бесплатно рефераты
 

Проблемы архивного дела на современном этапе

p align="left">В середине 90_х годов отечественные архивы в полной мере испытали на себе все «загогулины» политической и социально-экономической жизни России. После сильного, но кратковременного всплеска интереса к своему прошлому, кардинальное изменение ценностных приоритетов в стране, завершение в целом идеологической кампании по дискредитации советского строя почти исключили российские архивы из сферы общественного и государственного внимания. Плохо представляя себе роль и значение архивов в механизме функционирования государства, не имея к ним и никакого коммерческого интереса (по ликвидности они конечно несопоставимы, например, с недвижимостью или недрами) стоящие у власти реформаторы фактически отстранились от решения проблем архивного дела. Очевидно поэтому все сменявшиеся в тот период кураторы архивной службы от правительства, с одной стороны, одинаково равнодушно наблюдали, вернее старались не замечать происходящей буквально на глазах деградации фундаментальных основ архивной отрасли - материально-технической базы архивов и квалификации их работников, а с другой - зачастую просто блокировали многие важные законодательные и распорядительные инициативы Росархива по регулированию развития архивного дела.

Прежде всего такое отношение государства к своему документальному наследию наиболее остро сказалось на финансовой стороне деятельности архивов. Так, в 1995 г. бюджетные ассигнования на содержание федеральных архивов составили лишь 81%, 1996 г. - 56%, в 1997 г. - 92%, в 1998 г. - около 80% от бюджетных назначений, предусмотренных законами о федеральном бюджете на соответствующий год. Хотя мы все прекрасно знаем, что и 100-процентное выделение бюджетных средств не позволяет в полной мере покрыть все необходимые затраты архивов на их содержание и осуществление уставной деятельности.

На фоне тогда просто бедственного положения архивов даже такая казалось бы всегда ущемляемая в деньгах отрасль, как «культура» выглядит вполне благополучно: в 1993-1996 гг. федеральная целевая программа в сфере культуры была профинансирована в среднем на 29%, а в 1997-1999 гг. - на 44,3%, в то время, как входящие в их состав соответствующие подпрограммы развития архивного дела практически не финансировались.

На итоговых заседаниях коллегий Росархива в этот период с тревогой отмечалось нарастание трудностей в работе архивов всех уровней, наметившаяся тенденция спада объемов многих видов архивных работ, прежде всего по обеспечению сохранности документов, многочисленные случаи отключений систем жизнеобеспечения архивов и снятия охраны зданий, факты задержки выплаты заработной платы архивистам, появление кредиторской задолженности.

К сожалению, заложниками данной ситуации и ее последствий, некоторые из которых оказывают негативное влияние на развитие архивного дела и сегодня, наряду с архивами стали и многочисленные пользователи архивных документов, поскольку возможности первых оперативно и качественно удовлетворить информационные потребности граждан, общества и государства в тот период значительно снизились.

В условиях жестких бюджетных ограничений, в отдельные месяцы переходивших в полное прекращение финансирования, а также при практически полном отсутствии существенных источников поступления внебюджетных средств, усилия Росархива и архивных органов субъектов Российской Федерации в административном плане были сосредоточены на предотвращении распада всей системы архивных учреждений страны, утери управляемости ими.

Это стоило многих сил, терпения и стойкости, вынуждало искать разные пути выхода из сложившейся экстремальной ситуации, в том числе идти зачастую на болезненные меры, например такие, как сокращение числа бюджетополучателей и штатной численности архивных учреждений или ограничение права архивов на самостоятельное использование заработанных ими внебюджетных средств. В то же русло были направлены усилия Росархива по изменению порядка финансирования федеральных архивов, включению расходов на их содержание в раздел «государственное управление» новой бюджетной классификации и по их включению в число особо ценных объектов культурного наследия России, что позволило в целом повысить статус архивной отрасли.

Нельзя сказать, что и сами архивы не боролись за свое выживание. В новых экономических обстоятельствах для поддержания своей финансовой стабильности ими принимались дополнительные меры по активизации привлечения внебюджетных средств, в т.ч. за счет расширения номенклатуры платных работ и услуг, оказываемых организациям и гражданам, а также получения различного рода грантов.

Надо отдать архивистам должное - в тяжелейших условиях, когда государство в значительной мере отстранилось от архивного дела, они продолжали выполнять свой профессиональный долг. В этой связи нельзя не согласиться с оценкой, прозвучавшей в октябре 2003 г. на парламентских слушаниях «Сохранение культурно-исторической памяти нации. Библиотеки и архивы России», о том, что «в условиях тяжелого финансирования и материально-технического положения библиотек и архивов в последнее десятилетие ХХ-го века, во многом благодаря только профессиональной ответственности библиотечных и архивных работников, продолжалась планомерная работа по сохранению и пополнению библиотечных и архивных фондов, использованию их информационного потенциала».

Августовский дефолт 1998 г. едва не стал роковым для российских архивов, и без того уже находившихся в критическом положении. Казалось еще немного и многих из них постигнет печальная участь быть законсервированными на неопределенно длительный срок, что имело бы для архивного дела страны самые непредсказуемые последствия.

Серьезность сложившейся в тот момент ситуации была подтверждена Межведомственной комиссией по информационной безопасности Совета Безопасности Российской Федерации, обсудившей в октябре 1998 г. вопрос «О мерах по защите информационных ресурсов Архивного фонда Российской Федерации» и констатировавшей наличие реальных угроз его безопасности, прежде всего, экономического характера. На прошедших в феврале 1999 г. парламентских слушаниях «Проблемы безопасности, комплектования и использования Архивного фонда Российской Федерации» положение дел в архивном деле также было признано гибельно опасным.

Дополнительным тяжким бременем на отрасль легла необходимость выполнения предпринятых Правительством Российской Федерации мер по стабилизации социально-экономического положения в стране и реализации разработанной в связи с этим программы Росархива по сокращению бюджетных расходов. Находясь в очередной раз перед нелегким выбором между плохим и очень плохим, Росархив был вынужден пойти на очередное сокращение числа федеральных архивных учреждений. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1999 №283 «О федеральных государственных архивах» ликвидировались как самостоятельные Научная библиотека федеральных архивов, Лаборатория микрофотокопирования и реставрации документов федеральных архивов и Центр по обеспечению сохранности документов Архивного фонда России, а Центр хранения историко-документальных коллекций и Центр хранения документов молодежных организаций присоединялись соответственно к Российскому государственному военному архиву и Российскому центру хранения и изучения документов новейшей истории (с преобразованием последнего в Российский государственный архив социально-политической истории). Тем самым, количество федеральных архивных учреждений уменьшилось с 27 (на начало 1992 г.) до 18-ти. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что в субъектах Российской Федерации дело в основном ограничилось лишь сокращением финансирования и штатной численности работников архивов.

Неизвестно как бы долго продолжалась эта ситуация и чем бы это закончилось для российских архивов, если бы не помощь «свыше». В смысле из высших эшелонов власти в лице вице-премьера В.И. Матвиенко, ставшей для архивной отрасли настоящим «ангелом-хранителем». И дело не столько в том, что она первая из членов высшего руководства страны после Г. Алиева посетила архивные учреждения, а также в бытность свою вице-премьером регулярно присутствовала на итоговых коллегиях Росархива, сколько в том, что при ее непосредственном участии после долгих лет забвения архивная отрасль вновь получила реальную государственную поддержку в своей деятельности.

Одними из первых практических результатов этого сотрудничества стали рассмотрение 25 ноября 1999 г. на заседании Правительства Российской Федерации вопроса «О мерах по сохранению Архивного фонда Российской Федерации и улучшению использования архивных документов», а также выход в декабре 1999 г. и августе 2000 г. инициированных Росархивом поручений Правительства Российской Федерации руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть и принять необходимые меры по обеспечению сохранности и улучшению использования архивных документов. Несмотря на то, что им не удалось придать статус правительственных постановлений, эти документы и в центре и на местах способствовали решению ряда актуальных вопросов развития архивного дела, в том числе увеличения финансирования региональных и муниципальных архивов, выделения им помещений, капитального ремонта, рассекречивания документов, ведомственного хранения архивных документов, отбора и передачи на государственное хранение аудиовизуальной документации, а также документов, образовавшихся в деятельности кредитных организаций в случае их ликвидации или признания несостоятельности. По полученной Росархивом информации наиболее конструктивные и эффективные меры по этим поручениям были приняты в Башкортостане, Удмуртии, Кировской, Новгородской и Пермской областях. Во многом благодаря пониманию со стороны властных структур Росархиву при поддержке научной и другой общественности удалось отразить предпринятую в феврале - мае 2000 г. руководством Минкультуры России попытку ликвидировать самостоятельность архивной службы страны. Как было отмечено в архивоведческой прессе, в ходе интеллектуальной и административной борьбы, развернувшейся вокруг идеи ликвидации Федеральной архивной службы России и передачи ее функций Министерству культуры, в тот раз «победила государственная мудрость…».

2. Cостав архивных учреждений

Архивные учреждения субъектов Российской Федерации (г.Москва):

1. Главное архивное управление города Москвы (Главархив Москвы)

2003 - Главное архивное управление города Москвы (Главархив Москвы)

1988-2003 - Московское городское объединение архивов (Мосгорархив)

1976-1988 - Архивное управление Мосгорисполкома (АУ Мосгорисполкома)

1962-1976 - Архивный отдел Мосгорисполкома (АО Мосгорисполкома)

Самостоятельная архивная администрация в г. Москве впервые появилась в 1962 г., когда было принято решение о создании архивного отдела в составе Мосгорисполкома. До этого времени управление архивной отраслью в Москве и Московской области осуществляло единое областное архивное управление. В системе архивного отдела Мосгорисполкома в июле 1962 г. был создан первый московский городской архив - Центральный государственный архив города Москвы (ЦГА г. Москвы). Сюда были переданы документы советской эпохи из Центрального государственного архива Московской области (ЦГАМО). Решением Мосгорисполкома архивный отдел с 1976 г. был преобразован в управление, а на базе ЦГА г. Москвы было создано три самостоятельных центральных архива: Центральный государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства г. Москвы (ЦГАОРСС г. Москвы), Центральный государственный исторический архив г. Москвы (ЦГИА г. Москвы) и Центральный государственный архив кинофотофонодокументов г. Москвы (ЦГАКФФД г. Москвы).

Определенным рубежом в развитии архивного дела столицы стал 1988 г., когда в соответствии с решением исполкома Моссовета от 15.11.1988 на базе архивного управления Мосгорисполкома было создано Московское городское объединение архивов (Мосгорархив) при исполкоме (затем - Мэрии Москвы). Все три городских архива были размещены в новом здании. После того, как в 1991 г. архивы КПСС перешли в подчинение Роскомархива, к Мосгорархиву был присоединен четвертый архив - Московский партийный архив, который получил название Центрального государственного архива общественных движений г. Москвы (ЦГАОД г. Москвы) и продолжает оставаться в прежнем здании (на Международной). В 1992 г. сюда был переведен ЦГАКФФД г. Москвы, который в 1993 г. был переименован в Центральный московский архив документов на специальных носителях (ЦМАДСН).

Распоряжениями мэра Москвы от 14.12.92 и 31.05.93 на базе фондов, имевшихся в этих архивах, в самостоятельные хранилища, находящиеся в подчинении Мосгорархива, были выделены: Центральный архив научно-технической документации Москвы (ЦАНТДМ), Центральный архив литературы и искусства Москвы (ЦАЛИМ) и Центральный архив документальных коллекций Москвы (ЦАДКМ). В ЦАДКМ концентрируются личные фонды - в основном, советского периода; в частности, туда были переданы такие фонды из ЦМАМ. Тогда же были переименованы: ЦГАОРСС г. Москвы - в Центральный муниципальный архив Москвы (ЦМАМ), ЦГАОД г. Москвы - в Центральный архив общественных движений Москвы (ЦАОДМ), ЦГИА г. Москвы - в Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ).

Кроме того, в 1992 г. в структуре Мосгорархива были созданы: Лаборатория микрофильмирования и реставрации документов, Центр комплектования архивного фонда и работы с ведомственными архивами, Информационный центр, Центр научного использования и публикации архивного фонда, а также издательство объединения "Мосгорархив".

С 1993 г. научно-техническая документация из московских учреждений, хранившаяся в ЦМАМ, передается на хранение во вновь образованный Центральный архив научно-технической документации Москвы (ЦАНТДМ), фонды многих учреждений культуры, искусства и литературы - в ЦАЛИМ, а фонды и коллекции личного происхождения - в ЦАДКМ.

Для обеспечения сохранности документов по личному составу ликвидированных организаций по инициативе "Мосгорархива" было принято постановление Правительства Москвы от 01.02.2000 № 81 "О создании архивов административных округов". В целях реализации этого документа велась работа с префектурами, органами по управлению муниципальным имуществом в округах Москвы. В результате были созданы архивные отделы по административным округам г. Москвы для организации работы с документами по л/с ликвидированных организаций. Позднее при архивных отделах были созданы архивы кадровой документации (АКД), что увеличило возможности обеспечения сохранности документов по л/с.

В апреле 2002 г. был создан Центральный архив документов на электронных носителях Москвы (ЦАДЭНМ). ЦМАДСН был переименован в Центральный архив аудиовизуальных документов Москвы (ЦААДМ).

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 21 января 2003 года № 18-ПП "О структуре органов исполнительной власти города Москвы" Мосгорархив был преобразован в Главное архивное управление города Москвы (Главархив Москвы). В состав Главархива Москвы дополнительно вошли объединенные архивы торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, ранее находившиеся в подчинении Департамента потребительского рынка и услуг; новое подразделение получило название Архив кадровой документации организаций потребительского рынка и услуг.

В том же году ЦАДКМ был переименован в Центральный московский архив-музей личных собраний (ЦМАМЛС).

В январе 2005 года, согласно постановлению Правительства Москвы от 18.01.2005 27-ПП "О мерах по совершенствованию архивного дела и улучшению сохранности архивных документов в городе Москве", в структуре Главархива Москвы произошел ряд изменений. В частности, Центральный муниципальный архив Москвы был переименован в Центральный архив города Москвы (ЦАГМ), Центральный архив общественных движений Москвы - в Центральный архив общественно-политической истории Москвы (ЦАОПИМ). Центральный архив литературы и искусства Москвы был упразднен, а функции его были переданы ЦАГМ и ЦАОПИМ. ЦАГМ принял основную часть архивных фондов, учетной документации и научно-справочного аппарата, а также помещения ЦАЛИМ на ул. Международная, 10.

В начале 2008 г. во исполнение постановления Правительства Москвы от 25.12.2007 № 1123-ПП "О реализации приоритетных направлений развития архивного дела в городе Москве" и в соответствии с приказом начальника Главархива Москвы на базе ЦАДЭНМ и ЦААДМ создается Центральный архив электронных и аудиовизуальных документов Москвы (ЦАЭ и АДМ). Кроме того, на базе архивов кадровой документации был создан Центральный архив документов о трудовой деятельности граждан города Москвы, а архивы кадровой документации были преобразованы в отделы кадровой документации и введены в его состав.

В настоящее время в систему Главархива Москвы входят 7 центральных архивов, в которых всего хранится 28.156 фондов, более 13 млн. ед. хр.

2. Архивные отделы по административным округам города Москвы

Создание архивных отделов по административным округам города Москвы было предусмотрено в "Программе и основных направлениях совершенствования архивного дела города Москвы" (утв. Постановлением Правительства Москвы от 01.06.1993 №532); в ней предписывалось "Создать в административных округах территориальные отделы МГО архивов, возложив на них организационное и научно-методическое руководство архивным делом в округе, осуществление контроля за упорядочением и хранением документов делопроизводства и по личному составу аппарата префектуры, учреждений, предприятий, подведомственных ей или входящих в систему городского управления, негосударственных организаций, действующих на территории округа, передачей в установленном порядке в Центральные архивы Москвы документов постоянного срока хранения".

В настоящее время архивные отделы являются территориальными отделами Главного архивного управления Москвы, реализующими политику города в области архивного дела, охраны и использования историко-документального наследия и осуществляющими координацию деятельности в этой области государственных органов города Москвы и органов местного самоуправления на территории данного округа.

К основным задачам архивного отдела относятся: обеспечение своевременного и качественного комплектования Центрального архива города Москвы (ЦАГМ) документами государственных органов и территориальных органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления на территории округа и организаций, расположенных на территории города Москвы, определение состава организаций - источников комплектования ЦАГМ и видов документов, подлежащих передаче на постоянное хранение; организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью архивов организаций, являющихся источниками комплектования ЦАГМ, обеспечение работы по отбору и подготовке к передаче на постоянное хранение документов, относящихся к составу Архивного фонда Москвы.

3. Центральный архив города Москвы (ЦАГМ)

3.335 ф., более 2.284 тыс. ед. хр., 1917-2010 гг. (отдельные документы к. XIX - н. XX вв.)

ЦАГМ хранит фонды послереволюционных местных органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций промышленности, строительства, транспорта, связи, культуры, просвещения, здравоохранения и общественных организаций, функционировавших в Москве или связанных своей деятельностью с городом.

Документация органов государственной власти и управления представлена фондами военно-революционных комитетов (сохранились не полностью), районных Советов рабочих и солдатских депутатов, Московского городского Совета депутатов трудящихся (Моссовет, документы с 1932 г.), Московского городского исполнительного комитета (Мосгорисполком, 1931-1991 гг.), всех районных Советов и исполнительных комитетов города (с 1917 по 1993 гг.), а также городских, сельских, поселковых Советов, территория которых впоследствии вошла в состав г. Москвы, и их исполнительных комитетов (1940-1991 гг.). Документы райсоветов и райисполкомов наиболее полно представлены с 1942 г., поскольку большая часть материалов за предыдущий период была уничтожена в 1941 г. Архив хранит фонды органов юстиции, суда и прокуратуры - Московского совета народных судей, районных народных судов, Управления милиции г. Москвы и других правоохранительных органов.

В ЦАГМ поступили на хранение документы современных органов государственной власти и управления - Мэрии Москвы и Правительства Москвы (1991-2001 гг.), Московской городской Думы (1993-2002 гг.), префектур Восточного, Западного, Зеленоградского, Северо-Западного, Северо-Восточного, Центрального, Юго-Восточного, Юго-Западного, Южного административных округов (1990-2000 гг.), управлений муниципальных округов, районных управ и муниципалитетов (1990-2003 гг.). В архиве находятся документы органов исполнительной власти следующих районов:

· по ЦАО: Арбат, Басманный, Замоскворечье, Китай-город, Мещанский, Москва-Сити, Пресненский, Таганский, Тверской, Хамовники, Якиманка;

· по САО: Аэропорт, Беговой, Бескудниково, Бусиново, Войковский, Восточное Дегунино, Дмитровского района, Головинский, Западное Дегунино, Коптево, Левобережный, Молжаниновский, Савеловский, Сокол, Тимирязевский, Ховрино, Хорошевский;

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.