бесплатно рефераты
 

Организация учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами

p align="left">В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей табл. 1.1.

Таблица 1.1 Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

1 уровень

Законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета и проведения аудита в организации

2 уровень

Стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности

3 уровень

Методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств

4 уровень

Рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия (учетная политика организации, рабочий план счетов, график документооборота и т.п.)

Законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, прямо или косвенно регламентируют организацию и ведение бухгалтерского учета денежных средств в организации обязательны к применению. Стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности, методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств носят рекомендательный характер. Указания, инструкции, положения приказы и иные подобные документы по постановке, ведению бухгалтерского учета, создаются непосредственно в организации и являющиеся внутрифирменными документами. Первым законодательным актом, положившим начало системному формированию налоговой системы в условиях российской экономики, был Закон РФ от 27.12.91 года № 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" [2], который содержал официальное определение понятия налоговой системы как совокупности налогов, сборов и других платежей, взимаемых в установленном порядке. Этот закон, за некоторыми исключениями, утратил силу. Принятый вместо него Налоговый Кодекс РФ [1] не содержит определения налоговой системы. Принципы построения налоговой системы РФ и принципы налогообложения представлены на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Принципы построения налоговой системы РФ.

Принцип справедливости - это, прежде всего, налогообложение, справедливое в глазах общественного мнения. Основополагающие принципы справедливости, без которых невозможно эффективное налогообложение, это:

- равномерность и прогрессивность распределения налогового бремени;

- глобальность и всеобъемлемость налогообложения;

- целенаправленность налоговых поступлений.

Налогообложение должно быть справедливым и равным для всех субъектов, в полной мере обеспечивать поступления средств в бюджет, содействовать социально-культурному развитию общества в целом.

Следует руководствоваться также следующими основополагающими правилами, обеспечивающими справедливость системы:

- один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения;

- обязательна регистрация всех субъектов налогообложения в контролирующих налоговых органах;

- льготы по всем налогам применяются только в соответствии с законодательством;

- запрещается предоставление индивидуальных льгот отдельным физическим и юридическим лицам;

- штрафы за нарушение налогового законодательства взыскиваются с налогоплательщиков контролирующими органами в бесспорном порядке.

Принцип простоты, заключается в том, что налоговая система должна быть максимально проста, обеспечивая в то же время средствами бюджет страны, бюджеты субъектов, местные бюджеты. Для каждого бюджета должен существовать конкретный набор налогов, определяющий его регулярное пополнение. Налоги должны делиться на косвенные и прямые, причем прямые должны преобладать ввиду ясности базы налогообложения и относительной простоты взимания. Принцип установления налогов, заключается в том, что налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности. Изучение механизма налогообложения предполагает определение основных участников налоговых отношений, к которым относятся субъекты хозяйственной деятельности и государственные органы. На рис. 1.2. представлена схема взаимосвязи участников налоговых правоотношений. Налогоплательщик (субъект налогообложения) Ї это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств. В соответствии со ст. 19 части первой Налогового кодекса РФ [1] налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. В соответствии со ст. 24 части первой НК РФ [1] налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом РФ [1]. Налоговыми органами в Российской Федерации в соответствии со ст. 30 части первой НК РФ [1] являются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) и его подразделения в Российской Федерации. В случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом [1], полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов. Налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов и таможенные органы осуществляют свои функции и взаимодействуют посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных Налоговым Кодексом и иными федеральными законами, определяющими порядок организации и деятельности налоговых органов.

Рис. 1.2. Участники налоговых правоотношений.

В соответствии с Налоговым Кодексом РФ [1], Положением о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 783 [3], МНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками, участвующим в выработке налоговой политики и осуществляющим ее с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей, а также осуществляющим в установленном порядке валютный контроль. Структура налоговых органов представлена на рис. 1.3.

Рис. 1.3. Система налоговых органов Российской Федерации.

Поскольку основные задачи всех звеньев системы едины (рис. 1.3.), то налоговым органам всех уровней присущи общие функции: учет налогоплательщиков; контроль за соблюдением налогового законодательства участниками налоговых правоотношений; определение в установленных случаях суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет налогоплательщиками; ведение оперативно-бухгалтерского учета сумм налогов; возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов; разъяснительная работа и информирование налогоплательщиков о порядке применения налогового законодательства; применение мер ответственности к нарушителям налогового законодательства; взыскание недоимок, пеней и штрафов с нарушителей налогового законодательства; контроль за соблюдением законодательства о наличном денежном обращении. Основные права и обязанности налоговых органов, предусмотренные НК РФ [1], Федеральным законом "О налоговых органах в Российской Федерации" [4] и другими законодательными актами.

Порядок учета расчетов организаций по налогам и сборам регламентируется рядом законодательных нормативных актов и документов. Главным законодательным документом является Налоговый кодекс РФ [1]. В Налоговом Кодекс устанавливаются виды налогов, их функции и классификация, а также объекты и субъекты налоговых отношений. В данном кодексе предоставляются порядок, расчеты и сроки уплаты налогов и сборов. А также в письме ФНС России от 24.01.2007 № ЩТ-6-23/35 [5] определяется порядок представления налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших, всех налоговых деклараций (расчетов), которые они обязаны представлять с 2008 года в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронном виде. Также письмо МНС РФ от 19 апреля 2004 г. N 01-2-03/555 "О налогообложении транспортных услуг" [7]. Услуги по доставке собственным транспортом товаров подлежат обложению НДС по ставке 18% и в том случае, если перевозимые товары облагаются НДС по ставке 10%. При этом налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемым по разным ставкам. Кроме того, письмо от 9 ноября 1999 г. N ФС-6-09/899 "О Зачислении налогов и сборов в иностранной валюте" [8]. В соответствии со статьей 45 части первой Налогового кодекса Российской Федерации [1] иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте. А также письмо МНС России -- № ФС-6-10/352 от 27.03.2003 "О приказе МНС России, ГТК России и Минфина России" N БГ-3-10/98 / 197 / 22н [9]. В целях сокращения до минимума объема невыясненных платежей, устранения неоправданного ручного труда и дополнительных материальных затрат на доопределение типа и назначения платежа, а также обеспечения полной автоматизации процесса ввода данных о поступлениях в лицевые счета налогоплательщиков, МНС России поручает руководителям налоговых органов принять все меры по проведению на регулярной основе разъяснительной работы с налогоплательщиками по вопросу правильности заполнения платежных документов. С 1 января 2003 года было введено в действие Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02 (далее - ПБУ 18/02), основной целью которого является установление альтернативного механизма расчета величины налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных бухгалтерского учета. ПБУ 18/02 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль организаций. Предлагаемый механизм расчета базируется на том допущении, что формирование прибыли как в бухгалтерском, так и в налоговом учете, осуществляется на основе одних и тех же хозяйственных операций, совершенных организацией в течение отчетного периода. На основе анализа и сравнения учтенных хозяйственных операций появляется возможность для установления взаимосвязи между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) и выявления факторов, приводящих к расхождению данных бухгалтерского и налогового учета.

Бухгалтерской прибылью (убытком) признается показатель, отражающий прибыль (убыток), исчисленный в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету РФ. Налогооблагаемой прибылью (убытком) признается налоговая база по налогу на прибыль за отчетный период, рассчитанная в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах. На первом этапе необходимо установить разницу между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода, которая складывается из двух частей: «постоянных разниц» и «временных разниц». В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» для целей бухгалтерского учета расходы принимаются к учету и признаются в отчете о прибылях и убытках независимо от того, как они учитываются для целей расчета налогооблагаемой базы. Для целей налогообложения к учету принимаются не все расходы, отраженные в бухгалтерском учете. Расходы, принимаемые для целей налогообложения в пределах норм, установлены статьей 264 НК РФ, и к ним можно отнести представительские расходы, расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и др. Расходы, вообще не учитываемые в целях налогообложения, определены статьей 270/НК РФ. Очевидно, что для получения налоговой базы по налогу на прибыль постоянные разницы в виде расходов, не учитываемых при определении налогооблагаемой базы, должны увеличивать бухгалтерскую прибыль.

1.3 Организация учета по налогам и сборам

Расчеты с бюджетами (федеральным, региональными, местными) осуществляют путем перечисления начисленных в соответствии с расчетом платежей с расчетного счета организации. Эти расчеты отражаются на счете 68 «Расчетов по налогам и сборам», к которому открыт субсчет «Расчеты по налогу на прибыль». Ставка налога на прибыль составляет 24%. На основании расчетов авансовых платежей в бюджет, в течение квартала и налога с фактической прибыли по кредиту этого счета ежемесячно начисляются суммы налога на прибыль, причитающиеся бюджету. Начисленные в течение отчетного периода авансовые платежи в бюджет по налогам на прибыль и суммы, по этим налогам исходя из фактической прибыли (в окончательный расчет) должны относить в дебет счета 99 «Прибылей и убытков» на субсчет 99.2 «Налог на прибыль». Запись по начислению налога на прибыль следующая:

Д-т 99 «Прибыли и убытки» К-т 68 «Расчетов по налогам и сборам», субсчет 68.4 «Расчеты по налогу на прибыль».

Таким образом, на субсчете 99.2 «Налог на прибыль» счета 99 «Прибыли и убытки», должна отражаться сумма, подлежащая взносу в бюджет. Факт перечисления денежных средств в бюджет отражается записью:

Д-т 68 «Расчетов по налогам и сборам» К-т 51 «Расчетный счет».

Сальдо по субсчету 68.4 «Расчеты по налогу на прибыль», открываемому к счету 68 «Расчетов по налогам и сборам», характеризует фактические результаты расчетов организации по платежам налога на прибыль. Дебетовое сальдо означает сумму переплаты налога в бюджет, кредитовое - сумму, причитающуюся бюджету на данную отчетную дату.

Учет налога на прибыль осуществляется следующими проводками:

Таблица 1.2 Корреспонденция счетов по учету налога на прибыль

Содержание операции

Основание

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Начислен налог на прибыль (исходя из бухгалтерской прибыли)

Декларация по налогу на прибыль организации, Бухгалтерская справка

99

68

Отражен отложенный налоговый актив

Налоговые регистры, Бухгалтерская справка

09

68

Уменьшен (полностью погашен) отложенный налоговый актив

Налоговые регистры, Бухгалтерская справка

68

09

Списан отложенный налоговый актив в сумме, на которую не будет уменьшена в отчетном и последующих периодах налоговая прибыль

Налоговые регистры, Бухгалтерская справка

99

09

Отражено отложенное налоговое обязательство

Налоговые регистры, Бухгалтерская справка

68

77

Уменьшено (полностью погашено) отложенное налоговое обязательство

Налоговые регистры, Бухгалтерская справка

77

68

Списано отложенное налоговое обязательство в сумме, на которую не будет увеличена налогооблагаемая прибыль

Налоговые регистры, Бухгалтерская справка

77

99

Уплачены авансовые платежи по налогу на прибыль

Выписка банка по расчетному счету

68

51

Уплачен налог на прибыль

Платежное поручение, выписка банка по расчетному счету

68

51

При начислении налога на прибыль дебетуют счет 99 «Прибыли и убытки» и кредитуют счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». Причитающиеся налоговые санкции оформляют такой же бухгалтерской записью. Перечисленные суммы налоговых платежей списывают с расчетного счета или других подобных счетов в дебет счета 68. Для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с НДС, предназначаются счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет 68-2 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость». Счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» имеет субсчета:

19-1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств» - учитываются уплаченные (причитающиеся к уплате) организацией суммы налога на добавленную стоимость, относящиеся к строительству и приобретению объектов основных средств (включая отдельные объекты основных средств, земельные участки и объекты природопользования).

19-2 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам» - учитываются уплаченные (причитающиеся к уплате) организацией суммы налога на добавленную стоимость, относящиеся к приобретению нематериальных активов.

19-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам» - учитываются уплаченные (причитающиеся к уплате) организацией суммы налога на добавленную стоимость, относящиеся к приобретению сырья, материалов, полуфабрикатов и других видов производственных запасов, а также товаров.

По дебету счета 19 по соответствующим субсчетам организация- заказчик отражает суммы налога по приобретаемым материальным ресурсам, основным средствам, нематериальным активам в корреспонденции с кредитом счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

По основным средствам, нематериальным активам и материально-производственным запасам после их принятия на учет сумма НДС, учтенная на счете 19, списывается с кредита этого счета в зависимости: от направления использования приобретенных объектов в дебет счетов: 68 «Расчеты по налогам и сборам» -- при производственном использовании; учета источников покрытия затрат на непроизводственные нужды (29, 91, 86) -- при использовании на непроизводственные нужды; 91 «Прочие доходы и расходы» -- при продаже этого имущества. Суммы налога по основным средствам, нематериальным активам, иному имуществу, а также по товарам и материальным ресурсам (работам, услугам), подлежащим использованию при изготовлении продукции и осуществлении операций, освобожденных от налога, списывают в дебет счетов учета затрат на производство (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и др.), а по основным средствам и нематериальным активам -- учитывают вместе с затратами по их приобретению. При продаже продукции или другого имущества исчисленная сумма налога отражается по дебету счетов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 68, субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» (при продаже «по отгрузке»), или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (при продаже «по оплате»). При использовании счета 76 сумма НДС как задолженность перед бюджетом будет начислена после оплаты продукции покупателем (дебет счета 76, кредит счета 68). Погашение задолженности перед бюджетом по НДС отражается по дебету счета 68 и кредиту счетов учета денежных средств (50, 51 и т.д.). Учет расчетов организации с бюджетом по налогу на доходы физических лиц ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет 68-1 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц».

Начисление налога на доходы физических лиц отражают с помощью одной из следующих проводок (в зависимости от ситуации):

Дт сч. 70 -- Кт сч. 68, субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц» -- удержан налог на доходы с сумм, выплаченных работникам экономического субъекта;

Дт сч. 75-2 -- Кт сч. 68, субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц» -- удержан налог на доходы с сумм дивидендов, выплаченных учредителям (участникам), если они не являются работниками экономического субъекта;

Дт сч. 76 -- Кт сч. 68, субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц» -- удержан налог на доходы с сумм, выплаченных физическим лицам.

Учет расчетов организации с бюджетом по налогу на имущество организации ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на имущество». Начисленная сумма налога отражается по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы». Перечисление суммы налога на имущество в бюджет отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счета 51 «Расчетный счет».

Плательщиками транспортного налога являются организации и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения. Налоговые ставки устанавливаются субъектами Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства на основе ставок, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации. Платежи по транспортному налогу включаются плательщиком в состав себестоимости продукции (работ, услуг). Начисление налога отражают по дебету счетов 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др. и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на пользователей автомобильных дорог».

Отчисления в ПФ, ФСС, ФОМС и ТФОМС отражаются на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». К счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» могут быть открыты субсчета:

Субсчет 69-1 «Расчеты по социальному страхованию» учитываются расчеты по социальному страхованию работников организации.

Субсчет 69-2 "Расчеты по пенсионному обеспечению» учитываются расчеты по пенсионному обеспечению работников организации.

Субсчет 69-3 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию" учитываются расчеты по обязательному медицинскому страхованию работников организации.

К счету 69 целесообразно открыть и следующие субсчета второго порядка:

69-1-1 «Расчеты по страховым взносам зачисляемые ФСС РФ».

69-1-2 «Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

69-2-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии».

69-2-3 «Расчеты по пенсионному обеспечению в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой пенсии».

69-3-1 «Расчеты по страховым взносам, зачисляемым в ФФОМС».

69-3-2 «Расчеты по страховым взносам, зачисляемым в ТФОМС».

Объектом налогообложения по страховым взносам являются все виды выплат, произведенных на основании трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера на выполнение работ и оказание услуг. Начисление страховых взносов к уплате в бюджет отражается в зависимости от источника, за счет которого уплачивается заработная плата и иные выплаты физическим лицам.

Д-т сч. 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.

К-т сч. 69-1-1, 69-2-2, 69-3-1, 69-3-2.

С 2010 года единый социальный налог (ЕСН) заменяется страховыми взносами в бюджеты ПФ РФ, ФСС РФ, ФОМС и ТФОМС. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФОМС и ТФОМС»

С принятием нового законодательства пенсионная система РФ с 2010 года переходит на страховые принципы. В отличии от ЕСН - налога, который поступал в федеральный бюджет, страховые платежи поступают напрямую ПФ РФ. Важно, что это персонифицированные платежи, которые отражаются на индивидуальных лицевых счетах работников в системе индивидуального (персонифицированного) учета, осуществляемого Пенсионным фондом РФ.

С 2010 года администрирование страховых взносов переходит от налоговых органов к ПФ РФ и Фонду обязательного социального страхования. Другими словами, контроль за уплатой страховых взносов будут осуществлять ПФР и ФСС. При этом ПФ РФ будет одновременно контролировать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

В связи с этим организации обязаны будут сдавать отчетность по формам, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Декларация по ЕСН, которую организации представляют в налоговые органы, будет упразднена. Последний раз декларации необходимо будет представить в налоговые органы в 2010 году за 2009 год. В территориальные органы ПФ РФ работодатели будут предоставлять отчетность по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию организации по единой форме - «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ и обязательное медицинское страхование в ФОМС.

Глава 2. Организация учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам в ЗАО ПТК «Владспецстрой»

2.1 Организация учета по налогу на прибыль

Объектом обложения по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 247 ч. II НК РФ [1] признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом прибылью признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. К доходам, учитываемым для целей налогообложения прибыли, относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, внереализационные доходы. НК определяет перечень доходов, не учитываемых для целей налогообложения прибыли. Доходы определяются на основании первичных документов и документов налогового учета.

Доходами от реализации в ЗАО ПТК «Владспецстрой» признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав. С 1 января 2003 года в ЗАО ПТК «Владспецстрой» налог на прибыль в бюджет определяется и уплачивается в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (далее ПБУ 18/02). Ставка по налогу на прибыль составляет 24%. Механизм расчета базируется на том допущении, что формирование прибыли как в бухгалтерском, так и в налоговом учете, осуществляется на основе одних и тех же хозяйственных операций, совершенных организацией в течение отчетного периода. Налогооблагаемая прибыль (убыток) - налоговая база по налогу на прибыль за отчетный период, рассчитывается в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах. Рассмотрим исчисление налога на прибыль ЗАО ПТК «Владспецстрой». Расчет начинается с установления разницы между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода, которая складывается из двух частей: «постоянных разниц» и «временных разниц». Под постоянными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода и исключаемые из расчета налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов.

Постоянные разницы возникают в результате:

- превышения фактических расходов, учитываемых при формировании бухгалтерской прибыли (убытка), над расходами, принимаемыми для целей налогообложения, по которым имеются ограничения по расходам;

- непризнания для целей налогообложения расходов, связанных с передачей на безвозмездной основе имущества (товаров; работ, услуг), в сумме стоимости имущества (товаров, работ, услуг) и расходов, связанных с этой передачей;

- образования убытка, перенесенного на будущее, который по истечении определенного времени уже не может быть принят в целях налогообложения как в отчетном, так и в последующих отчетных периодах и др.

В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» для целей бухгалтерского учета расходы принимаются к учету и признаются в отчете о прибылях и убытках независимо от того, как они учитываются для целей расчета налогооблагаемой базы. Для целей налогообложения к учету принимаются не все расходы, отраженные в бухгалтерском учете. Ряд расходов для целей налогообложения учитывается только в пределах установленных норм, а ряд расходов вообще не принимается к учету при налогообложении прибыли. Расходы, принимаемые для целей налогообложения в пределах норм, установлены статьей 264 НК РФ, и к ним можно отнести представительские расходы, расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и др. Расходы, вообще не учитываемые в целях налогообложения, определены статьей 270/НК РФ. Постоянные налоговые обязательства (ПНО) отражаются в бухгалтерском учете на счете учета прибылей и убытков (субсчет «Постоянное налоговое обязательство») в корреспонденции с кредитом счета 68 -2 «Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам». ПНО могут уменьшать или увеличивать бухгалтерскую прибыль. Постоянные положительные разницы ведут к увеличению налоговой базы и суммы налога на прибыль. Если положительную постоянную разницу умножить на ставку налога на прибыль, получим постоянное налоговое обязательство (ПНО). Отрицательные постоянные разницы приводят к уменьшению налоговой базы и суммы налога на прибыль и образуют постоянный налоговый актив (ПНА). Под временными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль в другом или в других отчетных периодах. Отложенные налоговые активы (ОНА) признаются в том отчетном периоде, когда возникают вычитаемые временные разницы, и равняются величине, определяемой как произведение вычитаемых временных разниц, возникших в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством и действующую на отчетную дату. В бухгалтерском учете отложенный налоговый актив отражается по дебету счета 09 «Отложенные налоговые активы» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет 68-2 «Расчеты по налогу на прибыль»).

Отложенные налоговые активы отражаются в бухгалтерском балансе в разделе «Внеоборотные активы». Налогооблагаемая временная разница является источником образования отложенного налогового обязательства (ОНО), которое должно увеличить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. Отложенные налоговые обязательства (ОНО) признаются в том отчетном периоде, когда возникают налогооблагаемые временные разницы, и равняются величине, определяемой как произведение налогооблагаемых временных разниц, возникших в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством и действующую на отчетную дату. В бухгалтерском учете отложенное налоговое обязательство отражается по кредиту счета 77 «Отложенные налоговые обязательства» в корреспонденции с дебетом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет 68-2). «Отложенные налоговые обязательства» отражаются в бухгалтерском балансе по статье «Краткосрочные обязательства». Постоянные налоговые обязательства, отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства учитываются при формировании текущего налога на прибыль (ТНП), признаваемого в соответствии с ПБУ 18/02 налогом на прибыль для целей налогообложения. Для определения текущего налога на прибыль определяется текущая прибыль (убыток) на основе корректировки бухгалтерской прибыли (убытка). Схема корректировки условного расхода (условного дохода) по налогу на прибыль для целей определения текущего налога на прибыль (текущего налогового убытка) имеет следующий вид (рис. 2.1):

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.