бесплатно рефераты
 

Роль и значение бухгалтерского финансового учета на предприятии Саргатского района Омской области СПК "Форма"

Роль и значение бухгалтерского финансового учета на предприятии Саргатского района Омской области СПК "Форма"

81

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТА

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ТЕМЕ: Роль и значение бухгалтерского финансового учета на предприятии Саргатского района Омской области СПК «Форма»

ИСПОЛНИТЕЛЬ:

ст-ка 33гр. Горина П.И.

РУКОВОДИТЕЛЬ:

ст.пр. Безверхая Е.А.

ОМСК 2003

Содержание

  • Введение
  • Реферат
  • Обзор литературы
  • 1.Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России
  • 2.Принципы бухгалтерского учета
  • 3.Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России
  • 4.Цели и задачи бухгалтерского учета
  • 5.Предмет и методы бухгалтерского учета
  • 6.Ведение синтетического и аналитического учета
  • 7.Регистры бухгалтерского финансового учета
  • 8.Формы бухгалтерского учета
  • 9.Организация бухгалтерского учета
  • 10.Совершенствование бухгалтерского финансового учета в России в соответствие с международными стандартами и директивами Европейского экономического союза
  • Выводы и предложения
  • Список использованной литературы
  • ПриложениеА. Приказ об утверждении графика документооборота (условный пример)
  • Приложение Б. Приказ об учетной политике
  • ПриложениеВ. Приказ об учетной политике для целей налогообложения
  • ПриложениеГ. Рабочий план счетов
  • ПриложениеД. Перечень форм первичной учетной документации
  • ПриложениеЖ. Бухгалтерская годовая отчетность за 2002г.
  • ПриложениеК. Унифицированные формы управленчиских документов
  • ПриложениеЛ. Нормативы при ручном методе записи в учетные регистры
  • ПриложениеМ. Приходный кассовый ордер
  • ПриложениеН. Расходный кассовый ордер
  • ПриложениеП. Кассовая книга
  • ПриложениеР. Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров
  • ПриложениеС. Оборотная ведомость по аналитическому учету по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами»
  • ПриложениеТ. Мемориальный ордер №3
  • ПриложениеУ. Журнал - Главная
  • ПриложениеФ. Перечень типовых регистров журнально-ордерной формы организации учета

ПриложениеХ. Корреспонденция счетов за ноябрь 2003г.

Введение

Бухгалтерский учет - важный элемент финансово - экономических отношений в человеческом обществе. В сфере действия предприятия (организации) любой формы собственности он выступает как:

· звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;

· специальный финансовый язык, с помощью которого отражаются сущность и специфика хозяйственной деятельности.

В целом, бухгалтерский учет выполняет функции особой информационно - технической системы, обеспечивающей непрерывность и устойчивость работы коммерческого предприятия, предсказуемость ее финансового результата. С этой точки зрения, он не может быть заменен никаким другим равнозначным экономическим механизмом или однотипной финансовой структурой.

Бухгалтерский учет как система регистрации, контроля и анализа хозяйственной деятельности людей зародился несколько тысячелетий тому назад. Он развивался и совершенствовался одновременно с развитием человеческого общества. Понятия и принципы бухгалтерского учета отбирались, шлифовались и дополнялись все новыми и новыми поколениями. Свои вклады в эту научно - практическую деятельность людей внесли многие эпохи и государства.

Объектом исследования данной работы является СПК «Форма», вид деятельности которого является сельское хозяйство: производство продукции животноводства и растениеводства.

Предметом исследования является выяснение важности бухгалтерского учета в хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

Цель курсовой работы - систематизация теоретических аспектов по данной теме, изучение аналитических сведений практической деятельности конкретного предприятия и выработка предложений по совершенствованию ведения бухгалтерского учета.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

· рассмотреть основные понятия и особенности бухгалтерского учета в России;

· изучить особенности бухгалтерского учета в СПК «Форма»;

· внести предложения комплексному совершенствованию методологии и организации бухгалтерского учета.

Реферат

Объем курсовой работы составляет 86 листов (без приложений). Для ее написания были использованы нормативные документы, необходимые для раскрытия данной темы, учебные пособия таких авторов как Кондраков Н.П., Макарьева В.И., Волков Н.Г., План счетов бухгалтерского учета (от 31 октября 2000г с внесенными изменениями Приказом Минфина РФ №38н от 7 мая 2003года) и комментарии к нему, а также периодические издания, такие как: Бухгалтерский учет, Главбух, Учет в сельском хозяйстве.

Курсовая работа состоит из 10 пунктов. Так первый пункт ознакомляет с действующей нормативной системой в России и характеризует степень применения ее в СПК «Форма»; в девятом пункте дается описание организации бухгалтерского учета и характеристика технического оформления учета на рассматриваемом предприятии и т.д.

В курсовой работе представлены 2 таблицы и 8 рисунков. Приложения находятся в конце работы. Использована нумерация приложений от А до Х.

Обзор литературы

В периодической литературе расходятся мнения авторов в основном по вопросам нормативного регулирования. Так большинство западных авторов против нормативного регулирования бухгалтерского учета и против стандартов выдвигают множество возражений, основными из которых можно отметить следующие:

· «рыночная экономика по своей природе основана на свободе договора, следовательно, любому собственнику принадлежит неотъемлемое право выбирать такие методы учета и анализа, какие он считает правильными. Желание навязать ему какой-то план счетов и другие ограничения противоречит идеалами свободы и нарушает права человека; таким образом, в условиях современной рыночной экономики бухгалтерских стандартов не может быть, ибо свободный рынок с неизбежностью диктует и свободу выбора методов учета;

· стандарты, ориентированные на все страны, не отражают национальной традиции;

· стандарты рассчитаны на инвесторов, под которыми понимаются, преимущественно собственники, но помимо инвесторов есть и другие пользователи данных, и у них есть свои интересы. Так образом, стандарты не могут удовлетворить всех…».

Таким образом, критики нормативного регулирования учета требуют отмены всех нормативных предписаний. Они убеждены, что только в том случае, если стандарты будут устранены, бухгалтер, опираясь на свое профессиональное суждение, сможет достоверно раскрыть реальное положение дел.

Согласно этой концепции слепое следование требованиям нормативных документов, которые пытаются дать ответ на все случаи жизни, не может позволить бухгалтеру в каждом конкретном случае найти убедительное и правильное представление финансового положения предприятия, в котором этот бухгалтер работает.

Мое мнение совпадает с мнением других специалистов, которые сделали три вывода, которыми должен руководствоваться бухгалтер:

· если факт хозяйственной жизни точно подпадает под описание нормативных документов, и их требования позволяют достоверно отразить в учете, то он должен сделать это;

· если факт хозяйственной жизни подпадает под описание нормативных документов, но, по его мнению, их требования в данном конкретном случае не позволяют достоверно отразить факты в учете, то он должен принять самостоятельное решение и отразить факты хозяйственной операции так, как диктует ему его профессиональное суждение (вывод прямо вытекает из Закона РФ «О бухгалтерском учете» и ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» (с изм. и доп.) - требование приоритета содержания перед формой);

· если факт хозяйственной жизни не может быть описан из-за того, что в нормативных документах подобная ситуация отсутствует, то бухгалтер, опираясь на свое профессиональное суждение, должен отразить этот факт в учете так, как считается нужным, но всегда - достоверно.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон "О бухгалтерском учете", положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета, которой должны руководствоваться организации, состоит из документов четырех уровней.

Первый уровень системы составляют законодательные акты (Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями от 28.03.2002г. №32-ФЗ, от 31.12.2002г. №187-ФЗ, от 31.12.2002г. №191-ФЗ, от 10.01.2003г. №8-ФЗ), Гражданский кодекс Российской Федерации и т.д.), указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие прямо или косвенно порядок бухгалтерского учета в организациях. К этому же уровню относится Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 1999., 24 марта 2000г.).

Второй уровень составляют российские стандарты - Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые устанавливают принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета по сферам деятельности организации и видам активов, а также составления и представления бухгалтерской отчетности. В настоящее время в России разработано и утверждено 19 положений по бухгалтерскому учету и отчетности:

· "Учетная политика организаций". ПБУ 1/98 (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г.);

· "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство". ПБУ 2/94 (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 20 декабря 1994 г. N 167);

· "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте". ПБУ 3/2000 (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 10 января 2000 г. N 2н);

· "Бухгалтерская отчетность организации". ПБУ 4/99 (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 6 июля 1999 г. N 43н);

· "Учет материально - производственных запасов". ПБУ 5/01 (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 9 июня 2001 г. N 44н);

· "Учет основных средств". ПБУ 6/01 (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 30 марта 2001 г. N 26н);

· "События после отчетной даты". ПБУ 7/98 (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 25 ноября 1998 г. N 56н);

· "Условные факты хозяйственной деятельности". ПБУ 8/01 (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 28 ноября 2001 г. N 96н);

· "Доходы организации". ПБУ 9/99 (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. N 32н);

· "Расходы организаций". ПБУ 10/99 (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. N 33н);

· "Информация об аффилированных лицах". ПБУ 11/2000 (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 13 января 2000 г. N 5н);

· "Информация по сегментам". ПБУ 12/2000 (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 27 января 2000 г. N 11н);

· "Учет государственной помощи". ПБУ 13/2000 (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 16 октября 2000 г. N 92н);

· "Учет нематериальных активов". ПБУ 14/2000 (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 16 октября 2000 г. N 91н);

· "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию". ПБУ 15/01 (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 2 августа 2001 г. N 60н);

· "Информация по прекращаемой деятельности". ПБУ 16/02 (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 2 июля 2002 г. N 66н);

· «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы». ПБУ 17/02 (утверждено приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. №115н);

· «Учет расходов по налогу на прибыль». ПБУ 18/02 (утверждено приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. №115н);

· «Учет финансовых вложений». ПБУ 19/02 (утверждено приказом Минфина РФ от 10.12.2002 г. №126н).

Третий уровень - методические рекомендации (инструкции, указания и другие подобные документы) по учету имущества, затрат, составлению бухгалтерской отчетности и т.п., которые утверждаются Минфином России с учетом отраслевой специфики и видов деятельности организаций.

Особое место среди нормативных документов данного уровня отводится Плану счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 15 марта 2001 г. N 69н, где определяется порядок отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

Нормативные документы третьего уровня разрабатываются различными министерствами и ведомствами. Основными являются:

· Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. N 49);

· Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 20 июля 1998 г. N 33н (в ред. Приказа Министерства финансов РФ от 28 марта 2000 г. N 32н));

· Методические указания по бухгалтерскому учету материально - производственных запасов (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н);

· Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 21 декабря 1998 г. N 64н);

· Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации (утв. Постановлением Госкомстата России от 06.04.2001г. №26а);

· Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 28 июня 2000 г. N 60н);

· "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (Положение Центрального банка РФ от 12 апреля 2001 г. N 2-П).

Четвертый уровень - это рабочие документы организации. В их состав входят положение об учетной политике организации (определяет способы и методы бухгалтерского учета и оценки активов и пассивов, включает рабочий план счетов бухгалтерского учета, составляемый на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета); рабочие документы по организации учета отдельных видов активов, затрат, собственного капитала и обязательств, иные документы, которые определяют, в частности, порядок организации первичного учета и документооборота. Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н с изм. и доп. от 30.12.1999г. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации. В настоящее время учетная политика бывает двух видов:

· учетная политика для целей ведения бухгалтерского учета;

· учетная политика для целей налогообложения.

Два этих вида учетной политики формируются и применяются на основании различных законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. С одной стороны, эти документы регулируют бухгалтерский учет, а с другой стороны - налоговые правоотношения.

Формы первичных учетных документов утверждаются руководителем организации в том случае, если они разработаны в самой организации. Как правило, это документы, не содержащиеся в Альбоме новых унифицированных форм первичной учетной документации.

В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, указываются порядок, место, время прохождения документа с момента его составления до сдачи в архив или он может быть оформлен в виде приказа, что можно увидеть на условном примере (Приложение А).

Рабочий план счетов, утверждаемый руководителем, содержит перечень применяемых организацией синтетических счетов и субсчетов.

Формы внутренней отчетности, утверждаемые руководителем, разрабатываются организацией самостоятельно, исходя из особенностей ее функционирования и требований управления производством и реализацией продукции.

Следует отметить, что во многих организациях ограничиваются разработкой приказа по учетной политике. Остальные рабочие документы или отсутствуют (графики документооборота, формы внутренней отчетности), или не утверждены руководителем (формы первичных учетных документов, план счетов). Подобные организации грубо нарушают порядок ведения бухгалтерского учета, установленный Законом "О бухгалтерском учете" и другими нормативными документами.

Так в СПК «Форма» разработаны и утверждены следующие документы:

· учетная политика для целей ведения бухгалтерского учета (ПриложениеБ);

· учетная политика для целей налогообложения (Приложение В);

· рабочий план счетов (Приложение Г);

· перечень форм первичной документации, характерной для специфики деятельности данного предприятия (Приложение Д).

График же документооборота в данной организации отсутствует.

Таким образом, система нормативного регулирования бухгалтерского учета может быть представлена в виде следующего рисунка.

81

Рисунок 1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

Из всех документов особо следует отметить Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности, План счетов бухгалтерского учета и Положение «Учетная политика предприятия». Они предоставили организациям право выбора вариантов учета и оценки соответствующих объектов (оценки нематериальных активов, учета затрат по ремонту основных средств, выпуска продукции, ее реализации и др.) в соответствии с установленной организацией учетной политикой.

В настоящее время в учетную политику введены новые объекты учета - нематериальные активы, финансовые вложения, займы, арендные отношения и др. Существенно изменена методология учета многих объектов учета: основных средств, капитальных вложений, уставного капитала, прибыли и убытков и др.; бухгалтерская отчетность: ее состав, содержание, сроки и адреса представления стали в значительной мере соответствовать международной практике.

С введением в учетную практику Положения «Учетная политика предприятия» (с 01.01.95 г.) отечественная система бухгалтерского учета перешла на использование международных бухгалтерских принципов.

Принципы бухгалтерского учета

Успешное ведение бухгалтерского учета в организациях напрямую зависит от квалификации главного бухгалтера и других работников учета. Оценка качества бухгалтерского учета неразрывно связана с прибыльностью коммерческой организации. Одним из важнейших факторов повышения профессионализма работников службы бухгалтерского учета является использование российских международных стандартов. Отличительный признак учетной информации в сравнении с информацией, формируемой другими видами учета, в основе своей опираются на базовые принципы бухгалтерского учета, которые построены на нескольких основных концепциях, принятых в передовых странах. Они не столь очевидны с первого взгляда, но если их принимают за основу, с ними следует считаться. Стандарты бухгалтерского учета обеспечивают следующие основные свойства финансово-хозяйственной информации:

· понятность - информация, представленная в финансовой отчетности, должна быть доступной для понимания пользователем, который имеет достаточные знания в сфере деловой и экономической деятельности. Вместе с тем информация о сложных и важных вопросах не должна исключаться только из-за того, что может оказаться слишком сложной для понимания определенными пользователями;

· уместность - информация является уместной, когда она влияет на экономические решения пользователей, помогая им оценивать прошлые, настоящие и будущие события, подтверждать или исправлять их прошлые оценки. На уместность информации влияют ее характер и существенность. Например, само сообщение о новом сегменте может повлиять на оценку рисков и возможностей, имеющихся у компании, независимо от существенности результатов, достигнутых новым сегментом в отчетном периоде. Существенной считается информация, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основании финансовой отчетности;

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.