бесплатно рефераты
 

Ревизия основных средств

Ревизия основных средств

25

1. Независимый финансовый контроль

Независимый финансовый контроль, субъектами проведения которого являются независимые финансовые организации, имеющие лицензии на право его осуществления, называется аудитом. Аудит - это предпринимательская деятельность физических или юридических лиц, имеющих лицензию на право осуществления аудиторских услуг, по оказанию платных независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов предприятиям, организациям, учреждениям в соответствии с договором. Правовое регулирование аудиторской деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом об аудите и нормативно-правовыми актами Правительства РФ. В хозяйственной практике различают обязательный, инициативный и принудительный аудит.

Обязательный аудит проводится в соответствии с нормативно-правовыми актами, т.е. Правительство РФ четко определило критерии, по которым предприятие обязано подтвердить достоверность своих годовых отчетов. Инициативный аудит проводится по решению хозяйствующего субъекта, когда администрация или собственники решают иметь объективную оценку финансового состояния предприятия. Принудительный аудит имеет место в случаях, вызванных решениями или постановлениями правоохранительных или судебных органов.

Это относительно новый пил финансового контроля, появившийся в нашей стране в конце 80-х гг, XX в. и связанный с переходом на рыночные отношения. Для рыночных отношений были необходимы новые формы финансового контроля, присущие экономически развитым странам. Аудиторский контроль представляет собой особую, не связанную с государственным и ведомственным контролем форму финансового контроля. Ее инициатором являются: организации, сами заказавшие эту форму контроля; кредиторы, собственники, инвесторы и другие лица, заботящиеся о своих интересах. Этот интерес связан с потребностью достоверно знать имущественное состояние - как свое, так и своего потенциального партнера. Эта потребность возникает вследствие следующих причин:

- менеджмент организации в своих интересах при составлении отчетности может исказить имущественное положение и обязательства предприятия, а также результаты его деятельности;

- принятие управленческого решения пользователем финансовой информации во многом зависит от ее качества и достоверности;

- отсутствие профессиональных знаний в области бухгалтерского учета и навыков анализа финансового положения организации, а также недоступности для пользователей первичных бухгалтерских документов, на основании которых осуществлялось составление отчетности.

Достоверная финансовая информации о хозяйственном субъекте повышает эффективность функционирования рынка в целом и рынка капиталов, в частности, дает собственникам возможность правильно оценить и спрогнозировать последствия принятия своих решений. Отсюда возникает потребность в наличии на рынке физических и юридических лиц, обладающих способностью объективно, будучи независимыми от организации, оценить ее финансовое положение на основе сопоставления представленных в отчетности сведений и фактически имеющихся сведений в первичных бухгалтерских документах и регистрах бухгалтерского и налогового учета. Эта опенка должна быть проведена с учетом действующего нормативно-правового регулирования.

Аудит представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей и дополнительных услуг, связанных с консультированием клиентов по вопросам банковского, налогового, финансового законодательства, по составлению расчетов или деклараций по налогообложению, ведению или восстановлению бухгалтерского учета, составлению финансовых прогнозов, выбору формы привлечения капитала, размещению временно свободных денежных ресурсов.

Цели аудита: установление достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности, соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству и договорными обязательствами исполнителя и заказчика, соответствие произведенных финансовых и хозяйственных операций действующим нормативным актам; проверка плaтeжнo-pacчeтнoй документации и других финансовых обязательств аудируемых лиц.

Основные требования, предъявляемые к аудиторским фирмам и индивидуальным аудиторам, реализуются через принципы аудита.

Принцип независимости заключается в обязательном отсутствии у аудитора при формировании его мнения о достоверности бухгалтерской отчетности финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта, превышающей отношения по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьих лиц. Независимость аудита должна обеспечиваться как по формальным признакам, так и с точки зрения фактических обстоятельств.

Принцип профессионализма заключается в соблюдении при проведении финансового контроля приоритета общественных интересов; финансовый контролер должен поддерживать высокую репутацию профессии и воздерживаться от совершения поступков, несовместимых с оказанием аудиторских услуг, способных подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии, нанести ущерб ее общественному имиджу.

Принцип компетентности: аудитор должен владеть необходимым объемом знаний и навыков, позволяющим ему обеспечить квалифицированное, качественное, отвечающее современным требованиям оказание профессиональных услуг. Поэтому для проведения аудита следует привлекать подготовленных, профессионально компетентных специалистов и осуществлять контроль за качеством их работы.

Принцип объективности заключается в обязательности применения аудитором непредвзятого, беспристрастного, самостоятельного, не обусловленного каким-либо влиянием подхода к рассмотрению любых профессиональных вопросов и формированию суждений, выводов и заключений.

Принцип конфиденциальности информации: финансовые контролеры обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита, и не вправе передавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам либо устно разглашать содержащиеся в них сведения без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Этот принцип должен соблюдаться неукоснительно, невзирая на то что разглашение или распространение информации об экономическом субъекте не наносит ему, по представлениям аудитора, материального или иного ущерба. Соблюдение принципа конфиденциальности обязательно, вне зависимости от продолжения или прекращения отношений с клиентом и без ограничения по времени.

Принцип ответственности: финансовые контролеры несут не только моральную, но и материальную ответственность, определяемую действующими нормативно-правовыми актами.

Принцип добросовестности заключается в обязательности оказания аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей; подразумевает усердное и ответственное отношение финансового контролера к своей работе, т.е. он не вправе использовать для своей выгоды или в интересах третьих лиц конфиденциальную информацию о делах клиентов, ставшую ему известной при выполнении профессиональных задач. Аудиторская организация не должна оказывать услуги, выходящие за рамки профессиональной компетентности и пределы ее полномочий в соответствии с имеющимися лицензиями на осуществление аудиторской деятельности.

Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, под которой понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, позволяющей пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные управленческие решения.

Аудит не просто контроль, а средство достижения эффективного решения, способствующее экономическому успеху заказчика. Несмотря на то что мнение аудитора может способствовать росту доверия к финансовой (бухгалтерской) отчетности, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица.

В теории, хозяйственной практике и нормативных документах различают обязательный и инициативный, внутренний и внешний аудит.

1.1 Обязательный и инициативный аудит

Обязательный аудит регламентируется государством и представляет собой ежегодную обязательную аудиторскую проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности в организациях, перечень которых определен в законодательном порядке. Обязательная аудиторская проверка производится также по поручению государственных органов дознания при наличии санкции прокуратуры или суда.

Обязательный аудит осуществляется, если:

организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

организация является кредитной или страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, или добровольные отчисления физических и юридических лиц;

объем выручки организации от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) или сумма активов превышает установленную законодательством Российской Федерации нормативную величину.

организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;

5) организация создана с участием иностранного капитала.

Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов подтверждается Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.

Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Инициативный аудит проводится по решению самого хозяйствующего субъекта в объемах и сроки, оговоренные между заказчиком и аудиторской фирмой. Решение о его проведении могут принять также акционеры или потребовать финансово-кредитные и страховые организации. В числе задач инициативного аудита, помимо установления достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству и договорным обязательствам, может быть также обоснование учетной политики предприятия, оценка и прогноз его финансовой устойчивости, разработка рекомендаций по улучшению финансового состояния и повышению эффективности деятельности.

Обязательный и инициативный аудит осуществляются на основе гражданско-правового договора возмездного оказания услуг, который регулируется ГК РФ. Предметом договора является оказание услуг нематериального характера.

1.2 Внутренний и внешний аудит

Правовое обеспечение внутреннего финансового контроля предприятия отражено в многочисленных нормативно-правовых актах Российской Федерации. Однако структурное подразделение, организующее работу по обеспечению безопасности, определяется самим предприятием, его внутрифирменным правовым актом. Это установлено федеральными законами «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об акционерных обществах», где определено, что в составе обществ организуется ревизионная комиссия или ревизор, который выполняет специфическую функцию управления - контроль за финансово-хозяйственной деятельностью обществ, так называемый внутренний аудит.

Внутренний аудит - организованная хозяйствующим субъектом система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надлежащего функционирования системы внутреннего контроля, действующая в интересах хозяйствующего субъекта и его собственников, которая регламентирована внутренними документами. Внутренний аудиторский контроль осуществляют назначаемые собственниками ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов.

Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом в зависимости от содержания и специфики деятельности организации, объемов показателей финансово-экономической деятельности, сложившейся системы управления экономического субъекта и состояния внутреннего контроля.

Функции внутреннего аудита выполняют отдельные аудиторы или аудиторские службы, состоящие в штате организации, а также привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации или внешние аудиторы.

Объекты внутреннего аудита могут быть различными в зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководителей или собственников.

Функции внутреннего аудита:

контроль за движением денежных средств и имущества, своевременным их оприходование и рациональным расходованием, который достигается путем разделения обязанностей и ответственности между должностными лицами и структурными подразделениями;

проверка разделов бухгалтерского учета и внутреннего контроля; правильности применения плана счетов бухгалтерского учета; правильности ведения учетных регистров; соответствия данных синтетического учета данным аналитического учета; правильности учета затрат; правильности денежной оценки товарно-материальных ценностей;

проверка бухгалтерской и оперативной информации, внутренней отчетности, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;

проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований внутрифирменных нормативно-правовых актов, в том числе уставных целей, коллективного договора, учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства или собственников;

* проверка деятельности различных звеньев управления;

оценка эффективности механизма бухгалтерского и внутреннего контроля, изучение и оценку контрольных процедур в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;

работа над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;

оценка используемого экономическим субъектом программного обеспечения;

специальные расследования отдельных случаев, связанных с недостачей, порчей товарно-материальных ценностей, неэффективных действий управляющих;

разработка и представление предложений руководству организации или собственникам по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления;

организация документооборота и своевременность поступления в бухгалтерию первичных учетных документов;

организация годовых инвентаризаций всех статей баланса, а также отражение результатов инвентаризации в учете и отчетности;

установление правильности определения прибыли.

Внутренний финансовый контроль проводится как путем изучения, систематизации, анализа различных первичных документов, обосновывающих достоверность хозяйственных операций, так и путем фактического контроля.

Закон предусматривает обязанность любых лиц, занимающих должности в органах управления общества, и иных работников представлять внутреннему аудиту документы о финансово-хозяйственной деятельности общества. Отказ выполнить требования внутреннего аудитора о представлении необходимых документов может служить основанием для привлечения соответствующего лица к дисциплинарной ответственности.

Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью его независимости в структуре управления экономического субъекта.

Внутренний аудит не подменяет контроль органов государственного контроля за достоверностью финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.

Внешний аудит - независимый от организации контроль, проводимый определенными специалистами, прошедшими аттестацию в области учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности и имеющими соответствующие лицензии на право ведения аудиторской деятельности.

Все аудиторские услуги являются платными, проводятся независимыми самостоятельными организациями на предпринимательских началах и осуществляются на договорной основе между аудиторской фирмой и инспекциями Федеральной налоговой службы на предмет проверки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности; между аудиторской фирмой и хозяйствующим субъектом и его акционерами на предмет выполнения независимой экспертизы хозяйственно-финансовой деятельности и разработке мероприятий по повышению эффективности хозяйствования; между аудиторской фирмой и коммерческими банками и страховыми организациями на предмет оценки кредитоспособности и платежеспособности их клиентов и т.д.

Помимо проверок бухгалтерской отчетности, аудиторы и их организации могут осуществлять сопутствующие аудиту услуги. Имеется в виду:

постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

налоговое консультирование;

анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;

правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

проведение маркетинговых исследований;

проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;

2. Ревизия основных средств

2.1 Цели, задачи ревизии основных средств

Согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. №26н, при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств организации необходимо единовременное выполнение следующих условий:

использование в производстве продукции при выполнении работ, оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного периода, если он превышает 12 месяцев;

организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Объекты основных средств стоимостью не более 10 000 руб. за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и тому подобные издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или в эксплуатацию.

Целью ревизии основных средств являются проверка законности и правильности:

операций поступления, перемещения и выбытия основных средств;

определения первоначальной стоимости основных средств;

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.