятия должна обеспечивать: полноту отражения в бухгалтерском отчете всех факторов хозяйственной деятельности (требования полноты); большую готовность к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская создания скрытых резервов) (требование осмотрительности); отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой); тождество данных аналитического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета (требование непротиворечивости); рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия (требование рациональности).

При формировании учетной политики предприятия по конкретному направлению (вопросу) ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного варианта из нескольких допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ. Если указанная система не устанавливает варианты ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, то при формировании учетной политики разработка предприятием соответствующего варианта осуществляется исходя из Положений по бухгалтерскому учету. В обоих случаях должно быть выдержано одно важнейшее условие - единство учетной политики на предприятии. Это означает, во-первых, применение избранных способов, всеми структурными подразделениями предприятия, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их расположения. В противном случае формируемая разными подразделениями учетная информация будет несопоставимой и несводимой. Во-вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса предприятие должно использовать один выбранный способ, если иное установлено системой нормативного регулирования учета. Кроме того, формирование учетной политики целесообразно осуществлять в тесной взаимосвязи с налоговым планированием

Учетная политика организации формируется работником, на которого возложена ответственность за организацию и ведение управленческого учета, и утверждается руководителем организации.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией организации (приказами, распоряжениями и др.).

Способы управленческого учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от места их нахождения.

1.2 Разделы учетной политики

Положение по бухгалтерскому учету«Учетная политика организации» -нормативное правовое положение по бухгалтерскому учету, утвержденное приказом Минфина РФ от 28 июля 1994 г. № 100, вступило в действие в 1995 г. и стало одним из главных в области нормативного регулирования бухгалтерского учета в России. В декабре 1998 г. издана вторая редакция (введена в действие с 1 января 1999 г.) Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», где нашли отражение все изменения, произошедшие в указанной сфере за прошедшие годы. Указанный документ сохранил все ценное и разумное из прежнего Положения (1994 г.) и содержит следующие разделы:

Общие положения;

Формирование учетной политики;

Раскрытие учетной политики;

Изменение учетной политики.

В разделе «Общие положения» дано определение учетной политики как совокупности способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Данный стандарт устанавливает порядок формирования учетной политики филиалами и представительствами иностранных организаций, находящимися на территории РФ; они могут вести бухгалтерский учет по правилам, установленным в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат установленным международным стандартам.

Раздел «Формирование учетной политики» раскрывает порядок формирования и утверждения ведения бухгалтерского учета; формирование возложено на главного бухгалтера, а утверждение - на руководителя организации. При этом руководителем утверждаются:

рабочий план счетов бухгалтерского учета;

формы первичных документов;

порядок проведения инвентаризации активов и обязательств, а также методы их оценки;

правила документооборота и технология обработки учетной информации;

* порядок контроля за хозяйственными операциями и другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

В учетной политике активно используются понятия допущения и требования, которые рассматриваются как отправные точки ведения бухгалтерского учета организации.

Под требованиями понимаются условия деятельности организации, которые обеспечивают реализацию учетной политики. К требованиям относятся:

полнота отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности;

своевременность отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности;

осмотрительность, т.е. большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, предотвращающая создание скрытых резервов (принцип осмотрительности);

приоритет содержания перед формой - отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования;

непротиворечивость - тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;

рациональность - рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности.

Допущения есть условия деятельности организации, которые должны обязательно ей выполняться в течение всего периода формирования учетной политики.

Допущения, из которых должна исходить организация при формировании учетной политики, предусматривают:

допущение имущественной обособленности - активы и обязательства организации существуют отдельно от ее собственников и других организаций (принцип автономности);

допущение непрерывности деятельности - организация продолжит свою деятельность в обозримом будущем, у нее нет намерения и необходимости ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в срок (принцип действующей организации);

допущение последовательности применения учетной политики - выбранная организацией учетная политика осуществляется ей последовательно от одного отчетного года к другому (принцип периодичности);

допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности предполагает, что факты хозяйственной деятельности отражаются в учете в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (принцип начислений).

Раздел «Раскрытие учетной политики» позволяет выяснить, какое место в учетной политике занимают методологические и организационно-технические проблемы.

Методические аспекты включают:

Установление границ основных средств.

Порядок начисления амортизации по основным средствам.

Порядок начисления амортизации по нематериальным активам.

Порядок отражения на счетах операций приобретения и заготовки материальных ценностей.

Метод оценки материально-производственных запасов и расчета их фактической себестоимости.

Варианты учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.

Способы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

Перечень резервов предстоящих расходов и платежей.

Порядок учета и финансирования ремонта основных средств.

Сроки погашения расходов будущих периодов.

Вариант учета выпуска продукции.

Порядок создания резервов по сомнительным долгам.

Варианты определения выручки от продажи продукции (работ, услуг).

Сроки списания доходов будущих периодов.

Вариант распределения и использования чистой прибыли.

Порядок начисления и выплаты дивидендов.

Порядок оценки кредиторской задолженности.

Учет собственного капитала.

Метод распределения расходов на продажу и др.

Организационно-технические аспекты включают:

Выбор формы бухгалтерского учета.

Организацию работы в бухгалтерии.

Систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля.

Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств.

План счетов бухгалтерского учета.

Технологию обработки информации.

Объем, сроки и адреса представления отчетности.

8. Систему взаимоотношений с аудиторскими службами.
Таким образом, при разработке учетной политики организации следует иметь в виду, что поскольку учетная политика утверждается приказом руководителя организации, то после его подписания указанный документ приобретает юридическую силу. Поэтому она должна охватывать весь перечень пунктов (направлений деятельности), принятый за отчетный
год. Каждый пункт должен быть подкреплен соответствующими нормативными документами. Приведенный перечень может измениться в сторону увеличения или уменьшения в зависимости от конкретных условий хозяйствования и величины организации.

Раздел «Изменение учетной политики» предусматривает, что учетная политика организации принимается на ряд лет и не может ежегодно меняться. Изменения учетной политики допускаются лишь в случаях:

изменения законодательства РФ или нормативных документов, влияющих на постановку бухгалтерского учета;

разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, применение которых позволит более достоверно отражать факты хозяйственной деятельности или уменьшить трудоемкость учетного процесса;

существенного изменения условий деятельности организации (реорганизация, смена собственников, изменение видов деятельности и т.п.).

Изменения учетной политики должны быть обоснованными, оформляться в установленном порядке и вводиться с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. Эти изменения отражаются в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках организации. В соответствии с требованиями международных стандартов в учете и отчетности предусмотрено отражать последствия изменения учетной политики, поскольку они могут оказать или способны оказать существенное влияние на результаты Деятельности организации, которые оцениваются в денежном выражении.

Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за периоды, предшествовавшие отчетному. Указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется к соответствующим фактам хозяйственной деятельности, свершившимся только после введения такого способа.

Таким образом, Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и использования (придания гласности) учетной информации, что позволяет расширить возможности организации в области учета не в жестком, а вариантном режиме.

1.3 Аспекты бухгалтерского учета, включаемые учетной политикой

Рассмотрим подробнее данные аспекты бухгалтерского учета.

Учетная политика предприятия включает следующие аспекты бухгалтерского учета:

методологическое обеспечение;

организационное обеспечение;

техническое обеспечение.

Методологическое обеспечение учетного процесса осуществляется на основе четырехуровневой системы управления, соответствующей системе управления в странах с развитой рыночной экономикой.

В Законе «О бухгалтерском учете» содержится 4 главы, в которых раскрываются общие методологические подходы к бухгалтерскому учету, основные требования к его ведению, прежде всего в части составления первичной учетной документации, учетных регистров, оценки имущества и обязательств, их инвентаризации, регламентация бухгалтерской отчетности и определена ответственность за нарушение действующего законодательства по бухгалтерскому учету.

Данным Законом закреплены ранее изданные нормативные акты первого уровня по регулированию бухгалтерского учета -- законы, указы Президента и постановления Правительства. К ним относятся Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), настоящий Закон, Законы «Об акционерных обществах», «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», «Об упрощенной системе налогообложения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».

Нормативные акты второго уровня содержат положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, разработанные Министерством финансов РФ, а согласно Закону «О бухгалтерском учете» со времени его официального опубликования (28 ноября 1996 г.) -- Правительством РФ, на которое возложено общее методологическое руководство бухгалтерским учетом.

Положения (стандарты), разрабатываемые в соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики согласно требованиям развития рыночной экономики, являются теми документами, которые устанавливают основные правила (принципы) бухгалтерского учета. Последние обязательны для исполнения предприятиями и организациями, что не исключает использования в определенных рамках различных учетных процедур (методов, вариантов), их воплощения в практической организации бухгалтерского учета.

Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми предприятиями:

а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, определяющие общую концепцию, правила и способы ведения бухгалтерского учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности предприятиями независимо от организационно-правовых форм собственности; в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.

Ко второму уровню следует отнести также другие нормативные документы и методические указания, включая различные рекомендации и инструкции по отдельным вопросам бухгалтерского учета. Однако эта точка зрения разделяется не всеми. По мнению Министерства финансов РФ, указанная часть документов определяет третий уровень системы нормативного регулирования в стране. На современном этапе такая позиция Министерства финансов РФ носит декларативный характер, поскольку без финансовой поддержки государства профессиональные общественные организации бухгалтеров, и в первую очередь Институт профессиональных бухгалтеров России, эту задачу решить не смогут.

Третий уровень должны определять профессиональные общественные организации по бухгалтерскому учету и аудиту как входящие, так и не входящие в состав Ассоциации бухгалтеров и аудиторов СНГ, Аудиторской палаты России, а также независимые аудиторы, имеющие лицензии на право занятия аудиторской деятельностью. К их компетенции отнесено предоставление разъяснений, рекомендаций, консультаций и других услуг предприятиям по вопросам постановки бухгалтерского учета и налогообложения.

Четвертый уровень включает документы, формирующие учетную политику предприятия.

Учетная политика предприятия есть регламентация приемов постановки бухгалтерского учета, включающая первичное наблюдение (документация и инвентаризация), стоимостное измерение (оценка и калькуляция), текущую группировку (счета и двойная запись) и итоговое обобщение (балансовое обобщение и отчетность) фактов экономических событий уставной и иной деятельности. Учетная политика разрабатывается всеми предприятиями независимо от их организационно-правовой формы собственности.

Необходимость раскрытия учетной политики распространяется только на предприятия, обязанные по законодательству согласно учредительным документам либо по собственной инициативе публиковать свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично. В связи с этим предприятие должно четко определить перечень и содержание информации, составляющей его коммерческую тайну.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.