| |||||
МЕНЮ
| Основы экономического анализа и аудиторской деятельностиp align="left">Методики выполнения аудиторских проверок разрабатываются специалистами аудиторской организации и составляют их коммерческую тайну.Основные подходы формирования методики аудита: 1) бухгалтерский (разработка методик проверки различным разделам бухгалтерского учета); 2) юридический (включает в себя разработку метода проверки различных вопросов с юридической точки зрения); 3) Специальный (включает в себя разработку метода проверки групп экономических субъектов, обладающих общими специальными признаками); 4) отраслевой (разрабатываются методики аудита экономических субъектов в зависимости от вида и деятельности и отраслевой принадлежности). Все методики разрабатываются по единой типовой схеме, включающей перечень нормативно-правовых документов. Используются тесты, анкеты, таблицы и т.д. Важную роль играют компьютерные информационные технологии. 46. Выбор основных направлений аудиторской проверки Порядок определения объёма аудиторской проверки установлен федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Цель и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности» (утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г.№696). Аудиторская организация вправе самостоятельно принимать решения о видах, количестве и глубине проведения аудиторских процедур исходя из собранной информации о деятельности экономического субъекта. Аудиторская проверка включает: 1) изучение и оценку системы бухучета клиента; 2) оценку эффективности системы внутреннего контроля; 3) проверку соблюдения нормативных актов при проведении аудита; 4) аудит оценочных значений в бухгалтерском учете; 5) налоговый аудит. Аудиторская организация обязана достичь понимания системы бухучета путем внимательного всестороннего изучения его организации и документооборота клиента, описать эту систему и проанализировать сильные и слабые стороны. При изучении системы бухучета устанавливают ее соответствие действующим нормативным актам и адекватности масштабам деятельности экономического субъекта. Оценка эффективности системы внутреннего контроля осуществляется в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита». Все этапы оценки системы внутреннего контроля фиксируются в рабочих документах аудитора. Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита предусматривает проверку соответствия совершенных экономическим субъектом финансовых и хозяйственных операций действующем законодательству для того, чтобы получить достоверную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений. Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете составляет одну из направленностей аудиторской проверки. Он означает проверку исчисления руководством экономического субъекта значения показателей бухгалтерской отчетности, допустимые в соответствии с правилами бухгалтерского учета при невозможности определения точных значений. В ходе такой проверки аудиторская организация должна получить достаточные аудиторские доказательства того, что оценочные значения являются достоверными в данных обстоятельствах и при необходимости содержат соответствующие пояснения. Проведение налогового аудита проводится с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты налогов и иных платежей в бюджеты различных уровней. На предприятиях, которые применяют компьютерную обработку информации, производится проверка оценки учета среды компьютерной и информационной системы, а также проверочные процедуры, позволяющие удостовериться, что все бухгалтерские операции должным образом автоматизируются и отражаются в учете своевременно и без ошибок. При проверке системы компьютерной обработки данных аудиторская организация руководствуется правилом (стандартом) «Аудит в условиях компьютерной обработки данных». 47. Аудит учредительных документов и формирования уставного капитала Объектами аудита являются учредительные документы организации, а также те, которые согласно Федерального Закона РФ “О бухгалтерском учете” от 21.11.96г. №129-ФЗ служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет (для проверки учета вкладов в уставный капитал). Организации осуществляют свою деятельность на основании устава, утвержденного собранием учредителей и зарегистрированного в установленном порядке. В уставе организации закрепляются ее функции, структура, капитал, порядок реорганизации и ликвидации, формулируются принципы бухгалтерского учета и контроля. В процессе проверки следует обратить внимание на наличие свидетельства о государственной регистрации, в т.ч. новой редакции устава и учредительных документов (в случае внесения изменений), лицензий на отдельные виды деятельности, подлежащие лицензированию в обязательном порядке. В ходе проверки учредительных документов определяется перечень хозяйственных операций, для осуществления которых создан данный экономический субъект. В программе аудиторской проверки по данной тематике целесообразно рассмотреть следующие вопросы: 1) Предмет деятельности клиента. 2.) Перечень хозяйственных операций, проведенных экономическим субъектом за проверяемый период.3) Наличие лицензий и разрешений на занятие лицензируемыми видами деятельности. 4.) Виды счетов, открытых в банках. 5.) Своевременность и правильность внесения в учредительные документы всех изменений. 6.) Структура управления 7.) Правильность расчетов с учредителями по взносам в уставный капитал и расчетов с учредителями. Источниками информации служат учредительные документы, лицензии, приказы, первичные учетные документы, используемые при оформлении хозяйственных операций по соответствующим объектам учета. Целью аудиторской проверки уставного капитала является формирование мнения о достоверности данных показателей бухгалтерской отчетности, отражающих состояние уставного капитала, и соответствии методологии его учета нормативным актам. Работу целесообразно начинать с проверки юридического статуса и права осуществления уставных видов деятельности, состава учредителей (участников), структуры и управления организации, а также финансовых возможностей для достижения поставленных целей деятельности. Проверка учредительных документов, учетных и отчетных данных о формировании уставного капитала осуществляется по следующей программе: проверка наличия и формы учредительных документов; соответствие содержания учредительных документов требованиям законодательных и нормативных актов; полнота и соблюдение сроков внесения уставного капитала; проверка денежной оценки стоимости имущества, вносимого учредителями в оплату акций при учреждении акционерного общества; проверка налогообложения средств, переданных в уставной капитал организации ее учредителями; проверка законности видов деятельности; соответствие размера уставного капитала данным учредительных документов и законодательству РФ; полнота и правильность формирования уставного капитала; соблюдение законодательно установленных сроков для окончательных расчетов по оплате уставного капитала; оценка правильности отражения в учете формирования уставного капитала; установление реальности внесения сумм в уставной капитал; обоснованность изменений величины уставного капитала. Для выполнения поставленных программой задач анализируются следующие источники: основные законодательные и инструктивные документы, регулирующие правовой статус организации, вопросы формирования и учета уставного капитала; учредительные документы; бухгалтерская отчетность; регистры синтетического и аналитического учета уставного капитала; первичные документы по формированию уставного капитала. 48. Аудит системы управления организацией Процессу постановки системы управления или внедрению управленческих решений предшествует комплексная диагностика, включающая оценку текущей стратегии предприятия, структуры управления компанией - административного подчинения и функционального взаимодействия, информационных и документарных потоков. В ходе диагностики осуществляется анализ отдельных подсистем выполнения ключевых функций управления - стратегического и оперативного планирования, контроля и учета за реализацией планов, распределения финансов и учета движения денежных средств, реализации закупок и продаж, осуществления кадровой политики и т.д. Выбор направлений диагностики определяется целями проекта и задачами, которые стоят перед компанией на данном этапе ее развития. Аудит системы управления является стандартным этапом, с которого начинается выполнение работ по оптимизации или реорганизации существующей системы управления Компанией или ее отдельных элементов (подсистем управления). Диагностика текущего состояния дел в системе управления позволяет более точно выявить существующие проблемные зоны в механизмах управления Компанией, выделить приоритетные направления оптимизации и выбрать наиболее адекватные способы решения проблем. При проведении управленческого аудита решаются следующие задачи: Во-первых, оценивается текущая стратегия предприятия, включая положение на рынке, целостность и системность поставленных стратегических целей, понимание их руководителями и сотрудниками, применение в оперативном управлении, контроль за их реализацией. Во-вторых, оценивается технология управления процессами производства и реализации каждого продукта/ услуги Компании (далее в тексте для обозначения данных процессов используется термин "бизнес-процесс"). Оценка технологии включает анализ того, как осуществляется управление бизнес-процессами: анализ потребительских свойств продукта, его проектирование, приобретение комплектующих, производство, контроль качества, реализация и послепродажное сопровождение. В-третьих, оценивается технология выполнения ключевых функций управления Компанией в целом, включая функции анализа рынка, стратегического и оперативного планирования, контроля и учета за реализацией планов, распределения финансов и учета движения денежных средств, проведения кадровой политики и т.д. Следующим шагом, проводится оценка структуры управления компанией, т.е. взаимосвязь между процедурами, которые составляют бизнес-процессы и ключевые функции управления. В ходе оценки анализируется модель управления, четкость разделения на функциональные и профитные подразделения, структура административного подчинения и функционального взаимодействия, схема информационных потоков, а также их соответствие стратегии и модели управления. В результате оценки процедур (бизнес-процессов и ключевых функций) и структуры управления, а также их соответствия стратегии и модели управления составляются рекомендации по изменениям в процедурах и структурах, которые следует осуществить для повышения эффективности менеджмента предприятием Проводится экспертная оценка численности подразделений, которая должна быть достигнута при внедрении изменений в процедурах и структура. При проведении управленческого аудита используются стандартные методы экспертного консультирования: установочные и экспертные интервью, анализ документов, сбор данных, формализованное описание процедур, построение схем и моделирование бизнес-процессов и ключевых функций. Данные методы базируются на технологии структурного анализа и проектирования (SADT - Structured Analysis and Design Technique - методология описания больших систем, которая позволяет эффективно анализировать и проектировать деятельность коммерческих и производственных организаций). 49. Аудит расчетов АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ Расчеты между поставщиками и покупателями осуществляются, как правило; безналичным путем платежными поручениями, аккредитивами, платежными требованиями-поручениями, чеками, а средства со счетов фирмы списываются по распоряжению владельца счетов. Форма расчетов плательщиком и получателем средств определяется договором или соглашением. Организации - участники договора по общему соглашению могут проводить зачеты взаимной задолженности, минуя банки. В этом случае в банк представляется поручение, чек на незачтенную сумму. Практикуются также бартерные сделки. Допускаются, кроме того, наличные расчеты с покупателями в пределах лимита наличных расчетов, установленного законодательством. При проверке, прежде всего, необходимо установить, имеются ли в наличии все договоры на поставку продукции, зарегистрированы ли эти договоры в журнале регистрации договоров и гарантийных писем. Расчеты с покупателями за реализованную продукцию (работы, услуги) учитывают на активном балансовом счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Источниками информации, кроме указанных юридических документов, являются расчетно-платежные документы, журнал-ордер №11, акты инвентаризации расчетов, Главная книга, бухгалтерский отчет организации. При проверке безналичных расчетов аудитор должен обратить внимание на наличие всех оправдательных документов, а в ряде случаев - провести встречные сверки в банке или в организации, с которой были осуществлены расчеты. Особое внимание следует уделить расчетным операциям по чекам, аккредитивам или с использованием векселей. Проверяя расчеты с покупателями с использованием векселей, необходимо обратить внимание на своевременность и правильность отражения вексельного процента по полученным векселям. Кроме того, необходимо определить причины неплатежей, если имеются факты просроченной дебиторской задолженности, нет ли пропусков срока исковой давности. Путем прослеживания и арифметической проверкой необходимо установить: правильность ценообразования при реализации продукции (работ, услуг), использования наценок (скидок, накидок); нет ли умышленных расчетов с покупателями ниже себестоимости отгруженной продукции при бартерных сделках, взаимозачетах, расчетов с использованием чеков, аккредитивов, векселей. Необходимо также проверить правильность ведения аналитического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о реальной задолженности по расчетам с покупателями, обеспеченной векселями, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселями, дисконтированными (учтенными в банках, по которым денежные средства не поступили в срок). Проверяется правильность составления корреспонденции счетов со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»; соответствие записей аналитического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» записям в оборотной ведомости, Главной книге, балансе. При проверке расчетов с покупателями можно применить также аналитические процедуры, логический, нормативный и научный анализ. АУДИТ РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА Цель аудита - установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетов с персоналом, действующим в РФ в проверяемом периоде, нормативным документам, для того чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения и степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности. Основные задачи аудита:1) оценка существующей в организации системы расчетов с персоналом и ее эффективности;2)оценка состояния синтетического и аналитического учета операций по оплате труда и расчетов с персоналом организации в проверяемом периоде;3)оценка полноты отражения совершенных операций в бухгалтерском учете;4) проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда;5) проверка соблюдения организацией законодательства по расчетам с внебюджетными фондами, по социальному страхованию и обеспечению. Планирование и программа аудита. Аудиторская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта. Цель планирования - организовать эффективную и экономически оправданную проверку. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения; разработать общий план и программу аудита. Аудиторская организация при выполнении вышеуказанных работ должна руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности, где предусмотрено, что планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации. Программа аудита оплаты труда содержит информацию об организаторе-заказчике, сроках проведения и состоит из следующих пунктов:1) аудит оформления первичных документов;2) аудит системы начислений заработной платы;3) аудит обоснованности применения льгот и удержаний из заработной платы;4) аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета;5) аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды. При проведении аудита оплаты труда основными документами проверки являются: 1) приказы о приеме на работу; 2) коллективный договор; 3)табель использования времени; расчетно-платежные ведомости; 4) кассовые ордера; книга депонированной заработной платы; 5) личные карточки; 6) приказы руководителя и заявления работников на выплату пособий; 7) листки нетрудоспособности; 8) путевки на санаторно-курортное лечение; 9) сведения о полученных доходах работников; 10) журналы-ордера № ,10,10/1,10а, 12; 11) ведомости № 12,13,13а, 15,18; 12) исполнительные листы; Главная книга; 13) договоры на обучение, акты о выполненных работах; 14) отчетные декларации по расчетам с органами социального страхования и обеспечения. АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ Перед началом основной проверки расчетов с подотчетными лицами аудитор должен составить примерную программу изучения документов в зависимости от состояния данного раздела учета на предприятии. Для сбора информации при составлении программы аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами можно использовать опрос, его результаты могут создать определенное мнение у аудитора. Для выявления каждого из возможных нарушений или злоупотреблений разработан определенный набор контрольных процедур. Проверка документов по расчетам с подотчетными лицами по форме осуществляется аудитором с использованием специальной карточки. При тестировании документов на наличие ошибок аудитору достаточно выявить пять одинаковых нарушений, чтобы сделать вывод о значительном распространении данной ошибки. Дальнейший поиск таких несоответствий можно опустить. Для проверки правильности отражения операций по расчетам с подотчетными лицами аудитор контролирует арифметическую точность и отслеживает взаимоувязку данных аналитического и синтетического учета. Взаимоувязка аналитических и синтетических данных учета будет зависеть от формы ведения учета на предприятии. При проверке авансовых отчетов необходимо обратить внимание на: 1) наличие приказов (распоряжений) о направлении работников в командировку с указанием цели командировки, страны пребывания и сроков командировки; 2) правильность возмещения командировочных расходов (суточные, квартирные, стоимость проезда);3) наличие командировочного удостоверения с отметками в месте пребывания в командировке;4)правильность и своевременность составления авансовых отчетов;5) правильность возмещения затрат на хозяйственные нужды;6) наличие оправдательных документов;7) полнота и своевременность сдачи в кассу остатка подотчетной суммы;8)правильность возмещения затрат на представительские расходы; 9) правильность возмещения затрат при краткосрочных загранкомандировках. Приступая к проверке расчетов с подотчетными лицами, аудитор должен сначала проверить:1)кто ведет учет расчетов с подотчетными лицами;2) имеется ли в наличии нормативная база для работы бухгалтера;3) кому подотчетен данный бухгалтер и кто его проверяет по исполняемой работе;4) имеется ли утвержденный руководителем организации список подотчетных лиц. Далее необходимо сверить остатки сумм по счету 71«Расчеты с подотчетными лицами» в журнале-ордере № 7, Главной книге и балансе организации на первое число последнего месяца перед датой проведения проверки. При наличии расхождений выявить их причины. Основные нарушения в области расчетов с подотчетными лицами могут быть классифицированы следующим образом:1)нарушение порядка выдачи подотчетных сумм; 2) нарушения при оформлении командировочных расходов;3)нарушение порядка налогообложения при оформлении командировочных расходов;4)нарушение при приобретении материальных ценностей, оплате работ, услуг подотчетными лицами; Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|