бесплатно рефераты
 

Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях

Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях

5

Федеральное агентство по образованию

НОУ ВПО - Российская Международная Академия Туризма

Казанский филиал

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

По дисциплине:

«Бухгалтерский учет»

НА ТЕМУ:

«Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях»

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА БАТАЛОВА Г.А.

СТУДЕНТКА ГРУППЫ И-155

3 КУРСА ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: БОЛЬШАКОВА Л.Г.

КАЗАНЬ 2007

Содержание:

Введение …………………………………………………………………………3

Глава 1. Малые предприятия

1.1 Историческое положение…………………………………………..…….5

1.2 Критерии отнесения к малым предприятиям. (МП)………………..….8

Глава 2. Учетная политика на предприятии

2.1 Учетная политика на малом предприятии……………………………...11

2.2 Формы организации бухгалтерского учета……………………………16

Заключение………………………………………………………………………22

Список использованной литературы…………….………………...…………26

Введение

Бухгалтерский учет, представляя собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций, выступает важнейшей функцией управления всех хозяйствующих субъектов, функционирующих в промышленности. В этой связи организация бухгалтерского учета в промышленности основывается на использовании общих научно обоснованных принципов управления системного подхода, программно-целевого метода, экономико-математического моделирования и других.

В законодательном порядке закреплены и задачи бухгалтерского учета, которые выражаются в: формировании полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности -- руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним -- инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; обеспечении информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; предотвращении отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации.

Поставленные перед бухгалтерским учетом задачи по обеспечению информацией внутренних и внешних пользователей о показателях деятельности организации в целях достоверной оценки ее финансового и имущественного положения свидетельствуют о повышении роли бухгалтерского учета как уникального источника для принятия обоснованных управленческих решений. В свою очередь возникновение новых экономических и правовых отношений между хозяйствующими субъектами различных организационно-правовых форм собственности, происходящие интеграционные процессы во всех сферах их деятельности с зарубежными партнерами предполагают формацию бухгалтерского учета, ориентированного на использование общепринятых в мировой практике принципов и правил ведения бухгалтерского учета.

В процессе перехода к рыночной экономике общество переживает системные преобразования во всех сферах своей жизнедеятельности - политической, правовой, экономической, социальной. К числу проблем экономического характера следует отнести вопросы развития и поддержки малого и среднего бизнеса, который может и должен стать важным фактором подъема российской экономики. Особенно актуальным является анализ особенностей бухгалтерского учета на малых предприятиях, так как их число последние годы неуклонно растет.

Принятые в последние годы законодательные и нормативные документы по малому бизнесу и практическая их реализация требуют серьезного осмысления уже сделанного и пристального внимания к перспективам развития этой сферы деятельности (бизнеса). Поэтому целью работы является рассмотреть в работе основные формы бухгалтерского учета на малых предприятиях. При этом важен анализ их преимуществ и недостатков.

Глава 1. Малые предприятия

1.1 Историческое положение

Переход к рыночной экономике потребует изменения всей экономической инфраструктуры страны и в первую очередь осуществление ее  демонополизации.  В стране сейчас 40 тыс. предприятий, а для создания необходимой инфраструктуры потребуется  не  менее  500  тыс.  предприятий.  Именно  за счет малых предприятий можно преобразовать социально-экономическую структуру общества, осуществить плюрализм форм собственности, преодолеть монополизм,  создать среду для конкуренции,  и развития рыночных отношений.  В миро вой экономике огромное количество предприятий и фирм,  из которых от 95% в ФРГ до 99.7% в Японии приходится на мелкие предприятия  (по числу работающих)

Отличительная черта малого предпринимательства - форсированное развитие в период экономического спада. Это обусловлено рыночной политикой малых предприятий, нацеливающей большинство управленческих решений, от которых зависит текущее состояние и перспективы бизнеса, на удовлетворение платежеспособного спроса. Рыночная политика включает вопросы выбора направления деятельности; определения номенклатуры, ассортимента, объема производства и географии сбыта; выбора схемы ценообразования; разработки комплекса мер по обеспечению конкурентоспособности предприятия.

Составная часть активной рыночной политики - анализ рынка на этапе создания МП и в процессе его функционирования. Данные всероссийского опроса свидетельствуют, что степень дефицитности конкретного продукта, услуги была одной из основных причин выбора направления деятельности предприятия.

На момент опроса, в среднем через два года после образования предприятия, изменилась относительная и абсолютная значимость проблемы сбыта. В целом по выборке ее рейтинг снизился до седьмого места - главным образом из-за того, что появились новые проблемы, типичные для того времени, - инфляция, высокие налоги. Вплотную столкнулись предприниматели с издержками нестабильности, незрелости законодательства. Именно названные трудности вышли на первый план к 1994 г. И на этапе становлениями на момент опроса лидерство удерживали финансовые проблемы. Примечательно, что относительно них рейтинг проблемы сбыта несколько возрос. В начале деятельности финансовые трудности отмечались предпринимателями в 2,9 раза чаще, чем сбытовые, а на момент опроса - в 2,6 раза. Абсолютно снизилась значимость проблемы сбыта для новых МП и микрофирм и повысилась для бывших государственных предприятий. Изменения по другим группам предприятий незначительны.

Исправить ситуацию со сбытом оказалось значительно труднее, чем сохранить уже завоеванных потребителей. На момент опроса появились проблемы с реализацией у 14% МП, не имевших их на старте. Среди фирм, столкнувшихся со сбытовыми трудностями с самого начала, 43% так и не решили их спустя несколько лет. Первоначальное преимущество в решении проблемы сбыта более важно для образованных на базе госсектора, а также производственных МП, чем для новых, торговых. Для первых двух групп предприятий стартовые проблемы реализации могли перейти в разряд неразрешимых. Больше половины бывших государственных и производственных МП так и не сумели наладить сбыт с момента организации фирмы. Среди новых и торговых предприятий хронических неудачников в 1,5 раза меньше.

Более или менее успешное решение проблемы сбыта влияло на экономическое положение предприятия. У фирм, не имеющих трудностей с реализацией, оно в среднем было лучше, чем у МП, где сбыт проблематичен.

Несмотря на трудности  в борьбе за выживание и остроту конкуренции между фирмами,  а так же между малыми и крупными предприятиями подобная форма  предпринимательства, обладает определенными достоинствами:  это гибкость и моментальная приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, быстро создавать и оперативно применять новые технологии и научные разработки: это дух инициативы, предприимчивость и динамизм [10, с. 69].

Для отдельных граждан преимущества при создании малых предприятий состоят  в получении всех тех прав в сфере хозяйственной деятельности, которыми обладает любое предприятие - юридическое лицо. Создав предприятие  -  юридическое лицо,  гражданин или (группа граждан) отделяет от своего личного имущества, то имущество, которым предприятие будет отвечать по своим обязательствам; имущества учредителя и имущество предприятия разделены.  При  этом созданное предприятие  будет  пользоваться той поддержкой государства,   которая предусмотрена для малых  предприятий.

К преимуществу  малых  предприятий  следует  отнести и разрешение производить ускоренную  амортизацию  активной  части  производственных фондов.

Также к преимуществам следует отнести и обеспечение их  материально-техническим ресурсами предприятиями и организациями, на базе структурных единиц которых они образованы, а также со здание специальных организаций,  специализирующихся  на сдаче в аренду машин и оборудования малым предприятиям.

1.2 Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий

По российскому законодательству до 14 июня 1995 г. малыми в разных ситуациях могли считаться предприятия с различными характеристиками.

Окончательное юридическое определение понятия «малые, предприятия» дано в Федеральном законе 1. В соответствии с этим законом под субъектами малого предпринимательства (малыми предприятиями) понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций или объединений, благотворительных или иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек [6,с.124].

Таким образом, в соответствии с указанным Федеральным законом для отнесения предприятия к малому нужно принимать во внимание два основных критерия: численность работников и участие других организаций в уставном капитале предприятия.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Средняя численность работников малого предприятия определяется по новому Закону с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

В случае превышения установленной численности малое предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого было допущено превышение численности работников, и на последующие три месяца.[6,c.609]

Федеральным законом определено, что порядок налогообложения, отсрочки и рассрочки уплаты налогов устанавливается налоговым законодательством. Тем самым Закон подтверждает налоговые льготы малым предприятиям [12].

Указанный Закон несколько изменил порядок начисления ускоренной амортизации на малых предприятиях. Они вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства, в 2 раза превышающие нормы, которые установлены для соответствующих видов основных средств.

Наряду с ускоренной амортизацией малые предприятия вправе дополнительно списывать в качестве амортизационных отчислений до 50% от первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.

В соответствии с Законом кредитование малых предприятий осуществляется на льготных условиях с полной или частичной компенсацией кредитным организациям соответствующей разницы за счет фондов поддержки малого предпринимательства.

Законом предусмотрено, что статистическая и бухгалтерская отчетность представляется малыми предприятиями в утвержденном Правительством
Российской Федерации порядке, который предусматривает упрощение процедуры и форм отчетности. Они должны содержать в основном информацию, необходимую для налогообложения.

Глава 2. Учетная политика на предприятии

2.1 Учетная политика МП

Под учетной политикой малого предприятия понимаются выбранные им способы ведения бухгалтерского учета уставной (финансово-хозяйственной) деятельности.

Ее требования сводятся к следующим принципам: полнота - отражение всех свершившихся фактов в хозяйственной деятельности МП; осмотрительность - не пренебрежение в первую очередь учетом расходов, обязательств, а затем доходов, поступлений; приоритет содержания перед формой - учет свершившихся фактов с точки зрения их экономического содержания, влияние на состояние активов и пассивов предприятия, а затем определение порядка их оформления (контроль); непротиворечивость - постоянная взаимосвязь показателей синтетического и аналитического учета; рациональность - качественное и экономное (в размере затраченных средств) ведение бухгалтерского учета.

Основываясь на указанных принципах, устанавливают способы ведения бухгалтерского учета.

Исходя из различных способов ведения учета при формировании учетной политики выбирается один, допускаемый законодательством. Сформировавшаяся учетная политика утверждается приказом руководителя предприятия и не подлежит изменению в течение отчетного года, кроме случаев изменения законодательства РФ, изменения нормативных документов по бухгалтерскому учету, смены собственников предприятия, реорганизации предприятия.

Разработанные таким образом и утвержденные учетной политикой способы и приемы являются обязательными для ведения бухгалтерского учета не только внутри предприятия, но и для проверяющих, контролирующих их деятельность служб и в первую очередь налоговых органов.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель предприятия. В зависимости от объема учетной работы он может: а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; б) ввести в штат должность бухгалтера; в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; г) вести бухгалтерский учет лично.

Руководитель обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечивает неукоснительное выполнение всеми структурными подразделениями и службами, работниками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера или бухгалтера, выполняющего его функции, по вопросам оформления и представления для учета документов и сведений. Главный бухгалтер назначается на должность или освобождается от должности руководителем предприятия и подчиняется непосредственно ему

Руководитель организации и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством РФ и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Сущность новых подходов к постановке бух-галтерского учета заключается в основном в том, что на основе ус-тановленных государством общих правил бухгалтерского учета орга-низации самостоятельно разрабатывают учетную политику для ре-шения поставленных перед учетом задач.

Следует отметить, что значение учетной политики недооцени-вается многими организациями, в которых к разработке учетной политики относятся формально, не изучают последствия примене-нии тех или иных ее элементов.

Между тем выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости про-дукции, прибыли, налогов па прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации.

Следо-вательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без оз-накомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнитель-ный анализ показателей деятельности организации за различные пе-риоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.

Учетная политика организации -- это принятая ею совокуп-ность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюде-ние, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обоб-щение фактов хозяйственной деятельности).

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, пога-шения стоимости активов, организации документооборота, инвен-таризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, сис-темы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Учетная политика формируется исходя из установленных ПБУ № 1 (6) допущений и требований.

Основы формирования и раскрытия учетной политики органи-зации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации".

Данное Положение распространяется:

· в части формирования учетной политики -- на все организации независимо от организационно-правовых форм;

· в части раскрытия учетной политики -- на организации, пуб-ликующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

Учетная политика организации формируется главным бухгалте-ром (бухгалтером) организации и утверждается руководителем ор-ганизации.

При этом утверждаются:

· рабочий план счетов бухгалтерского учета;

· формы первичных учетных документов;

· порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

· методы оценки активов и обязательств;

· правила документооборота и технология обработки учетной информации;

· порядок контроля за хозяйственными операциями;

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организа-цией при формировании учетной политики, применяются с перво-го января года, следующего за годом утверждения соответствующе-го организационно-распорядительного документа.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая та-кой организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистра-ции).

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

· изменения законодательства Российской Федерации или нор-мативных актов по бухгалтерскому учету;

· разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета.

Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйствен-ной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверно-сти информации.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется в порядке, предусмотренном для учетной политики.

Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или спо-собные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельно-сти организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка про-изводится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.