бесплатно рефераты
 

Нормативное регулирование бухгалтерского учета

Нормативное регулирование бухгалтерского учета

29

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

1.1 Закон РФ о бухгалтерском учете

1.2 Положения бухгалтерского учета

1.3 Основные требования к ведению бухгалтерского учета

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И УКАЗАНИЯ

МИНФИНА РОССИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Ведение бухгалтерского учета в России осуществляется в соответствии с различными нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер.

Потребность в выработке общих принципов и требований к бухгалтерскому учету и возможности осуществления контроля за их выполнением обуславливает необходимость формирования системы законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Так как регулированию подлежат вопросы разной степени сложности, система регулирования бухгалтерского учета должна быть многоступенчатой - на более высоких уровнях устанавливаются общие принципы, на более низких - эти принципы детализируются.

От знания законов, содержания нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет, зависит достоверность бухгалтерской отчетности и как, следствие, успех фирмы. В связи с этим вызывает интерес рассмотрение современного состояния и перспектив развития нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета представляет собой совокупность законодательных, нормативных правовых актов и других документов, относящихся к бухгалтерскому учету. С момента введения в действие Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» можно по сути дела говорить о начале формирования подотрасли права - системы законодательных и нормативных актов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности. Принятие Закона способствовало «уравниванию в правах» норм бухгалтерского учета с нормами других отраслей права, повышению статуса норм бухгалтерского учета, поставило бухгалтерский учет на одну ступень с налогообложением, которое изначально формировалось на основе федеральных законов.

1. СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета законодательно устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Действующие нормы основаны на единообразии ведения бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, составлении и представлении сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении, доходах и расходах организации, необходимой пользователям бухгалтерской информации.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом на государственном уровне осуществляется Правительством Российской Федерации. Приоритетное право регулирования бухгалтерского учета предоставлено Министерству финансов, которое осуществляет разработку и утверждение положений по бухгалтерскому учету (национальных стандартов), методических указаний по бухгалтерскому учету отдельных операций, имущества, обязательств, доходов, расходов и капитала. Нормативные акты, утвержденные Министерством финансов, составляют основу системы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета и являются обязательными к применению на территории Российской Федерации.

Другие органы, которые наделены правом нормативного регулирования бухгалтерского учета в пределах своей компетенции (отраслевые министерства и ведомства), не имеют права издавать нормативные акты, противоречащие нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ.

Одни из утверждаемых нормативных актов обязательны к применению (законы, положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

В настоящее время в отечественной практике учета сложилась четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета и отчетности:

1-й уровень - законодательные акты, указы Президента РФ и постановления правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;

2-й уровень - стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;

3-й уровень - методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Министерства финансов РФ и других ведомств;

4-й уровень - рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации.

Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» является основным актом первого уровня. Данный Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.

К первому уровню системы также следует отнести Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон от 26.12.95 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», постановление Правительства РФ от 06.03.98 г. № 283 «Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности » и др.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» занимает центральное место в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, поскольку: определяет юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций, закрепляет обязанность юридических лиц по ведению бухгалтерского учета, определяет ответственность за организацию учетной работы. В Законе дано определение бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), обозначены задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический учет, План счетов, бухгалтерская отчетность и т.п.).

В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» изложены требования к ведению бухгалтерского учета в организациях, к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.

Второй уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета представлен учетными стандартами.

Учетный стандарт представляет собой свод основных правил, устанавливающих порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности.

Основным нормативным документом второго уровня является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34н. Данный документ конкретизирует Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и занимает по своей значимости второе место.

Положение по бухгалтерскому учету обычно включает следующие элементы:

- название и номер ПБУ;

- сфера применения соответствующего ПБУ и условия признания соответствующего объекта учета;

- основные определения и понятия по соответствующему объекту учета;

- способы оценки, применяемые по данному объекту;

- порядок учета наличия и изменения соответствующего объекта

учета;

-данные, подлежащие раскрытию в составе информации по учетной политике и в бухгалтерской отчетности.

В системе нормативного регулирования План счетов относится к документам второго уровня. В практической деятельности бухгалтерских служб Плану счетов придается первостепенное значение.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой систему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

План счетов и Инструкция по его применению утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н. На основании Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета). Для учета специфических операций организации могут по согласованию с Минфином России вводить в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов. Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются организацией исходя из требований управления организацией, анализа, контроля и отчетности. Организация может при необходимости уточнять их содержание, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

Методические указания, инструкции, рекомендации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся к документам третьего уровня. Они призваны конкретизировать основные положения, изложенные в нормативных документах первого и второго уровней, с учетом отраслевых и иных особенностей.

Основными нормативными документами третьего уровня являются:

- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.95 г. №49;

- Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13.10.03 г. № 91н;

- Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные приказом Минфина России от 26.12.02 г. № 135н;

- Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина России от 28.12.01 г. № 119н.

В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета рабочие документы конкретной организации относят к четвертому уровню нормативно-правовой системы регулирования бухгалтерского учета.

Основными рабочими документами конкретной организации являются:

- документ по учетной политике предприятия;

- утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;

- графики документооборота;

- утвержденный руководителем рабочий план счетов бухгалтерского учета;

- утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основы формирования и раскрытия учетной политики организации установлены ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации. Формы первичных учетных документов утверждаются руководителем организации в том случае, если они разработаны в самой организации.

1.1 Закон РФ о бухгалтерском учете

Основным законодательным актом, регулирующим организацию и ведение бухгалтерского учета, является Закон о бухгалтерском учете.

Закон о бухгалтерском учете регулирует следующие вопросы:

* определяет объекты и основные задачи бухгалтерского учета; однозначно определяет основные понятия, используемые в законодательном регулировании бухгалтерского учета;

* устанавливает права и обязанности должностных лиц организаций за организацию ведения бухгалтерского учета, а также ответственность за нарушение требований законодательства о бухгалтерском учете; определяет основные требования к ведению бухгалтерского учета, оформлению и ведению первичных бухгалтерских документов и учетных регистров бухгалтерского учета;

* устанавливает общие принципы оценки имущества и обязательств организации;

* устанавливает сроки и общие требования к проведению инвентаризации имущества и обязательства организации;

* определяет сроки, адреса и порядок представления бухгалтерской отчетности;

* устанавливает порядок хранения бухгалтерских документов.

1.2 Положения (стандарты) бухгалтерского учета

В настоящее время в России разработано и утверждено 21 положение по бухгалтерскому учету и отчетности (табл. 1).

Таблица 1.

Система национальных стандартов бухгалтерского учета

Наименование стандарта

Номер и дата приказа Минфина,

утвердившего стандарт

Объект регулирования

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации

№ 34н от 29.07.98 г.

Определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98)

№ 60н от 09.12.98 г.

Определяет принципы формирования учетной политики, методику бухгалтерского учета, способы оценки имущества, обязательств, порядок признания доходов и расходов

Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94)

№ 167 от 20.12 94 г.

Определяет принципы учета операций по капитальному строительству

Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000)

№ 2н от 10.01.2000 г.

Определяет порядок учета активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)

№ 43н от 06 07 99 г.

Определяет порядок составления и представления бухгалтерской отчетности

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов»

(ПБУ 5/01)

№ 44н от 09.06.01 г.

Определяет принципы учета и способы оценки материально-производственных запасов

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01)

№ 26н от 30.03.01 г.

Определяет принципы учета, способы оценки и амортизации основных средств

Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты»

(ПБУ 7/98)

№ 56н от 25.11.98 г.

Определяет события после отчетной даты и их отражение в бухгалтерской отчетности

Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/01)

№ 96н от 28.11 01 г.

Определяет условные факты хозяйственной деятельности и их отражение в бухгалтерской отчетности

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99)

№ 32н от 06.05.99 г.

Определяет принципы учета и признания доходов организации

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99)

№ 33н от 06.05.99 г.

Определяет принципы учета и признания расходов организации

Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» (ПБУ 11/2000)

№ 5н от 13.01.2000 г.

Определяет порядок раскрытия в отчетности информации об аффилированных лицах

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам»

(ПБУ 12/2000)

№ 11 н от 27.01.2000 г.

Определяет порядок раскрытия в отчетности информации по сегментам

Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000)

№ 92н от 16.10.2000 г.

Определяет порядок учета и раскрытая в отчетности информации о государственной помощи

Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000)

№ 91 н от 16.10.2000 г.

Определяет принципы учета, способы оценки и амортизации нематериальных активов

Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01)

№ 60н от 02 08.01 г.

Определяет принципы учета займов, кредитов и процентов по заемным средствам

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02)

№ 66н от 02 07.02 г.

Определяет порядок раскрытия в отчетности информации по прекращаемой деятельности

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02)

№ 115н от 19.11 02 г.

Определяет порядок учета расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02)

№ 114н от 19.11.02 г.

Определяет порядок расчетов по налогу на прибыль

Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений»

(ПБУ 19/02)

№ 126н от 10.12.02 г.

Определяет принципы учета и способы оценки финансовых вложений

Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности»

(ПБУ 20/03)

№ 105н от 24.11.03 г.

Определяет порядок раскрытия в отчетности информации о совместной деятельности

Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/08)

№ 106н от 06.10.2008

Устанавливает правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ информации об изменениях оценочных значений.

1. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика Организации». В ПБУ 1/98 изложены требования по формированию учетной политики организации, порядок ее утверждения, а также порядок внесения изменений в учетную политику. Кроме того, в ПБУ 1/98 сформулированы основные принципы бухгалтерского учета - требования и допущения.

2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство». ПБУ 2/94 является самым старым из действующих стандартов. Как следует из названия ПБУ, регулирует отдельные вопросы организации бухгалтерского учета в строительных организациях. Отдельные разделы и пункты Положения устанавливают требования по организации бухгалтерского учета в организациях, являющихся участниками договора строительного подряда, - заказчиками строительства и подрядными строительными организациями, порядок осуществления расчетов за выполненные строительно-монтажные работы, порядок определения доходов и финансового результата по договорам на строительство.

3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». Данный стандарт применяется теми организациями, которые осуществляют расчеты в иностранной валюте. В Положении дано определение курсовых разниц, установлен порядок их учета. Кроме того, определены даты осуществления отдельных операций, что необходимо для определения курсовых разниц.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.