бесплатно рефераты
 

Учетная политика организации и ее основные принципы

Учетная политика организации и ее основные принципы

3

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему "Учетная политика организации и ее основные принципы"

Содержание

  • Введение
    • Глава 1. Понятие и назначение учетной политики
    • Раздел 1.1 Определение и назначение учетной политики предприятия
    • Раздел 1.2 Организационные аспекты учетной политики организации
    • Раздел 1.3 Общие положения по формированию учетной политики
    • Раздел 1.4 Раскрытие и изменение учетной политики
    • Глава 2. Формирования учетной политики в бюджетных организациях и в условиях сближения с МСФО
    • Раздел 2.1 Особенности формирования учетной политики в бюджетных организациях
    • Раздел 2.2 Принципы формирования учетной политики в условиях сближения с МСФО
    • Заключение
    • Библиографический список
Введение

Актуальность темы заключается в том, что грамотное формирование учетной политики является одной из важнейших задач, стоящих перед руководством и бухгалтерией предприятия. Выбранная учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, показателей финансового состояния организации. Недостаточное внимание к ее формированию как важнейшему элементу системы бухгалтерского учета приводит к отрицательным последствиям. Противоречивость и непоследовательность учетного процесса, неполное отражение объектов учета и недостаточное обоснование способов его ведения, отсутствие упорядоченного документооборота влекут за собой искажение бухгалтерской отчетности и не могут служить источником достоверной и надежной информации о показателях деятельности организации. Поскольку каждая организация самостоятельно формирует свою учетную политику, она должна внимательно и серьезно подойти к этому процессу, учитывая все необходимые нормативные акты и не забывать о все большем влиянии международных стандартов.

Цель работы заключается в изучении строения учетной политики и особенностей ведения учетной политики в бюджетных организациях.

Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи:

1. рассмотреть сущность понятия и назначение учетной политики предприятия;

2. рассмотреть организационные аспекты учетной политики;

3. рассмотреть порядок формирования учетной политики;

4. рассмотреть порядок изменения учетной политики;

5. рассмотреть особенности ведения учетной политики в бюджетных организациях.

6. рассмотреть принципы формирования учетной политики в условиях сближения с МСФО

Глава 1. Понятие и назначение учетной политики

Раздел 1.1 Определение и назначение учетной политики предприятия

Под учетной политикой предприятия, применяемой для целей бухгалтерского учета в соответствии с п.2 ПБУ 1/98, понимается принятая совокупность способов (методов) ведения бухгалтерского учета.

Взаимосвязь метода бухгалтерского учета и учетной политики организации отражена на схеме 1.

МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА (взаимосвязанное отражение, обобщение и соизмерение в денежном выражении фактов хозяйственной жизни организации)

ПРИЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

первичное

наблюдение

стоимостное

измерение

текущая

группировка

итоговое

обобщение

документация

инвентаризация

оценка

калькуляция

счета

двойная запись

баланс

отчетность

Схема 1. Взаимосвязь метода бухгалтерского учета и учетной политики

Метод бухгалтерского учета заключается в совокупности следующих приемов: первичное наблюдение (документация и инвентаризация), стоимостное измерение (оценка и калькуляция), текущая группировка (счета и двойная запись), итоговое обобщение (баланс и отчетность). В практике конкретного предприятия каждый из перечисленных приемов может быть реализован по-разному.

Во втором разделе положения об учетной политике рассматривается формирование учетной политики. Учетная политика, являющаяся реализацией одного и того же метода бухгалтерского учета, обязательно будет отличаться на разных предприятиях. Возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов и др., особенности их использования - все это в целом составляет степень свободы предприятия в формировании учетной политики.

На выбор и обоснование учетной политики влияют следующие факторы:

· организационно-правовая форма (акционерное общество, государственное и муниципальное унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив и т.д.);

· отраслевая принадлежность и вид деятельности (промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, посредническая деятельность и т.д.);

· масштабы деятельности организации (объем производства и реализации продукции, численность работающих, стоимость имущества организации и т.д.);

· управленческая структура организации и структура бухгалтерии;

· финансовая стратегия организации, например, стремление организации к уменьшению налога с продаж и налога на имущество будет способствовать выбору таких вариантов учета, которые позволяют увеличить себестоимость - применение ускоренных методов амортизации основных средств. Если для организации, наоборот, важно иметь в отчетности высокие показатели прибыли и рентабельности, то она должна выбирать варианты учета и оценки объектов в учете, позволяющие уменьшить текущие затраты на производство продукции и ее реализацию, - понижающие коэффициенты амортизации, метод ФИФО при оценке израсходованных производственных запасов и т.п.);

· материальная база (наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники и т.д.);

· степень развития информационной системы в организациях, в том числе управленческого учета;

· уровень квалификации бухгалтерских кадров.

Исходя из вышеизложенного, при оформлении приказа об учетной политике по каждому из ее отдельных элементов может указываться законодательная норма, согласно которой регулируется возможность применения того или иного способа ведения учета или отражаться тот факт, что элемент учетной политики определен организацией самостоятельно.

Таким образом, учетная политика - это ряд процедур и методов бухгалтерского учета, выбранных и последовательно применяемых организацией, считающей, что именно данные процедуры и методы наилучшим образом, соответствующим условиям деятельности и требованиям полного представления результатов и финансового положения. А назначение же учетной политики состоит в том, чтобы четко объяснить пользователям бухгалтерской и налоговой отчетности, на основании каких конкретных правил сформирована отчетность организации.

Раздел 1.2 Организационные аспекты учетной политики организации

Учетная политика подлежит оформлению соответствующим организационно-распорядительным документом (приказом или иным письменным распоряжением руководителя), при этом утверждается: рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета; формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств; правила документооборота и технологии обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Наличие элементов организационного характера является обязательным. Приказ об учетной политике должен предусматривать ряд внутренних положений, оформляемых в виде приложений к данному приказу и регламентирующих вопросы организации и ведения учетной работы.

Организация учетной работы

1. Определяя учетную политику в части организации работы бухгалтерии, организация решает следующие вопросы:

схему ведения учета;

выделение подразделений на отдельный баланс;

уровень централизации учета;

систему внутрипроизводственного контроля.

2. Основным документом, регулирующим организацию учетной работы организации является Положение о бухгалтерской службе, которое определяет место и роль различных групп учета в структуре бухгалтерского учета.

3. Выбор организационной формы учета определяется, главным образом, объемами учетной работы и налоговых расчетов. Например, в составе бухгалтерской службы руководитель может ввести в штат должность бухгалтера по налоговым расчетам (группу налогового учета) или утвердить службу налогового учета как самостоятельное структурное подразделение.

4. Группа налогового учета может состоять из функциональных подгрупп - по принципу разделения хозяйственных операций, подлежащих отражению в бухгалтерском учете и требующих корректировки для целей налогообложения.

В функции группы налогового учета, кроме расчетов и корректировок, должна входить также проверка правильности оформления первичных бухгалтерских и организационно-распорядительных документов и контроль за правильностью отражения по счетам бухгалтерского учета хозяйственных операций, связанных с налоговыми расчетами.

5. Возможность выделения филиалов и иных обособленных структурных подразделений на отдельный баланс вытекает из содержания пункта 33 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Выделение целесообразно в случае территориальной обособленности структурных подразделений или обособленности их производственного и коммерческого процессов. При наличии у организации обособленных структурных подразделений Положением о бухгалтерской службе утверждается уровень централизации учетных работ.

6. Учет в организациях может быть организован по централизованной, децентрализованной или смешанной форме.

При централизованной форме все работы по текущему обобщению, систематизации информации, составлению бухгалтерских отчетов сосредоточены в центральной бухгалтерии.

При децентрализованной форме кроме центральной бухгалтерии в отдельных подразделениях создаются свои учетные подразделения. Они ведут законченный цикл учетных работ до составления отдельного баланса, данные которого включаются в общий баланс организации. Бухгалтерский баланс, составленный структурным подразделением характеризует имущественное и финансовое положение достаточно условно и представляет собой внутренний документ, являющийся частью баланса организации.

7. Для распределения функций между работниками бухгалтерской службы в организациях разрабатываются должностные инструкции.

8. Положение о бухгалтерской службе (включая обособленные структурные подразделения), должностные инструкции работников бухгалтерии утверждаться в качестве приложения к приказу об учетной политике.

9. Положение о бухгалтерской службе, а также должностные инструкции работников бухгалтерии оформляются по общей схеме и, как правило, включают в себя ряд разделов: общие положения; функции; права и обязанности; ответственность; взаимоотношения (служебные связи); организация работы. Применительно к должностям (а не к определенным фамилиям (лицам) целесообразно разработать перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.

В соответствии со статьей 6 Закона "О бухгалтерском учете" и п.9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации организация на основе утвержденного Минфином России Плана счетов бухгалтерского учета должна разработать собственный рабочий план счетов. Рабочий план счетов бухгалтерского учета организации содержит синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. В нем может быть использовано столько счетов и субсчетов, сколько необходимо для отражения хозяйственной деятельности. При необходимости для учета специфических операций организации могут вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов. Дополнительные счета первого порядка могут вводится только по согласованию с Минфином России. Основанием для появления таких счетов может служить появление новых видов имущества, обязательств и т.п. Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований анализа, контроля и отчетности. Организации могут уточнять содержание отдельных из них, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета. В рабочем плане счетов следует дать полную характеристику основным счетам, действующим в организации. Для выделения объектов налогового учета и обеспечения раздельного учета хозяйственных операций в соответствии с требованиями налогового законодательства используются специальные аналитические счета. Если организация не прибегает в своей деятельности к пункту 4 ст.13 Закона "О бухгалтерском учете" в приказе по учетной политике необходимо сделать запись, что организация руководствуется единым Планом счетов Минфина России. Рабочий план счетов может быть утвержден как приложение к приказу об учетной политике.

Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые (унифицированные) формы, содержащиеся в альбомах; формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; правила документооборота и технология обработки учетной информации являются обязательным элементом учетной политики организации.

Все хозяйственные операции, совершаемые организацией, должны оформляться оправдательными документами - первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. В организации могут применяться следующие виды первичных учетных документов:

учетные документы, составленные по форме, содержащейся в альбомах унифицированных типовых форм;

учетные документы, которые не предусмотрены типовыми формами.

При совершении операций, которые не могут быть оформлены унифицированными документами, организация может самостоятельно разработать свои формы первичных документов с соблюдением ряда обязательных реквизитов, установленных Законом "О бухгалтерском учете" для таких документов:

наименование документа;

код формы;

дата составления;

наименование организации от имени которой составлен документ;

содержание хозяйственной операции;

измерители хозяйственной операции;

наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность ее оформления;

личные подписи.

В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете и пункту 14 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Такой перечень, разработанный применительно к должностям, а не к определенным фамилиям (лицам) может быть утвержден в качестве приложения к приказу об учетной политике

Разработанные формы первичных документов, не входящие в число унифицированных, организация должна утвердить в виде приложения к приказу об учетной политике и довести до персонала, к примеру, в виде "Альбома форм первичных документов", единого для всех филиалов и структурных подразделений организации.

График документооборота в организации может быть утвержден как приложение к приказу по учетной политике.

Под технологией обработки учетной информации понимается совокупность используемых регистров, а также последовательность их составления.

Регистры бухгалтерского учета используются для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в отчетности. Применяемые формы бухгалтерского учета в организациях:

мемориально-ордерная;

Составляются мемориальные ордера, которые записывают в регистрационный журнал, а затем в Главную книгу.

журнально-ордерная;

Используются журналы-ордера, запись в которых ведется по кредитовому признаку, месячные итоги переносятся в Главную книгу.

Автоматизированная;

Применение средств автоматизации для ведения бухгалтерского учета не приводит к образованию новой формы учета, так как выходные учетные регистры формируются применительно к какой-либо из перечисленных форм учета (как правило, мемориально-ордерной) либо содержат в себе элементы всех форм учета (в этом случае возникает смешанная форма учета).

Среди элементов учетной политики могут быть указаны установленные в организации методы контроля, за совершением хозяйственных операций, их оформлением сотрудниками организации и способы контроля за их действиями.

К ним можно отнести:

порядок аттестации сотрудников бухгалтерских служб организации;

положение о службе внутреннего аудита;

привлечение аудиторских фирм не только для подтверждения годовой отчетности, но и для проведения проверки правильности совершаемых операций как с юридической. Так и с финансовой точки зрения.

Приказ об учетной политике организации может также содержать ссылки на ряд других положений, регламентирующих бухгалтерский и налоговый учет, оформленные в виде приложений к данному приказу. В качестве приложений к данному приказу могут выступать:

разработанная номенклатура учета материально-производственных запасов в разрезе наименований и (или) однородных групп (видов) для последующей организации учета материально-производственных запасов;

разработанная организацией номенклатура дел, формируемых в бухгалтерской службе с указанием сроков их хранения;

положения закрепляющие требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений (как это предусмотрено пунктом 3 ст.7 Закона "О бухгалтерском учете");

сроки и порядок выдачи наличных денежных средств под отчет сотрудникам оформления отчетов по их использованию (пункт 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного письмом Центрального банка РФ от 4 октября 1993 г.№18);

выписки из положений, регламентирующих формы и системы оплаты труда в организации в части, имеющей отношение к начислению заработной платы, компенсаций работникам и иным вопросам организации и ведения бухгалтерского учета.

Раздел 1.3 Общие положения по формированию учетной политики

Процесс формирования учетной политики состоит из следующих последовательных этапов:

1) определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;

2) выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;

3) выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;

4) идентификация потенциально пригодных для применения предприятием способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему метода учета и для каждого объекта учета;

5) отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения предприятием;

6) оформление избранной учетной политики.

В этой последовательности каждый этап является строго необходимым; каждый предыдущий этап обеспечивает осуществление последующего.

На первом этапе устанавливается предмет учетной политики, так как конкретное предприятие имеет свою специфическую совокупность объектов бухгалтерского учета (фактов хозяйственной деятельности).

В зависимости от состава объектов учета на следующем этапе выявляются конкретные условия, явления и процессы, которые оказывают влияние на разработку учетной политики.

Третий этап формирования подразумевает анализ общепризнанных допущений в построении учетной политики с точки зрения выявленной на предыдущем этапе совокупности факторов; при их адекватности эти допущения закладываются в основу учетной политики.

Четвертый этап заключается в отборе потенциально пригодных к использованию предприятием способов ведения бухгалтерского учета: отбор ведется из всего множества теоретически возможных способов, исходя из принятых на предыдущем этапе допущений и выявленных на втором этапе факторов выбора.

Следующий этап состоит непосредственно в выборе способов ведения учета для данного конкретного предприятия; выбор производится посредством проверки каждого способа, отобранного на предыдущем этапе, системой соответствующих критериев.

На заключительном этапе избранная учетная политика получает соответствующее оформление, с тем, чтобы она удовлетворяла формальным требованиям к ней.

Учетная политика представляет собой письменный документ, содержащий организационно-технические и методические основы организации бухгалтерского учета в организации и в обязательном порядке раскрывающий каждый из обязательных элементов учетной политики, предусмотренный действующим законодательством.

Знание налогового законодательства позволяет грамотно подойти к решению данного вопроса. Для того чтобы разумно подойти к расчету предполагаемых налогов следует с помощью учетной политики создать модель минимизации налогов, приемлемую для конкретной организации.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.