бесплатно рефераты
 

Система нормативного регулирования финансовой отчетности в России

Система нормативного регулирования финансовой отчетности в России

3

Кафедра “Бухгалтерский учет, анализ и аудит”

Курсовая работа

По теме: “Система нормативного регулирования финансовой отчетности в России”

Хабаровск

2009

Содержание

  • Введение
  • 1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета
  • 2. Требования, предъявляемые к отчетности
  • 3. Форма №5. Состав, методика расчета, взаимосвязь с другими формами отчетности
  • Список литературы
  • Приложение
Введение

В ходе своей деятельности любое предприятие (в лице его руководителей) осуществляет хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете.

Информация о хозяйственных операциях, произведенных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность. Такая процедура обобщения учетной информации необходима в первую очередь самому предприятию и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев и корректировки дальнейшего курса финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия.

Поэтому бухгалтерская отчетность должна выявлять любые факты, содержание которых может оказать влияние на оценку пользователями информации о состоянии собственности, финансовой ситуации, прибылей и убытков.

Данная тема является на сегодняшний момент актуальной, так как:

составление годового отчета является одной из наиболее сложных задач для бухгалтерской службы организации;

бухгалтерская отчетность является важнейшим показателем, характеризующим финансовое положение организации, и в этом качестве представляет интерес для большого числа различных пользователей подобной информации;

бухгалтерская отчетность является информационной базой финансового анализа.

1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета - совокупность законодательных, нормативных правовых актов и других документов, относящихся к бухгалтерскому учету.

Система состоит из четырех уровней, на каждом из которых регулирование осуществляется наделенными соответствующими полномочиями организациями.

Первый уровень системы составляют законодательные акты, которые принимаются Государственной Думой, указы Президента Российской Федерации и постановления правительства, регламентирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организации. Главным актом первого уровня системы, прямо регламентирующим постановку бухгалтерского учета, является Федеральный закон "О бухгалтерском учете", устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. К данному уровню системы относится и Гражданский кодекс Российской Федерации, прямо и косвенно влияющий на организацию учета. В части первой Кодекса законодательно закреплены важнейшие нормы ведения учета в организациях, в том числе: наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица; обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета; обязательные случаи составления аудиторского заключения; порядок регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица; раскрываются понятия чистых активов, дочерних и зависимых обществ. В части второй Кодекса представлены основные сделки и отдельные виды обязательств; нормы, содержащиеся в ней, оказывают влияние на оправдательную и регистрирующую функции бухгалтерского учета (виды договоров, обязательные условия договоров и т.п.)

Второй уровень системы составляют российские стандарты - Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), устанавливающие принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов и на отдельных его участках, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности. Каждое ПБУ содержит раздел “Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности”. На этом уровне регулирующим органом выступает Министерство финансов Российской Федерации. При разработке ПБУ Министерство финансов ориентируется на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Правильное применение ПБУ приблизит учет организации к международным стандартам, а всем пользователям информации (как внешним, так и внутренним) позволит увидеть справедливую картину результатов деятельности организации с целью привлечения внешних инвестиций.

Начало 2008 года ознаменовалось выходом целого ряда новаций в нормативных документах:

- изменения в ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", утв. приказом Минфина России от 25.12.2007 № 147н;

- изменения в ПБУ 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности", утв. приказом Минфина России от 20.12.2007 № 144н;

- изменения в ПБУ 7/98 "События после отчетной даты", утв. приказом Минфина России от 20.12.2007 № 143н;

- новое ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов", утв. приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н.

В течение прошедшего 2008 года Минфином России были утверждены несколько новых Положений по бухгалтерскому учету, большинство которых являются новыми редакциями ранее действовавших Положений, а некоторые ПБУ - регулятивы совершенно новые.

- ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах"

- ПБУ 1/2008 "Учетная политика организаций"

- ПБУ 21/2008 "Изменения оценочных значений"

- ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам"

- ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда"

В этих ПБУ изменяется и дополняется раскрытие информации в бухгалтерской отчетности и минимальный объем информации, подлежащий раскрытию.

Третий уровень системы составляют методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета, в том числе инструкции, указания и т.п. Разрабатывать их могут все, кто заинтересован в интерпретации и детализации положений нормативных правовых актов первого и второго уровней (Министерство финансов, некоторые другие министерства и ведомства, объединения организаций, крупные компании, а также профессиональные объединения бухгалтеров, в частности Институт профессиональных бухгалтеров России). Примеры таких документов: Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств; Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию; Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств; методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в отдельных отраслях; Указания по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом и др. К важнейшим документам этого уровня относятся План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). Для учета специфических операций организация может по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов. Субсчета предусмотренные в Плане счетов бухгалтерского учета, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

Четвертый уровень системы составляют так называемые рабочие документы организаций, в которых на основе общеустановленных правил и принципов они формируют свою учетную политику, свои подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах, представляемых заинтересованным пользователям. Основными рабочими документами конкретной организации являются:

документ по учетной политике предприятия;

утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;

графики документооборота;

утвержденный руководителем план счетов бухгалтерского учета;

утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету 1/2008 "Учетная политика организации" (утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н). Учетная политика организации формируется главным бухгалтером организации и утверждается руководителем организации.

Для формирования системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, наиболее полно отвечающей задачам реформирования бухгалтерского учета в нашей стране, необходимы значительные усилия для наполнения ее третьего и четвертого уровней.

2. Требования, предъявляемые к отчетности

Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.

Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды.

1) В бухгалтерскую (финансовую) отчетность должны включаться данные, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская (финансовая) отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Если выясняется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую (финансовую) отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения к рекомендованным Минфином РФ показателям.

2) При формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности перед другими. Если посредством отбора или формы представления информация влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий, такая информация не является нейтральной.

3) Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а в бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно в случаях их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетных год составляет не менее пяти процентов. Организация может принять решение о применении для целей отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности существенной информации, отличной от вышеназванного. Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения.

4) По каждому числовому показателю бухгалтерской (финансовой) отчетности, кроме отчета, составляемого вновь созданной организацией за отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному.

Организация вправе раскрывать по каждому числовому показателю данные более чем за два года.

Если организация принимает решение в представляемой бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрывать по каждому числовому показателю данные более чем за два года (три и более), то должна быть обеспечена сопоставимость данных за все периоды.

5) В бухгалтерской (финансовой) отчетности организация должна быть обеспечена сопоставимость отчетных данных с показателями за предшествующий год (годы) или соответствующие периоды предшествующих отчетных периодов. Если данные за период, предшествовавший отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

6) Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, то есть за вычетом регулирующих величин.

7) При составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности должны быть исполнены требования положений по бухгалтерскому учету и других нормативных документов по бухгалтерскому учету по раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации:

об изменениях учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние ан финансовое положение, движение денежных средств или финансовый результат деятельности организации;

об операциях в иностранной валюте;

о материально-производственных запасах;

об основных средствах;

о доходах и расходах организации;

о событиях после отчетной даты и о последствиях условных фактов хозяйственной деятельности;

об информации по операционным и географическим сегментам;

иной информации об активах, капитале и резервах и обязательствах организации.

В современных условиях входящие в состав бухгалтерской отчетности формы не являются жестко регламентированными, а составляются организациями с учетом рекомендаций Минфина РФ. При разработке организацией самостоятельно форм бухгалтерской отчетности на основе рекомендуемых Минфином РФ образцов должны соблюдаться рассмотренные выше общие требования к бухгалтерской отчетности.

3. Форма №5. Состав, методика расчета, взаимосвязь с другими формами отчетности

Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5)

Международный стандарт финансовой отчетности "Представление финансовой отчетности" МСФО 1 рекомендует наряду с основными формами в составе годовой финансовой отчетности приводить вспомогательную информацию исходя из критериев существенности и уместности. Такая информация включается в годовую отчетность российских организаций в виде Приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5).

На основании п.39 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н (далее - ПБУ 4/99), а также п.1 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, принятых Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н, организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В ней раскрываются динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет; планируемое развитие организации; предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения; политика в отношении заемных средств, управления рисками; деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; природоохранные мероприятия; иная информация.

При раскрытии организацией в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках информации о принадлежащих ей активах в качестве основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные ценности раздельно приводятся данные о первоначальной (восстановительной) стоимости этих активов и начисленной амортизации.

Информация о расходах по обычным видам деятельности, сгруппированных по соответствующим элементам, приводится в целом по организации без учета внутрихозяйственного оборота. К внутрихозяйственному обороту относятся затраты, связанные с передачей изделий, продукции, работ и услуг внутри организации для нужд собственного производства, обслуживающих хозяйств и др.

Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) призвано обеспечивать пользователей бухгалтерской отчетности дополнительными данными, которые представляют собой расшифровку основных статей бухгалтерского баланса. Таким образом, само название этой отчетной формы определяет ее жесткую взаимосвязь с раскрываемыми статьями бухгалтерского баланса на основе их сопоставимости. Эти данные необходимы пользователям для реальной оценки имущественного и финансового положения организации.

Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) дает расшифровку статей бухгалтерского баланса и состоит из десяти разделов. Эти разделы не пронумерованы, так как согласно п.3 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности отдельные показатели, включенные в данное Приложение, могут представляться в виде самостоятельных форм бухгалтерской отчетности или включаться в пояснительную записку.

В Приложении к бухгалтерскому балансу (форма N 5) раскрывается информация об имуществе, обязательствах и капиталах организации, стоимость которых отражена в форме N 1.

Этот отчет могут не включать в состав годовой бухгалтерской отчетности субъекты малого предпринимательства, не подлежащие обязательному аудиту, некоммерческие организации, а также общественные организации (объединения), которые не осуществляли предпринимательскую деятельность.

Каждый раздел состоит из одной или нескольких таблиц. Коды строк в этих таблицах организации проставляют самостоятельно.

Если у организации нет данных по каким-либо активам, обязательствам, доходам, расходам, то соответствующие строки (разделы) в состав формы N 5 не включаются.

Раздел "Нематериальные активы"

В этом разделе отражается информация о нематериальных активах по данным аналитического учета. Он состоит из двух таблиц. В первой таблице приводятся показатели, отражающие движение нематериальных активов. Причем названия строк в ней соответствуют видам НМА, которые указаны в ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов", утв. приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н. Во второй таблице отражаются суммы начисленной амортизации по НМА.

Порядок заполнения этого раздела зависит от того, как организация учитывает суммы начисленной амортизации.

Если суммы начисленной амортизации организация учитывает на счете 05 "Амортизация нематериальных активов", то в первой таблице НМА отражаются по первоначальной стоимости.

Для заполнения графы 3 "Наличие на начало отчетного года" используется сальдо по соответствующим субсчетам счета 04 на начало отчетного периода.

В графе 4 "Поступило" указывается первоначальная стоимость НМА, поступивших в организацию в течение отчетного периода (дебетовый оборот счета 04).

В графе 5 "Выбыло" отражается оборот по кредиту счета 04 в корреспонденции с дебетом счета 05 (списание начисленной амортизации по выбывшему объекту НМА) и счетом 91 (списание остаточной стоимости выбывшего объекта НМА). Показатели этой графы заключаются в круглые скобки.

Показатели итоговой графы 6 "Наличие на конец отчетного периода" рассчитываются как сумма показателей граф 3 и 4 за минусом показателей графы 5. Это сальдо соответствующих субсчетов счета 04 на конец отчетного периода.

Во второй таблице отражаются суммы амортизации. Так, в графе 3 указывается сумма начисленной амортизации на начало отчетного года Это начальное сальдо по счету 05. В графе 4 приводится сумма начисленной амортизации на конец отчетного года. Это конечное сальдо по счету 05.

В этой таблице предусмотрены строки для расшифровки сумм начисленной амортизации по тем видам НМА, которые указаны в первой таблице.

Те организации, которые в учетной политике установили, что суммы амортизации списываются непосредственно с кредита счета 04 "Нематериальные активы", вторую таблицу не заполняют.

Стр.010 Объекты интеллектуальной собственности

Ст.3 - Д.04.1

Ст.4 - Сумма проводок Д.04.1 К.08.5

Ст.5 - Сумма проводок Д 04.4 К.04.1

Стр.011 - 015 - временно не заполнять

Стр.050 Амортизация нематериальных активов

Ст.3 - К.05 (с учетом всех субсчетов)

Ст.4 - Сальдо конечное по К.05

Раздел "Основные средства"

В первой таблице этого раздела отражается информация о стоимости основных средств, находящихся в собственности организации, о приобретении, выбытии, изменении стоимости этих объектов основных средств в течение отчетного года.

Основные средства отражаются в форме N 5 по первоначальной (восстановительной) стоимости.

В графе 3 "Наличие на начало отчетного года" отражаются данные аналитического учета по входящему дебетовому сальдо счета 01 "Основные средства".

В графе 4 "Поступило" указывается первоначальная стоимость введенных в эксплуатацию в отчетном году объектов основных средств. В этой же графе отражаются суммы увеличения стоимости объектов в связи с проведенной реконструкцией, достройкой и т.п. (данные дебетового оборота по счету 01).

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.