| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Теоретические основы контрольно-ревизионной деятельностиТеоретические основы контрольно-ревизионной деятельности22 Содержание Введение 1. Особенности организации ревизии на объектах разных организационно-правовых форм и форм собственности 1.1 Содержание и задачи ревизии 1.2 Виды и формы финансового контроля 1.3 Органы, осуществляющие ревизию и контроль на акционерных обществах 2. Проверка правильности учета основных средств в ОАО «Нижняя Ельцовка» 2.1 Инвентаризация основных средств 2.2 Проверка правильности отнесения имущества к основным средствам 2.3 Проверка формирования первоначальной стоимости основных средств 2.4 Составление записей в ведомость нарушений Заключение Список литературы Приложения Введение Переход к рыночной экономике потребовал использование новых подходов к управлению. Организациям предоставлено право самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность на основе отношений собственности. В этой связи становиться необходимым организация контроля, которая бы обеспечивала соответствие выполняемых действий принятым управленческим решениям. Наряду с этим остались государственные структуры, которые по-прежнему выполняют контрольные функции на макроуровне, без которых невозможно существование современного государства. Учебная дисциплина «Контроль и ревизия» относится к ряду предметов, определяющих выбранную студентом специальность. В связи с этим важное значение в формировании любой научной и учебной дисциплины имеет четкое определение ее места в системе наук, линий ограничения во взаимосвязи со смежными дисциплинами. В основу процесса специализации экономических дисциплин положен принцип охвата каждой из них определенного комплекса экономических отношений и закономерностей, конкретной сферы или стороны производственных отношений. Функциональные экономические дисциплины изучают закономерности проявления экономических законов развития общества и пути их использования в определенной сфере экономической деятельности. Отраслевые экономики исследуют специфические особенности развития производственных отношений в отдельных отраслях в их взаимосвязи производительными силами и техникой производства. Контроль и ревизия как научная дисциплина - это система специальных знаний о принципах и методах изучения законности, достоверности и экономической целесообразности хозяйственных и финансовых операций и процессов производственных организаций на основе использования учетной, отчетной и плановой и другой экономической информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля. Курс « Контроль и ревизия» как отрасль экономических знаний занимает особое место в системе экономических дисциплин. В его сферу входит изучение вопросов методологии и организации контроля и ревизии ФХД организаций. Освоение курса « Контроль и ревизия» позволит овладеть основными приемами и техникой контроля, научиться выявлять ошибки и нарушения в работе организации, приобрести навыки работы организации с нормативными документами. Целью данной работы является освоение теоретических основ и получение практических навыков в области ведения контрольно-ревизионной деятельности. Задачами работы являются: - определение сущности ревизии и контроля; - перечисление основных типов объектов и субъектов контрольно-ревизионной деятельности; - выявление особенностей организации ревизии на объектах разных организационно-правовых форм и форм собственности; - проведение проверки правильности учета основных средств на коммерческом предприятии. 1. Особенности организации ревизии на объектах разных организационно-правовых форм и форм собственности 1.1. Содержание и задачи ревизии Понятие «контроль» означает комплексное изучение различных аспектов деятельности экономических субъектов: экономической эффективности и законности осуществляемых хозяйственных операций, достоверности учетной и отчетной информации о хозяйственных и финансовых действиях при сопоставлении с фактическим состоянием объектов контроля. Составной частью контроля является ревизия, в основе процесса ревизии лежи изучение документов, в которых отражены хозяйственные, денежные и финансовые операции. В ходе ревизии используется один из методов фактического контроля -- инвентаризация. Главная цель ревизии -- обстоятельное изучение деятельности акционерных обществ, выявление фактов искажения отчетных данных и хищений собственности акционеров, а также разработка мероприятий по предотвращению хищений и порчи выпускаемой продукции и материалов, по сбережению денежных средств и финансовых ресурсов. Различают следующие виды ревизии: 1. по ведомственным признакам: ведомственные, вневедомственные и смешанные; 2. по организационным признакам: плановые, внеплановые и перманентные; 3. по степени охвата проверяемых объектов: сплошные ревизии, выборочные и комбинированные. 4. по масштабам проверок: комплексные, некомплексные и тематические ревизии; 5. В зависимости от звенности ревизуемых объектов: отраслевые, сквозные и однозвенные ревизии. В теории и практики контроль - ревизионной деятельности выделяют такие этапы: * Планирование ревизии; * Составление программы проведения ревизии; * Организация работы на месте ( объекте ревизии); * Документальная и фактическая проверки; * Систематизация материалов ревизии и составления акта; * Согласование и обсуждение результатов ревизии на предприятии; * Контроль за выполнением решений принятых по материалам ревизии. При проведении ревизий должна быть установлена достоверность информации, содержащейся в первичных и сводных документах, учетных регистрах и отчетности. При этом ревизоры определяют правильность корреспонденции счетов, отражающих хозяйственные операции (движение материальных и финансовых ресурсов). Важной задачей ревизии и контроля является снижение вероятности ухудшения экономических показателей. При этом особое значение приобретает выявление зарождающихся отрицательных тенденций, которые мот повлиять на эффективность хозяйственной деятельности. Задачи ревизионной службы - правильность оформления первичных документов, определения их юридической силы, установления своевременности и точности составления учетных регистров, изучения обоснованности расчетов нормативной естественной убыли и снижения качества продукции. 1.2 Виды и формы финансового контроля Успешность и эффективное выполнение задач в различных сферах экономики и финансов зависит от соответствующей организации и видов финансового контроля, форм и методов его проведения. В зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности применяются те или иные виды контроля, при этом ревизия осуществляется различными субъектами. Формы и порядок осуществления финансового контроля органами исполнительной власти, органами местного самоуправления устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и органов местного самоуправления. Общее, что объединяет все виды государственного финансового контроля, - это единство содержания, предмета и метода. В зависимости от сферы применения различают следующие виды финансового контроля: государственный, муниципальный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый, или аудит. Государственный финансовый контроль -- это контроль, осуществляемый органами государственной власти в соответствии с законодательно наделенными полномочиями. Муниципальный финансовый контроль - это контроль, осуществляемый органами контроля муниципальных образований. Ведомственный финансовый контроль - это финансовый контроль, проводимый контрольно-ревизионными подразделениями министерств и ведомств внутри их поля деятельности. Внутрихозяйственный финансовый контроль - это финансовый контроль, осуществляемый финансово-экономическими службами экономических субъектов. Объектом контроля в данном случае выступает финансовая деятельность экономического субъекта. Независимый финансовый контроль - это контроль, осуществляемый аудиторами и аудиторскими организациями. Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия ими финансовых и хозяйственных операций законодательным и нормативно-правовым действующим актам. Можно провести более крупное деление видов контроля и сказать, что существует ревизионная и аудиторская деятельность. Основные различия между этими двумя формами контроля рассмотрены в таблице 1. Таблица 1. Отличительные признаки аудита и ревизии
Ревизия выступает одним из важнейших методов финансового контроля и представляет проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций за отчетный период. Ревизии проводят разные контролирующие органы, прежде всего финансовые, а также органы государственного управления в отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетентных органов, в том числе правоохранительных. Аудиторские проверки проводятся в отношении, как правило, частных организаций. При этом инициативный (необязательный) аудит могут проводить организации любых организации любых организационно-правовых форм, а в отношении некоторых (например, открытых акционерных обществ) предусмотрен обязательный аудит, осуществляемый раз в год для подтверждения достоверности финансовой отчетности, которая публикуется вместе с аудиторским заключением. В связи с тем, что объем контрольной работы ограничен, рассмотрим далее организацию контрольной деятельности на акционерных обществах, т.к. именно эта форма собственности является наиболее сложной (в т.ч. и в отношении контрольных процедур) и распространенной среди крупных предприятий как в нашей стране, так и во всем мире. 1.3 Органы, осуществляющие ревизию и контроль на акционерных обществах В соответствии с действующими нормативными актами проверка финансовой и хозяйственной деятельности акционерных обществ финансовыми, статистическими, кредитными и правоохранительными органами, налоговой, санитарной, пожарной и другими инспекциями, а также контрольными органами пенсионного, социального и медицинского страхования. Наряду с этими органами проверку акционерных обществ проводят ревизионные комиссии этих обществ. Финансовые органы (налоговые инспекции) осуществляют контроль за доходами акционерных обществ и их взаимоотношениями с бюджетом. С этой целью проводятся проверки (и прежде всего документальные) достоверности данных, содержащихся в регистрах налогового учета о реализации выпускаемой продукции; контролируется правильность определения суммы прибыли, а также их алгебраических слагаемых (средних покупных и реализационных цен, издержек обращения по реализованной продукции, штрафов полученных и уплаченных). Статистические органы обязаны периодически проверять достоверность данных бухгалтерской и статистической отчетности, предотвращать составление и представление незаконной (неутвержденной) отчетности. Кредитные органы (банки) осуществляют контроль финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ. Они проверяют полноту и своевременность сдачи денег, соблюдение лимита наличных денег, соблюдение кассовой, расчетной и платежной дисциплины. Учреждения банка контролируют обеспеченность кредитов, своевременность их погашения, оказывают помощь в анализе финансового состояния акционерного общества. 2. Проверка правильности учета основных средств в ОАО «Нижняя Ельцовка» 2.1 Инвентаризация основных средств Рассмотрим деятельность ревизионной комиссии, созданной в ОАО «Нижняя Ельцовка» в соответствии с Уставом общества в составе, утвержденном на очередном общем собрании акционеров общества. Деятельность ревизионной комиссии основана на Уставе общества, действующем законодательстве РФ, внутренних распорядительных документах общества. В отношении проверок правильности ведения бухгалтерского учета ревизионная комиссия руководствуется нормативной базой, регулирующей бухгалтерский учет на всех уровнях: - Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» - совокупность ПБУ (стандартов бухгалтерского учета) - нормативные акты Минфина РФ; - нормативные документы по ведению учета в ОАО «Нижняя Ельцовка». Инвентаризация основных средств проводится один раз в год перед составлением годовой отчетности. Внеочередные инвентаризации проводятся в случаях, если существуют факты или подозрения на хищение, раскомплектацию или иные несоответствия физического состояния основных средств данным учета. Инвентаризация инициируется приказом генерального директора (Приложение 1). Инвентаризация основных средств проводится в соответствии с методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49). До начала инвентаризации необходимо проверить: а) наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета; б) наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации; в) наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление. При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения. При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации. Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации. В ходе инвентаризации была составлена инвентаризационная ведомость (Приложение 2). При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. В нашем случае в учете не отражены кулеры в количестве 2 шт. В соответствии с документами, эти объекты не принадлежат ОАО и являются арендованными. Однако, по указанным объектам должна составляться отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду. Не проверена работоспособность сканера Астра 1600 (инв. № 7) при обнаружении внешних повреждений. На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия должна составить отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.). В нашем случае Масл.обогреватель ОМАЗКС2 (инв. № 89) находится в нерабочем состоянии, однако, комиссия не составила соответствующих документов. По результатам инвентаризации выявлена недостача одного калькулятора Ситизен 762 (инв. № 113), а также несоответствие фактического местонахождения основных средств учетным данным. Однако, до сих пор нет никаких документов, подтверждающих то, что бухгалтерия исправила данные недочеты и отразила недостачу одного объекта. В составе комиссии отсутствует представитель бухгалтерии. Также инвентаризация проводилась в отсутствии материально ответственных лиц, за которыми закреплены основные средства. В качестве рекомендации можно выразить следующее мнение: форма инвентаризационной ведомости должна быть дополнена графой «МОЛ» или «Ответственный», либо для каждого ответственного составляется отдельная ведомость. В ведомостях должны быть подписи данных лиц, а сами ответственные лица должны присутствовать при проведении инвентаризации вверенных им объектов. Кроме того, машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации - изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д. Беглый анализ инвентарной ведомости показывает, что в организации на 7 компьютеров приходится всего 2 монитора. Это означает, что либо инвентаризация осуществлена не достаточно тщательно, либо то, что мониторы находятся в составе компьютеров и носят тот же инвентарный номер, что нежелательно, т.к. монитор является законченным объектом со своими функциями и может использоваться совместно с любым другим компьютером. 2.2 Проверка правильности отнесения имущества к основным средствам В положении по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 указано, что при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий: а) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации; б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов; г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. В соответствии с данными установками можно сделать следующие замечания. Кабель витая пара (инв. № 13) скорее всего, должен был быть отнесен на материалы в момент его прокладки (используется для создания компьютерной сети) и быть введенным в эксплуатацию в составе улучшений здания офиса или в составе компьютерной сети. В процессе инвентаризации не представляется возможным убедиться в присутствии в наличии данного объекта основных средств. Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||||||||||||||||||||||||||||||||
|