бесплатно рефераты
 

Порядок составления консолидированной отчетности

Порядок составления консолидированной отчетности

2

Оглавление

стр.

Введение …………………………………………………………………………… .3

Глава 1. Сущность и содержание сводной (консолидированной) отчетности 5

1.1. Нормативная база регулирования …………………………….…………. 5

1.2. Виды сводной отчетности ………………………………………...……….. 7

1.3. Международные стандарты финансовой отчетности о

консолидированной отчетности………………………………………...…….. 13

1.4. Принципы подготовки и порядок составления финансовой отчетности ...16

1.4.1. Принципы подготовки консолидированной отчетности ………… 16

1.4.2. Порядок составления консолидированной отчетности ……………18

1.5. Проблемы формирования консолидированной отчетности ………………20

Глава 2. Технико-экономическая характеристика ОАО «СЗ «Лотос» ……………24

2.1. Краткая историческая характеристика ………………………………….. 24

2.2. Структура производства и управления ………………………...………. .26

2.3. Организация бухгалтерского учета на предприятии ……………………. .28

2.4. Краткий анализ основных финансово-экономических показателей

деятельности ОАО «ССЗ «Лотос» за 2003-2005 гг. …………… ..34

Глава 3. Формирование показателей бухгалтерской отчетности на

предприятии ..............................................................................................38

3.1. Порядок формирования форм бухгалтерской отчетности ………… 38

3.2. Порядок формирования показателей статистической отчетности .. 61

3.2.1. Порядок заполнения и представления формы № П-2

«Сведения об инвестициях» ………………………………………….. 61

3.2.2. Порядок заполнения и представления формы № П-3

«Сведения о финансовом состоянии организации» ………………. .62

3.3. Порядок формирования форм налоговой отчетности …………… 65

3.3.1. Формирование налоговой декларации на прибыль организации ….. 65

3.3.2. Формирование налоговой декларации на добавленную стоимость … 67

Заключение……………………………………………………………………… .70

Литература………………………………………………………………………...73

Приложения……………………………………………………………………... .74

Введение

В результате слияний и поглощений создаются новые и расширяются существующие группы компаний, основанные на отношениях контроля. Компании, входящие в группы, проводят согласованную производственную, финансовую и маркетинговую политику, что дает основание рассматривать группу как единый хозяйствующий субъект. И пользователей интересует информация о финансовых показателях не отдельной компании, а группы в целом. Единственный источник такой информации - консолидированная финансовая отчетность.

Консолидированная финансовая отчетность постепенно завоевывает свои позиции и в России. В ответ на пожелания пользователей экономической информации все большее число крупных российских компаний начинает составлять и представлять консолидированную финансовую отчетность, что, в свою очередь, неизбежно ставит вопрос о разработке соответствующей нормативной базы, которая позволит обеспечить прозрачность и сопоставимость представленных в отчетности данных.

В настоящее время в российских нормативных документах консолидированная финансовая отчетность рассматривается в качестве самостоятельного вида финансовой отчетности. Подобная позиция, в частности, нашла свое отражение в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Согласно указанному документу консолидированная финансовая отчетность представляет собой разновидность бухгалтерской отчетности и предназначена для характеристики финансового положения и финансового результата деятельности группы хозяйствующих субъектов, основанной на отношениях контроля.

Сводная отчетность в традиционном ее понимании - отчетность министерств и ведомств, основной целью которой является предоставить государству в лице соответствующих органов исполнительной власти возможность оценить результаты деятельности подчиненных организаций. Как правило, такая отчетность:

- отражает средние показатели финансово-хозяйственной деятельности определенной отрасли;

- содержит значительное количество статистических показателей. Основными методами подготовки отчетности являются статистические методы группировки и сводки (сводка по ряду показателей деятельности отрасли и группировка внутри отраслей по видам деятельности);

- является материалом для составления отраслевых и народнохозяйственных государственных планов экономического развития.

Консолидированная финансовая отчетность (в том числе подготовленная в соответствии с Методическими рекомендациями) адресована широкому кругу пользователей финансовой информации: инвесторам, кредиторам, аналитикам, государственным органам (например, в лице налоговой службы и службы статистики) и т.д. Цель данного вида отчетности - предоставить полную и достоверную информацию о финансовом положении и финансовых результатах деятельности группы компаний, необходимую пользователям для принятия обоснованных экономических решений. Отличительные черты консолидированной отчетности:

- отчетность составляется группой компаний, не являющейся юридическим лицом, в то время как каждая из компаний группы является юридическим лицом;

- все компании группы прямо или косвенно принадлежат одному собственнику (группе собственников);

- отчетность характеризует финансовое положение и финансовые результаты деятельности группы компаний как единого хозяйствующего субъекта;

- основными методами подготовки отчетности являются построчное суммирование и последующее исключение статей, характеризующих внутри- групповые операции.

Принимая во внимание существующие различия между консолидированной и сводной отчетностью, представляется целесообразным разграничить указанные понятия, сохранив термин "сводная отчетность" за отчетностью министерств и ведомств, а термин "консолидированная отчетность" - за отчетностью группы компаний, основанной на отношениях контроля. В этом случае в основе разделения будет лежать методика, применяемая в процессе подготовки отчетности. В свою очередь, разделение консолидированной отчетности по типу стандартов, в соответствии с которыми она подготовлена, может проводиться путем добавления соответствующей расшифровки в наименование отчетности.

Проект федерального закона "О консолидированной отчетности" во многом призван внести определенность в вопросы, связанные с составлением и представлением консолидированной финансовой отчетности. Согласно предложенному законопроектом порядку группы компаний должны будут ежегодно представлять консолидированную финансовую отчетность, составленную в соответствии с положениями МСФО, если головные общества указанных групп являются открытыми акционерными обществами и их ценные бумаги допущены к обращению через организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Таким образом, указанный документ предлагает рассматривать понятие "консолидированная финансовая отчетность" в терминах МСФО.

Глава 1. Сущность и содержание сводной (консолидированной) отчетности

1.1. Нормативная база регулирования.

Адаптация к российским условиям международных стандартов финансовой отчетности делает зарубежный опыт, накопленный в области составления консолидированной отчетности, ценным для отечественных организаций. В последние годы возросло внимание к данному вопросу со стороны российских учетных организаций, появились нормативные документы и методические указания по данному вопросу, на повестке дня стоит вопрос о принятии закона о консолидированной отчетности. Вместе с тем сохраняющаяся несогласованность и некоторая противоречивость нормативной базы определяют повышенный интерес к методологическим основам составления консолидированной отчетности отечественными организациями. Освещение вопросов, предопределяющих дальнейшее понимание проблем составления консолидированной отчетности, можно найти в ряде российских законов, принятых в последние годы.

Прежде всего наряду с правовыми формами коммерческих организаций в Гражданском кодексе Российской Федерации даются определения дочерних и зависимых обществ. Изучение правового статуса акционерного общества помогает раскрытию системы участий компаний, входящих в группу.

В соответствии со ст. 105 ГК РФ дочерним признается хозяйственное общество, если другое (основное) хозяйственное общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ним договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества. В Гражданском кодексе Российской Федерации не устанавливается доля основного общества в уставном капитале дочернего общества, которая позволяет ему определять решения дочернего общества, тогда как такие параметры указываются для зависимых обществ. В ст. 106 ГК РФ дано определение зависимого хозяйственного общества, которое признается таковым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20 % голосующих акций акционерного общества или 20 % уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Другие аспекты определения участия, зависимости и контроля между обществами рассматриваются в Законе РФ от 22 марта 1991 г. № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистичекой деятельности на товарных рынках».

В соответствии со ст. 18 этого Закона приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое получает право распоряжаться более чем 20 % указанных акций (долей), а также приобретение лицом прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо реализовать функции его исполнительного органа, осуществляется с предварительного согласия федерального антимонопольного органа на основании ходатайства юридического или физического лица.

Другие вопросы составления консолидированной отчетности дополняются и конкретизируются в Федеральном законе от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах». В данном Законе финансово-промышленная группа определяется как совокупность юридических лиц, действующих в качестве основного и дочерних обществ либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных или иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Участниками финансово-промышленной группы признаются юридические лица, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и учрежденная ими центральная компания финансово-промышленной группы либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу. В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной финансово-промышленной группе допускается.

Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы утвержден Постановлением Правительства РФ от 9 января 1997 г. № 24.

В результате рыночных преобразований в Российской Федерации прежняя система бухгалтерского учета не смогла полностью отразить новые финансово-хозяйственные операции организаций. Потребовались перемены в законодательстве, уточнение концептуальных актов и методологии бухгалтерского учета и отчетности.

До недавнего времени составление консолидированной отчетности в Российской Федерации регулировалось приказом Минфина России от 28 июля 1995 г. № 81 «О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и Порядком ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы.

Оба документа давали лишь начальную информацию о консолидированной отчетности. В первом шла речь об отношениях между головной (материнской) компанией и зависимым (дочерним) предприятием. Во втором предусматривалось составление консолидированной отчетности центральной (головной) компанией, учрежденной всеми участниками договора о создании финансово-промышленной группы и уполномоченной на ведение дел финансово-промышленной группы.

Кроме указанных документов Минфин России утвердил приказ от 30 декабря 1996 г. № 112 «О методических рекомендаций по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности», в который в 1999 г. были внесены изменения и дополнения.

В этом приказе дается боле точное определение сводной отчетности и указываются случаи, в которых она составляется, рассматриваются общий порядок составления и представления сводной бухгалтерской отчетности, правила объединения показателей бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ в сводную бухгалтерскую отчетность, правила включения данных о зависимых обществах в сводную бухгалтерскую отчетность, пояснения к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о прибылях и убытках.

1.2. Виды сводной отчетности

Сводная бухгалтерская отчетность - это особый вид бухгалтерской отчетности, составляемый путем объединения (свода) данных бухгалтерской отчетности нескольких организаций. В настоящее время в Российской Федерации существует два вида сводной бухгалтерской отчетности:

- сводная бухгалтерская отчетность федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств);

- сводная бухгалтерская отчетность группы взаимосвязанных организаций.

Сводная бухгалтерская отчетность федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств) составлялась в нашей стране и ранее, в условиях социалистической экономики. Назначение сводного отчета состояло в том, чтобы предоставить возможность органам государственного управления оценить деятельность подчиненных им министерств и ведомств.

Сводная отчетность министерств и ведомств включала:

- текущую сводную статистическую отчетность;

- периодическую сводную бухгалтерскую отчетность;

- годовую сводную бухгалтерскую отчетность.

Свод отчетности осуществлялся в порядке ведомственного подчинения организаций. Сводная отчетность составлялась двумя методами (в зависимости от отраслевой принадлежности организаций):

фабрично-заводским методом, при котором сводный отчет составлялся по признаку ведомственной подчиненности;

отраслевым методом, при котором сводный отчет составлялся по отраслевому признаку.

Большинство показателей сводной отчетности (например, показатели выпуска продукции, численности персонала и фондов заработной платы, затрат на производство, прибылей и убытков и др.) получали суммированием показателей сводимых отчетов. Отдельные показатели сводной отчетности определяли путем вычисления средних и относительных величин как по сводным данным, так и по данным отчетов организаций. В настоящее время этот вид сводной отчетности претерпел некоторые изменения.

В частности, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (с изменениями по состоянию на 24.03.2000), установлено, что федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти составляют сводную годовую бухгалтерскую отчетность по подведомственным им унитарным предприятиям, а также отдельную сводную отчетность по акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей, вкладов) которых закреплена в федеральной собственности (независимо от размера, доли). Порядок составления и представления сводной годовой бухгалтерской отчетности федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации определен Приказом Минфина России от 15.01.1997 N 3. В соответствии с утвержденным порядком при составлении сводной отчетности министерства, ведомства и другие федеральные органы исполнительной власти составляют сводную бухгалтерскую отчетность по организациям, по которым на них возложены координация и регулирование деятельности.

Сводный годовой бухгалтерский отчет министерствами и ведомствами рекомендуется составлять и представлять по основной деятельности:

- предприятий промышленности;

- строительных, монтажных, ремонтно-строительных, буровых, проектных и изыскательских организаций;

- геологических и топографо-геодезических организаций (экспедиций);

- научных организаций;

- предприятий по материально-техническому снабжению и сбыту;

- организаций торговли и общественного питания;

- предприятий по производству сельскохозяйственной продукции;

- вычислительных центров и других организаций, оказывающих информационно-вычислительные услуги;

- предприятий транспорта;

-предприятий по ремонту и содержанию автомобильных дорог;

- предприятий жилищно-коммунального хозяйства;

- внешнеэкономических организаций.

Сводная отчетность федеральных органов исполнительной власти составляется путем суммирования соответствующих данных отчетности организаций, подведомственных органу исполнительной власти. Сводная годовая бухгалтерская отчетность федеральных органов исполнительной власти представляется Минфину России, Минэкономики России и Госкомстату России.

Кроме того, в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.1999 N 107н, федеральные органы исполнительной власти, являющиеся главными распорядителями средств федерального бюджета, представляют сводную месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность об исполнении смет доходов и расходов учреждений, находящихся в их ведении. При составлении сводного отчета об исполнении смет доходов и расходов также производится суммирование показателей отчетности подведомственных организаций. С целью избежания двойного счета остатки по счетам расчетов в активе баланса главного распорядителя и по этим счетам в пассиве баланса учреждений, находящихся в их ведении, взаимно исключаются. Главные распорядители представляют сводную месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность об исполнении смет доходов и расходов учреждений, находящихся в их ведении, соответственно Минфину России и органам, исполняющим бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, в установленные ими сроки.

Сводная бухгалтерская отчетность, составляемая федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти, характеризуется тем, что:

- собственником всех организаций, включаемых в сводный отчет, за исключением акционерных обществ, выступает государство в лице соответствующего органа исполнительной власти;

- как правило, все включаемые в отчет организации относятся к одной отрасли;

- основным потребителем информации такой отчетности выступает государство в лице статистических и финансовых органов;

- сводная отчетность федеральных органов исполнительной власти является частью действующей системы государственного финансового контроля и планирования.

Сводная (консолидированная) бухгалтерская отчетность группы взаимосвязанных организаций составляется в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности (Приложение к Приказу Минфина России от 30.12.1996 N 112, с изменениями и дополнениями от 12.05.1999) и Порядком ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.01.1997 N 24. При этом Порядок носит в большей степени декларативный, "рамочный", характер, в то время как основные положения по составлению сводной отчетности излагаются в Методических рекомендациях.

В Методических рекомендациях под группой понимается головная организация с ее дочерними и зависимыми обществами. При этом под дочерним обществом понимается организация, в отношении которой головная организация обладает более 50% голосующих акций (долей в уставном капитале), либо имеет возможность определять решения, принимаемые этой организацией, в соответствии с заключенным между ними договором, либо имеет иные способы определения решений, принимаемых дочерним обществом. Под зависимым обществом понимается организация, значительной долей капитала которой (от 25 до 50%) владеет головная организация.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.