бесплатно рефераты
 

Нормативное обеспечение бухгалтерского учета. Налоговый учет

Нормативное обеспечение бухгалтерского учета. Налоговый учет

2

Содержание

Введение

1. Аналитический обзор налогового учета

1.1. Объекты налогообложения

1.2. Определение облагаемого оборота

1.3. Порядок ведения бухгалтерского учета по НДС

1.4. Подоходный налог

1.5. Налог на имущество предприятий

2. Нормативное обеспечение бухгалтерского учета

2.1. Учет товарных операций МП. Расчеты с поставщиками товаров

2.2. Документооборот

Заключение

Список используемой литературы

Введение

При переходе на рыночные методы хозяйствования изменяются формы контроля государства за предпринимательской деятельностью. Ныне предприятие становится самостоятельным хозяйствующим субъектом, осуществляет свою деятельность без какого-либо руководства со стороны министерств, без регулирующего воздействия государственного плана. Предприятие самостоятельно распоряжается выпускаемой продукцией и полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Законы и иные правовые акты устанавливают порядок создания фондов и резервов, отнесения амортизационных отчислений, коммерческих и командировочных расходов на результаты хозяйственной деятельности предприятий, и те, руководствуясь этими правилами, самостоятельно рассчитывают и уплачивают налоги и обязательные платежи. Предприятие обязано вести бухгалтерскую и статистическую отчетность, публиковать данные о своей деятельности в порядке, установленном законодательством. Налоговые и иные государственные органы, на которые законом возложена проверка деятельности предприятия, осуществляют ее по мере необходимости в пределах своей компетенции. Обязанность предприятия вести учет своего имущества и совершенных хозяйственных операций, самостоятельно исчислять и уплачивать налоги, представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, данными которой могут пользоваться все заинтересованные предприниматели и предприятия, вызвала необходимость независимого вневедомственного финансового контроля - аудита, который осуществляется гражданами-предпринимателями и предприятиями.

В условиях рыночной экономики налоги становятся все более активным инструментом государственной политики. Налоги формируют необходимую финансовую базу для операций государства в экономической сфере. Сама структура, масштабы и методы налоговых изъятий создают возможность целенаправленного государственного воздействия на темпы и пропорции накопления общественного капитала, позволяют контролировать практически весь совокупный спрос. Налоги являются наиболее древним экономическим инструментом. Они крепко впаяны в ткань общественной жизни, нерасторжимо связаны с государством. Государственная власть опирается на материальную основу, которую воплощают, прежде всего, налоги. На налогах лежит и центр тяжести современного финансового хозяйства. Ныне в большинстве развитых капиталистических стран налоги составляют 40-60% валового национального продукта. В налогах переплетаются проблемы экономической мощи государства, его бюджетной политики, а также вопросы социальной справедливости и уровня жизни народа. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Этим денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями - фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно правовой стороны налог - обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны. Налоги, их перечисление и расчет являются важным участком работы бухгалтерии. Главный бухгалтер несет личную ответственность за правильность исчисления и своевременность внесения налогов в бюджет и внебюджетные фонды.

1. Аналитический обзор налогового учета

Налоги - это необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Появление налогов было связано с самыми перовыми общественными потребностями. В современном обществе налоги служат основной формой доходов государства. Так что же такое налоги? «Государство, или, точнее сказать, правительство ничего не может делать для граждан, если граждане ничего не делают для государства …», - отмечал основоположник российской финансовой науки М.И. Тургенев в книге «Опыт теории налогов (1818 г.). Но каковы пределы налогового бремени, который можно было бы считать справедливым и предпринимателю и гражданину. М.И. Тургенев увязывал этот вопрос с образованностью народа: "Успехи образованности, по мере их благодетельного влияния на нравы и обычаи народов, действовали и на усовершенствование системы налогов … налоги начали быть распределяемые и собираемы с большей справедливостью и платимы с большей готовностью». Ныне действующая налоговая система делает основным источником бюджетных поступлений НДС, налог на прибыль, подоходный налог, то есть условно переменные налоги. Глинкин А.А. - комментирует бухгалтерский и налоговый учет. Он считает, что поскольку развитие законодательства в области бухучета и налогообложения осуществляется практически параллельно и недостаточно скоординировано друг с другом, что, безусловно сказывается на работе организаций и налоговых инспекций, они (работники налоговых служб) - руководствуются налоговым законодательством, которое является для них первичным, а другими нормативными документами - только в части, ему не противоречащей. Бухгалтерский учет ведется для получения полной информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий является инструментом для экономистов. А налоговое законодательство лишь определяет долю изъятия валового внутреннего продукта в бюджет. Мы согласны с мнением автора, что нужно выработать концепцию своего отношения ко всем происходящим изменениям. Изучить все нормативные документы и целенаправленно ограничиться лишь теми, которые сейчас непосредственно связаны с деятельностью предприятия. Крюкова О.В. пишет, что последствия недостатков налоговой системы проявляются в бюджетных проблемах регионов. Такое исключение налоговых обязательств приводит к кризису бюджетов, в результате чего возникают проблемы с выполнением социальных обязательств. Налоговые службы так определяют основные причины уклонения предприятий от налогообложения

· тяжелое налоговое бремя;

· сложное финансовое состояние предприятий;

· недостаточное знание налогового законодательства;

· преступный умысел предпринимателей, нежелание выполнять свои обязанности перед государством, причем последнее отнесено к области российского менталитета, подлежащему долгому и трудному изменению.

Данный список включает практически все те же причины, которые заставляют предприятия задерживать сроки уплаты налогов. В настоящей реформе налоговой системы заинтересованы и власти, и предприниматели. Если ориентироваться на мнения, высказанные руководителями, то предложения и надежды сводятся к следующим:

· снизить общее бремя налогов и привести систему штрафов к состоянию, учитывающему реалии нынешней экономической ситуации;

· сделать налоговую систему стабильной. Налогооблагаемая база должна быть неизменной в течение года;

· важнейшей задачей является пересмотр подзаконных актов, в частности, положения по отнесению различных расходов на себестоимость. Необходимо разрешить относить на себестоимость те затраты. Которые обеспечивают устойчивость производства не только сегодня, но и ориентированы на перспективу.

Лобанов Г.Р., анализируя налоговые платежи, отмечает, что единодушие руководителей предприятий в отрицательной оценке налога на добавленную стоимость связано с двумя обстоятельствами - чрезмерной ставкой налога и жесткой системой штрафов за несвоевременность его уплаты, не учитывающей реалии экономической ситуации. Вынужденное наличие бартера в платежах покупателей за поставленную продукцию делало своевременную уплату НДС крайне затруднительной. Для многих предприятий, особенно с достаточно крупными оборотами, не просчеты в управлении и финансовом планировании и не злой умысел, а именно негибкость налоговой системы, рассматривающей бартер как способ ухода от налогов, стала главной причиной их безвыходного положения.

Налог на имущество в большей степени беспокоит те предприятия, которые в силу каких-либо причин имеют или вынуждены накапливать существенные товарно-материальные запасы. Начисление налога вызывает резкую критику директоров таких предприятий. Ряд руководителей высказывали большие претензии к существующей системе начисления различных видов транспортных налогов. Основные претензии: начисление с объема выручки от реализации и отсутствие наблюдаемых результатов использования отчисляемых средств. Причем руководители производственных предприятий отмечают его в три раза чаще, чем торговых. Для некоторых предприятий (например, тех, где доля сырья в себестоимости продукции составляет до 90% и которые для перевозок используют исключительно железнодорожный транспорт) налог на пользователей автодорог оказывался настолько обременительным, что некоторые областные администрации были вынуждены это учитывать, предоставляя льготы по местным видам налогов. Однако далеко не все предприниматели пользуются такой поддержкой. Таким образом, действующая система налоговых льгот в сложившейся экономической ситуации не компенсирует в полной мере жесткости существующей налоговой системы и никак не проявляется в оценках руководителей предприятий.

Плательщиками налога являются

1. Организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;

2. Предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;

3. Индивидуальные частные предприятия, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;

4. Филиалы, отделения и другие обусловленные подразделения организаций, находящихся на территории РФ, самостоятельно реализующие товары (работа, услуги);

5. Международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории РФ.

1.1. Объекты налогообложения

1. Обороты по реализации на территории РФ товаров, выполненных работ и оказанных услуг;

2. Товары, ввозимые на территорию РФ в соответствии с таможенным режимом, установленным таможенным законодательством РФ.

При реализации товаров объектом налогообложения являются обороты по реализации всех товаров как собственного производства, так и приобретенные на стороне. При реализации работ объектом являются объемы выполненных строительно-монтажных, ремонтных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, проектно-технологических и других работ. При реализации услуг объектом налогообложения является выручка полученная от оказания:

1. Услуг пассажирского и грузового транспорта, включая транспортировку (передачу газа. Нефти, нефтепродуктов, электрической и тепловой энергии) услуг по отгрузке, разгрузке, перегрузке товаров, хранению;

2. Услуг по сдаче в аренду имущества и объектов недвижимости, в том числе по лизингу;

3. Посреднических услуг;

4. Услуг связи, бытовых, жилищно-коммунальных;

5. Услуг физической культуры и спорта;

6. Услуг по выполнению заказов предприятиями торговли, рекламных услуг;

7. Инновационных услуг, услуг по обработке данных и информационному обеспечению;

8. Других платных услуг, кроме сдачи в аренду земли.

К оборотам облагаемым налогом, относятся также:

1. Обороты по реализации товаров (работ, услуг) внутри организации для собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, а также своими работниками;

2. Обороты по реализации товаров (работ, услуг) без оплаты стоимости в обмен на другие товары (работы, услуги);

3. Обороты по передаче безвозмездно или с частичной оплатой товаров (работ, услуг) другим организациям или физическим лицам;

4. Обороты по реализации предметов залога, включая их передачу залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства.

1.2. Определение облагаемого оборота

Для определения облагаемого оборота принимается стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), исчисленная:

· исходя их свободных цен и тарифов, без включения в них налога на добавленную стоимость;

· исходя их государственных регулируемых оптовых цен и тарифов, без включения в них НДС;

· исходя из государственных регулируемых цен и тарифов, включающих в себя НДС.

При исчислении облагаемого оборота по товарам, с которых взимаются акцизы, в него включается сумма акцизов. В облагаемый оборот не включаются авансовые и другие платежи, полученные предприятиями-экспортерами в счет предоставленных поставок товаров или выполнения работ (услуг) деятельность производственного цикла которых превышает шесть месяцев. Обязательно взимается НДС: с операций по передаче товаров в качестве отступного или при замене обязательства между сторонами другими обязательствами; операций, связанных с получением страховых выплат по договорам страхования риска, неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора, операций по инкассации; процентов по краткосрочным займам, выдаваемым фондами поддержки малого предпринимательства субъектам малого предпринимательства. Закон устанавливает льготы по НДС на квартирную плату; операции связанные с обращение золотых, серебряных и платиновых монет (за исключением использования в целях нумизматики); импортное технологическое оборудование, не имеющее аналогов в РФ.

Освобождаются от НДС:

· ввозимая не территорию РФ продукция, произведенная российскими предприятиями и организациями на земельных участках, являющихся территорией иностранного государства, с правом землепользования Российской Федерации на основании международного договора.

· Ввозимое технологическое оборудование (комплектующие и запасные части к нему), аналоги которого не производятся в России. Соответствующий перечень утверждается правительством РФ

Не освобождаются от НДС:

· операции, связанные с получением страховых выплат по договорам страхования риска, неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора, если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг) облагаемых НДС;

· банковские операции по инкассации;

· проценты по краткосрочным займам, выдаваемые фондами поддержки малого предпринимательства субъектам малого предпринимательства.

Сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги) и суммами налога, фактически уплаченными поставщиком за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы (выполнение работы, оказание услуги) стоимость которых относится на издержки производства и обращения. Сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет заготовительными, снабженческо-сбытовыми, оптовыми и другими организациями, занимающимися продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары и суммами налога, уплаченными поставщикам этих товаров и материальных ресурсов (работ, услуг) стоимость которых относится на издержки обращения. Сумма НДС принимается к зачету после их фактической оплаты поставщиками независимо от факта реализации этих товаров. Суммы НДС оплаченные по расходам, связанным с содержанием служебного автотранспорта, компенсаций за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, затратами на командировки, представительскими расходами, относимыми на себестоимость продукции в пределах норм, подлежат возмещению из бюджета только в этих пределах, а сверх нормы - налог возмещению из бюджета не подлежит, а относится за счет прибыли, оставшейся в распоряжении организаций. Суммы НДС по материальным ценностям приобретенным для производственных нужд и организаций розничной торговли и у населения, к зачету у покупателя не принимаются и расчетным путем не выделяется.

НДС уплачивается:

· ежемесячно, исходя из фактических оборотов, по реализации товаров (работ, услуг) за истекший календарный месяц в срок не позднее 20 числа следующего месяца. Если исчисленная по месячному расчету сумма налога превысит сумму, исчисленную к уплате декадными платежами, сумма доплаты по результатам перерасчетов вносится плательщиком в бюджет не позднее срока, установленного для предоставления месячного расчета, то есть 20 числа следующего месяца, а предприятиями железнодорожного транспорта и связи 25 числа следующего месяца. В случаях, когда сумма налога, исчисленная по месячному расчету. Окажется меньше суммы, уплаченной подекадно, сумма разницы засчитывается в уплату предстоящих очередных платежей или возвращается плательщику по его письменному заявлению в десятидневный срок;

· ежеквартально, исходя из фактических оборотов, по реализации товаров (работ, услуг) за истекший квартал в срок не позднее двадцатого числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

1.3. Порядок ведения бухгалтерского учета по НДС

Для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с НДС, предназначается счет 19 «НДС по приобретенным ценностям» и счет 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет «Расчеты по НДС». По дебету счет 19 «НДС по приобретенным ценностям» предприятие отражает суммы налога по приобретенным материальным ресурсам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам, основным средствам, нематериальным активам в корреспонденции с кредитом счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и другие. Сумма НДС, подлежащая возмещению (вычету) после фактической оплаты поставщикам за материальные ресурсы (оприходованные, принятые на балансовый учет), выполненные работы, оказанные услуги, списываются с кредита счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» и в дебет счета 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС». При этом налогоплательщик на основании данных оперативного бухгалтерского учета должен вести раздельный учет сумм налога как по оплаченным приобретенным материальным ресурсам, так и неоплаченным. В том случае, если материальные ресурсы, по которым в установленном порядке произведено возмещение (вычет) НДС, использованы для непроизводственной сферы, имеющие специальные источники финансирования, делается восстановительная бухгалтерская проводка: Кт счет 68 субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС» и Дт соответствующих счетов учета источников финансирования (покрытия). При получении авансов под поставку материальных ценностей либо под выполнение работ (услуг), а также при оплате продукции и работ, произведенных для заказчиков по частичной готовности, все сумма, указанная в документах по полученным авансам, отражается по Дт счетов учета денежных средств и Кт счет 64 «Расчеты по авансам полученным». Одновременно сумма налога, исчисленная по установленной расчетной ставке на основании документов о полученных авансах, отражается в учете по Дт счет 64 «Расчеты по авансам полученным» и Кт счет 68, субсчет «Расчеты по НДС». При отгрузке продукции, выполнении работ (услуг) на сумму ранее учтенного НДС сначала делается обратная вышеуказанная запись (Дт счет 68, субсчет «Расчеты по НДС» и Кт счет 64 «Расчеты по авансам полученным»), а затем отражаются все операции связанные с реализацией продукции (работ, услуг) в установленном порядке (Дт счет 64, Кт счет 46 и так далее). Сумма налога, выделенная отдельно в документах, оформленных на основании указанного в пункте 16 порядке, по отгруженной продукции (выполненным работам, услугам или имуществу, в составе выручки от реализации отражается по Кт счетов реализации в корреспонденции со счетами расчетов с покупателями и заказчиками. Одновременно указанная сумма налога отражается по Дт счета 46. «Реализация продукции (работ, услуг)», счету 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств», счету 48 «Реализация прочих активов» и Кт счет 68, субсчет «Расчет по НДС». На купленное заказчиком оборудование, как требующее, так и не требующее монтажа, НДС учитывается по Дт счет 19, субсчет «НДС, уплаченный при осуществлении капитальных вложений» и Кт счетов 60 и 76. При вводе в эксплуатацию указанного оборудования предприятия суммы налога в части, относящейся к введению в эксплуатацию объекта, списываются ежемесячно равными долями в течение шести месяцев с Кт счет 19, субсчет «НДС уплаченный при осуществлении капитальных вложений» в Дт счет 68, субсчет «Расчеты по НДС». Выполненный подрядчиком или хозяйственным способом объем строительно-монтажных работ, включая НДС, заказчик учитывает по Дт счет 08 «Капитальные вложения» и Кт счет 60 и 76. Учтенная сумма налога на счет 08 списывается на счет 01 «Основные средства» по мере ввода в эксплуатацию объектов основных средств с последующим отнесением на себестоимость через суммы износа в установленном порядке. НДС по приобретенным нематериальным активам учитывается по Дт счет 19, субсчета «НДС по приобретенным нематериальным активам» в корреспонденции с Кт счет 60 и счет 76.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.