бесплатно рефераты
 

Ревизия и аудит расчетов по налогам и сборам

Ревизия и аудит расчетов по налогам и сборам

ВВЕДЕНИЕ

Государственный бюджет - централизованный фонд денежных средств, который республика использует на финансирование мероприятий по развитию экономики, оборону, содержание органов государственного управления и на другие цели. В условиях рынка расширяются взаимоотношения предприятий и фирм различных форм собственности с бюджетом. В Республике Беларусь создана налоговая служба, призванная осуществлять контроль за правильностью исчисления сумм платежей и своевременностью их перечисления в доход государственного бюджета.

Законодательством республики предусмотрены широкие права Министерства по налогам и сборам. В частности, оно имеет право применять к предприятиям и фирмам финансовые санкции в виде взыскания всей суммы сокрытой или заниженной прибыли (дохода) либо суммы налога за иной сокрытый (неучтенный) объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы; при повторном нарушении -- штрафа в двойном размере, а также взыскание определенного процента от причитающихся сумм налогов или других обязательных платежей за отсутствие учета прибыли (дохода), ведение этого учета с нарушением установленного порядка, за непредоставление либо несвоевременное предоставление налоговых деклараций, отчетов, расчетов и других документов, необходимых для исчисления и уплаты и других обязательных платежей.

В рамках данной курсовой работы будет рассмотрен процесс проведения аудита расчетов с бюджетом по налогам.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что своевременное и точное проведение аудиторских проверок расчетов с бюджетом по налогам поможет предприятию (фирме) избежать финансовых потерь, связанных с санкциями, налагаемыми налоговыми службами ввиду неправильного исчисления и несвоевременного перечисления платежей в бюджет. В связи с этим особенно тщательно необходимо проверить правильность составления соответствующих расчетов платежей в бюджет и внебюджетные фонды и своевременность их перечисления в соответствии с существующим в республике законодательством.

Объект исследования - ООО «Нарта», расположенное по адресу: 220014 Республика Беларусь, г. Минск, пер. С.Ковалевской, 52. Основной вид деятельности - производство и реализация кондитерских изделий.

ООО «Нарта» является юридическим лицом, самостоятельно планирующими осуществляющим хозяйственную деятельность с 2003г.

Численность работников предприятия на 01.01.2009г. составляет 67 чел., непосредственным руководителем является генеральный директор, назначенный на эту должность советом учредителей. Организационная структура предприятия представлена в Приложении 1.

Предмет исследования - организация аудиторской проверки расчетов с бюджетом по налогам.

Цель написания курсовой работы - рассмотреть порядок проведения аудита расчетов с бюджетом по налогам и неналоговым платежам.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. перечислить задачи и охарактеризовать источники аудита расчетов с бюджетом по налогам;

2. описать порядок проверки полноты и своевременности расчетов с бюджетом по НДС и акцизам;

3. привести методику аудита расчетов с бюджетом по налогам, относимым на себестоимость продукции;

4. охарактеризовать порядок осуществления контроля расчетов с бюджетом по налогам, уплачиваемым из прибыли;

5. рассмотреть методику аудита расчетов с бюджетом по подоходному налогу с физических лиц.

При написании работы использовались средства MS Word, MS Excel, законодательные акты Республики Беларусь, нормативная и справочная информация, а также учебные пособия таких авторов, как: Пупко Г.М., Василевская Т.И., Белый И,Н., Ладутько Н.И. и др.

1. ЗАДАЧИ И ИСТОЧНИКИ АУДИТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГАМ И НЕНАЛОГОВЫМ ПЛАТЕЖАМ

Перечень платежей в бюджет и во внебюджетные фонды регламентируется действующим законодательством республики, а порядок осуществления расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по отдельным видам платежей -- соответствующими методическими указаниями и инструкциями Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам.[12, с.9]

В Процессе аудиторской проверки особенно тщательно необходимо проверить правильность составления соответствующих расчетов платежей в бюджет и во внебюджетные фонды и своевременность их перечисления в соответствии с существующим в республике законодательством.

Аудитор составляет следующую вспомогательную ведомость по каждому налогу, который уплачивает проверяемый субъект хозяйствования (табл. 1.1).[8, с.252]

Таблица 1.1 Ведомость проверки правильности и полноты уплаты налога (неналогового платежа)

Наименование налога (неналогового платежа)

Начислено согласно расчету на предприятии

Следовало начислить согласно расчету аудитора

Отклонение,

+/-

срок перечисления

Фактически перечислено

Отклонение,

+/-

по дебету с кредитом счетов

по кредиту с дебетом счетов

18 НДС по приобретенным товарам, работам, услугам

08 Вложения во внеоборотные активы

50 Касса

51 Расчетный счет

10 Материалы

11 Животные на выращивании и откорме

52 Валютные счета

15 Заготовление и приобретение материальных ценностей

55 Специальные счета в банках

16 Отклонение в стоимости материальных ценностей

62 Расчеты с покупателями и заказчиками

18 НДC по приобретенным товарам, работам, услугам

66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

20 Основное производство

67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам

23 Вспомогательные производства

25 Общепроизводственные расходы

76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

79 Внутрихозяйственные расчеты

26 Общехозяйственные расходы

28 Брак в производстве

86 Целевое финансирование

92 Внереализационные доходы и расходы

29 Обслуживающие производства и хозяйства

41 Товары

44 Расходы на реализацию

51 Расчетный счет

52 Валютные счета

55 Специальные счета в банках

70 Расчеты с персоналом по оплате труда

73 Расчеты с персоналом по прочим операциям

75 Расчеты с учредителями

76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

79 Внутрихозяйственные расчеты

90 Реализация

91 Операционные доходы и расходы

92 Внереализационные доходы и расходы

94 Недостачи и потери от порчи ценностей

97 Расходы будущих периодов

98 Доходы будущих периодов

99 Прибыли и убытки

Поскольку местные налоговые инспекции систематически проверяют состояние расчетов предприятий с бюджетом, то в процессе аудиторской проверки следует обстоятельно изучить акты проверок, проведенных налоговой инспекцией, выяснить у нее, имеются ли претензии к проверяемому предприятию.

Общей задачей контроля является установление по всем видам платежей в бюджет и во внебюджетные фонды правильности исчисления суммы платежей, своевременности взносов (перечислений) причитающихся сумм, выяснение причин просрочки платежей и за чей счет отнесена уплаченная пеня, какие меры приняты к лицам, виновным в несвоевременном перечислении средств, и мероприятия по предотвращению допущенных нарушений.

Основными источниками информации для контроля расчетов с бюджетом будут являться: справки и расчеты по отдельным видам платежей; декларации; выписки учреждений банка и приложенные к ним документы о перечислениях причитающихся сумм в бюджет и во внебюджетные фонды; акты проверок, произведенных налоговыми инспекциями; бухгалтерские записи по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам»; журналы-ордера или соответствующие машинограммы.[8, с.253]

В процессе проверки следует уточнить правильность выведения оборотов и сальдо по каждому виду платежей на конец отчетного периода. Для этого данные аналитического учета по каждому виду платежей сопоставляют с записями в журнале-ордере (соответствующей машинограмме) и Главной книге. Своевременность и полноту расчетов с бюджетом можно установить проверкой выписок банка и приложенных к ним первичных платежных документов. При расхождениях в записях и выявлении случаев допущения неточности расчетов с бюджетом нужно установить их характер и принять меры к их устранению; выяснить, уплатило ли предприятие штрафы, пени налоговым инспекциям за неправильное определение размера платежей или их просрочку. Особо следует выделить случаи, когда взыскание средств в бюджет было связано с необоснованным включением в себестоимость затрат или с перерасходом материальных ресурсов сверх потребности, определенной проектно-сметной документацией, или с использованием таких ресурсов не по назначению. Как правило, штрафы и пени подлежат взысканию с должностного лица, виновного в пропуске срока или неправильно исчислившего соответствующие платежи в бюджет.[8, с.254]

К внебюджетному фонду относятся отчисления в фонд социальной защиты населения, учитываемые на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Важным участком проверки является изучение аудитором правильности составления корреспонденции счетов по счетам 68 и 69. Так, счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» корреспондирует:[7]

А счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» корреспондирует:[7]

по дебету с кредитом счетов

по кредиту с дебетом счетов

50 Касса

08 Вложения во внеоборотные активы

51 Расчетный счет

20 Основное производство

52 Валютные счета

23 Вспомогательные производства

55 Специальные счета в банках

25 Общепроизводственные расходы

66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

26 Общехозяйственные расходы

28 Брак в производстве

67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам

29 Обслуживающие производства и хозяйства

70 Расчеты с персоналом по оплате труда

44 Расходы на реализацию

73 Расчеты с персоналом по прочим операциям

51 Расчетный счет

79 Внутрихозяйственные расчеты

52 Валютные счета

55 Специальные счета в банках

70 Расчеты с персоналом по оплате труда

73 Расчеты с персоналом по прочим операциям

79 Внутрихозяйственные расчеты

91 Операционные доходы и расходы

92 Внереализационные доходы и расходы

96 Резервы предстоящих расходов

97 Расходы будущих периодов

99 Прибыли и убытки

При проверке правильности и своевременности расчетов с данным фондом аудитору следует руководствоваться действующим законодательством и инструкциями. Отчисления в фонд социальной защиты населения производятся от фонда оплаты труда, однако существует перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию. К таким выплатам относятся:[15, с.74]

-выходное пособие при прекращении трудового договора (контракта);

-государственные пособия, выплачиваемые за счет средств республиканского бюджета и государственного социального страхования;

-компенсации и выплаты в связи с предоставлением льгот в соответствии с Законом Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС», исключая доплаты до размера прежнего заработка при переводе работников по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу, доплаты к заработной плате гражданам, работающим на территории радиоактивного загрязнения, и оплаты дополнительного отпуска;

-суммы, выплачиваемые в соответствии с законодательством Республики Беларусь в возмещение морального вреда, причиненного работникам;

-суммы, выплачиваемые в возмещение расходов, а также компенсации (в том числе надбавки и компенсации взамен суточных), выплачиваемые работникам в пределах норм, установленных законодательством Республики Беларусь; суммы, выплачиваемые в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей;

-стоимость выдаваемых в соответствии с нормами, установленными законодательством Республики Беларусь, специальной одежды, специальной обуви, других средств индивидуальной защиты, мыла, смывающих и обезжиривающих средств, молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания или в соответствующих законодательству случаях сумма денежных затрат по их приобретению; форменой одежды и обмундирования, выдаваемого работникам в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

-стоимость наград в денежном или натуральном выражении, присуждаемых за призовые места на районных, областных, республиканских соревнованиях, смотрах, конкурсах и других аналогичных соревнованиях;

-единовременные выплаты и стоимость подарков работникам в связи с юбилейными датами рождения работников (40, 50, 60 лет и последующие юбилейные даты), а также при увольнении в связи с выходом на пенсию;

-суммы средств, выдаваемые работникам, нуждающимся в соответствии с законодательством Республики Беларусь в улучшении жилищных условий, на строительство (реконструкцию), покупку жилых помещений, а также на полное или частичное погашение кредитов (ссуд), полученных на указанные цели;

-материальная помощь, оказываемая в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, а также в связи с постигшим их стихийным бедствием, пожаром, хищением имущества, увечьем, тяжелой болезнью, смертью их близких родственников, вступлением в брак, рождением ребенка;

-стоимость приобретенных за счет средств нанимателя путевок в детские оздоровительные учреждения, бесплатно выдаваемых работникам билетов на детские представления и (или) кондитерских наборов их детям в связи с праздником Нового года;

-доходы по акциям и другие доходы, получаемые от участия работников в управлении собственностью предприятия (дивиденды, проценты);

-суммы страховых платежей (взносов), уплачиваемых нанимателем в соответствии с законодательством Республики Беларусь в пользу отдельных категорий работников по договорам обязательного государственного личного страхования.

2. ПОРЯДОК ПРОВЕРКИ ПОЛНОТЫ И СВОЕВРЕМЕННОСТИ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НДС И АКЦИЗАМ

Для проведения аудиторской проверки расчетов ООО «Нарта» с бюджетом по налогам возьмем период с 01.01.2009г. по 01.02.2009г. Необходимые для аудита данные представлены в Приложениях 2 - 7.

При проверке расчетов ОО «Нарта» с бюджетом по НДС аудитор должен выявить ошибки, связанные с тем, что организация иногда ошибочно не начисляет НДС либо, наоборот, начисляет налог. Выявление вышеуказанных ошибок при проверке объекта налогообложения может осуществляться путем просмотра данных аналитического бухгалтерского учета по движению товарно-материальных ценностей; ознакомления с содержанием отдельных договоров, в том числе договоров дарения, безвозмездной передачи, актов выполненных строительно-монтажных работ, учредительных договоров и т.п.

Необходимо аудитору проверить цены, исходя из которых определяется налоговая база по НДС при передаче товаров для собственных нужд. При передаче товаров для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль, налоговая база определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен реализации идентичных товаров, аналогичных работ, услуг. Если такие цены отсутствуют, то налоговая база исчисляется исходя из рыночных цен с учетом акцизов и без включения в них НДС. Рыночной ценой признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.[10, с.171]

Необходимо, также, проверить правомерность применения вычетов в следующих случаях:

-принятия к вычету НДС имуществу, использованному в операциях, с которых НДС не уплачивается (НДС должен включается в стоимость данного имущества согласно);

-организация не ведет разделный учет облагаемых и необлагаемых НДС операций;

-налоговый агент принял к вычету НДС, который он уплатил в бюджет;

-принят к вычету НДС по сверхнормативным расходам;

-принят к вычету НДС на основании счет-фактуры оформленной с нарушением требований;

-принят к вычету НДС по безвозмездно полученному имуществу.

При проверке правомерности применения вычетов по НДС аудитору следует:

-ознакомиться с организацией аналитического учета к счету 18 «НДС по приобретенным ценностям»;

-оценить качество учета и контроля операций;

-убедиться в наличии раздельного учета НДС по приобретению товарно-материальных ценностей;

-проверить соблюдение порядка и сроков осуществления вычетов.

Кроме того, целесообразно выборочным порядком проверить соблюдение правил оформления счетов-фактур, на основании которых принимается к вычету НДС, а также убедиться в соблюдении принципа временного соответствия вычетов по НДС и оприходования товарно-материальных ценностей.

Стоит отметить, что аудиторская проверка НДС должна включать в себя следующие процедуры:[10, с.172]

-анализ налоговых отчетов за предыдущие периоды, выявление вопросов, по которым имелись замечания, и выполнение рекомендаций по этим вопросам;

-сравнение остатков по счетам НДС за текущий период с остатками за предыдущие периоды и анализ значительных или необычных отклонений;

-сравнение фактических ставок за текущий период и анализ значительных или необычных отклонений;

-анализ уплаты платежей в бюджет за отчетный период.

В ходе проверки в ООО «Нарта» были выявлены следующие ошибки:

-не начисляется НДС при передаче товаров при сделках на безвозмездной основе;

-ошибочно начисляется НДС при передаче товаров из одного структурного подразделения организации в другое;

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.