бесплатно рефераты
 

Отчетность предприятия

* давать разъяснения, в том числе в средствах массовой информации, об организации и ведении государственной статистики в Республике Беларусь;

· осуществлять сотрудничество со статистическими органами других государств и международными организациями в области статистики;

· распространять на платной основе, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь, сводные статистические данные (информацию), оказывать иные информационные услуги в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Решая поставленные задачи, статистические органы могут осу-с ществлять следующие виды проверок:

тематические -- проводятся по одной или нескольким формам отчетности одной отрасли статистики с одновременной проверкой документов первичного учета и данных статистических наблюдений;

комплексные -- проводятся по двум или нескольким отрас-лям статистики;

повторные -- проводятся в течение года со времени предыдущей проверки до одной или нескольким формам отчетности, которые уже проверялись, или с расширенным перечнем форм с целью устранения установленных предыдущей проверкой недостатков и изучения текущего состояния учета и отчетности, а также достоверности первичных и статистических данных;

совместные -- проводятся органами государственной статистикн по приглашению других уполномоченных на это органов (органы государственного и ве-домственного контроля).

Согласно Порядку организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь N° 673 от 15.11.1999 г., проверка проводится на основании предписания руководителя контролирующего органа. Проверяющие имеют право:

непосредственно посещать производственные, служебные и другие помещения, участки субъектов проверки;

получать и знакомиться с информацией и документацией по состоянию первичного учета и данных статистических наблюдений;

получать первичные финансовые и бухгалтерские документы, делать копии или выписки из документов в части объекта проверки;

в случае необходимости осуществлять изучение и осмотр документов;

требовать и получать от субъектов проверки письменные объяснения и обоснования по вопросам, касающимся проверке и т.д.

Субъекты проверки имеют право:

требовать от проверяющих предъявления документа на право проведения проверки;

давать проверяющим на любой стадии проверки устные и письменные объяснения, обоснования и заявления в отношении хода и результатов проверки;

требовать от проверяющих после окончания проверки один экземпляр подписанного акта проверки;

делать письменные замечания к акту проверки в случае несогласия с изложенными в нем фактами и доказательствами, требовать их рассмотрения проверяющими;

обжаловать в случае необходимости действия проверяющих непосредственно руководителю соответствующего органа государственной статистики или в судебном порядке.

В случае выявления несоответствующего состояния первичного учета я статистической отчетности, непредставления данных для проведения статистических наблюдений или предоставления их недостоверными применяются меры по привлечению виновных должностных лиц субъекта проверки к ответственности. По результатам проверки составляется акт в двух экземпляpax, который подписывается проверяющим и субъектом проверки.

Один экземпляр акта остается у субъекта проверки под расписку. При этом субъект проверки не может ознакомиться с актом, пока тот не будет подписан проверяющим. Все материалы о результа-тах проверок предоставляются руководителю органа государственной статистики.

В случае несогласия субъекта проверки с фактами, изложенными в акте, он в течение трех рабочих дней после ознакомления с актом и его подписания предоставляет конкретные, аргументированные письменные замечания в отношении него. Указанные замечания должны быть рассмотрены должностными лицами органов государственной статистики, которые проводили проверку, в течение пяти рабочих дней со дня поступления заме-чаний.

1.4. Ответственность за искажение данных государственной

статистической отчетности

Должностные лица и индивидуальные предприниматели, уклоняющиеся от обязательного представления статистических данных органам государственной статистики, а также министерствам и другим республиканским органам государственного управле-ния, ведущим государственную статистику, либо представившие их в искаженном виде или с нарушением установленных сроков, несут установленную законодательством Республики Беларусь дисциплинарную, материальную или уголовную ответственность.

Ответственность за искажение данных государственной статистической отчетности предусмотрена Декретом Президента Респуб-лики Беларусь № 22 от 18.05.1999 г. "О некоторых мерах по недопущению искажений данных государственной статистической отчетности", в котором установлено, что представление искаженных данных, несвоевременное представление или уклонение от представления отчетности органам государственной статистики, если в этом действии нет состава преступления, влекут наложения штрафа на должностных лиц а размере от 50 до 100 базовых величин.

Те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения взыскания, предусмотренного предыдущим пунктом, влекут наложение штрафа на должностных лиц в размере от 150 до 300 базовых величин.

Представление искаженных данных государственной статистической отчетности, повлекшее причинение крупного ущерба либо существенного вреда правам и законным интересам граждан, государственным или общественным интересам, а также представление заведомо ложных данных государственной статистической
отчетности влекут ответственность, предусмотренную Уголовным
кодексом Республики Беларусь № 275-3 от 09.07.1999 г. за должностной подлог.

Любое искажение данных государственной статистической с отчетности независимо от привлечения к административной или уголовной ответственности влечет применение мер дисциплинар-ной ответственности в установленном законодательством порядке.

Перечисленные правонарушения подведомственны районным (городским) судам и рассматриваются в порядке производства по административным делам или в порядке уголовного судопроизводства.

1.5. Порядок исправления отчетных статистических данных

Результатами проверок государственной статистической от-четности могут быть выявленные искажения отчетных данных.

Под искажением отчетных данных следует понимать неправильное их отражение в государственной статистической отчетности, допущенное как в результате умышленных действий должностных лиц, так а вследствие нарушения действующих инструкций и методических указаний по составлению статистической отчетности, а также арифметических ошибок.

Юридические лица, их обособленные подразделения, индивидуальные предприниматели, в отчетных данных которых выявлены искажения, вносят исправления в статистические отчеты, а также корректируют в соответствии с исправлениями взаимосвязанные показатели других отчетов. Исправленные отчеты, не позднее семидневного срока представляют статистическим органам и во все другие адреса, в которые были направлены документы, содержащие недостоверные данные, сделав соответствующие примечания о причинах изменения данных.

Исправления в отчеты вносятся вне зависимости от того, кем
были выявлены искажения (органами статистики, вышестоящими
организациями ила самим юридическим лицом).

Основаниями для внесения исправлений в статистические от четы являются:

акты проверки или другие документы, подписанные в установленном порядке представителями организаций, проводивших проверку, должностными: лицами юридических лиц, где проводилась проверка;

решение суда;

*постановления следственных органов.

Исправление отчетных данных производится в соответствии с Инструкцией "О порядке исправления отчетных данных в случаях выявления искажений в государственной статистической отчетности", утвержденной постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь № 21 от 04.05.2000 г.

В соответствен с Инструкцией исправления производятся в следующем порядке:

* при выявлении искажений отчетных данных в государственной статистической отчетности текущего года все изменения вно-сятся в отчет за тот отчетный период, в котором были допущены искажения, а также во все последующие отчеты;

* при выявлении искажений в отчетах за какой-либо прошлый s период вне зависимости от времени выявления фактов искажений все изменения вносятся в отчет за тот же период (в данные за все периоды, предусмотренные формой отчетности), а также в нарастающие итоговые данные;

· в случаях, когда исправление может повлечь за собой изменение системных записей бухгалтерского учета, отчетные данные как текущего, так и прошлого периодов исправляются в первом отчете после обнаружения искажений в государственной статистической отчетности;

* если не установлен период совершения искажения отчетных данных, исправления вносятся в первом отчете после обнаруже-ния искажения в государственной статистической отчетности;

* если вид продукции, по которому следует внести исправления в данные за отчетный месяц, в этом периоде не производился, то необходимые исправления вносятся в данные о производстве продукции за период с начала года;

* продукция, учтенная в государственной статистической от-четности текущего года или прошлых лет, если после сдачи ее заказчику или реализации потребителю установлено, что она изготовлена с отступлением от стандартов (технических условий), исключается из объема продукции в отчете за тот отчетный пе-риод, когда этот факт установлен судом, поставщиком или когда получено предписание органов Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, а также исключается из данных за все последующие периоды. 1 ' В случае реализации вышеуказанной продукции ее стоимость "Учитывается и отражается в бухгалтерской отчётности как реализация прочих материальных ценностей.

Если продукция, признанная несоответствующей ГОСТам (техническим условиям), в дальнейшем доработана, то ее стоимость включается в объем продукции в том периоде (месяце, квартале, с начала года), когда она доработана.

По получении исправленных отчетов и сведений об отмене акта приемки областные и Минское городское управления статистики исключают из итогов разработки государственной статистической отчетности ввод в действие объектов производственного и непроизводственного назначения.

Если юридическим лицом были опубликованы данные, в которых позже были выявлены искажения, то оно должно опубликовать исправленные отчетные денные. Если юридическое лицо не внесло исправлений в отчеты в установленные сроки, то органы статистики самостоятельно вносят исправления в отчеты, представленные в их адреса, а также в сводные статистические разработки и сообщают об этом юридическим лицам и Мини-стерству статистики и анализа.

2. Состав бухгалтерской отчетности

Организации при составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год (далее -- годовая бухгалтерская отчетность) за-полняют бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменении капитала, отчэт о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу, пояснитель-ную записку.

Организация должна составлять бухгалтерскую отчет-ность за месяц и квартал (далее -- промежуточная бухгалтер-ская отчетность).

Бухгалтерская отчетность за месяц состоит из бухгалтерского баланса. Бухгалтерская отчетность за квартал состоит из бух-галтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.

В дополнение к промежуточной квартальной бухгалтерской отчетности по решению руководителя организации могут состав-ляться формы отчетности, утвержденные приказом руководи-теля организации.

Некоммерческие организации, не осуществляющие пред-принимательскую деятельность и не имеющие, за исключе-нием выбывших активов, оборотов по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг, бухгалтерскую отчетность в составе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и отчета о целевом использовании полученных средств состав-ляют за отчетный год.

В состав консолидированной бухгалтерской отчетности включаются консолидированный бухгалтерский баланс, консо-лидированный отчет о прибылях и убытках и пояснительная записка.

Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правитель-ству Республики Беларусь (далее -- государственные органы), по унитарным предприятиям, акционерным обществам, часть акций которых закреплена в государственной собственности (независимо от размера вклада в уставный фонд), иным органи-зациям составляют сводную бухгалтерскую отчетность.

Организации, являющиеся учредителями унитарных пред-приятий, также составляют сводную бухгалтерскую отчет-ность, включающую показатели по собственной деятельности и деятельности учрежденных ею предприятий.

Сводная бухгалтерская отчетность состоит из сводного бухгалтерского баланса, сводного отчета о прибылях и убытках и пояснительной записки.

2.1 Общие требования по заполнению форм бухгалтерской

отчетности

Каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности должна содержать следующие данные: наименование состав-ляющей части; указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность; наименова-ние организации с указанием ее организационно-правовой фор-мы; формат представления числовых показателей бухгалтер-ской отчетности.

Заголовочная часть форм заполняется в следующем по-рядке:

реквизит "Организация" -- указываются полное наимено-вание юридического лица (в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном поряд-ке) и идентификационный код согласно Общегосударственному классификатору ОКРБ 018-99 "Юридические лица и индиви-дуальные предприниматели", утвержденному постановлением Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь от 14 сентября 1999 г. № 16 (ОКЮЛП);

реквизит "Учетный номер плательщика" -- указывается но-мер государственной регистрации организации в Едином госу-дарственном реестре плательщиков налогов (УНП);

реквизит "Вид деятельности" -- указывается вид деятельно-сти согласно Общегосударственному классификатору ОКРБ 005-2001 "Виды экономической деятельности", утвержденному постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2001 г. М 52 (ОКЭД);

реквизит "Организационно-правовая форма" -- по данной строке указывается организационно-правовая форма организации согласно Общегосударственному классификатору ОКРБ 019-99 "Организационно-правовые формы юридических лиц и индиви-дуальных предпринимателей", утвержденному постановлением Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь от 30 декабря 1999 г. № 28 (ОКОПФ). При этом в левой половине графы указывается код по ОКОПФ, а в правой -- код формы собственности согласно Обще-государственному классификатору ОКРБ 002-99 "Формы соб-ственности", утвержденному постановлением Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Рес-публики Беларусь от 30 декабря 1999 г. № 28 (ОКФС);

реквизит "Орган управления" -- наименование органа, на который возложены координация и регулирование деятельно-сти организации и которому направляется бухгалтерская от-четность, указывается следующим образом:

при указании органов государственного управления -- со-гласно Общегосударственному классификатору ОКРБ 004-2001 "Органы государственной власти и управления", утвержденному постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2001 г. № 52;

организации иного подчинения -- согласно Общегосудар-ственному классификатору ОКРБ 003-94 "Система обозначений объектов административно-территориального деления и насе-ленных пунктов", утвержденному постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Мини-стров Республики Беларусь от 28 февраля 1994 г. № 2 (СООУ);

реквизит "Адрес" -- указывается полный почтовый адрес ор-ганизации.

Составление и представление бухгалтерской отчетности про-изводится в миллионах белорусских рублей без десятичных знаков после запятой (указывается код по ОКЕИ -- 408).

Некоммерческие организации, не осуществляющие пред-принимательскую деятельность, при несущественной сумме активов, учитываемых в бухгалтерском балансе, и во избежа-ние трудностей использования данных бухгалтерской отчетно-сти составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в ты-сячах белорусских рублей (указывается код по ОКЕИ -- 407).

Реквизит "Контрольная сумма" организацией заполняется в случае передачи бухгалтерской отчетности по телеграфу. Кон-трольная сумма определяется как сумма всех показателей по всем формам отчетности.

Изменение принятых содержания и форм бухгалтерской отчетности допускается в исключительных случаях (при изме-нении вида деятельности, реорганизации, других).

Организацией должно быть обеспечено подтверждение обос-нованности каждого такого изменения. Каждое произведенное изменение должно быть раскрыто в пояснительной записке вместе с указанием причин, вызвавших это изменение.

Изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к от-четному году, так и к предшествовавшим периодам (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчет-ный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.

Показатели об отдельных активах и обязательствах, до-ходах и расходах, хозяйственных операциях должны приво-диться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их су-щественности и если без знания о них заинтересованными поль-зователями невозможна оценка финансового положения орга-низации или финансовых результатов ее деятельности.

Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Решение организацией вопроса, является ли данный показа-тель существенным, зависит от оценки показателя, его харак-тера, конкретных обстоятельств возникновения. Существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответ-ствующих данных за отчетный год составляет не менее пяти процентов.

Организация может принять решение о применении для це-лей отражения в бухгалтерской отчетности существенной ин-формации критерия, отличного от вышеназванного.

По каждому числовому показателю бухгалтерской отчет-ности кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года -- отчет-ный и предшествующий отчетному.

Если данные за период, предшествующий отчетному, несо-поставимы с данными за отчетный период, то первые из назван-ных данных подлежат корректировке исходя из правил, уста-новленных нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

В бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен законодатель-ством Республики Беларусь.

В формах бухгалтерской отчетности приводятся все пред-усмотренные в них показатели. В случае отсутствия значения показателя той или иной статьи формы бухгалтерской отчетно-сти ввиду отсутствия у организации соответствующих активов и пассивов эта статья (строка, графа) прочеркивается.

2.2 Порядок формирования показателей бухгалтерского баланса

В графе 3 "На начало года" бухгалтерского баланса пока-зываются данные на начало года (вступительный баланс), которые должны соответствовать данным графы 4 "На конец отчет-ного периода" предыдущего года (заключительный баланс).

Данные графы 3 вступительного баланса организации в случаях, установленных законодательством Республики Бе-ларусь, могут не совпадать с данными графы 4 заключитель-ного баланса.

В графе 4 "На конец отчетного периода" бухгалтерского баланса показываются данные о стоимости активов и пассивов на конец отчетного периода.

В разделе I "Внеоборотные активы" показываются дан-ные о затратах инвестиционного характера, связанных с при-обретением или созданием основных средств, нематериальных активов, других внеоборотных активов.

Основные средства, нематериальные активы в бухгалтер-ском балансе приводятся по остаточной стоимости (кроме ос-новных средств и нематериальных активов, по которым в соот-ветствии с законодательством Республики Беларусь амортиза-ция не начисляется).

Стоимость основных средств и вложений во внеоборотные активы показывается на начало и конец отчетного года с учетом результатов переоценки, проведенной в соответствии с законо-дательством Республики Беларусь.

По статье "Основные средства" (строка 110) приводится стоимость основных средств, учитываемых по счету 01 "Основ-ные средства", за вычетом суммы начисленной амортизации, учитываемой по счету 02 "Амортизация основных средств".

Расшифровка состава основных средств и их движение в тече-ние отчетного года приводится в приложении к бухгалтерскому балансу.

По статье "Нематериальные активы" (строка 120) пока-зывается стоимость нематериальных активов, учитываемых по счету 04 "Нематериальные активы", за вычетом суммы начи-сленной амортизации, отраженной по счету 05 "Амортизация нематериальных активов".

Расшифровка состава нематериальных активов и их движе-ние в отчетном году приводится в приложении к бухгалтерскому балансу.

По статье "Доходные вложения в материальные ценно-сти" (строка 130) организации, осуществляющие доходные вложения в активы, предоставляемые за плату во временное владение и пользование с целью получения дохода, отражают стоимость активов, учитываемых по счету 03 "Доходные вло-жения в материальные ценности", за вычетом суммы начи-сленной амортизации, отраженной по счету 02 "Амортизация основных средств".

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.