бесплатно рефераты
 

Основы экономического анализа и аудиторской деятельности

p align="left">Первые шесть из приведенных стандартов утверждены постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (с изм. и доп. от 4.07.2003 г.).

Внутрифирменные аудиторские стандарты составляют важнейшую часть организационно-распорядительной документации и всей системы внутреннего контроля аудиторской организации. Аудиторские внутрифирменные стандарты должны удовлетворять определенным требованиям: 1) целесообразности; 2)полноты и детализации; 3)единства терминологической базы; 4)преемственности и непротиворечивости.

Внутренние стандарты составляют определенные блоки, которые можно представить в следующем виде: 1)стандарты, определяющие структуру аудиторской организации, ее технологию; 2)стандарты расшифровывающие, дополняющие и уточняющие положения российских правил; 3) методики проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета; 4) стандарты, определяющие организацию сопутствующих аудиторских услуг.

Наличие системы внутрифирменных стандартов и ее методологического сопровождения служит показателем профессионализма деятельности аудиторской организации. Они определяют качество работы и престиж аудиторской организации.

41. Качество аудита. Профессиональная этика аудитора

Качество аудиторской проверки закладывается еще на этапе ее планирования, так как грамотно составленный план после предварительного знакомства с клиентской организацией - начало, фундамент квалифицированного ее проведения. Качество выполненной ее аудитором (аудиторской организацией) работы должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии или неполноте условий договора - требованиям, предъявляемым к работе соответствующего рода. После этапа планирования наступает процесс проверки экономического субъекта, и только после прохождения всех этапов аудита можно сделать общее заключение о его качестве.

Основные требования, предъявляемые к аудиторской проверке.

1. Профессиональная компетентность аудиторов (принимая обязательство оказать определенные профессиональные услуги, аудитор должен быть уверен в своей компетентности в данной области, обладать достаточным объемом знаний и навыков, чтобы добросовестно выполнить свой долг).

2. Соблюдение общечеловеческих и профессиональных этических норм аудиторской деятельности в соответствии с принятым в 1996 г. Кодексом профессиональной этики аудиторов, безусловное соблюдение конфиденциальности всей информации, ставшей известной аудитору в процессе осуществления проверки. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых ими в ходе проверки, -они составляют аудиторскую тайну.

3. Своевременность выполнения работ по договору (в соответствии со ст. 708 ТК РФ) в договоре указываются начальный и конечный сроки выполнения работы.

4. Неукоснительное соблюдение при осуществлении аудита требований действующего законодательства (Федерального закона «Об аудиторской деятельности», правил (стандартов) аудиторской деятельности и др.).

5. Сохранность документации. Если документация, изъятая у клиента, проверяется в помещениях аудиторской фирмы, то фирма берет на себя ответственность за ее сохранность.

6. Глубокий и всесторонний анализ хозяйственно-финансовой деятельности, оценка активов и пассивов предприятия.

7. Учет и соблюдение работы. Заказчик вправе в любое время проверять ход и качество работы, выполняемой исполнителем, не вмешиваясь в его деятельность (ст. 727 ГК РФ).

8. Квалифицированное проведение всех этапов проверки, включая оказание иных аудиторских услуг, основанных на современных методиках.

9. Честность, объективное рассмотрение всех возникающих ситуаций и реальных фактов, недопущение личной предвзятости. Качество аудита - довольно широкое понятие, и поэтому качественная аудиторская проверка служит показателем профессионализма той

аудиторской организации, которая его проводила. Аудиторская фирма несет ответственность за совершение проверки, и ее деятельность регулируется законодательством РФ. Определенная роль здесь отводится государственным органам (Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ, Департамент организации аудиторской деятельности в РФ и др.), на которые возложены функции защиты экономического субъекта от недобросовестного аудитора.

Этика аудитора описана в Кодексе, где определено, что цели бухгалтерской профессии состоят в выполнении работы в соответствии с самыми высокими стандартами профессионализма, в обеспечении самых лучших результатов работы и в целом в выполнении условия соблюдения общественных интересов.

Для достижения этих целей необходимо соблюдение четырех основных требований:

1) достоверности. У общества существует потребность в достоверной информации и надежных системах подготовки и предоставления такой информации;

2) профессионализма. Существует потребность в людях, которые без сомнений могут быть признаны клиентами как специалисты в области бухгалтерского учета и смежных дисциплинах;

3) качества услуг. Необходима уверенность в том, что все услуги, предоставленные аудитором, соответствуют высшим стандартам качества;

4)доверия. Потребители аудиторских услуг должны быть уверены в существовании основ профессиональной этики, регулирующих предоставление таких услуг.

Для достижения целей бухгалтерской и аудиторской профессии аудиторы должны соблюдать ряд исходных условий и фундаментальных принципов: порядочность, объективность, профессиональная компетентность, конфиденциальность, профессиональное поведение.

Принцип независимости - один из важнейших в аудите. В Кодексе этики независимости аудитора уделено достаточно много внимания: «Принимая задание по составлению отчета, публично практикующие профессиональные бухгалтеры должны быть сводными от какой-либо заинтересованности, которая могла быть признана несовместимой с принципами порядочности, объективности и независимости».

В Кодексе особо рассматриваются проблемы, возникающие в том случае, когда аудитор оказывает клиенту услуги по расчетам налогов, налоговому планированию, налоговой оптимизации, налоговому аудиту и тому подобному, поскольку при оказании услуг такого рода аудитору нередко приходится отстаивать позицию клиента, стремящегося минимизировать налоговые выплаты, перед налоговыми или иными контролирующими органами.

В соответствии с Кодексом аудитор не должен одновременно принимать участие в каком-либо бизнесе, роде занятий или деятельности, которые наносят или могут нанести ущерб порядочности, объективности, независимости или хорошей репутации данной профессии и поэтому несовместимы с оказанием профессиональных услуг.

Весьма подробно рассмотрены в Кодексе проблемы, связанные с взаимоотношениями одной аудиторской организации с другими аудиторскими организациями. Речь идет об отношениях при переходе клиента от одного аудитора к другому или при одновременной работе нескольких аудиторских организаций с одним и тем же клиентом.

В Кодексе этики специально рассматриваются этические аспекты профессиональных бухгалтеров и аудиторов, которые являются сотрудниками организаций, предоставляющих бухгалтерские и аудиторские услуги, а также профессиональных бухгалтеров, работающих на коммерческих предприятиях различного профиля.

42. Планирование и программа аудита. Основные этапы, сущность

техники и технологии проведения аудиторских проверок. Понятие

существенности и риска в аудите

В соответствии с правилом (стандартом) №3 "Планирование аудита" результаты планирования аудиторской проверки оформляются в виде двух документов: плана и программы аудита.

План аудита содержит следующую основную информацию: планируемые трудозатраты; уровень (или уровни) существенности; оценка аудиторского риска; сроки проведения проверки; состав аудиторской группы и ее руководитель; перечень сегментов аудита с указанием сроков проведения и исполнителей.

Программа аудита - это документ, определяющий характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур. По своей сути она является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля надлежащего выполнения работы. Она содержит подробную информацию о видах аудиторских процедур, используемых для проверки сегментов аудита, предусмотренных планом, а также о способах их применения и документирования.

В ходе проведения проверки в зависимости от получаемых результатов программа может корректироваться. При небольших объемах проверки программа может составляться в виде единственного документа, а при больших объемах проверяемой информации программа может состоять из совокупности программ проверок каждого сегмента.

Работа аудитора с клиентами, обратившимися к ним, начинается с предварительного планирования. По его итогам аудиторская фирма принимает решение - согласна ли она работать с данным клиентом.

На принятие этого решения влияют следующие основные факторы:1) аудиторская фирма должна убедиться в принципиальной возможности проведения аудита; 2) аудиторы должны оценить субъективные факторы, т.е. личностные, влияющие на их желание работать с данным клиентом: легальность его деятельности; наличие судебных процессов или конфликтных ситуаций у клиента, которые могут иметь впоследствии широкий общественный резонанс; репутация клиента;платежеспособность.;3) аудиторы должны оценить наличие в своей организации необходимых человеческих ресурсов.

Также на этом этапе обсуждаются и согласовываются организационные вопросы, связанные с созданием нормальных условий для работы аудиторов и своевременной оплаты оказанных услуг.

Договорная работа начинается с получения субъектом аудиторской деятельности официального предложений от клиента (экономического субъекта) с просьбой о проведении аудиторской проверки или оказании сопутствующих аудиту услуг. В подтверждение своего согласия на данное предложение субъект аудиторской деятельности направляет экономическому субъекту письмо - обязательство о согласии на проведение аудита. Этот документ регламентирует обязательства и ответственность экономического субъекта и субъекта аудиторской деятельности на этапе заключения соглашения о проведении проверки.

При достижении принципиальных договоренностей о проведении проверки, между контрагентами заключается договор на проведения аудиторской проверки (или оказания сопутствующих услуг), который юридически отражает и фиксирует согласованные интересы сторон.

Аудиторский риск - это субъективно определяемая аудитором вероятность признать по итогам проверки, что отчетность может содержать не выявленные существенные искажения после признания ее достоверности или, что отчетность содержит существенные искажения, когда на самом деле их нет.

Аудиторский риск включает в себя 3 компонента: Неотъемлемый (внутрихозяйственный) риск; Риск средств контроля (риск системы внутреннего контроля); Риск не обнаружения.

Аудиторы не обязаны устанавливать достоверность проверяемой отчетности с абсолютной точностью, а обязаны установить ее достоверность во всех существенных отношениях.

Согласно правилу (стандарту) №4 "Существенность в аудите", информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, рисках, составных частях капитала считается существенной, если ее пропуск или искажения могут повлиять на экономические решения пользователей, принимаемых на ее основе.

Существенность зависит от величины показателя в отчетности или ошибки, оцениваемых в случае их отсутствия или искажения. При разработке плана аудита, аудитор должен установить приемлемый уровень существенности с целью выявления существенных искажений.

43. Оценка системы внутреннего контроля

Согласно федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности №8 "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом", система внутреннего контроля означает совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечение сохранности активов, выявление исправления и предотвращения ошибок и искажений информации, а также своевременной подготовке достоверной финансовой отчетности. Хорошо организованная система внутреннего контроля должна обеспечивать:

1) Соблюдение требований законодательных нормативных актов при осуществлении финансовых и хозяйственных операций;

2) исполнительную дисциплину на всех уровнях управленческой структуры экономического субъекта;

3) своевременность, правильность и полноту оформления бухгалтерских документов и составления бухгалтерской отчетности;

4) предотвращения выявленных ошибок и нарушений;

5) сохранность активов экономического субъекта.

Согласно классификации, определенной стандартом №8, все элементы системы внутреннего контроля подразделяются на 3 группы:

1) Надлежащая система бухгалтерского учета;

2) Контрольная среда;

3).Средства контроля.

Контрольная среда - это осведомленность и практические действия руководителя экономического субъекта, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля.

Средства контроля - это части системы внутреннего контроля, установленные руководством экономического субъекта на отдельных направлениях и участках хозяйственной деятельности для обеспечения эффективного и надлежащего управления ей. Оценка системы внутреннего контроля базируется на получении ответов на контрольные вопросы, заранее разработанные субъектом аудиторской деятельности.

Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она:

1. Эффективно предупреждает о возникновении недостоверной информации;

2. Эффективно выявляет недостоверность в пределах ограниченного времени, после того, как она возникла.

При оценке системы внутреннего контроля используются не менее трех градаций: высокая, средняя, низкая.

Основные этапы оценки системы внутреннего контроля:

1. Общее знакомство с системой внутреннего контроля экономического субъекта;

2. Первичная оценка надежности системы внутреннего контроля экономического субъекта;

3. Подтверждение или не подтверждение достоверности оценки системы внутреннего контроля.

44. Аудиторская выборка. Аудиторские доказательства и

документы

В связи с тем, что объем информации, сосредоточенной бухгалтерской документации зачастую бывает очень большим, то аудиторы в подавляющем большинстве случаев проверяют не всю документацию, а ее часть, выбранную определенным способом. Затем результаты проверки выбранной части распространяются на всю совокупность документов.

Таким образом, аудиторская выборка - это способ проведения аудиторской проверки при котором источники информации об аудируемом лице проверяются не в сплошном порядке, а в выбранном, следуя при этом требованиям федеральных правил-стандартов аудиторской деятельности.

Аудиторской выборке предъявляется требование представительности.

Представительность (репрезентативность) - требование, предусматривающее, что все элементы изучаемой совокупности имеют равную вероятность быть отобранными в выборку.

Методы обеспечения репрезентативности: 1)Случайный отбор - как правило, с использованием таблицы случайных чисел или генератора случайных чисел; 2)Системный отбор - предполагает, что элементы отбираются через постоянный интервал, начиная со случайного выбранного числа; 3)Комбинированный - различные совокупности первых двух. Выбор метода отбора или их совокупности зависит от обязательств проверки, от аудиторского риска и предполагаемой эффективности аудита. Но в любом случае аудитор должен быть уверен, что используемые им методы являются надежными с точки зрения достаточного аудиторского доказательства.

Аудиторское доказательство - это информация, полученная аудитором при проведении проверки и результат ее анализа.

К ним относится: первичные учетные документы и бухгалтерские записи, письменные разъяснения аудируемого лица, а также информация, полученная от третьих лиц.

Их получают в результате проведения тестов средств внутреннего контроля и необходимых процедур проверки по существу.

К основным документальным методам получения аудиторских доказательств относятся:

1. Формальная проверка документов. Включает в себя проверку соблюдения действующих форм документов, последовательности, полноты и правильности заполнения их реквизитов, соблюдения порядковой нумерации и наличия соответствующих подписей;

2. Арифметическая проверка. Включает в себя проверку правильности проставленных в документах цен, приведенных накидок, скидок, наценок, процентных вычислений и таксировок, подсчетов итогов и других арифметических действий, выполняемых при оформлении и обработке документов;

3. Экспертная проверка. Дополняя формальную и арифметическую, направлена на выявление в документах подделок. Таких как дописка текста, букв, цифр, зачеркивание, частичное или полное удаление написанного текста, цифровых записей, подделывание подписей и т.д;

4. Логическая проверка. Путем сопоставления хозяйственной операции, отраженной в документе, с различными взаимосвязанными показателями позволяет выявить сокрытие хищений, приписок выполненного объема работа и другие злоупотребления;

5. Нормативно-правовая проверка. Устанавливается в соотношении с совершенной хозяйственной операцией, действующим законом, правилом, требованием устава или учредительных документов. Устанавливаются отклонения от утвержденных норм, смет, лимитов и т.д;

6. Экономическая проверка. Выясняется экономическая целесообразность совершенной хозяйственной операции, ее обоснованность источниками финансирования, плановыми расчетами, также изучаются полученные от нее результаты;

7. Встречная проверка. Изучается достоверность хозяйственных операций путем сопоставления документов и записей в учетных регистрах, которые относятся к одним и тем же взаимосвязанным операциям;

8. Контрольное сличение. Проверяется равенство остатков на начало проверяемого периода вместе с документированным приходом на конец проверяемого периода. Остатки, как правило, базируются на данных инвентарных описей;

9. Обратная калькуляция. Используются для проверки размеров необоснованного списания сырья на производство при выпуске определенного вида продукции;

10. Проверка документов по данным корреспондентских счетов. Выявляет документы, по которым совершены незаконные или нецелесообразные операции;

11. Аналитическая проверка отчетности и баланса. Изучает обоснованность показателей отчетности и баланса данных аналитического и синтетического счета.

45. Технология и методика проведения аудиторских проверок в

организациях разного профиля

Технология аудиторской проверки не имеет строгой регламентации и не зафиксирована нормативно-правовыми документами. Но она обязательно отвечает определенному набору требований и включает несколько этапов, которые могут осуществляться в определенной последовательности, это:1) планирование аудита (предварительное знакомство с клиентом, оформление контракта или письма-обязательства, изучение и оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации клиента, оценка рисков, подготовка плана и программы аудита.) Цель - организовать эффективную и экономически оправданную проверку;2) сбор аудиторских доказательств (выполнение аудиторских процедур: тестирование средств контроля и аудиторские процедуры по существу). При этом необходимо проверить: учредительные и другие общие документы, хоздоговоры, учетную политику в целях ведения бухгалтерского учета и налогообложения, отчетность экономического субъекта, систему внутреннего контроля, комплексы по всем разделам и счетам бухгалтерского учета. При проведении аудиторской проверки следует соблюдать рациональное соотношение между затратами на сбор аудиторских доказательств и полезностью извлекаемой информации. Необходимо руководствоваться федеральными правилами (стандартами) «Аудиторские доказательства», «Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности», «Аналитические процедуры»,«Действие аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности» и т. д.;3) документирование (документируются основные аспекты проведенной работы, сделанные вывод и другие существенные вопросы, имеющие значение для подготовки аудиторского заключения, а также для доказательства высокого качества ведения аудита). Рабочая документация должна быть достаточно полной и убедительной. При оформлении хода аудита необходимо руководствоваться положениями федерального правила (стандарта) «Документирование аудита;4) заключительный этап (завершение подготовки рабочей документации, информирование руководства аудируемого лица по результатам проверки, формулирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности, подготовка аудиторского заключения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.