бесплатно рефераты
 

Особенности формирования элементов учетной политики для учета основных средств и формирование элементов учетной политики для учета заработной платы

Особенности формирования элементов учетной политики для учета основных средств и формирование элементов учетной политики для учета заработной платы

Содержание

Введение

Глава 1 Особенности формирования элементов учетной политики для учета основных средств

1.1 Сущность и нормативная база учетной политики для целей бухгалтерского учета

1.2 Элементы учетной политики для целей учета основных средств

Глава 2 Особенности формирования элементов учетной политики для учета заработной платы

2.1 Сущность учетной политики для целей налогообложения

2.2 Элементы учетной политики для целей учета заработной платы

Заключение

Список использованных источников

Приложение 1 Приказ об учетной политики организации

Введение

Актуальность работы. Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика определяет содержание и оценку записей на счетах и получение в системе финансового учета существенной, понятной и надежной информации для составления финансовой отчетности со всеми примечаниями и раскрытиями, которые требуются согласно МСФО.

Учетная политика, если она выбрана правильно и обоснованно, охватывает все составляющие бухгалтерского учета: и организационную, и методическую, и техническую. Поэтому диапазон применения учетной политики на практике достаточно широк, тем более если речь идет о раскрытии данных бухгалтерского учета для внешних пользователей.

На сегодняшний момент существует ощутимый разрыв между системой бухгалтерского учета и системой налогообложения, применяемой на предприятии с целью исчисления налогов и сборов. Несомненным остается тот факт, что при определении налоговой базы практически всех налогов могут использоваться те или иные данные, отражаемые в бухгалтерском учете. Однако для того, чтобы фактически исчислить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет (возврату из бюджета), предприятию, как правило, приходится существенно изменять группировку, размер и классификацию указанных показателей бухгалтерского учета. Поэтому важно отражать в учетной политике удобную для предприятия структуру документооборота и движения информационных потоков в рамках системы налогового учета.

Анализ теоретических подходов к разработке учетной политики на предприятии позволил выделить две проблемы работы: каковы особенности формирования элементов учетной политики для учета основных средств и каковы особенности формирования элементов учетной политики для учета заработной платы.

Проблема исследования в ее целостности и взаимосвязи, определила выбор темы работы: «Учетная политика (о/с). Заработная плата».

Объект работы: Учетная политика

Предмет работы: Формирование элементов учетной политики для учета основных средств и формирование элементов учетной политики для учета заработной платы.

Цель работы: Определить особенности формирования элементов учетной политики для учета основных средств и формирование элементов учетной политики для учета заработной платы.

Задачи работы:

1. Рассмотреть сущность и нормативную базу учетной политики для целей бухгалтерского учета

2. Определить особенности формирования элементов учетной политики для учета заработной платы.

3. Рассмотреть сущность учетной политики для целей налогообложения

4. Определить особенности формирования элементов учетной политики для учета основных средств.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (25 источников) и 1 приложения.

Глава 1 Особенности формирования элементов учетной политики для учета основных средств

1.1 Сущность и нормативная база учетной политики для целей бухгалтерского учета

Впервые в практику отечественного бухгалтерского учета термин "учетная политика предприятия" был официально введен Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 20 марта 1992 г. № 10. Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с Положением ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утвержденным Приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н, и Международной системы финансовой отчетности (МСФО) 1 "Предоставление финансовой отчетности" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности [6, c. 2].

Учетная политика разрабатывается на основании следующих законодательных и нормативных документов: Гражданского кодекса Российской Федерации (части 1 и 2); Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ; Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. N 34н); Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкции по его применению (утверждены приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. N 94н); действующих Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), утвержденных Министерством финансов РФ; действующих Методических указаний по бухгалтерскому учету, утвержденных приказами Министерства финансов РФ.

Принятие новых законодательных и нормативных актов, регулирующих способы и методы ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, дополняет список нормативных документов, указанных выше, и требует разработки дополнительных стандартов по ведению бухгалтерского учета в организации.

Учетная политика определяет содержание и оценку записей на счетах и получение в системе финансового учета существенной, понятной и надежной информации для составления финансовой отчетности со всеми примечаниями и раскрытиями, которые требуются согласно МСФО. Учетная политика должна предусматривать содержание и структуру форм отчетности, а также перечень проектируемых показателей и других данных, подлежащих раскрытию в приложениях к финансовым отчетам.

Согласно Положению ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утвержденному Приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н, основы формирования, а также выбора и обоснования учетной политики, равно как и придание ей гласности, являются едиными и обязательными для всех. Это касается формирования учетной политики для всех организаций независимо от формы собственности, особенно в части раскрытия учетной политики для тех организаций, которые публикуют полностью или частично свою бухгалтерскую отчетность в соответствии с законодательством РФ, учредительными документами либо по собственной инициативе [6, c. 3]. С момента вступления в силу указанного Положения любой хозяйствующий субъект должен выбрать и претворить в жизнь свою учетную политику. Однако, как показывает практика аудиторских проверок, многие предприятия до сих пор не выбрали учетную политику и не обосновали ее для работы своей бухгалтерии. Поэтому зачастую в этих организациях допускаются ошибки и путаница в бухгалтерском учете имущества, обязательств и хозяйственных операций из-за необоснованного применения отдельных общепринятых правил.

Учетная политика, если она выбрана правильно и обоснованно, охватывает все составляющие бухгалтерского учета: и организационную, и методическую, и техническую. Поэтому диапазон применения учетной политики на практике достаточно широк, тем более если речь идет о раскрытии данных бухгалтерского учета для внешних пользователей.

Учетная политика имеет огромное значение в работе организации, это не просто формальный документ, который должен быть утвержден приказом за подписью директора, это план работы на год, он может помочь организации оптимизировать налогообложение и зачастую выиграть спор в суде.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) на основе Положения ПБУ 1/98 и утверждается руководителем организации. При этом утверждается: 1) рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; 2) формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; 3) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; 4) методы оценки активов и обязательств; 5) правила документооборота и технология обработки учетной информации; 6) порядок осуществления контроля, за хозяйственными операциями; 7) а так же принимаются другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета [12, c. 56].

Положение об учетной политике предприятия можно оформлять в виде двух самостоятельных распорядительных документов (приказов, положений и т.п.). Первый документ посвящен учетной политике предприятия в области бухгалтерского учета. Второй документ - учетной политике в области налогообложения.

Любые изменения в учетной политике должны быть обоснованы и утверждены руководителем организации. Это объясняется целым рядом причин, таких как: 1) новая учетная политика будет действовать в течение всего отчетного года; 2) с помощью учетной политики можно управлять финансовыми ресурсами предприятия; 3) элементы учетной политики влияют на формирование налоговых обязательств предприятия перед бюджетом и затрагивают порядок исчисления налогов.

Согласно ПБУ 1/98 вносить изменения в учетную политику можно в трех случаях, если: 1) изменилось законодательство РФ или поменялись нормативные акты по бухучету; 2) организация разработала новые способы ведения бухгалтерского учета; 3) существенно изменились условия деятельности организации [6, c. 4].

В последнем случае изменения в учетной политике могут быть связаны с реорганизацией предприятия - слиянием, разделением, присоединением. Исходя из положений пп. 20 и 21 ПБУ 1/98, для сопоставимости информации, данные за предыдущий год, которые переносятся в отчетность текущего года, надо представить так, будто бы новая учетная политика применялась и в прошлом году. Другими словами, необходимо обеспечить сопоставимость данных бухгалтерской отчетности. Для этого необходимо провести количественную оценку изменений в отчетности. При этом в учете никакие записи не делаются, а корректировки отражаются только в бухгалтерской отчетности.

Изменения в учетную политику тоже оформляются приказом или распоряжением руководителя до 31 декабря текущего года и вводятся только с начала нового отчетного года. Кроме этого их нужно отразить и в пояснительной записке.

При появлении новых участков бухгалтерского учета можно вносить дополнения в учетную политику в любой момент отчетного года. Потому, что утверждение способа ведения бухгалтерского учета операций, которые возникли в деятельности фирмы впервые, не является изменением учетной политики (п. 16 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации"). При этом никаких ограничений на внесение дополнений в учетную политику организации нормативными документами по бухгалтерскому учету не установлено.

Особое внимание следует обратить на тот факт, что учетная политика - это внутренний документ организации, не подлежащий обязательному представлению в налоговые органы. Никаким законом и никакими нормативными актами никогда не было предусмотрено, что организация до начала нового финансового года обязана представлять учетную политику в налоговые или другие органы.

Информация, содержащаяся в учетной политике, может быть опубликована в пояснительной записке к годовому отчету организации, да и то только в том случае, если она поможет заинтересованным пользователям принять решение по данным отчетности.

1.2 Элементы учетной политики для целей учета основных средств

Рассмотрим порядок формирования некоторых элементов учетной политики, касающихся учета основных средств. Напомним, что в Положении по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденном приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н [7], которое регулирует их учет, приказом Минфина России от 12.12.2005 № 147н были внесены значительные изменения. Главная поправка - объекты, которые подпадают под определение основных средств, но с первоначальной стоимостью не более 20 000 рублей за единицу, могут быть учтены как материально-производственные запасы [8, c. 1]. Конкретную величину лимита в пределах данной суммы фирма должна определить в учетной политике. При этом необходимо помнить, что в налоговом учете не признается амортизируемым то имущество, стоимость которого не превышает 10 000 рублей. Для того чтобы сблизить два учета, можно установить в бухгалтерской учетной политике такой же пониженный лимит.

Необходимо учитывать особенности ввода в эксплуатацию специфических объектов. Так, в некоторых случаях ввод в эксплуатацию (право на эксплуатацию) имущества напрямую зависит от наличия документа, подтверждающего регистрацию права собственности на это имущество. Например, согласно ст. 33 Кодекса торгового мореплавания РФ судно подлежит регистрации в одном из реестров судов РФ. Право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление и другие) подлежат регистрации в Государственном судовом реестре или судовой книге. Только после регистрации судна оно получает право плавания под флагом Российской Федерации. Таким образом, для учета судов в составе основных средств необходим факт регистрации права собственности в Государственном судовом реестре.

Согласно нормам главы 30 НК РФ в качестве объекта налогообложения должно признаваться следующее имущество, не учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств: 1) основные средства, переданные в доверительное управление; 2) основные средства, переданные по договору совместной деятельности; 3) основные средства, приобретенные и созданные в процессе совместной деятельности.

Необходимо отметить, что по правилам бухгалтерского учета такие объекты на счете 01 "Основные средства" в балансе организации не отражаются.

Поэтому, при перечислении в приказе об учетной политике балансовых счетов, которые должны быть подвергнуты анализу с целью определения налоговой базы по налогу на имущество, необходимо отразить и эти счета (например, забалансовые счета или счет 58 "Финансовые вложения" или счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты", субсчет "Расчеты по договору доверительного управления имуществом", др.).

Кроме того, нужно определить, на каком счете будет учитываться купленная недвижимость, документы по которой переданы на госрегистрацию: 01 "Основные средства" или 08 "Вложения во внеоборотные активы". Однако при любом варианте учета, если здание эксплуатируется фирмой, его стоимость облагают налогом на имущество Если организация в нарушение порядка ведения бухгалтерского учета будет учитывать объекты основных средств на иных счетах (т.е. не на счете 01 или счете 03), то указанные объекты также должны признаваться в качестве объектов налогообложения налогом на имущество. Например, в практике хозяйственной деятельности организаций встречаются случаи учета объектов основных средств: 1) на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" (введенные в эксплуатацию и оформленные актами приемки-передачи объекты на отчетную дату еще не переведены на счет 01 "Основные средства"), 2) на счете 10 "Материалы" (особенно в части имущества, ранее учитывавшегося в составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов, а также в части специнструмента, спецприспособлений и спецоборудования согласно Методическим указаниям по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденных Приказом Минфина РФ от 26 декабря 2002 г. N 135н.

Этот момент можно также уточнить в приказе об учетной политике.

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. Поэтому нужно закрепить в учетной политике способ начисления амортизации основных средств. Следует отметить, что при разработке учетной политики организации метод оценки активов и начисления амортизации выбирается из вариантов, предусмотренных действующим законодательством. Выбор способа начисления амортизации осуществляется организацией самостоятельно и утверждается приказом по учетной политике. Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств, производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.

Согласно п. 18 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 объекты основных средств, стоимостью не более 10 000 рублей за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике исходя из технологических особенностей, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию [7, c. 5]. Данное положение фактически означает, что при расчете налоговой базы стоимость указанных основных средств будет равна нулю.

Например, учетной политикой организации установлен стоимостной лимит отнесения имущества к основным средствам - 8000 руб.

1. Основные средства стоимостью не более 8000 руб. подлежат списанию на расходы в момент их выбытия (срок их службы более 12 месяцев), а не в момент их передачи в эксплуатацию?

2. Как правильно отразить эти основные средства в бухгалтерском учете?

1. Методы оценки активов организации отражаются в учетной политике и утверждаются руководителем организации (п. 5 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации").

По общему правилу стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации. Согласно ПБУ 6/01 "Учет основных средств" объекты ОС стоимостью не более 10 000 руб. за единицу или иного лимита, установленного учетной политикой организации, разрешается списывать на затраты производства (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию (п. 18 ПБУ 6/01) [7, c.5].

Добавим, что упомянутым выше приказом был изменен порядок расчета амортизации при использовании способа уменьшаемого остатка. Как и прежде, ее определяют, исходя из остаточной стоимости основного средства на начало отчетного года и нормы амортизации, рассчитанной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения. С 2006 года данный коэффициент фирма вправе установить самостоятельно. Причем он не должен превышать трех.

Исходя из приведенных норм законодательства по бухгалтерскому учету организация имеет право выбора и отражения в учетной политике одного из двух способов учета указанных объектов ОС: сразу списать их стоимость на затраты в момент ввода в эксплуатацию или начислять амортизацию по ним в общем порядке в течение срока их эксплуатации. Поэтому списывать на расходы объекты ОС стоимостью не более 8000 руб. в момент их выбытия (по окончании срока их службы) организация неправомочна.

2. Согласно нормам действующего законодательства единовременное списание на затраты производства полной стоимости объектов ОС происходит путем начисления амортизации. Соответственно начисление амортизации по объектам ОС стоимостью не более 8000 руб. отражается в бухгалтерском учете организации следующей проводкой: Дебет 20 (26, 44 и т.д.) - Кредит 02. Следует отметить, что независимо от принятого в организации порядка учета объектов ОС стоимостью не более 10 000 руб. операции по таким объектам оформляются документально в общеустановленном порядке. Ввод в эксплуатацию таких объектов оформляется актом приема-передачи по форме N ОС-1 ((ОС-1б), на них заводятся инвентарные карточки по форме N ОС-6), им присваиваются инвентарные номера и т.д.

Если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения налогом на имущество определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

В частности, амортизация не начисляется по объектам жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры и др.), объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки и т.п.), а также продуктивному скоту, буйволам, волам и оленям, многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.