бесплатно рефераты
 

Систематизация особенностей учета в бюджетных учреждениях

Систематизация особенностей учета в бюджетных учреждениях

3

Содержние

  • Введение
    • Раздел 1. Организация и особенности ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях
    • 1.1 Задачи и функции Пенсионного фонда как основного звена бюджетной системы Украины
    • 1.2 Организация и правовое регулирование учета в управлении Пенсионного Фонда
    • 1.3 Порядок составления и рассмотрения сметы доходов и расходов Пенсионного фонда
    • 1.4 Особенности бухгалтерского учета оборотных и необоротных активов
    • 1.5 Особенности бухгалтерского учета капитала, обязательств и расчетов Пенсионного фонда
    • 1.6 Учет доходов и расходов бюджетных учреждений
    • 1.7 Отчетность управления Пенсионного фонда
    • Вывод
    • Раздел 2. Анализ деятельности управления пенсионного фонда в орджоникидзевском районе
    • 2.1 Общая характеристика управления Пенсионного фонда
    • 2.2 Анализ расходования средств Пенсионного фонда по видам выплат
    • 2.3 Анализ получателей пенсий в исследуемом Управлении Пенсионного фонда
    • 2.4 Анализ начисленных и поступивших сумм в Пенсионный фонд
    • 2.5 Анализ недоимки и ее влияние на выполнение плана по доходам
    • 2.6 Выводы и мероприятия по улучшению финансового обеспечения пенсионных выплат
    • Вывод
    • Заключение
    • Список использованных источников
Введение

В Украине функционирует около 40 тысяч бюджетных учреждений и организаций разного профиля. Одним из них является Пенсионный фонд Орджоникидзеского района г. Мариуполя.

Для обеспечения своевременного и полного поступления доходов бюджета, целевого направления и эффективного использования средств требуется правильная организация бухгалтерского учета исполнения бюджета и смет доходов и расходов бюджетных учреждений.

Проблемами бухгалтерского учета бюджетных учреждений посвящены работы:

Маляревского Ю.Д., Симченко Л.Н., Ольховской В.В. Панкевича, М. Зварича, Р. Бойко, Л. Личечко.

Цель данной дипломной работы изучение и систематизация особенностей учета в бюджетных учреждениях на примере Пенсионного фонда Орджоникидзеского района г. Мариуполя.

Для достижения этой цели решены задачи:

Рассмотрены функции Пенсионного фонда как основного звена бюджетной системы Украины;

Изучена организация и правовое регулирование учета в управлении Пенсионного фонда;

Рассмотрен порядок составления и рассмотрения сметы дохода и расхода Пенсионного фонда;

Изучены особенности бухгалтерского учета оборотных и необоротных активов;

Рассмотрены особенности бухгалтерского учета капитала, обязательств и расчетов Пенсионного фонда;

Рассмотрен учет доходов и расходов бюджетных учреждений;

Изучена отчетность управления Пенсионного фонда.

Исходными данными для анализа послужили нормативные и законодательные акты, данные бухгалтерского и отчетности пенсионного фонда.

В целях соблюдения тайны данные бюджетного учреждения были изменены.

В результате проведенного исследования предложено обеспечение ежемесячного безусловного выполнения плановых показателей через качественное наполнение всех источников и изыска дополнительных резервов, а также предложены пути усовершенствования форм и методов работы с плательщиками частной формы собственности, с целью их социальной защиты и обеспечения социальных гарантий наемных работников.

Раздел 1. Организация и особенности ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

1.1 Задачи и функции Пенсионного фонда как основного звена бюджетной системы Украины

В нашей стране пенсионному обеспечению уделяется большая роль, а его уровень достаточный для нормальной жизни на заслуженном отдыхе.

Пенсия в жизни человека играет достаточно важную роль на протяжении трудоспособного периода жизни. Она берет участие в формировании особенного фонда, который должен обеспечить достойный уровень жизни после выхода на пенсию [12].

Пенсионный фонд Украины является центральным органом исполнительной власти, что осуществляет руководством управление солидарной системой общеобязательного государственного пенсионного страхования, собирает сбор, аккумуляцию и учет страховых взносов, назначает пенсии и подготавливает документы для ее выплаты, обеспечивает своевременную и в полном объеме финансирования и выплату пенсий, помощи на погребение, осуществляет контроль за целевыми использованиями средств и другие функции, предусмотренные законами, Положениями про Пенсионный фонд Украины определенны.

назначение и согласования с определенным региональным управлением начальников структурных подразделений управления;

назначает на должность и увольняет с должности работников управления;

вносит в случае необходимости на рассмотрение регионального управления предложения, которые касаются деятельности управления;

представляет управление в государственных органах, общественных организациях, без доверенности подписывает документы от имени управления;

в рамках своей компетенции распоряжается средствами и имуществом управления

в установленном порядке рассматривать дела про административные правонарушения и налагать административные штрафы соответственно с действующим законодательством;

выдает в рамках своей компетенции указы с вопросов деятельности управления, которое обязаны исполнят его работники.

Функциями Пенсионного фонда являются:

обеспечения предприятиями, организациями и гражданами требований государственного социального страхования, что касается пенсионного обеспечения;

планирование доходов и расходов фонда;

в рамках своей компетенции обеспечивает исполнение бюджета фонда;

осуществляет регистрацию и ведет учет плательщиков сбора;

обеспечивает поступление сбора и других видов платежей в фонд и других видов платежей в Пенсионный фонд Украины;

обеспечивает ведение бухгалтерского учета по вопросам выполнения бюджета, сметы налогов на удержание фонда и своевременно составляет и подает отчетность, утвержденную региональными управлением фонда;

контролирует поступления сбора и других видов платежей в фонд от предприятий, организаций и граждан, собирает в установленном порядке соответственную отчетность, проводит плановые и внеплановые проверки финансово - хозяйственной деятельности, отчетов и других документов, что касаются правильности исчисления сбора;

назначают и выплачивают пенсии;

осуществляют комплекс мероприятий внедрения и эксплуатации в системе персонифицированного учета;

осуществляет внедрение автоматизированных рабочих мест, автоматизированную обработку информации;

информирует общественность про свою деятельность, ведет разъяснительную работу среди населения;

обобщает и анализирует результаты управления, вносит соответствующие пожелания региональному управлению фонда;

взаимодействуют с местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, органами суда, прокуратуры, и другими правоохранительными органами, предприятиями, организациями по вопросам работы управления;

организовывает подготовку и повышение квалификации кадров, обобщает и расширяет прогрессивные формы и методы работы.

Управление Пенсионного фонда имеет лишь ему свойственную структуру управления, которую представим в виде рис.1.1

3

Рис.1.1 Структура управления Пенсионного фонда Орджоникидзеского района

В соответствии с Законом Украины за счет средств управления Пенсионного фонда в солидарной системе различают такие виды пенсий:

1) пенсия по возрасту;

2) пенсия по инвалидности в следствие общего заболевания;

3) пенсия в связи с утратой кормильца.

За счет средств Накопительного фонда, которые учитываются на накопительных счетах, осуществляются такие пенсионные выплаты:

1) пожизненная пенсия за установленная периодом;

2) пожизненная обусловленная пенсия;

3) пожизненная пенсия семье;

4) одноразовая выплата.

В солидарной системе предоставляются социальные услуги за счет средств Пенсионного фонда. К социальным услугам, предусмотренных этим Законом, принадлежит помощь на погребение.

1.2 Организация и правовое регулирование учета в управлении Пенсионного Фонда

Бухгалтерский учет в управлении Пенсионного фонда имеет определенные особенности, ведь эти структуры создаются для обеспечения выполнения функций государства, их содержание полностью или частично осуществляется за счет государственного или местного бюджета. Определяющим для бухгалтерского учета бюджетных учреждений также является их статус неприбыльных [22].

В Пенсионном фонде задания бухгалтерского учета имеют свою интерпретацию. Бухгалтерский учет в управлении Пенсионного фонда предназначен в первую очередь обеспечить сохранение государственного имущества Украины. Все другие задания являются производными от него:

отображение процесса выполнения сметы доходов и расходов, обеспечения целевого использования средств управления Пенсионного фонда и контроля за выполнением сметы доходов и расходов (с помощью учета обязательств управления Пенсионного фонда);

обеспечение информацией для принятия управленческих решений относительно эффективного использования средств, полученных из бюджета;

формирование сметы доходов и расходов;

определение результата выполнения сметы доходов и расходов.

Исходя из следующих специфических заданий, предметом бухгалтерского учета в управлении Пенсионного фонда является деятельность бюджетного учреждения, направленная на выполнение функций государства.

Объекты бухгалтерского учета в управлении Пенсионного фонда не отличаются от объектов бухгалтерского учета других субъектов ведения хозяйства. Однако при ведении бухгалтерского учета особенное внимание уделяется таким объектам как доходы и расходы бюджета управления Пенсионного фонда. При этом следует помнить, что обязательным есть бухгалтерский учет и других объектов, поскольку четкость учета обеспечивает правильность отображения фактических расходов, задолженности, а следовательно, сохранение государственного имущества.

Бухгалтерский учет в управлении Пенсионного фонда выступает не только средством регистрации фактов хозяйственной жизни и контроля за выполнением сметы доходов и расходов, но и является источником информации, необходимой для принятия решений ее пользователями, которыми являются распорядители денежных средств высших уровней, органы Государственного казначейства Украины и другие органы государственной и местной власти, общественность, работники и руководство Пенсионного фонда.

Ответственность за предоставленную информацию пользователям несут руководитель управления Пенсионного фонда, бухгалтер и лица, ответственные за сохранение и использование имущества государства.

Субъектами нормативной регуляции бухгалтерского учета в управлении Пенсионного фонда является Кабинет Министров Украины, Министерство финансов Украины, Государственное казначейство Украины, Государственная налоговая служба Украины, Национальный банк Украины, Контрольно-ревизионное управление Украины, Фонд государственного имущества Украины, Министерство экономики Украины, Государственный комитет статистики Украины и другие государственные органы [15].

Система нормативной регуляции бухгалтерского учета управления Пенсионного фонда представлена пятью уровнями, предусмотренными Бюджетным кодексом Украины. Каждый из этих уровней включает у себя ряд нормативных документов.

Основные требования к бухгалтерскому учету в Украине, в т. ч. и к учету в управлении Пенсионного фонда, установлены Законом Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине".

Бухгалтерский учет ведется на предприятиях непосредственно со дня его регистрации в органах государственной власти к моменту ликвидации.

Нормы национальных Положений (стандартов) бухгалтерского учета не распространяются на ведение бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности управления Пенсионного фонда. Нормативные документы из регуляции порядка ведения учета в управлении Пенсионного фонда принимаются Государственным казначейством Украины, которое полностью использует предоставленное ему Законом Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" право решения вопросов организации бухгалтерского учета, то есть осуществляет методологическую регуляцию бухгалтерского учета бюджетных учреждений. Именно Государственным казначейством Украины устанавливается порядок ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности о выполнении сметы доходов и расходов управления Пенсионного фонда.

Государственное казначейство Украины разрабатывает нормативные документы, которые регулируют организацию бухгалтерского учета в управлении Пенсионного фонда, обязательно учитывая положение нормативных актов Кабинета Министров Украины и Министерства финансов Украины. Урегулированием вопросов составления сметы занимается Кабинет Министров Украины и Министерство финансов Украины (в части разработки и утверждения форм основных сметных документов). Кроме того, именно Постановлением Кабинета Министров Украины определяются возможные виды доходов управления Пенсионного фонда.

Государственным казначейством Украины на основе этих документов разрабатываются:

нормативные документы, которые определяют основы организации бухгалтерского учета (например, План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, Порядок применения Плана счетов бухгалтерского учета управления Пенсионного фонда, Корреспонденция субсчетов по основным бухгалтерским операциям);

документы, которые регулируют ведение бухгалтерского учета отдельных объектов (инструкции из учета основных средств и других необратимых активов, запасов, кредиторской задолженности, гуманитарной помощи и тому подобное);

документы, что регулируют порядок составления учетных регистров управления Пенсионного фонда (Инструкция о формах мемориальных ордеров и порядке их составления, Инструкция об утверждении форм карточек и книг аналитического учета управления Пенсионного фонда и порядка их применения);

инструктивные материалы относительно составления и представления финансовой отчетности о выполнении сметы (Порядок относительно составления и представления месячной, квартальной и годовой финансовой отчетности).

Суровая регламентация бухгалтерского учета в управлении Пенсионным фондом обеспечивает единственную основу формирования и возможность сравнения его показателей за результатами деятельности учреждений разных ведомств, возможность получения сведенных показателей для контроля за выполнением сметы доходов и расходов бюджетов разных уровней.

Для эффективного выполнения заданий, поставленных перед бухгалтерским учетом в управлении Пенсионного фонда, необходимой является рациональная организация бухгалтерского учета с учетом особенностей их деятельности.

Организация бухгалтерского учета является одним из наиболее ответственных аспектов деятельности управления Пенсионного фонда. Без рационально организованного бухгалтерского учета невозможная эффективная деятельность управления Пенсионного фонда, соблюдения целевого использования ресурсов управления Пенсионного фонда в соответствии со сметой доходов и расходов [20].

Организация бухгалтерского учета в управлении Пенсионного фонда - это целеустремленная деятельность государственных органов власти, что обеспечивают принятие и способствуют выполнению сметы доходов и расходов, из создания, постоянного благоустройства и усовершенствования системы бухгалтерского учета с целью обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей.

Особенность организации бухгалтерского учета управления Пенсионного фонда заключается в обеспечении контроля за выполнением сметы доходов и расходов, что требует четкого и правильного ведения учета фактических расходов и связанного с предыдущим учета обязательств. То, организация бухгалтерского учета в управлении Пенсионного фонда должна обеспечить:

своевременное, полное, достоверное, непрерывное отображение всех операций, которые были осуществлены управлением Пенсионного фонда;

обработку данных с помощью установленных процедур, приемов и способов:

составление на основе массива обработанных данных финансовой отчетности и представления ее заинтересованным пользователям;

обеспечение выполнения заданий бухгалтерского учета в управлении Пенсионного фонда.

От уровня решения этих заданий зависят структура и качество бухгалтерского учета, учет запросов управленческого персонала и структура информационной системы управления Пенсионного фонда.

Исходя из специфики понятия "организация бухгалтерского учета в управлении Пенсионным фондом ?, можно выделить такие уровни субъектов организации бухгалтерского учета:

первый уровень - владелец, то есть государство в лице уполномоченных на это органов власти; бюджета;

второй уровень - руководитель и главный бухгалтер бюджетного учреждения.

Объектами организации бухгалтерского учета в управлении Пенсионного фонда выступают учетный процесс, структура учетно-экономических подразделов аппарата управления, организационное и техническое обеспечение бухгалтерского учета.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет государство в лице уполномоченных на это органов власти, а также руководитель и главный бухгалтер Пенсионного фонда.

Однако, в отличие от других субъектов ведения хозяйства, вторая стадия - организация бухгалтерского учета - предусматривает ряд особенностей. В частности, это связано с тем, что вопрос методики, технического обеспечения в управлении Пенсионным фондом не имеют альтернативы в результате централизованного определения методических, технических и организационных аспектов бухгалтерского учета в управлении Пенсионного фонда уполномоченными государственными органами власти. Роль руководителя и главного бухгалтера управления Пенсионного фонда заключается в обеспечении ведения бухгалтерского учета деятельности управления Пенсионного фонда.

Методическое направление организации бухгалтерского учета характерное тем, что Государственным казначейством Украины (не самым бюджетным учреждением) устанавливается система способов и приемов, которые базируются на элементах метода бухгалтерского учета: документировании, инвентаризации, использовании синтетических и аналитических счетов, применении двойной записи, оценке имущества и обязательств, калькуляции, бухгалтерском балансе и отчетности.

Второе направление организации бухгалтерского учета, технический, предусматривает выбор формы ведения бухгалтерского учета. Управление Пенсионного фонда имеет право (в некоторых случаях, по согласованию с высшим учреждением и при наличии финансовых возможностей) избрать форму ведения бухгалтерского учета. То есть вести бухгалтерский учет за мемориально-ордерной формой или с использованием компьютерной техники и соответствующего программного обеспечения.

Это требует обязательного предписывающего документа в управлении Пенсионного фонда (приказа или распоряжения руководителя).

Разработка перечня и форм учетных регистров, установление порядка осуществления записей к регистрам и перенесению данных к финансовой отчетности осуществляется Государственным казначейством Украины.

Третье направление - организационное - заключается в организации работы учетного аппарата. Этот этап в целом является полномочием руководства бюджетного учреждения.

Распределение обязанностей в бухгалтерской службе, техническое обеспечение ведения бухгалтерского учета зависят от объема учетных работ, наличия компьютерной техники, а также от требований высшего учреждения.

Поскольку бухгалтерскому учету в управлении Пенсионным фондом характерно отсутствие альтернативы в выборе методики учета его объектов, то нельзя говорить об учетной политике управления Пенсионного фонда на уровне распорядителей низшего уровня.

В целом учетная политика управления Пенсионного фонда полностью ограничена государственной регламентацией, которая четко определяет ведение бухгалтерского учета. Да, нормативные документы, которые регулируют бухгалтерский учет в управлении Пенсионного фонда, не предусматривают разных вариантов оценки имущества управления Пенсионного фонда, форм ведения бухгалтерского учета [17].

Если учетная политика других предприятий может формироваться на уровне государственных органов власти Украины и на уровне конкретного субъекта ведения хозяйства, то так называемая учетная политика управления Пенсионного фонда определяется исключительно на макроуровне. Это означает, что при организации и ведении бухгалтерского учета действует правовую регуляцию специально разрешенного вида: разрешено то, что определено нормативными документами.

Собственной учетной политики управление Пенсионного фонда не имеет, поскольку ее определяет Государственное казначейство Украины. Однако в связи с существованием возможности выбора формы ведения бухгалтерского учета, решение управления Пенсионного фонда относительно избранной формы ведения учета необходимо закрепить соответствующим распоряжением (приказом) руководителя управления Пенсионного фонда.

Этот документ может разрабатываться главным бухгалтером и утверждается руководителем.

Распределение обязанностей между учетными работниками, график документооборота, рабочий план счетов тоже должны утверждаться распоряжением (приказом) руководителя управления Пенсионного фонда.

Таким образом, организация бухгалтерского учета в управлении Пенсионным фондом является двухуровневой: первый уровень - принадлежит исключительно владельцу (государству); второй - с обязанностью руководителя и учетного аппарата управления Пенсионного фонда. Эти уровни определяют необходимость четко отличать понятие "организация" и "ведение" учета. Организация бухгалтерского учета - это прерогатива владельца или государства в лице ее органов власти; ведение бухгалтерского учета - обязанности исключительно главного бухгалтера. За правильность применения методики (согласованной с основателем) и техники бухгалтерского учета ответственность возлагается на руководителя бухгалтерской службы. Это должно предусматриваться в Положении о бухгалтерской службе управления Пенсионного фонда.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.