бесплатно рефераты
 

Основы бухгалтерского учета на предприятии

p align="left">Затраты признают как расход отчетного периода, если они не принесут будущих экономических выгод организации или будущие экономические выгоды не отвечают критерию отражения имущества в бухгалтерском балансе.

Расходами отчетного периода в отчете о прибылях и убытках признают все затраты, удовлетворяющие критерию признания расходов, независимо от того, как они трактуются с точки зрения налогообложения. Расходы признают в отчете о прибылях и убытках, когда возникает обязательство без факта отражения имущества.

8. Оценка имущества, кредиторской задолженности, доходов и расходов. Оценка указанных объектов производится следующими методами:

Ш по фактической (первоначальной) стоимости (себестоимости), т.е. в сумме денежных средств, уплаченной или начисленной при приобретении или производстве объекта. Данный метод оценки объектов является наиболее распространенным;

Ш по текущей рыночной стоимости (стоимости реализации), т.е. в сумме денежных средств, которая может быть получена в результате продажи объекта или при наступлении срока его ликвидации;

Ш по текущей (восстановительной) стоимости (себестоимости), т.е. в сумме денежных средств, которая должна быть уплачена на дату составления отчетности в случае необходимости замены какого-либо объекта.

Кроме того, при необходимости для оценки объектов может быть использована дисконтированная стоимость (т.е. стоимость, по которой объект может быть продан).

Основы организации и регулирования российской системы бухгалтерского учета следует рассматривать в комплексе с мерами, направленными:

* на постоянное совершенствование правовой системы Российской Федерации и нормативных актов, обеспечивающих функционирование бухгалтерского учета;

* совершенствование бухгалтерской службы как исполнителя функции бухгалтерского учета через систему подготовки кадров бухгалтеров;

* постоянное совершенствование учетной политики организаций.

Основной целью законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете является обеспечение единообразного формирования информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством РФ. Основными функциями этого органа являются:

* подготовка нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета;

* организация аттестации и проверки качества работы профессиональных бухгалтеров;

* разработка критериев и порядка аккредитации профессиональных объединений бухгалтеров.

Законодательство о бухгалтерском учете находится в ведении Правительства РФ и состоит из Федерального закона «О бухгалтерском учете», устанавливающего правовые и методологические основы порядка ведения бухгалтерского учета в организациях, а также документов, содержащих правила представления полной и достоверной информации о конкретных объектах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону «О бухгалтерском учете». В случае возникновения противоречий с содержанием других федеральных законов нормы права, выступающие предметом Федерального закона «О бухгалтерском учете», имеют приоритет.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России осуществляет в основном Минфин России по согласованию с другими заинтересованными министерствами и ведомствами. Минфин России, руководствуясь Федеральным законом «О бухгалтерском учете», утверждает общее положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, положения по отдельным направлениям бухгалтерского учета (ПБУ), а также методические указания и инструкции по вопросам применения ПБУ в бухгалтерском учете отдельных организаций, другим вопросам учета, которые не регламентируются ПБУ.

Минфин России также утверждает и рекомендует к применению План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции, разъясняющие методику учета на счетах, их типовую корреспонденцию и пр. В настоящее время в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали экономические преобразования в стране, необходимость для организаций работать в новых рыночных условиях, а также активное распространение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

Первый уровень документов составляют Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», указы Президента РФ и постановления Правительства РФ и другие законодательные акты, прямо или косвенно регламентирующие постановку и ведение бухгалтерского учета в организации. В Федеральном законе «О бухгалтерском учете», являющемся фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета, закреплена обязанность юридических лиц вести бухгалтерский учет, установлены требования к ведению бухгалтерского учета (обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществления учета на русском языке, в валюте Российской Федерации, формирования учетной политики и обособленного учета текущих затрат и капитальных и финансовых вложений), документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств. Кроме того, в нем определены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, т.е. определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета.

Второй уровень документов составляют положения по бухгалтерскому учету и отчетности, разрабатываемые Минфином России согласно государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. ПБУ можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупностей. ПБУ призваны конкретизировать Федеральный закон «О бухгалтерском учете».

Третий уровень документов составляют документы рекомендательного характера: инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ в соответствии с отраслевой спецификой. Если документы второго уровня обязательны для всех организаций (например, План счетов), то документы третьего уровня регулируют конкретные операции. Нормативные документы третьего уровня разрабатываются различными министерствами и ведомствами.

Четвертый уровень документов составляют приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией.

Основными рабочими документами конкретной организации являются:

* учетная политика организации;

* утвержденные руководителем формы первичных учетных документов, если они разработаны в самой организации;

* графики документооборота;

* утвержденные руководителем формы внутренней отчетности, если они разработаны в самой организации.

Учетная политика организации -- это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и другие способы и приемы.

Тема 2. Учет денежных средств и расчетов с дебиторами и кредиторами

Расчеты между организациями, а также между организациями и физическими лицами осуществляют путем безналичных и наличных расчетов.

Согласно действующему законодательству все предприятия, организации и учреждения независимо от организационно-правовой формы обязаны:

* приходовать полученные наличные средства в кассу, хранить свободные денежные средства в учреждениях банков;

* производить платежи по своим обязательствам перед другими организациями, как правило, в безналичном порядке, а наличными деньгами -- в пределах установленной Банком России суммы.

Для осуществления наличных расчетов организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу. Хранить в кассе наличные деньги следует в пределах установленного банком лимита. В соответствии с законодательством выдача наличных денег на нужды организации может быть произведена только из кассы организации. В случае ее временного отсутствия необходимо получить у банка разрешение на получение наличных денег непосредственно из кассы банка.

Руководители организаций обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в ее помещении, а также при доставке их из учреждения банка и при сдаче в банк. Чтобы обеспечить сохранность денежных средств, организация может застраховать свое имущество (в том числе денежные средства и ценные бумаги).

При проведении расчетов наличными денежными средствами все организации обязаны выполнять требования в соответствии с порядком ведения кассовых операций. Ответственность за соблюдение этого порядка возлагается на руководителя, главного бухгалтера и кассира организации. С кассиром или лицом, его заменяющим, должен быть заключен договор о полной материальной ответственности. Такие же договоры заключают с работниками, получающими под отчет денежные суммы (раздатчики заработной платы в подразделениях организации, лица, получающие деньги на хозяйственные расходы, и др.). Кассовые операции оформляют по типовым межведомственным; формам первичной учетной документации.

Постановлением Госкомстата России утверждены следующие унифицированные формы первичной учетной документации:

* приходный кассовый ордер (форма № КО-1);

* журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма № КО-3);

* кассовая книга (форма № КО-4);

* книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма № КО-5).

Все приходные и расходные кассовые ордера должны быть зарегистрированы в журнале регистрации. Журнал регистрации построен таким образом, что по его данным контролируют целевое назначение полученных и израсходованных организацией наличных денежных средств, присваивают номера кассовым документам, проверяют полноту произведенных кассиром операций, основание получения (выдачи) денежных средств, получатель (кому выдано). Ведение кассовой книги входит в обязанности кассира. В ней учитывают все поступления и выдачи наличных денег организации. Каждая организация ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью.

Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета второй отрывной лист с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге. Документы должны быть заполнены бухгалтерией четко и ясно чернилами, на пишущей машинке или компьютере. Исправления в них не допускаются. Прием и выдачу денег по кассовым ордерам производят в день их составления. Лицам, сдающим или получающим деньги, кассовые ордера не выдают. Оформление операций по приходу наличных денег в кассу. Лицо, вносящее наличные, представляет сопроводительные документы, а также доверенность (если наличные вносятся от имени юридического лица) для совершения данной операции в бухгалтерию организации (главному бухгалтеру малого предприятия). Главный бухгалтер (бухгалтер) составляет приходный кассовый ордер и квитанцию к нему, подписывает оба документа, ставит на квитанции печать организации, регистрирует ордер в журнале регистрации.

Главный бухгалтер передает приходный кассовый ордер и сопроводительные документы кассиру. Кассир приходует наличные, регистрирует операцию в кассовой книге, гасит приложенные к ордеру документы штампом или подписью «получена».

В кассу деньги поступают по чеку с расчетного счета банка, а также в результате наличных платежей за товарно-материальные ценности и услуги, при возврате выданных сумм и др.

Оформление операций по расходу наличных денег из кассы. Руководитель организации вместе с главным бухгалтером определяют содержание хозяйственной операции и необходимость ее проведения с использованием наличных денежных средств из кассы. Принятое решение оформляют посредством договора, распоряжения, приказа, разрешительной надписи руководителя.

Главный бухгалтер (бухгалтер) составляет и проверяет расходный кассовый ордер, который подписывают руководитель и главный бухгалтер, и регистрирует его в журнале регистрации. Если на прилагаемых к расходному ордеру документах есть разрешительная подпись руководителя, его подпись на ордере не обязательна. Стороннему физическому лицу кассир выдает деньги по предъявлении документа, удостоверяющего личность получающего деньги (паспорт). Затем кассир регистрирует совершенную операцию в кассовой книге.

Появление наличной иностранной валюты в кассе организации может быть связано с направлением сотрудника в загранкомандировку. Банк выдает организации сумму наличной валюты или дорожные чеки на имя командируемого лица. Учет по операциям в иностранной валюте должен вестись в рублях на основании пересчета иностранной валюты по курсу Банка России на дату совершения операции. Порядок пересчета иностранной валюты в рубли установлен ПБУ 3/2000 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». Датой совершения кассовых операций с иностранной валютой считается дата оприходования или выдачи денежных знаков из кассы организации. В учетных регистрах записи по счетам имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, производятся одновременно в рублях и в валюте.

Сумму в приходных и расходных кассовых ордерах указывают в валюте платежа. Курсовую разницу отражают в кассовой книге записью кассира на основании бухгалтерской справки. Заработная плата, пособия, пенсии, стипендии выдают из кассы по платежной ведомости, подписанной руководителем организации и главным бухгалтером, с указанием суммы прописью. По истечении срока выдачи денег по ведомости (трех дней) против фамилий лиц, не получивших деньги, кассир ставит штамп «депонировано» и составляет реестр депонированных сумм. Депонированные суммы сдают в банк, а на сданные суммы составляют один общий расходный кассовый ордер.

Кассовую книгу кассир заполняет каждый день, на каждом листе указывает остаток наличности на начало дня, обороты по оприходованию и списанию денежных средств и выведенный остаток на конец дня.

Выдача денег, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе, в оправдание остатка наличных денег в кассе не принимается. Эта сумма считается недостачей и взыскивается с кассира. Наличные деньги, не подтвержденные приходными кассовыми ордерами, считаются излишком и зачисляются в доход организации.

Контроль за правильным ведением кассовой книги осуществляет главный бухгалтер. Бухгалтер обрабатывает отчет кассира, т.е. проверяет соответствие записей в отчете приложенным к нему документам по количеству документов по приходу и расходу и суммам, указанным в каждом документе. Он также проверяет правильность бухгалтерских проводок в кассовой книге. После проверки бухгалтер расписывается в кассовой книге. Данные отчета переносят в регистры бухгалтерского учета. При журнально-ордерной форме учета для отражения кассовых операций применяются журнал-ордер № 1 и ведомость № 1. Ведомость № 1 (ведется по дебету счета 50 «Касса») предназначена для подсчета и обобщения данных о дебетовом обороте счета 50 и выполнения контрольной функции (сверяется с журналами-ордерами № 2,2а, 7). Кроме того, в ведомости № 1 собирают за месяц обороты по реализации за наличный расчет товарно-материальных ценностей, продукции. Кассовый лимит. В соответствии с установленными правилами организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации организация может иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимита их остатка, установленного учреждением банка исходя из объемов налично-денежного оборота организации, с учетом особенностей режима ее деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денег в банк, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей. Сверх лимита наличные деньги в кассе могут храниться только во время выплаты заработной платы, не дольше трех рабочих дней (в районах Крайнего Севера -- не дольше пяти дней), включая день получения денег в кассе.

Организации, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и выплаты социального характера, на закупку сельскохозяйственной продукции, а также на командировочные расходы, покупку канцелярских принадлежностей и хозяйственного инвентаря, оплату срочных ремонтных работ и горюче-смазочных материалов. При этом организации не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленного лимита для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда. В течение года лимит остатка кассы может быть пересмотрен по обоснованной просьбе организации, например в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки. Контроль за соблюдением правил работы с наличными денежными средствами. Обязанность по проведению проверок соблюдения организациями порядка работы с денежной наличностью возложена на банки, где у данной организации открыты счета.

В ходе проверок рассматриваются:

* полнота оприходования денежной наличности, полученной в учреждении банка;

* полнота и своевременность сдачи денег в кассу банка;

* соблюдение установленных предельных сумм расчетов наличными деньгами между юридическими лицами;

* соблюдение лимита остатка наличных денег в кассе;

* ведение кассовой книги и кассовых документов.

В случае установления фактов нарушения порядка работы с денежной наличностью банк составляет справку о нарушениях, копию которой направляет в налоговые органы по месту учета налогоплательщика. Фактическое наличие денег в кассе организации представители учреждения банка не проверяют. Полноту оприходования в кассу организации наличных денежных средств, полученных в результате хозяйственной деятельности, рассматривают налоговые органы при проведении проверок соблюдения налогового законодательства.

Инвентаризация кассы проводится периодически, но не реже одного раза в год. Различают плановую инвентаризацию (перед составлением годового отчета), внезапную (проводят работники банка, налогового органа, аудиторскую (по согласованию с заказчиком). Инвентаризацию проводят в присутствии кассира и главного бухгалтера. Кассир обязан составить кассовый отчет о кассовых операциях за последний день, вывести остаток по кассовой книге на день проверки и дать расписку, что все документы включены им в отчет и к моменту инвентаризации неоприходованных и не списанных в расход денежных средств в кассе нет. Затем производится полистный пересчет банкнот каждого достоинства и составляется покупюрная опись. При пересчете все банковские упаковки вскрывают. Инвентаризации также подлежат все ценные бумаги (акции, облигации, путевки и т.п.), по которым составляют отдельную опись. После проведения инвентаризации составляют акт инвентаризации кассовой наличности. Если на момент инвентаризации имеются частично оплаченные платежные ведомости, выплаченную по ним сумму принимают к зачету и отражают в акте. Если в акте зафиксировано соответствие учетных данных и фактического остатка наличности в кассе, то кассир дает расписку в том, что все ценности по акту принимает на свое ответственное хранение и не имеет претензий по проведению инвентаризации. В случае обнаружения расхождений у кассира берут письменное объяснение. Ограничение расчетов. Процесс приобретения за наличный расчет материальных ценностей (работ, услуг) у предприятий-изготовителей, предприятий торговли и других организаций -- юридических лиц включает в себя несколько этапов, каждый из которых оформляется соответствующим документом.

Заключение между юридическими лицами договоров купли-продажи, подряда, договоров на оказание услуг и т.п. оформляют в соответствии с требованиями ГК РФ, реализацию товаров -- накладной, реализацию работ (услуг) -- актом о приеме-сдаче.

Внесение наличных денег по заключенному договору в кассу организации-продавца оформляют приходным кассовым ордером. Покупателю выдают квитанцию к приходному кассовому ордеру, на которой должна быть проставлена печать (штамп) организации-продавца. Не позднее 10 дней с даты отгрузки товара организация-поставщик обязана представить организации-покупателю счет-фактуру. При этом необходимо придерживаться установленного лимита суммы наличных расчетов по одному платежу между юридическими лицами. Ответственность за нарушение лимита расчетов несут организации-покупатели. Предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке устанавливается законодательно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.