бесплатно рефераты
 

Расчеты с внебюджетными фондами

p align="left">Единый социальный налог является одним из наиболее значимых как в формировании доходов государства, так и для финансового положения налогоплательщиков. Единый социальный налог (взнос) - это налог, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации - далее фонды) и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) определяет налогоплательщиков, объект налогообложения, налоговую базу, суммы, не подлежащие налогообложению, налоговые льготы, ставки налоговый и отчетный периоды, и т.д. Сумма единого социального налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как процентная доля налоговой базы.

1.2 Исследование нормативной базы расчетов по ЕСН

Определение налогоплательщиков Единого социального налога имеет особо важное значение, поскольку в отличие от большинства других видов налогов, входящих в российскую налоговую систему, ставки уплаты этого налога в значительной мере зависят от их категорий. Представим круг налогоплательщиков ЕСН в виде следующей схемы. http://www.conseco.ru Согласно ст. 235 НК РФ все налогоплательщики ЕСН делятся на две категории:

1. Лица, производящие выплаты физическим лицам (в старой редакции они именовались как «работодатели»). К ним относятся: Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2 / Основные кодексы и законы Российской Федерации. - СПб.: ИД «Весь», 2003. - С. 315 организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, но осуществляющие выплаты другим физическим лицам по трудовым или гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или услуг.

2. Лица, не производящие выплат физическим лицам. Это, как правило, индивидуальные предприниматели и адвокаты.

На практике нередки случаи, когда один и тот же налогоплательщик одновременно может относиться к нескольким категориям налогоплательщиков. В этом случае он является отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию. Единый социальный налог / В.П. Потехинская. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. - С. 6

Рисунок 1.1 - Налогоплательщики ЕСН

Одновременно с этим организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с действующим законодательством на уплату налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, не являются налогоплательщиками единого социального налога в части доходов, которые они получают от осуществления этих видов деятельности. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2 / Основные кодексы и законы Российской Федерации. - СПб.: ИД «Весь», 2003. - С. 316 Для правильного понимания норм ст. 235 НК РФ необходимо учитывать содержание терминов и понятий, используемых в главе 24 НК РФ «Единый социальный налог». Так, по «организациями» в ст. 11 НК РФ понимаются не только юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, но и иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью

Организация является налогоплательщиком ЕСН независимо от того, является ли она коммерческой или некоммерческой, а также независимо от своей организационно-правовой формы. С момента государственной регистрации родовые, семейные общины приобретают статус юридического лица и, таким образом, также становятся налогоплательщиками единого социального налога.

К организациям, обязанным уплачивать ЕСН, относят также крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные до вступления в силу части первой Гражданского кодекса РФ (1 февраля 1995 г.) в качестве «самостоятельного хозяйствующего субъекта с правами юридического лица». Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2 / Основные кодексы и законы Российской Федерации. - СПб.: ИД «Весь», 2003. - С. 318

В то же время фермерские хозяйства и другие организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, на основании п. 4 ст. 346 НК РФ не являются налогоплательщиками ЕСН.

К субъектам, освобожденным от уплаты ЕСН, относятся и организации, применяющие такие специальные налоговые режимы, как упрощенная система налогообложения (п.2 ст. 346 НК РФ) и уплата единого вмененного дохода (ЕНДВ). В случае, когда последние наряду со своей предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению ЕНДВ, осуществляют иную предпринимательскую деятельность, они обязаны уплачивать ЕСН с выплат, производимых физическим лицам на общих основаниях.

Наряду с организациями, освобожденными от уплаты ЕСН ввиду применения ими специальных налоговых режимов, данный налог не уплачивают и индивидуальные предприниматели, применяющие те же режимы. При этом обязательным как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей является уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Адвокатская деятельность, как и нотариальная, не является предпринимательской, но в отличии от нотариусов, адвокаты не приравнены в целях налогообложения к индивидуальным предпринимателям и составляют самостоятельную категорию налогоплательщиков. Федеральный Закон РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» от 25.07.2002 № 115-ФЗ

В соответствии со ст. 236 НК РФ, принятой федеральным законом от 29 декабря 2000 г. № 166-ФЗ О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса рф, объектом налогообложения ЕСН признаются для:

1. Работодателей, кроме работодателей - физических лиц, - выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе:

- вознаграждения, за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам;

- выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором.

Полный перечень видов выплат и вознаграждений, включаемых в фонд заработной платы, дан в Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат специального характера при заполнении форм Федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной приказом Госкомстата РФ от 24 ноября 2000 г. No 116.

При этом выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1000 рублей в расчете на одного работника за календарный месяц;

2. Физических лиц - работодателей - выплаты и иные вознаграждения, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, выплачиваемые в пользу работников по всем Основаниям.

Выплаты, осуществляемые налогоплательщиками-работодателями, не признаются объектом налогообложения, если они производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после Уплаты налога на прибыль организаций, или средств, оставшихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц:

3. Налогоплательщиков, осуществляющих самостоятельную частную деятельность, - доходы от предпринимательской либо, иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Если указанные налогоплательщики применяют упрошенную систему налогообложения, объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента. При этом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

В каждом конкретном случае доход или экономическая выгода определяется согласно нормам соответствующих глав Налогового кодекса РФ о конкретном виде налога. Объектом налогообложения для данной группы плательщиков являются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2 / Основные кодексы и законы Российской Федерации. - СПб.: ИД «Весь», 2003. - С. 320

Перечень расходов, связанных с извлечением доходов от предпринимательской или иной профессиональной деятельности устанавливается главой 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц». Так, в ст. 221 Налогового Кодекса РФ установлен порядок исчисления и применения профессиональных налоговых вычетов. Отдельную категорию налогоплательщиков в данной группе представляют индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения. Для этой категории индивидуальных предпринимателей объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

В соответствии со ст. 237 НК РФ налоговая база налогоплательщиков-работодателей, кроме физических лиц -- работодателей, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 236 НК РФ, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников.

При определении налоговой базы указанными налогоплательщиками учитываются любые выплаты и вознаграждения, за исключением сумм, не подлежащих налогообложению, начисленные работодателями работникам в денежной или натуральной форме или полученные работником от работодателя в виде иной материальной выгоды.

При осуществлении выплат в виде материальной помощи или иных безвозмездных выплат в пользу физических лиц, не связанным с ними трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным договором, налоговая база определяется как сумма указанных выплат в течение налогового периода. При этом выплаты и натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, включаются в налоговую базу в части сумм, превышающих 1000 рублей в расчете на одного работника за календарный месяц.

Налоговая база налогоплательщиков - физических лиц-работодателей определяется как сумма выплат и вознаграждений, предусмотренных п. 2 ст. 236 НК РФ, выплаченных за налоговый период в пользу работников.

Налоговая база налогоплательщиков, осуществляющих самостоятельную частную деятельность, определяется как сумма доходов, полученных ими за налоговый период, как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в Российской Федерации за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

При расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения, полученные в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их получении, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов), определенных с учетом положений ст. 40 НК РФ, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, налога с продаж, а для подакцизных товаров -- соответствующая сумма акцизов.

Согласно статье 238 НК РФ не облагаются единым социальным налогом:

1) государственные пособия, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

2) все виды законодательно установленных компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

* возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

* бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения;

* оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

* оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

* увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;

* возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

* трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

* выполнением работником трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса) дополнительно подчеркивают законодательно установленный характер компенсационных выплат и указывают перечни нормативных актов, в соответствии с которыми такие выплаты должны производиться. В противном случае они подлежат налогообложению в общем порядке.

При освещении вопроса о ставках по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование необходимо учесть последние изменения в НК РФ, касающиеся их размера, вступившие в силу с 1 января 2005 года. Письмо Минфина РФ от 17 января 2005 г. № 03-05-02-04/2 с разъяснениями по исчислению ЕСН в связи с изменением ставок налога с 01.01.2005 года. - http://www.statusaudit.ru А именно с начала 2005 года исчисление единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для всех категорий налогоплательщиков следует производить с учетом дополнений и изменений, предусмотренных Федеральным законом от 20.07.2004 г. N 70-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации". ЕСН в 2007 г. БУХ.1С - Интернет-ресурс для бухгалтера. - http://www.buh.ru

Данным документом внесены изменения в ст.241 Налогового кодекса РФ в части применения ставок налога по ЕСН. Также в новой редакции изложены ст.22 и ст.33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Динамика изменения общей суммы ЕСН на сегодняшний день такова.

Во-первых, для всех категорий налогоплательщиков снижен размер базовых налоговых ставок: ЕСН в 2007 году: последние изменения / Электронный журнал «Налоговый консультант» № 4 от 22 февраля 2007 г. - http://www.r30.nalog.ru

· для «обычных» организаций, осуществляющих выплаты физическим лицам, - с 35,5 % до 26 %;

· для выступающих в качестве работодателей сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, - с 26,1 % до 20 %;

· для индивидуальных предпринимателей - с 13,2 % до 10 %;

· для адвокатов - с 10,6 % до 8 %.

Во-вторых, изменена шкала регрессии. В частности, для «обычных» организаций, осуществляющих выплаты физическим лицам, устанавливается следующая шкала налоговых ставок:

· при величине выплат до 280 тыс. руб. в год - 26 %;

· при величине выплат от 280 001 до 600 тыс. руб. в год - 72 800 руб. + 10 % с суммы, превышающей 280 тыс. руб.;

· при величине выплат свыше 600 000 руб. в год - 104800 + 2 % с суммы, превышающей 600 тыс. руб.

В-третьих, налогоплательщикам теперь не требуется, как это предусмотрено действующим порядком, подтверждать расчетом право на применение регрессивной шкалы.

Пониженные ставки налогоплательщики смогут применять в безусловном порядке, независимо от размера налоговой базы в среднем на одного работника и численности работников. При этом уменьшается и количество интервалов доходов для применения регрессивных ставок. Ульянов В. Уплата в 2005 году ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование / материалы журнала «Практический бухгалтерский учет». - http://www.klerk.ru/ Рассмотрим новые ставки по ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, приведенные в таблице 2.1.

Таблица 1.1 - Установленные законодательством ставки по ЕСН

Налоговая база (руб)

Федеральный бюджет

ФСС РФ

ФФОМС

ТФОМС

Итого

До 280 000

20%

3,2%

0,8%

2%

26%

От 280 001 до

600 000

56 000 руб. + 7,9% от суммы, превышающей

280 000 руб.

8 960 руб. + 1,1% от сумм, превышающей

280 000 руб.

2 240 руб. + 0,5% от суммы, превышающей

280 000 руб.

5 600 руб. + 0,5% от суммы, превышающей 280 000 руб.

72 800 руб. + 10% от суммы, превышающей 280 000 руб.

Свыше

600 001

81 280 руб. + 2% от суммы, превышающей

600 000 руб.

12 480 руб.

3 840 руб.

7 200 руб.

104 800 руб. + 2% от суммы, превышающей 600 000 руб.

Существенно изменяется порядок исчисления взносов на обязательное пенсионное страхование. ЕСН в 2005 г. БУХ.1С - Интернет-ресурс для бухгалтера. - http://www.buh.ru Во-первых, в отличие от действующего порядка, с 1 января 2005 года все застрахованные лица подразделяются не на три, как было ранее, а на две возрастные категории независимо от пола: лица 1966 года рождения и старше; лица 1967 года рождения и моложе. Во-вторых, для лиц 1966 года рождения и старше не предусмотрено начисление взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Для этой категории застрахованных лиц взносы начисляются только на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Для лиц 1967 года рождения и моложе сохранен действующий порядок: взносы начисляются на финансирование как страховой, так и накопительной части трудовой пенсии. При этом следует учитывать, что на период 2005-2007 годы действуют переходные положения: взносы в «обычных» организациях начисляются исходя из базового тарифа 10 % и 4 % на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии соответственно. Таким образом, действие переходных положений продлено (в действующей редакции переходные положения действовали по 2005 год включительно).

В-третьих, по аналогии с ЕСН изменены интервалы базы шкалы регрессии: до 280000 руб., от 280001 руб. до 600000 руб. и свыше 600000 руб., а также установлены новые тарифы для базы, превышающей 280000 руб. Заметим, что в отличие от существующего порядка, в общем случае сумма взносов на обязательное пенсионное страхование теперь будет превышать сумму налога (авансового платежа по налогу), начисленную в федеральный бюджет.

Действующим порядком (п. 3 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ) предусмотрено, что при исчислении взносов на обязательное пенсионное страхование регрессивная шкала применяется на тех же условиях, что и при исчислении ЕСН. Таким образом, с 1 января 2005 года страхователям не требуется, как ранее подтверждать расчетом право на применение пониженных тарифов, если база для исчисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года превысит 280 000 руб., независимо от размера базы в среднем на одного работника и численности работников.

В четвертых, законодатель уточнил, что к лицам, на которые распространяется обязательное пенсионное страхование, относятся также иностранные граждане и лица без гражданства, которые проживают в Российской Федерации как постоянно, так и временно.

Таким образом, с 1 января 2005 года на выплаты указанным лицам по трудовым договорам или гражданско-правовым договорам, предусматривающим выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору, организациям необходимо начислять взносы на обязательное пенсионное страхование. При этом не имеет значения, сколько дней указанные лица проживали в Российской Федерации на момент выплаты.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.