бесплатно рефераты
 

Планирование и подготовка к аудиторской проверке

Планирование и подготовка к аудиторской проверке

29

Работа на тему:

Планирование и подготовка к аудиторской проверке.

2005 год

Содержание

  • Введение 3
  • 1. Сущность аудита и аудиторской деятельности, его цели и задачи 5
  • 2. Определение стратегии аудиторской проверки. Планирование аудита 7
    • 2.1. Предварительное планирование аудита 11
    • 2.2. Подготовка общего плана и программы аудита 13
    • 2.3. Подготовка и составление общего плана аудита. 14
  • 3. Права и обязанности аудиторов 17
  • 4. Субъекты и объекты аудиторского контроля 26
  • Заключение 30
  • Список литературы 32
Введение

В специальной литературе определение аудита приводилось и обсуждалось много раз. Одни авторы считают его удачным, исчерпывающим, другие же и в этом определении видят некоторые изъяны. Например, Соколов Я. В., Скобара В. В. и Островская О. Л. считают, что данное определение имеет несом-ненные преимущества перед существовавшими ранее в том, что в нем указан предпринимательский характер аудиторской деятельности: «Тем самым все отношения, возникающие между аудиторскими организациями и их клиентами при оказании аудиторских услуг, регулируются Гражданским кодексом РФ». Адаме Р. Основы аудита: Пер. с англ. / Под ред. проф. Я. В. Соколо-ва. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2000, С. 93

По Проекту закона данная основная задача, из формули-ровки которой, собственно, и вытекает сущность аудита, также сводится к определению достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов. Однако в Проекте закона есть важная оговорка: аудитор подтверждает достоверность указанной отчетности во всех существенных аспектах. Следовательно, авторами Проекта закона, в отличие от Временных правил, учтено то важное обстоятельство, что целью аудита не является и не может быть полное устранение информационного риска. Поэтому определение основной цели аудиторской деятельности в Проекте закона как установление достоверности бухгалтерской отчетности эко-номических субъектов во всех существенных аспектах в принципе более верно соответствует сущности и задачам аудита по международным нормам.

Таким образом, отечественный аудит делает первые шаги, не имея ни многолетнего опыта зарубежных аудиторских фирм, ни надлежащей законодательной базы. Но фактически он уже состоялся, складываются московская и петербургская научные школы аудита, поскольку необходимость аудита объективна, она вызвана развитием экономики на новых принципах.

С возникновением и развитием региональных аудиторских палат в России, республиканских палат аудиторов в СНГ, а также Ассоциации бухгалтеров и аудиторов Содружества, по-видимому, и нам не избежать некоторого раз-нобоя в тех требованиях к независимым аудиторам и ревизорам, которые характерны для других федеральных государств. Поэтому ценен опыт США, где существуют различия в подходах отдельных штатов к этому вопросу, но выверен и еди-ный концептуальный подход к организации аудиторской деятель-ности.

Цели этих требований в нашей стране не будет отличаться от цели в других, в частности в западных, странах; эти цели предполагают определенную защиту пользователей бухгалтерской отчетности от тех аудиторов, которые имеют квалификацию ниже минимальной, но все же пытаются практиковать в этой престижной для рынка области деятельности.

К сожалению, такие механизмы у нас пока только создаются, но они будут созданы, поскольку вызваны объективными потребностями рынка. В ближайшие годы и десятилетия должен утвердиться определенный порядок в этой сфере Деятельности, в допуске к этой сфере настоящих компетентных специалистов, умеющих отстоять независимость личной позиции в своих взаимоотношениях с клиентами. Барышников Н. П. Организация и методика проведения общего ауди-та. - М.: Информ-изд. Дом "Филинъ", 2001, С. 175

1. Сущность аудита и аудиторской деятельности, его цели и задачи

Хозяйственная деяте
льность в условиях рыночной экономики обобщается с использованием денежного измерителя, т.е. финансового критерия. Поэтому в системе эконо-мического контроля сформировался финансовый контроль. Содержанием этого контроля являются производственные отношения и производительные силы в сфере макро- и микроэкономики хозяйственной деятельности. В сфере макроэкономики функционирует государственный финансово-экономический контроль, который осуществляет Счетная палата РФ. Объектами его являются Государственный бюджет, сметы высших органов государственной исполнительной, судебной власти, иностранные валютные кредиты, иностранные инвестиции в крупномасштабные программы и т. д.

На уровне микроэкономики функционирует финансово-хозяйственный контроль, который осуществляют Государственная контрольно-ревизионная служба России и контрольно-ревизионные подразделения владельцев капитала, а также по заказу последних - независимые аудиторские организации.

Цель аудиторской деятельности - способствовать рациональному использованию денежных средств и предметов труда, а также самого труда в предпринимательской деятельности для получения наибольшей прибыли. Чекин В. Д. Курс лекций по аудиту: Учебн. пособие для вузов/ ВЗФЭИ. - М.: Финстатинфо, 2001, С. 26

Задачи финансово-хозяйственного контроля подразделяются на частные и общие. Решение частных задач предусматривает проверку одной из сторон хозяйственной деятельности, а общих - всей хозяйственной деятельности объединения, корпорации с определением рентабельности и конкурентоспособности продукции, прибыльности хозяйствующих субъектов.

Основными задачами аудиторской деятельности являются выявление и профилактика нарушений в технологии производства, имеющих причинные связи с выпуском недоброкачественной продукции, перерасходами сырья и материалов, топливно-энергетических ресурсов; невыполнением договорных обязательств по кооперированным поставкам; неконкурентоспособностью продукции; убыточной работой отдельных хозяйствующих субъектов. Суйц В. П.. Смирнов Н. Б. Основы российского аудита. Руководите-лю предприятия, финансовому директору, главному бухгалтеру. - М.: ИЦ "Анкил", ИКЦ "ДИС", 2000, С. 182

Аудиторская деятельность в России осущест-вляется государственными контрольными органами, об-щественным и независимым аудиторским контролем, а также самими владельцами капитала, вложенного в предпринимательскую деятельность.

Формами финансово-хозяйственного контроля являются тематические проверки, ревизии, аудит. Тематические проверки производят все контролирующие органы; ревизии - собственники и Государственная контрольно-ревизион-ная служба; аудит - независимые специализированные хозрасчетные аудиторские организации.

Цели финансово-хозяйственного контроля зависят от среды, в которой он функционирует и для обслуживания которой он создан. Под средой понимают все то, что окружает объект контроля или его элементы и воздействует на них. Смекалов П. В., Терехов А. А., Терехов М. А. Теория и практика ауди-та. - СПб.: СПб госагроуниверситет и АОЗТ "Балтийский аудит", 2000, С. 97

Такие воздействия можно разделить на вещественные, энергетические и информационные. Проведение финансо-во-хозяйственного контроля основывается в значительной степени на информационном факторе, который связан с ве-щественными элементами производства, его технологией и маркетингом, а также планированием, учетом, анализом и управлением финансово-хозяйственной деятельностью.

Технологические процессы контролируют с помощью статистических методов, где объект контроля выступает как «черный ящик». Количественная характеристика цели финансово-хозяйственного контроля обусловлена выбором системы оценки показателей хозяйственной деятельности, которые объединяют в следующие группы: Белуха Н. Т. Контроль и ревизия в отраслях народного хозяйства. -М.: Финансы и статистика, 2002, С. 103

· экономическая - эффективность, себестоимость продук-ции, рентабельность, рыночная стоимость и прибыль;

· технико-экономическая - производительность труда, надежность работы оборудования;

· технологическая - точность, качество и конкурентоспособность продукции, надежность и прогрессивность технологии.

Следовательно, содержание, цели и задачи финансово-экономического контроля определяют его функции в управлении хозяйственной деятельностью.

2. Определение стратегии аудиторской проверки. Планирование аудита

Аудиторская проверка, как правило, ограничена определенным сроком. По статистике аудит длится в среднем две недели. Если предприятие крупное, то провести сплошную проверку его финансово-хозяйственной деятельности практически нереально, так как требуются колоссальные затраты времени и сил. Даже на среднем предприятии сделать сплошную проверку не всегда удается, в первую очередь из-за ограничений по времени. Поэтому аудитору следует определить стратегию проверки с учетом индивидуальных особенностей конкретного экономического субъекта.

Стратегия аудиторской проверки базируется на: Белуха Н. Т. Контроль и ревизия в отраслях народного хозяйства. -М.: Финансы и статистика, 2002, С. 123

* рассмотрении собранной информации о деятельности клиента;

* предварительной оценке риска и эффективности внутреннего контроля;

* определении сущности, глубины и продолжительности проверок, отдельных групп операций.

Стратегия аудиторской проверки строится на выборе наиболее рациональных путей достижения целей аудиторской проверки. Характер стратегии зависит от опыта и квалификации аудитора, от длительности сотрудничества между аудиторской фирмой и клиентом, т.е. от степени знания особенностей клиента, характера задач, решаемых в аудите, и других факторов.

Стратегия аудиторской проверки формулируется как план аудитор-ской проверки. План составляется аудитором в письменном виде.

Планирование аудиторской проверки необходимо для того, чтобы:

1) предварительно определить объем и тип необходимых тестов;

2) оценить издержки по их проведению;

3) достичь взаимопонимания с клиентом по всем основным воп-росам до начала проверки;

4) иметь доказательства обоснованности выполнения аудита и его качества у данного клиента.

Планированию предшествуют следующие этапы:

* предплановая подготовка;

* получение информации о бизнесе клиента (специфике деятель-ности, устройстве и связях, политике, юридических обстоятельствах и др.);

* оценка существенности;

* оценка аудиторского риска;

* изучение системы внутреннего контроля и оценка риска ее неэффективности.

Многие аудиторские фирмы разрабатывают свои внутренние стандарты плана проверки, приспособленные к отраслевой специфике клиента.

Обычно планирование включает: Белуха Н. Т. Контроль и ревизия в отраслях народного хозяйства. -М.: Финансы и статистика, 2002, С. 179

* разработку графиков;

* подготовку бюджетов времени и доходов и обсуждение их с клиентом;

* инструктаж членов исполнительной команды;

* организацию связей с подразделениями внутри фирмы;

* обсуждение стратегии аудита с клиентом.

Правилом аудиторской деятельности «Планирование аудита» предусмотрено:

* описание предварительного этапа планирования аудита;

* формулирование принципов подготовки общего плана и программы аудита;

* описание порядка подготовки и составления общего плана и программы аудита.

Аудиторская организация должна начинать планировать аудит до написания письма-обязательства и до заключения договора с эконо-мическим субъектом о проведении аудита.

Планирование, будучи начальным этапом, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

При планировании кроме общих принципов должны также соблюдаться частные принципы: Белуха Н. Т. Контроль и ревизия в отраслях народного хозяйства. -М.: Финансы и статистика, 2002, С. 182

* комплексности;

* непрерывности;

* оптимальности.

Принцип комплексности предполагает обеспечение взаимоувязан-ности и согласованности всех этапов планирования - от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.

Принцип непрерывности выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам. При планировании аудита на длительный период, в случае аудиторского сопровождения экономического субъекта, в течение года аудиторской организации следует своевременно кор-ректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений в финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и результатов промежуточных аудиторских проверок.

Принцип оптимальности заключается в том, что в процессе планирования аудиторская организация должна обеспечить вариантность планирования, чтобы можно было выбрать оптимальный вариант общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией.

Планирование аудита включает следующие основные этапы: Солодов А. К. Рынок: контроль и аудит. Вопросы теории и техники. - Воронеж, 2001, С. 84

* предварительное планирование аудита;

* подготовка и составление общего плана аудита;

* подготовка и составление программы аудита.

2.1. Предварительное планирование аудита

На этом этапе аудитору необходимо решить: стоит ли начинать сотрудничество с клиентом; понять причины, побудившие клиента прибегнуть к услугам аудитора; сформировать штат для проведения проверки; заключить договор с клиентом.

В процессе предварительного ознакомления с клиентом аудитору необходимо оценить: Барышников Н. П. Организация и методика проведения общего ауди-та. - М.: Информ-изд. Дом "Филинъ", 2001, С. 196

* финансовую стабильность клиента;

* положение клиента в экономической среде;

* отношения с предыдущей аудиторской фирмой, если они имели место.

Новому аудитору целесообразно связаться со своим предшественником, от которого он может получить информацию о намерениях руководства, спорных вопросах по поводу применения принципов учета, аудиторских процедур или оплаты. Но возможность такого контакта аудитор должен предварительно согласовать с клиентом. В случае если между предыдущим аудитором и клиентом были судебные разбирательства или спорные ситуации, новый аудитор должен быть уведомлен о том, какой информации он будет лишен. Аудитору необходимо тщательно оценить ситуацию, если клиент не дал разрешения на получение информации от предыдущего аудитора или сам предыдущий аудитор отказался дать информацию.

При необходимости аудитор может воспользоваться информацией, предоставляемой юристами, другими аудиторскими фирмами, предпринимателями и т.д.

Оценку возможного продолжения сотрудничества проводят и фирмы, не первый год сотрудничающие с клиентом. Спорные коллизии могут привести к прекращению сотрудничества. В случае судебного разбирательства аудитор не может продолжать работать с клиентом из-за потери независимости.

При оценке оснований приглашения аудитора последний должен определить наиболее вероятных пользователей финансовой отчетности. Если отчетность используется достаточно интенсивно или предприятие будет продано в ближайшем будущем, аудитор должен собрать как можно больше подтверждений достоверности отчетности/

Российским аудиторским правилом «Планирование аудита» на этапе предварительного планирования предусматривается выполнение ряда важных действий.

До написания письма-обязательства и до заключения договора о проведении аудита аудиторская организация должна согласовать с руководством экономического субъекта основные организационные воп-росы, связанные с проведением аудита.

На этом же этапе аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь информацию: Барышников Н. П. Организация и методика проведения общего ауди-та. - М.: Информ-изд. Дом "Филинъ", 2001, С. 201

* о внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране в целом и ее отраслевые особенности;

* о внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями.

2.2. Подготовка общего плана и программы аудита

Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудиторская организация должна, основываясь на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур, выявить области, значимые для аудита.

Опасность, объем, и сроки проведения аналитических процедур следует варьировать в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

В процессе подготовки общего плана и программы аудита аудиторская организация оценивает эффективность системы внутреннего контроля, действующей у экономического субъекта, и производит оценку риска системы внутреннего контроля. Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также выявляет недостоверную информацию. Оценивая эффективность системы внутреннего контроля, аудиторская организация должна собрать достаточное количество аудиторских доказательств. Если аудиторская организация считает возможным положиться на систему внутреннего контроля и систему бухгалтерского учета как на гарант достоверности отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящего аудита.

При подготовке общего плана и программы аудита аудиторской организации следует установить приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной. Планируя аудиторский риск, аудиторская организация определяет внутрихозяйственный риск бухгалтерской отчетнос-ти и риск контроля, которые присущи этой отчетности независимо от аудита экономического субъекта.

Аудиторской организации следует учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что позволит точнее определить объем и характер аудиторских процедур.

Отдельные положения общего плана и программы аудита аудитор-ская организация, если сочтет это целесообразным, может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта. При этом аудиторская организация независима в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане и программе, но несет полную ответствен-ность за результаты своей работы в соответствии с данным общим пла-ном и данной программой.

Результаты выполняемых аудиторской организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документировать, так как они служат основанием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита.

2.3. Подготовка и составление общего плана аудита.

Общий план служит руководством в осуществлении программы аудита.

В процессе аудита, у аудиторской организации могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вноси-мые в план изменения, а также причины изменений аудитору следует подробно документировать.

В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть сроки проведения аудита и составить график его проведения, подготовки отчета и аудиторского заключения. В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть: Барышников Н. П. Организация и методика проведения общего ауди-та. - М.: Информ-изд. Дом "Филинъ", 2001, С. 241

· реальные трудозатраты;

· расчет затрат времени в предыдущем периоде и его связь с текущим расчетом;

· уровень существенности;

· проведенные оценки рисков аудита.

В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита. В случае решения провести выборочный аудит аудитор формирует аудиторскую выборку.

Составной частью общего плана являются положения по планированию управления и контроля качества выполняемого аудита. В общем плане рекомендуется предусмотреть: Адаме Р. Основы аудита: Пер. с англ. / Под ред. проф. Я. В. Соколо-ва. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2000, С. 271

* формирование аудиторской группы, численность и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению аудита;

* распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;

* инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита;

* контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;

* разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;

* документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы при возникновении разногласий в оценке того или иного факта между руководителем аудиторской группы и ее рядовым членом.

Аудиторская организация определяет в общем плане роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения аудита.

Общая информация о предприятии необходима для того, чтобы в дальнейшем сделать обоснованное заключение о достоверности отчетности. В частности, необходимо выяснить специфику деятельности и отраслевые особенности предприятия, понять его организационное устройство, определить производственные, финансовые и другие свя-зи, познакомиться с юридическими обязательствами.

С первого дня работы аудитору следует ознакомиться с юридическими документами клиента: уставом, документами регистрации, протоколами заседаний совета директоров и собраний акционеров. В них может содержаться информация о распределении полученной прибыли, объявлении дивидендов, выплате вознаграждений, подписании контрактов и соглашений, решениях об участии в других предприятиях, о приобретении собственности, предоставлении долгосрочных займов, предоставлении обеспечения и гарантии, определении круга лиц, имеющих право подписи.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.