бесплатно рефераты
 

Особенности исчисления налога на доходы физических лиц

Особенности исчисления налога на доходы физических лиц

41

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАЕТЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

КАФЕДРА: БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТА

Контрольная работа

по дисциплине «Аудит»

Тема

«Особенности исчисления налога на доходы физических лиц»

Выполнила: студентка

Колокольникова П.И.

2008 год

Оглавление

Введение

1. Теоретические аспекты налога на доходы физических лиц

2. Отчетность по налогу на доходы физических лиц в СПК «Шанс» Саргатского района Омской области

Выводы

Список используемой литературы

Приложения

Введение

Налог - это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта: хозяйствующие субъекты, владельцы капитала.

За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налога выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Объектом исследования данной работы является СПК «Шанс», который занимается производством продукции растениеводства и животноводства.

Предметом исследования является исчисление налога на доходы физических лиц на примере СПК «Шанс».

1. Теоретические аспекты налога на доходы физических лиц

Налогоплательщики.

Налогоплательщиками являются лица, на которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по уплате налога.

В соответствии со ст.207 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Федеральным законом от 27.07.06 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования", вступившим в силу с 01.01.07, в ст. 207 НК РФ были включены п. 2 и 3. Они содержат следующие положения:

"2. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

3. Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации".

До вступления в силу Закона N 137-ФЗ статус налогового резидента Российской Федерации определялся положениями ст. 11 НК РФ. Согласно данной статье налоговыми резидентами РФ признавались физические лица, фактически находящиеся на ее территории не менее 183 дней в календарном году.

Таким образом, начиная с 2007 г., для определения статуса физического лица необходимо рассчитывать срок непрерывного пребывания физического лица на территории РФ относительно 12 следующих подряд месяцев. При этом данный срок не прерывается на время выезда данного лица за пределы РФ для краткосрочного (менее 6 мес.) лечения или обучения.

Определение налогового статуса физического лица имеет принципиальное значение, поскольку доходы лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, облагаются по повышенной ставке 30%.

Для индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в установленном порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, законодательство о налогах и сборах, помимо уплаты налога на доходы, предусматривает применение двух специальных режимов налогообложения.

Специальные режимы налогообложения предусматривают порядок уплаты особого налога при осуществлении предпринимательской деятельности. Данные положения касаются предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения, и предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.

При этом необходимо отметить, что предприниматели, деятельность которых подпадает под специальные режимы налогообложения, также являются налогоплательщиками налога на доходы физических лиц, с той лишь разницей, что часть их доходов подлежит налогообложению в специальном порядке.

Объект налогообложения.

Объектом налогообложения налогом с доходов физических лиц у налоговых резидентов выступает доход, полученный ими в налоговом периоде от источников как в России, так и за ее пределами. В отличие от них, для налоговых нерезидентов объектом обложения является доход, полученный исключительно из источников, расположенных в Российской Федерации.

При этом положения Налогового кодекса устанавливают перечень доходов, подлежащих налогообложению, как полученных на территории Российской Федерации, так и полученных за ее пределами.

Основными видами налогооблагаемых доходов, помимо вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, являются доходы, полученные от сдачи имущества в аренду, доходы от реализации недвижимости, пенсии (за исключением трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению) и стипендии, полученные в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, на основании ст. 217 НК РФ налогом облагаются:

суммы компенсаций (например, командировочных расходов, за использование личного автотранспорта в служебных целях), выплачиваемые сверх установленных законодательством норм при условии, что коллективным договором не установлено иное;

стоимость полученных за налоговый период подарков, превышающая 4000 руб.

Состав выплаченных физическим лицам доходов, не подлежащих налогообложению, регламентирован ст. 217 НК РФ.

Датой фактического получения дохода признаются: день выплаты дохода, в том числе его перечисления на счет физического лица в банке (при получении доходов в денежной форме) либо день получения доходов в натуральной форме.

Налоговая база.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им или право на распоряжение которыми у него возникло (уменьшенные на суммы налоговых вычетов, предусмотренных гл.23 части второй НК РФ), за исключением доходов, в отношении которых Кодексом установлен иной порядок. В связи с этим следует обратить внимание на судебные решения по вопросу определения налогооблагаемых сумм.

Так, в постановлении ФАС Московского округа от 4.05.07 г. (N КА-А40/3164-07) определено, что выплаты организацией работнику в размере суммы средней заработной платы за время вынужденного прогула в связи с незаконным увольнением не являются компенсационными (поскольку главами 23-28 ТК РФ средний заработок работника, выплачиваемый за время вынужденного прогула, к компенсациям не отнесен) и подлежат обложению НДФЛ на общих основаниях.

При рассмотрении спора об отнесении сумм в оплату услуг мобильной связи работнику, направленному в командировку, ФАС Северо-Западного округа исходил из следующего (постановление от 5.06.07 г. N А26-5611/2006-216). Согласно ст. 166 ТК РФ под служебной командировкой понимается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Оценив представленные организацией-работодателем документы (командировочные удостоверения, документы, подтверждающие оплату услуг связи, списки телефонных вызовов с указанием дат и времени), суд пришел к выводу о доказанности производственного характера телефонных переговоров работников в период нахождения в командировке. Предположение налогового органа о непроизводственном характере телефонных переговоров, не подтвержденное соответствующими доказательствами, не может являться основанием для доначисления налога и привлечения организации к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ.

В части оплаты командировочных расходов нужно также обратить внимание на постановление ФАС Московского округа от 15.05.07 г. N КА-А40/3622-07. Как следует из материалов дела, налоговый орган привлек организацию к налоговой ответственности в связи с тем, что не был удержан НДФЛ с суммы суточных, выплачиваемых сверх установленных норм. В постановлении указано, что налоговым законодательством не определены ни нормы суточных, ни порядок их установления применительно к НДФЛ (с учетом того, что согласно п. 3 ст. 217 НК РФ при оплате расходов на командировки в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством). Общий порядок установления таких норм и ограничения их размера предусмотрен только трудовым законодательством. При этом для организаций, не получающих финансирование из федерального бюджета, нормы суточных устанавливаются коллективным договором или локальным нормативным актом и ограничены только минимальным размером. Учитывая, что нормы возмещения суточных при направлении работников в командировки были определены приказом организации, в постановлении суда определено, что организация правомерно не включила в совокупный доход работника суммы в оплату суточных в размере, установленном локальным нормативным актом.

Как указано в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 6.06.07 г. N ФО3-А73/07-2/1297, организация уплачивала за своих работников взносы в негосударственный пенсионный фонд. Вопрос об обложении этих сумм НДФЛ был предметом рассмотрения в суде. По результатам рассмотрения материалов дела суд определил следующее. В соответствии со ст. 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиком. При определении налоговой базы учитываются все доходы, полученные как в денежной, так и натуральной форме или право на распоряжение которыми возникло у налогоплательщика, а также доходы в виде материальной выгоды. В силу положений Федерального закона от 7.05.98 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", а также исходя из условий договора организации и пенсионного фонда пенсионные взносы являются собственностью фонда, а не доходом физического лица. Физические лица не имеют права на распоряжение этими взносами, и, следовательно, объект обложения НДФЛ при перечислении организацией в пенсионный фонд взносов отсутствует.

Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

В налоговую базу включаются доходы, полученные:

в денежной форме;

в натуральной форме;

в виде материальной выгоды.

Доходом в денежной форме признаются выплаты наличных и безналичных денежных средств как в российских рублях, так и в иностранной валюте. Доход налогоплательщика, полученный (номинированный) в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Банка России, установленному на дату фактического получения дохода.

К доходам в натуральной форме относятся доходы в виде товаров (работ, услуг) и иного имущества (ст.211 НК РФ).

С 01.01.2008 из стоимости товаров (работ, услуг), полученных налогоплательщиком, исключается частичная оплата последним стоимости полученных им товаров, выполненных для него работ, оказанных ему услуг. Кроме того, к доходам в натуральной форме теперь относятся товары (работы, услуги), полученные в интересах налогоплательщика не только на безвозмездной основе, но и на условиях частичной оплаты.

Налоговая база по доходам, которые получены от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), рассчитанная исходя из рыночных цен. Эта стоимость увеличивается на сумму НДС и акцизов.

Таким образом, законодатель более четко определил, какая часть доходов, полученных в натуральной форме, должна облагаться НДФЛ.

С 01.01.2008 поправки будут действовать в ст. 212 НК РФ. Так, технический характер носит поправка в пп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ о налогообложении материальной выгоды в отношении заемных средств: не определяется материальная выгода по соответствующим операциям не только с кредитными, но и банковскими картами (данное правило и ранее действовало - Письмо Минфина РФ от 10.11.2005 N 03-00-10/40).

Датой получения дохода, отличного от оплаты труда в натуральной форме, считается дата фактической передачи налогоплательщику имущества, товаров или услуг, а при оплате труда в натуральной форме - последний день месяца, за который ему начислен доход.

Сумма налога, исчисленная с дохода в натуральной форме, удерживается налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику. При этом общая сумма удержаний согласно ст.125 КЗоТ РФ не может превышать 50% суммы выплаты, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

При обложении налогом (ст.212 НК РФ) учитывается материальная выгода от:

экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, предоставленными организацией и (или) индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в установленном законом порядке;

приобретения товаров (работ, услуг) у физических лиц в соответствии с гражданско-правовым договором, а также у организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику;

приобретения ценных бумаг.

Датой фактического получения материальной выгоды в данном случае считается день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам. Если заем (кредит) является беспроцентным, материальная выгода определяется не реже одного раза за налоговый период - календарный год.

При приобретении товаров (работ, услуг) у физических лиц в соответствии с гражданско-правовым договором, а также у организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику, размер материальной выгоды (налоговой базы) соответствует величине превышения цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), реализуемых лицами, являющимися взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику, в обычных условиях лицам, не являющимся взаимозависимыми, над ценами реализации идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) налогоплательщику. Понятие "взаимозависимые лица" определено ст.20 НК РФ.

Датой получения дохода считается дата приобретения товаров (работ, услуг) или прочего имущества.

Налоговые вычеты.

Размер налогового вычета представляет собой сумму, на которую могут быть уменьшены полученные налогоплательщиком и подлежащие налогообложению доходы. Использование причитающегося налогового вычета для налогоплательщика является добровольным - от него можно отказаться.

Общий принцип предоставления налоговых вычетов, определенный НК РФ, состоит в том, что они применяются при формировании налоговой базы только в отношении доходов, облагаемых по ставке 13%.

Таким образом, налогоплательщик заведомо не может претендовать на налоговые вычеты, если он не является налоговым резидентом Российской Федерации.

Для налоговых резидентов, получающих доходы в Российской Федерации или за ее пределами, в сферу действия налоговых вычетов не включаются следующие виды доходов:

дивиденды;

выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей;

выигрыши и призы, получаемые в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части, превышающей 2000 руб.;

страховые выплаты по договорам добровольного страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет, в части превышения сумм, внесенных физическими лицами в виде страховых взносов, увеличенных страховщиками на сумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования Банка России на момент заключения договора страхования;

процентные доходы по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ, в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам (за исключением срочных пенсионных вкладов, внесенных на срок не менее шести месяцев) и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте, а также процентные доходы по срочным пенсионным вкладам, внесенным до 1 января 2001 г. на срок не менее шести месяцев, в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Банка России, в течение периода, за который начислены проценты;

материальная выгода от экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств - в части превышения суммы процентов:

- по рублевым займам - исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования Банка России на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора;

- по валютным - исчисленной исходя из 9% годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.

Очевидно, что обязательным условием пользования правом на налоговые вычеты является ведение налогоплательщиком и (или) налоговым агентом раздельного учета доходов, облагаемых по разным ставкам.

Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, подлежащих налогообложению за этот же налоговый период, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю.

На следующий налоговый период такая положительная разница, уменьшающая налоговую базу, обычно не переносится, кроме случаев предоставления имущественных налоговых вычетов.

Систему налоговых вычетов можно представить следующим образом:

41

Рис.1. Система налоговых вычетов.

На основании ст. 218 НК РФ установлены следующее размеры стандартных налоговых вычетов:

400 руб. - предоставляются всем налогоплательщикам. Если доход работника, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысит 20 000 руб., то начиная с месяца, в котором превышение имело место, вычет не предоставляется;

500 руб. - предоставляются, в частности, Героям Советского Союза и Российской Федерации, лицам, награжденным орденом Славы трех степеней, блокадникам. Полный перечень налогоплательщиков, имеющих право на получение этого вычета, приведен в подп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ;

600 руб. - на каждого ребенка налогоплательщика;

3000 руб. - предоставляются, в частности, лицам, получившим лучевую болезнь или инвалидность вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидам Великой Отечественной войны.

Порядок предоставления физическим лицам социальных налоговых вычетов установлен положениями ст. 219 НК РФ.

Федеральным законом от 27.07.06 N 144-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесения других изменений, направленных на повышение эффективности налоговой системы", вступившим в силу с 01.01.07, предельный размер социальных налоговых вычетов на обучение и лечение был увеличен до 50 000 руб. До 2007 г. максимальная сумма указанных вычетов составляла 38 000 руб.

Кроме того, как отмечалось ранее, были приняты поправки, согласно которым социальный налоговый вычет, установленный пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ, не применяется в случае, если оплата расходов на обучение производится за счет средств материнского (семейного) капитала, направляемых для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.