| |||||
МЕНЮ
| Содержание аудита, его компонентыапреле-июне 1999 года Министерство Финансов РК разработало, утвердило и зарегистрировало 12 положений (стандартов), устанавливающих основные правила проведения аудита. Эти стандарты были признаны нормативными актами и включены в состав законодательства РК об аудите.В 2006 году принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам аудиторской деятельности» Закон Республики Казахстан от 05.05.2006 № 139-3. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам аудиторской деятельности», согласно которому аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита. Однако, Международные стандарты аудита не имеют статуса нормативного правового акта и не являются частью законодательства РК. Таким образом, Казахстанские стандарты по аудиту и Международные стандарты аудита могут быть использованы только в качестве рекомендательных документов, но не в качестве официальных документов, регламентирующих порядок проведения аудита с целью подтверждения финансовой отчетности компаний. Единственным легитимным документом, имеющим силу нормативного акта и на основании которого должны проводиться аудиторские проверки и составляться аудиторские отчеты по подтверждению финансовой отчетности субъектов в РК, являются положения (стандарты), принятые МФ РК в 1999 году Наталья Скала. Проблемы применения МСФО и МСА в национальной системе учета РК// Учет и аудит Казахстана. - №11, 2008. - с.5-7.3.6 Аудиторский отчетРезультаты аудиторской проверки отображаются в аудиторском отчете. Аудиторский отчет содержит сведения о состоянии учета, внутреннего контроля, достаточность и достоверность финансовой отчетности. В связи с тем, что содержание аудиторского отчета зависит от конкретных обстоятельств и результатов проверки, он составляется по произвольной форме. Аудиторский отчет составляется только для заказчика.Аудиторский отчет включает общую (вступительную), аналитическую и итоговую части.Во вступительной части указываются место и дата составления отчета, название аудиторской организации и ее адрес, период, за который осуществляется проверка, состав учетной и отчетной документации, ссылка на Законы и стандарты бухгалтерского учета и аудита, Национальные нормативы аудита, которыми руководствовался аудитор.В аналитической части аудиторского отчета приводят результаты проверки бухгалтерского учета и финансовой отчетности, состояния внутреннего контроля, способ проверки (сплошной, выборочный), факты нарушений законодательных, других нормативно-правовых актов и установленных правил ведения бухгалтерского финансового учета и составления финансовой отчетности.Третья, итоговая часть аудиторского отчета включает выводы по результатам аудиторской проверки.В качестве примера, иллюстрирующего структуру аудиторского отчета в Приложении 2 приведен аудиторский отчет по итогам проверки финансовой отчетности Акционерного Общества «Управляющая компания «Дельта-инвест» за 2007 год.Аудиторский отчет - это открытая информация, которая должна быть доступна всем желающим внешним пользователям финансовой отчетности. Доступность аудиторских отчетов должна обеспечиваться их публикацией в экономической прессе вместе с соответствующими финансовыми отчетами. Аудиторский отчет является независимым свидетельством достоверности и объективности финансовой отчетности.Аудиторский отчет считается модифицированным в следующих случаях: 1) аспекты, не влияющие на мнение аудитора; а) приведение в качестве примера параграфа, привлекающего внимание к какому-либо аспекту; 2) аспекты, влияющие на мнение аудитора; а) условное мнение; б) отказ от выражения мнения; в) отрицательное мнение. Единообразие формы и содержания каждого типа модифицированного заключения облегчит понимание этих заключений пользователями. Исходя из международного опыта, применяются четыре варианта аудиторского заключения: 1) безусловное (без оговорок); 2) условное (с оговорками); 3) отказное; 4) отрицательное. Безусловный отчет (мнение без оговорок) дается тогда, когда у аудитора в результате проверки отсутствуют какие-либо замечания по поводу отчетности и порядка учета, никаких нарушений им не замечено. Аудитор делает вывод, что финансовые отчеты представляют точную и достоверную картину (или точно представлены во всех существенных аспектах) в соответствии с установленной основой представления финансовой отчетности. Условный отчет (условное мнение) составляется в том случае, если аудитор приходит к выводу, что безусловное мнение не может быть составлено, но влияние разногласия с руководством или ограничение на масштаб аудиторской проверки не является столь существенным, чтобы составить отрицательный отчет или отказаться от составления отчета. Отказ от составления отчета (отказ от выражения мнения) делается в том случае, если влияние ограничения масштаба аудиторской проверки является столь существенным и значительным, что аудитор не в состоянии получить достаточные и соответствующие аудиторские доказательства. Отрицательный отчет (отрицательное мнение) составляется в том случае, если аудитор считает, что финансовая отчетность до такой степени существенно искажена, что ее нельзя считать объективно отражающей финансовое состояние субъекта и что составление отчета с оговоркой недостаточно.ЗаключениеВ настоящей работе проведено курсовое исследование по теме: «Содержание аудита, его компоненты».Законодательство Республики Казахстан об аудиторской деятельности основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Законом Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности» и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности» аудит представляет собой проверку финансовой отчетности и прочей информации хозяйствующих субъектов с целью выражения независимого мнения в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Казахстан. Назначение аудита едино в любой стране мира -- это независимая оценка по состоянию бухгалтерского учета публичных компаний. Значение аудита состоит в том, что он не только является независимой проверкой финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, но и дает рекомендации и предложения по совершенствованию этой деятельности, расширению аудиторских услуг и созданию аудиторских компаний и фирм на международном уровне. Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Республике Казахстан. Задачи аудита связаны с целью проведения аудита. Основными задачами аудиторской деятельности являются: ѕ проверка законности финансово-хозяйственных операций; ѕ проверка состояния бухгалтерского учета и отчетности; ѕ проверка достоверности важнейших показателей отчетности, включая баланс, отчет о финансовых результатах и др.; ѕ исследование хозяйственной деятельности с целью выявления внутрипроизводственных резервов; ѕ проверка состояния и эффективности использования ресурсов (трудовых, финансовых, материальных). Конечная цель аудита -- анализ финансового состояния организации, ее финансовой устойчивости и кредитоспособности. Аудит подразделяют на: внутренний, внешний, инициативный и обязательный. Внутренний аудит рассматривается как часть общей системы управления и контроля за производственно-хозяйственной деятельностью организации. Внешний аудит -- это независимый контроль, проводимый высококвалифицированными специалистами в области учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности на договорной основе. Инициативный аудит (или добровольный) -- это проверка финансово хозяйственной деятельности клиента по его желанию. Обязательный аудит проводится в порядке и случаях, которые предусмотрены законодательными актами Республики Казахстан. В Республике Казахстан обязательному ежегодному аудиту подлежат: ѕ банки; ѕ кредитные товарищества; ѕ организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, и организации, осуществляющие деятельность на рынке ценных бумаг; ѕ страховые организации, накопительные пенсионные фонды, компании по управлению пенсионными активами, инвестиционные фонды; ѕ субъекты естественной монополии; ѕ предприятия с иностранным участием; ѕ открытые народные общества. Различают несколько типов проведения аудита: операционный аудит, аудит на соответствие, аудит финансовой отчетности. Предметом аудита является осуществление на договорной и конфиденциальной основе независимой экспертизы и анализа бухгалтерской отчетности и другой экономической информации о деятельности хозяйствующего субъекта с целью объективной оценки ее полноты, точности и достоверности. Объектом аудита является конкретные хозяйствующие субъекты рыночной экономики - индивидуальные предприниматели и организации. Аудит как практика представляет собой вид предпринимательской деятельности, играющий важную роль в рыночной экономике. Он выполняет ряд функций: экспертную, аналитическую, консультативную и производственную. Согласно ст.4 Закона Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности» основными принципами аудиторской деятельности являются: ѕ независимость; ѕ объективность; ѕ профессиональная компетентность; ѕ конфиденциальность; ѕ честность; ѕ соблюдение стандартов организаций и Кодекса этики аудиторов. В рамках определения содержания аудита можно выделить ряд ключевых компонентов, каковыми являются: 1) хозяйствующий субъект; 2) информация; 3) квалификация аудитора; 4) сбор и оценка фактов; 5) стандарты или критерии; 6) аудиторский отчет. Реализация комплекса данных компонентов обеспечивает функционирование системы аудита как единого целого. Проведенное курсовое исследование позволило выявить ряд проблем, связанных с аудитом в Республике Казахстан. А именно: ѕ Международные стандарты аудита, в соответствии с которыми должна осуществляться аудиторская деятельность в Республике Казахстан, не имеют статуса нормативного правового акта и не являются частью законодательства РК; ѕ проблема отсутствия в Республике Казахстан достаточного количества квалифицированных аудиторов, владеющих современными навыками аудита финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами аудита. Предложения по решению выявленных проблем: ѕ придать Международным стандартам аудита статус нормативного правового акта Республики Казахстан или переработать действующие Положения (стандарты) по аудиту на предмет их соответствия Международным стандартам аудита и принять их в качестве официальных стандартов РК по аудиту; ѕ организация повышения квалификации преподавателей сформированной сети образовательных организаций с целью изучения ими Международных стандартов аудита; ѕ переориентация учебных программ средних и высших учебных заведений, а также программ подготовки профессиональных аудиторов на углубленное изучение Международных стандартов аудита и формирование навыков применения их на практике; ѕ обновление и разработка нового учебно-методического обеспечения по Международным стандартам аудита в образовательном процессе для обучающихся аудиту. Список использованной литературы1. Абдыкалыков Т.А. Учет и аудит: Учебное пособие. - Алматы: Издательство Казахского Национального Университета имени Аль-Фараби, 2005. - 212 с. 2. Аудит. 2-е изд., пер и доп. Под ред. Подольского В.И. - М.:Экономистъ; 2007 г., 543 с. 3. Аудит. Учебник 3-е изд., перераб.и доп; Мерзликина Е.М., Никольская Ю.П.- Инфра-М; 2008 г., 368 с. 4. Березюк В.И. Аудит: Учебное пособие. - Караганда, 2006 - 214 с. 5. Богданова Е.П., Литвин Д.В. Аудит. - Маркет ДС; 2008 г., 256 с. 6. Вещунова Н.Л., Кочинев Ю.Ю. Аудит: теория, организация, документация. - Питер, 2002 г., 304 с. 7. Закон Республики Казахстан от 05.05.2006 № 139-3. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам аудиторской деятельности» 8. Закон Республики Казахстан от 20 ноября 1998 года N 304-1 «Об аудиторской деятельности» (внесены изменения Законами Республики Казахстан от 18.12.2000 г. N 128-II; от 15.01.2001 г. N 139-II; от 02.03.2001 г. N 162-II) 9. Калистратов Л.М. Аудит. - Издательский дом «Дашков и К»; 2008 г., 256 с 10. Кодекс этики аудиторов Республики Казахстан. Принят на конференции Палаты аудиторов Республики Казахстан 20-21 июля 1995 г. 11. Кочинев Ю.Ю. Аудит. - Санкт-Петербург: «Питер», 2005. - 400 с. 12. Мадиева К.С. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «Бухгалтерский учет и аудит». - Караганды: Издательство Карагандинского Экономического Университета, 2006 - 110 с. 13. Международные стандарты аудита в Казахстане. - Алматы: Издательство БИКО, 2001 - 116с. 14. Наталья Скала. Проблемы применения МСФО и МСА в национальной системе учета РК// Учет и аудит Казахстана. - №11, 2008. - с.5-7 15. Нурсеитов Э.О. Аудит: Краткое руководство. - Алматы, ТОО «Издательство LEM», - 2007.-220 с. 16. Парушина Н.В., Суворова С.П. Международные стандарты аудита. - Инфра-М, Форум, 2007 г., 320 с. 17. Пугачев В.В. Международные стандарты аудита. Учебно-справочное пособие. - Москва: Финансы, 2006. 18. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. Экономика и управление. - М., 2005 19. Ситнов А.А. Международные стандарты аудита. - ФБК-ПРЕСС; 2005 г., 208 с. 20. Торшаева Ш.М. Теория аудита: Учебно-практическое пособие для ВУЗов Караганда: КУБУП,2000 г - 150 с. ПриложениЯПриложение 1 Казахстанские стандарты аудита 1. Положение (стандарт) аудита 1 «Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности» 2. Положение (стандарт) аудита 2 «Условия проведения аудита» 3. Положение (стандарт) аудита 3 «Контроль качества аудиторской деятельности» 4. Положение (стандарт) аудита 4 «Документация» 5. Положение (стандарт) аудита 5 «Аудиторское заключение по финансовой отчетности» 6. Стандарт аудита 6 (КСА 6/МСА 31) «Соблюдение законов и положений при аудите финансовых отчетов» (принят на конференции Палаты аудиторов 20 - 21 июля 1995 г.) 7. Положение (стандарт) аудита 7 «Планирование» 8. Положение (стандарт) аудита 8 «Знание бизнеса клиента» 9. Положение (стандарт) аудита 9 «Оценка рисков и внутренний контроль» 10. Положение (стандарт) аудита 10 «Аудиторские доказательства»11. Положение (стандарт) аудита 11 «Первая аудиторская проверка, сальдо счетов на начало периода»12. Положение (стандарт) аудита 12 «Заявления руководства»Приложение 2 и.о.Директора ТОО НАК «Центраудит-Казахстан» (Государственная лицензия на занятие аудиторской деятельностью № 0000017 от 27 декабря 1999 года) ________________Шмидт О.И. 28 марта 2008 года Акционерам Акционерного Общества «Управляющая компания «Дельта-инвест « аудиторский отчет Мы провели аудит прилагаемой финансовой отчетности Акционерного Общества «Управляющая компания «Дельта-инвест», состоящей из баланса по состоянию на 31 декабря 2007 года, отчета о прибылях и убытках, отчета об изменениях в собственном капитале, отчета о движении денежных средств за год, окончившийся на указанную дату, а также краткого описания существенных элементов учетной политики и прочих пояснительных примечаний. Ответственность руководства субъекта за финансовую отчетность Ответственность за подготовку и справедливое представление этой финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности в формате, утвержденном Постановлением Национального Банка РК № 168 от 15 декабря 2004 года несет руководство Общества. Эта ответственность включает: разработку, внедрение и поддержание внутреннего контроля, связанного с подготовкой и справедливым представлением финансовой отчетности, не содержащей существенных искажений, вызванных мошенничеством или ошибкой, выбор и применение надлежащей учетной политики; и обоснованность расчетных оценок. Ответственность аудитора Наша ответственность заключается в выражении мнения об этой финансовой отчетности на основе проведенного нами аудита. Мы провели аудит в соответствии с Международными стандартами аудита. Данные стандарты обязывают нас выполнять этические требования, а также проводить аудит таким образом, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что финансовая отчетность не содержит существенных искажений. Аудит включает выполнение процедур для получения аудиторских доказательств по суммам и раскрытиям информации в финансовой отчетности. Выбранные процедуры зависят от суждения аудитора, включая оценку рисков существенных искажений в финансовой отчетности, вызванных мошенничеством или ошибкой. При оценке таких рисков, с целью разработки аудиторских процедур, соответствующих обстоятельствам, но не с целью выражения мнения об эффективности внутреннего контроля Общества мы изучили внутренний контроль, связанный с подготовкой и справедливым представлением финансовой отчетности Общества. Аудит также включает оценку приемлемости характера применяемой учетной политики и обоснованность расчетных оценок, сделанных руководством, а также оценку общего представления финансовой отчетности Мы считаем, что полученные нами аудиторские доказательства, являются достаточными и надлежащими для представления основы для выражения нашего мнения. Мнение По нашему мнению, финансовая отчетность Общества представляет объективно по всем существенным аспектам финансовое положение Акционерного Общества «Управляющая компания «Дельта-инвест» по состоянию на 31 декабря 2007 года, финансовые результаты деятельности и движение денежных средств за год, истекший на указанную дату, и составлена в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности в формате, утвержденном Постановлением Национального Банка РК № 168 от 15 декабря 2004 года. Настоящий отчет составлен в трех экземплярах: все для Акционерного Общества «Управляющая компания «Дельта-инвест «. Аудитор ТОО НАК «Центраудит-Казахстан» Таскаева И.К. (Свидетельство аудитора № 465 от 14.11.1998 г.) |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|