бесплатно рефераты
 

Учетная политика для налогового и бухгалтерского учета

Учетная политика для налогового и бухгалтерского учета

Содержание

Введение

Глава 1 Учетная политика предприятий: понятие и особенности формирования

1.1 Формирование учетной политики для целей бухгалтерского учета

1.2 Формирование учетной политики для целей налогообложения

Глава 2 Элементы учетной политики, формирующие особенности учета основных средств

2.1 Элементы учетной политики для целей бухгалтерского учета, формирующие особенности учета основных средств

2.2 Элементы учетной политики для целей налогообложения, формирующие особенности учета основных средств

Заключение

Список использованных источников

Приложение 1 Приказ "Об учётной политике" ООО "Городищеремтехснаб" № 45 от 30 декабря 2006 г…

Введение

Актуальность работы. В соответствии с действующим на сегодняшний день законодательством Российской Федерации организации всех форм собственности (за исключением бюджетных учреждений и кредитных организаций) должны формировать учетную политику для целей ведения бухгалтерского и, отдельно, налогового учета. Данное положение определено тем, что как в теории, так и на практике всегда существуют различные варианты бухгалтерской методологии, позволяющие при использовании различных учетных методов один и тот же факт хозяйственной жизни, представить и как прибыльную, и как убыточную операцию. Бухгалтерские приемы, формирующие оценку активов, порядок признания выручки и списания затрат, имеют непосредственную связь с налогообложением организации, с одной стороны, и финансовым положением организации, демонстрируемым учредителям (участникам), потенциальным инвесторам и кредиторам -- с другой.

Изменяя учетную методологию в дозволенных законом рамках, можно выбрать наиболее выгодный для себя способ ведения учета -- тот, который позволяет снизить налоговые платежи или достигнуть каких-либо иных целей, например, приукрасить финансовое положение.

Если нормативные документы содержат несколько вариантов отражения в учете тех или иных фактов хозяйственной жизни, то при отражении конкретных фактов бухгалтер может выбирать и использовать какой-либо из предложенных законодательством сценариев действия. Иногда нормативные документы вообще не дают конкретных предписаний относительно правил учета каких-либо фактов хозяйственной жизни. В п.8 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 09.12.98 г. №60н, оговорено, что если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, организация самостоятельно разрабатывает соответствующий способ, исходя из действующих положений по бухгалтерскому учету.

Выбор одного из предлагаемых нормативными документами вариантов методики учета конкретных операций, самостоятельная разработка способов ведения учета и обоснование отступлений от предписаний нормативных документов отображает значение учетной политики организации.

Анализ теоретических подходов, реальная ситуация в области формирования и применения учетной политики позволяют выделить проблему работы: каковы методы формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения.

Проблема исследования в ее целостности и взаимосвязи, определила выбор темы работы: "Учетная политика (основные средства).

Объект работы: Учетная политика организации

Предмет работы: Элементы учетной политики, формирующие особенности учета основных средств.

Цель работы: Рассмотреть особенности формирования учтенной политики для целей налогообложения и для бухгалтерского учета, в том числе для учета основных средств.

Задачи работы:

1. Рассмотреть понятие и особенности формирования учетной политики предприятий.

2. Рассмотреть элементы учетной политики, формирующие особенности учета основных средств

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников использованной литературы и 1 приложения.

Глава 1 Учетная политика предприятий: понятие и особенности формирования

1.1 Формирование учетной политики для целей бухгалтерского учета

Независимо от организационно-правовой формы и формы собственности каждая фирма должна разработать и принять учетную политику для целей бухгалтерского учета (п. 1 и 3 ПБУ 1/98). Принятая учетная политика обязательна для применения всеми подразделениями фирмы включая территориально отдаленные и выделенные на отдельный баланс (п. 10 ПБУ 1/98).

Принятую учетную политику нужно применять последовательно из года в год (п. 4 ст. 6 Закона "О бухгалтерском учете" (далее Закона) от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ).

Учетную политику можно менять или дополнять, если:

- меняются нормы законодательства, регулирующего порядок ведения бухучета;

- фирма внедряет новые способы ведения бухучета (например, переходит на компьютерную обработку данных);

- меняются условия работы фирмы (смена собственников, реорганизация, отказ от какой-либо деятельности, освоение новых видов бизнеса и т. д.).

Такие правила установлены пунктом 16 ПБУ 1/98.

Чтобы правильно и обоснованно отразить изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности, нужно выполнить следующие действия:

- определить перечень необходимых изменений и подготовить их обоснование;

- утвердить изменения в учетной политике приказом руководителя;

- сформировать бухгалтерскую отчетность на основе прежней учетной политики;

- определить, нужно ли пересчитывать показатели бухгалтерской отчетности. Если нужно, то предварительно следует определить период перерасчета и оценить возможность его проведения. По общему правилу перерасчет требуется проводить минимум за два года (п. 21 ПБУ 1/98). От этого правила можно отступить в двух случаях:

- если нормативным правовым актом, из-за которого меняется учетная политика, предусмотрен другой период или порядок перерасчета (п. 20 ПБУ 1/98);

- если перерасчет нельзя сделать с достаточной степенью точности (п. 21 ПБУ 1/98). Невозможность перерасчета должна быть обоснованна;

- пересчитать показатели исходя из того, что новая учетная политика применялась в течение всего периода перерасчета. Например, при смене метода оценки материалов ЛИФО на метод ФИФО нужно пересчитать стоимость материалов, списанных за весь период перерасчета, и их остатки. Поскольку это приведет к изменению остатков незавершенного производства, себестоимости и финансового результата, результаты перерасчета нужно сохранить. Они будут документальным обоснованием для изменений показателей отчетности;

- внести изменения в данные бухгалтерской отчетности за весь период перерасчета. Причем за год, предшествующий изменениям, для сопоставимости показателей нужно составить и промежуточные формы отчетности. Сдавать эти документы в налоговую инспекцию не нужно;

- отразить в бухучете разницу между фактическими данными и результатами перерасчета. Необходимые записи внесите в учет в межотчетном периоде между 31 декабря и 1 января. В итоге они не попадут в заключительное сальдо баланса за отчетный год, но будут включены во вступительное сальдо баланса следующего года. Различия между этими двумя показателями будут отражать денежную оценку изменений в учетной политике. Результаты переоценок отнесите на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". При переоценке статей баланса в межотчетные периоды можно использовать только этот счет. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 8 февраля 2002 г. № 16-00-14/42;

- раскрыть изменения учетной политики в пояснительной записке за отчетный год.

Такой порядок следует из пунктов 22 и 23 ПБУ 1/98.

Вновь созданная фирма должна утвердить учетную политику в течение 90 дней с момента государственной регистрации. Применять этот документ нужно с момента создания фирмы. Такой порядок установлен абзацем 2 пункта 10 ПБУ 1/98.

Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер, а утверждает руководитель фирмы (п. 5 ПБУ 1/98). Приказ об утверждении учетной политики можно составить в произвольной форме. Если фирма ведет бухучет на компьютере, то принятой учетной политике должно соответствовать используемое программное обеспечение.

Формирование учетной политики включает в себя выбор того или иного способа ведения бухучета из нескольких, предусмотренных законодательством. Если законодательством предусмотрен единственный способ учета конкретных операций, указывать его в учетной политике необязательно. Если способ учета той или иной операции нормативными документами не установлен, разработайте его самостоятельно. Такой порядок предусмотрен пунктом 8 ПБУ 1/98. Учетную политику необходимо составлять, исходя из определенных предположений (допущений) о будущей деятельности фирмы (п. 6 ПБУ 1/98). Например, с учетом предположения об имущественной обособленности, которое подразумевает, что на балансе фирмы отражается только ее собственное имущество. Если в дальнейшем такие предположения не будут соблюдаться, причину отклонений придется раскрывать в пояснительных записках к бухгалтерской отчетности. Точно так же нужно будет поступать, если при формировании учетной политики фирма исходила из других предположений (допущений) (п. 13 ПБУ 1/98). Например, если учетную политику составляет фирма-лизингополучатель, которая учитывает на своем балансе имущество лизингодателя.

Учетная политика должна включать в себя:

- рабочий план счетов;

- формы первичных документов, для которых нет унифицированных бланков;

- формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности (если фирма планирует ее составлять);

- порядок проведения инвентаризации;

- методы оценки активов и обязательств;

- порядок документооборота, технологию обработки учетной информации;

- другие элементы и принципы, влияющие на организацию бухучета.

Такие правила устанавливает пункт 5 ПБУ 1/98.

Учетная политика должна обеспечивать:

- полноту отражения всех факторов хозяйственной деятельности (в бухучете должны отражаться все операции без исключений);

- своевременный учет хозяйственных операций (все факты хозяйственной деятельности должны отражаться в тех периодах, в которых они имели место);

- приоритет содержания над формой. Например, операции, связанные с приемом-передачей арендованного объекта недвижимости, должны отражаться в бухучете независимо от даты госрегистрации договора аренды (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 февраля 2005 г. № А42-6647/03-20);

- соответствие данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;

- рациональное ведение бухучета (трудозатраты на получение информации должны быть сопоставимы с ее ценностью);

- большую готовность к признанию в учете возможных расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов (имеется в виду целесообразность создания резервов предстоящих расходов. Например, резерва под снижение стоимости материальных ценностей).

Такие требования установлены пунктом 7 ПБУ 1/98.

Элементы и принципы учетной политики, без которых нельзя достоверно оценить финансовое положение фирмы, нужно раскрывать в Пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности (п. 15 ПБУ 1/98). Как минимум в ней должны быть отражены:

- способы начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам;

- способы оценки производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции;

- порядок определения прибыли от реализации;

- другие элементы и принципы, которые, по мнению фирмы, влияют на принятие управленческих решений.

Такие правила установлены пунктами 11 и 12 ПБУ 1/98.

Кроме существенных элементов и принципов в Пояснительной записке к годовой отчетности нужно раскрыть все изменения в учетной политике, которые будут применяться в следующем году (п. 23 ПБУ 1/98).

В промежуточной (квартальной) отчетности нужно освещать изменения в учетной политике только в том случае, если они произошли в течение отчетного года. Такие правила установлены пунктом 15 ПБУ 1/98.

В состав бухгалтерской отчетности копии приказов об утверждении учетной политики для целей бухучета не входят. Поэтому по инициативе фирмы сдавать их в налоговую инспекцию не нужно.

1.2 Формирование учетной политики для целей налогообложения

В ряде случаев Налоговый кодекс РФ допускает различные варианты определения налогооблагаемой базы или уплаты конкретного налога. Выбрать один из возможных вариантов фирма должна самостоятельно. Сделанный выбор нужно закрепить в учетной политике для целей налогообложения, которая должна быть утверждена приказом руководителя фирмы.

В Налоговом кодексе РФ не указано лицо, ответственное за разработку налоговой политики фирмы. Поэтому руководитель может поручить эту работу любому сотруднику, разбирающемуся в налогообложении. Как правило, предпочтение отдают главному бухгалтеру.

Учетную политику должен утвердить руководитель фирмы приказом. Приказ составляется в произвольной форме. Положения учетной политики можно включить как в текст приказа, так и оформить в виде приложения к нему.

Вновь созданные фирмы должны утвердить учетную политику не позднее того периода, за который они впервые определят базу по налогу на прибыль. Такой вывод следует из статьи 313 Налогового кодекса РФ. Это связано с тем, что для того чтобы рассчитать налоговую базу, потребуются данные налогового учета, которые нужно сформировать на основе утвержденной налоговой политики.

Разработанную налоговую политику применяют последовательно из года в год с момента создания фирмы и до ее ликвидации. То есть составлять новую учетную политику каждый год не нужно. Применяют учетную политику до тех пор, пока в нее не будут внесены изменения.

Основная часть решений, которые необходимо принять при формировании учетной политики для целей налогообложения, связана с ведением налогового учета для расчета налога на прибыль.

Учетная политика для целей налогообложения по налогу на прибыль устанавливает порядок ведения налогового учета (ст. 313 НК РФ).

Чтобы сформировать учетную политику для расчета налога на прибыль, нужно выбрать из возможных вариантов учета, предлагаемых главой 25 Налогового кодекса РФ, один. Разработанная учетная политика должна содержать:

- элементы налогового учета, выбор которых прямо указан в законодательстве (например, метод оценки материалов при их списании в производство (п. 8 ст. 254 НК РФ));

- самостоятельно разработанные методы учета, если их разработка возложена на фирму (например, список прямых расходов для расчета налога на прибыль (п. 1 ст. 318 НК РФ));

- обоснование используемого метода (т. е. ссылки на законодательство, позволяющие его использовать).

В частности, в этом разделе учетной политики нужно определить:

- порядок признания доходов и расходов (кассовый метод, метод начислений);

- состав и порядок создания резервов;

- способ начисления амортизации по основным средствам;

- условия применения амортизационной премии;

- способ оценки покупных товаров при их реализации;

- способ оценки материалов при отпуске в производство;

- перечень прямых расходов;

- порядок перечисления авансового платежа;

- порядок формирования регистров налогового учета.

В разделе учетной политики, связанном с начислением и уплатой НДС, нужно определить:

- порядок ведения раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения;

- порядок ведения раздельного учета "входного" НДС по товарам (работам, услугам), предназначенным для реализации на внутреннем рынке и для поставок на экспорт;

- порядок ведения журнала полученных счетов-фактур.

Фирма вправе изменить принятую учетную политику. Это возможно, если меняются нормы законодательства, влияющие на порядок расчета и уплаты налогов, или если фирма решила отказаться от каких-либо вариантов, выбранных ранее. Все изменения и дополнения, которые вносятся в учетную политику, должны быть утверждены приказом руководителя фирмы.

Налоговый кодекс РФ не содержит требования о представлении в инспекцию учетной политики для целей налогообложения. Однако в случае изменения учетной политики в связи с вступлением в силу поправок в законодательство, а также при проведении выездной проверки налоговые инспекторы могут потребовать у фирмы копию приказа по учетной политике (п. 1 ст. 93 НК РФ, письма Минфина России от 28 октября 2005 г. № 03-03-04/1/317 и УФНС России по г. Москве от 18 августа 2005 г. № 19-11/58754).

В течение 10 рабочих дней после того, как из инспекции получено письменное требование, фирма обязана представить копию приказа об утверждении учетной политики. Такие правила установлены пунктом 12 статьи 89 и пунктом 3 статьи 93 Налогового кодекса РФ.

В рамках камеральной проверки перечень требуемых документов ограничен. Налоговая инспекция может запросить учетную политику только при камеральной проверке: налогов, связанных с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ); вычетов по НДС (п. 9 ст. 88 НК РФ).

Избрав конкретный вариант учетной политики, использовать другой механизм налогообложения нельзя (определение Конституционного суда РФ от 12 мая 2005 г. № 167-О). Однако утвержденную учетную политику можно корректировать. Учетную политику для целей налогообложения можно изменить или дополнить.

Для этого нужно:

- подготовить текст изменений или дополнений с их обоснованием;

- определить дату вступления изменений в силу (например, 1 января следующего года);

- проверить ограничения, связанные c продолжительностью применения отдельных методов налогового учета (некоторые методы фирма должна применять, не изменяя, в течение нескольких налоговых периодов);

- утвердить изменения или дополнения в учетной политике приказом руководителя.

Изменения в учетную политику можно внести в двух случаях:

- при смене фирмой выбранного метода учета;

- в случае изменения законодательства о налогах и сборах.

В зависимости от причины, вызвавшей изменения в учетной политике, они вступят в силу в разное время:

- при смене метода учета - с начала нового налогового периода (с 1-го января года, следующего за внесением изменений);

- при изменении законодательства - не ранее даты вступления изменений в силу.

В течение календарного года изменить учетную политику по иным основаниям, кроме изменения законодательства, нельзя. Если законодательные поправки вступают в силу задним числом (с начала текущего года), изменения в учетную политику также могут действовать с начала года. Сдавать уточненные декларации при этом не надо, учтите изменения при составлении декларации за текущий отчетный (налоговый) период (письмо Минфина России от 28 октября 2005 г. № 03-03-04/1/317).

В ряде случаев Налоговый кодекс РФ накладывает ограничения на время, в течение которого фирма должна следовать выбранному методу учета. Так, в течение двух налоговых периодов подряд нельзя изменить метод:

- оценки остатков незавершенного производства (п. 1 ст. 319 НК РФ);

- формирования покупной стоимости товаров (ст. 320 НК РФ).

Дополнения в учетную политику нужно внести, если у фирмы появятся новые виды деятельности. В таком случае в учетной политике пропишите принципы и порядок налогообложения новых операций. Дополнения вступят в силу с того отчетного периода, в котором у фирмы возник новый вид деятельности.

Изложенный порядок внесения изменений или дополнений в учетную политику фирмы прописан в статье 313 Налогового кодекса РФ.

Глава 2 Элементы учетной политики, формирующие особенности учета основных средств

2.1 Элементы учетной политики для целей бухгалтерского учета, формирующие особенности учета основных средств

Представим элементы учета основных средств в учетной политике для целей бухгалтерского учета в таблице 1 для большей наглядности.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.