бесплатно рефераты
 

Международный стандарт бухгалтерского учета

p align="left">Основные направления деятельности института профессиональных бухгалтеров сводятся к следующему:

- разработка и утверждение квалификационных требований к профессиональной деятельности бухгалтера;

- определение новых видов профессиональной деятельности бухгалтеров, а также правил и стандартов такой деятельности;

- создание за счет средств безвозмездной помощи от республиканских и международных организаций учебных центров, осуществляющих обучение бухгалтеров с последующей сертификацией. [3, с. 23]

Основная задача в осуществлении работы по переподготовке кадров это разработка единой программы переподготовки бухгалтеров по следующим направлениям:

- переподготовка бухгалтеров (для предприятий малого бизнеса, для средних и крупных предприятий, бухгалтеров-аналитиков, главных бухгалтеров, бухгалтеров-аудиторов, руководителей организаций, управлений, государственных предприятий и других учреждений, преподавателей колледжей и вузов);

- развитие связей с зарубежными обучающими центрами для прохождения стажировок бухгалтеров за рубежом;

- регулирование со стороны государства межвузовской координации в вопросах подготовки кадров для финансовой сферы, разработки типовой программы обучения;

- создание учебников на казахском и русском языках (по теории бухгалтерского учета, по бухгалтерскому учету, по аудиту, по финансовому анализу, словаря бухгалтерских терминов на казахском и русском языках).

3. Переход Республики Казахстан на Международные стандарты финансовой отчетности

3.1 Нормативно-правовое регулирование перехода казахстанской системы учета на МСФО

Переход экономики Казахстана на рыночные отношения объективно востребовал соответствующей адаптации и ее языка бизнеса - бухгалтерского учета. Поэтому основная цель реформирования системы бухгалтерского учета - обеспечить совмещение национальной системы бухгалтерского учета с требованиями рыночной экономики и МСФО.

Принципиальные различия в постановке организации отечественного бухгалтерского учета и многих международных стандартов определили первоочередность и последовательность реформирования системы бухгалтерского учета в Казахстане.

В целях реализации статьи 2 Закона Республики Казахстан от 24 июня 2002 года "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, "О бухгалтерском учете" был утвержден План мероприятий по переходу на международные стандарты финансовой отчетности в Республике Казахстан на 2003-2005 годы.

Указом Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, "О бухгалтерском учете" предусмотрены следующие сроки перехода организаций к составлению финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности:

- с 1 января 2003 года - для отдельных организаций, определяемых в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан;

- с 1 января 2005 года - для акционерных обществ

- с 1 января 2006 года - для иных организаций.

С 1 января 2008г. в Казахстане уже все предприятия обязаны перейти на МСФО.

В Республике Казахстан 28.02.2007 был принят новый Закон «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» N 234-ІІІ, который полностью определил переход Казахстана на счета МСФО, установив что: «Составление финансовой отчетности осуществляется организациями в соответствии с международными стандартами, опубликованными на государственном или русском языке организацией, имеющей письменное разрешение на их официальный перевод и (или) публикацию в Республике Казахстан от Фонда Комитета международных стандартов финансовой отчетности». [24, ст. 16]

Таким образом, вышеназванный Закон полностью закрепил, что Казахстан полностью признает МСФО и обязывает казахстанские предприятия вести бухгалтерский учет и составлять отчетность в соответствии с этими стандартами.

В целях реализации подпункта 6) пункта 5 статьи 20 Закона Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» был утвержден новый Типовой план счетов бухгалтерского учета.

Синтетические счета бухгалтерского учета в Типовом плане расположены в порядке уменьшения ликвидности по форме согласно приложению к настоящему Типовому плану. Номера счетов бухгалтерского учета в Типовом плане содержат четыре знака. Первая цифра номера указывает на принадлежность к разделам, вторая - на принадлежность к подразделам, третья - на принадлежность к группам синтетических счетов, четвертая цифра - определяется организацией самостоятельно.[25, п. 3]

Порядок ведения аналитического учета операций и событий устанавливается индивидуальным предпринимателем или должностными лицами юридического лица, которые в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан и учредительными документами осуществляют текущее руководство и ведение дел, исходя из потребностей индивидуального предпринимателя или организации.

Типовой план счетов содержит следующие разделы:

1 раздел - «Краткосрочные активы»,

2 раздел - «Долгосрочные активы»,

3 раздел - «Краткосрочные обязательства»,

4 раздел - «Долгосрочные обязательства»,

5 раздел - «Капитал и резервы»,

6 раздел - «Доходы»,

7 раздел - «Расходы»,

8 раздел - «Счета производственного учета».

Счета раздела 1 «Краткосрочные активы» предназначены для учета активов организации, классифицируемых как краткосрочные. Актив классифицируется как краткосрочный актив, если:

- предполагается его реализовать, либо он удерживается для продажи или использования, в ходе нормального операционного цикла организации;

- он удерживается в основном для целей торговли или на короткий срок, и ожидается его реализация в течение двенадцати месяцев после даты баланса;

- существует в форме денег или их эквивалентов, не имеющих ограничений в использовании.

Все остальные активы классифицируются как долгосрочные активы.

Счета раздела 2 «Долгосрочные активы» предназначены для учета активов организации, классифицируемых как долгосрочные.

Раздел 2 «Долгосрочные активы» содержит следующие подразделы:

2000 - «Долгосрочные финансовые инвестиции»,

2100 - «Долгосрочная дебиторская задолженность»,

2200 - «Инвестиции, учитываемые методом долевого участия»,

2300 - «Инвестиции в недвижимость»,

2400 - «Основные средства»,

2500 - «Биологические активы»,

2600 - «Разведочные и оценочные активы»,

2700 - «Нематериальные активы»,

2800 - «Отложенные налоговые активы»,

2900 - «Прочие долгосрочные активы».

Счета раздела 3 «Краткосрочные обязательства» предназначены для учета обязательств организации, классифицируемых как краткосрочные. Обязательство должно классифицироваться как краткосрочное обязательство, если предполагается оплатить его в ходе нормального операционного цикла организации или оно должно быть исполнено в течение двенадцати месяцев после даты баланса. Все остальные обязательства должны классифицироваться как долгосрочные обязательства.[26, с. 126]

Раздел 3 «Краткосрочные обязательства» включает следующие подразделы:

3000 - «Краткосрочные финансовые обязательства»,

3100 - «Обязательства по налогам»,

3200 - «Обязательства по другим обязательным и добровольным платежам»,

3300 - «Краткосрочная кредиторская задолженность»,

3400 - «Краткосрочные оценочные обязательства»,

3500 - «Прочие краткосрочные обязательства».

Счета раздела 4 «Долгосрочные обязательства» предназначены для учета обязательств организации, классифицируемых как долгосрочные. Раздел 4 «Долгосрочные обязательства» содержит следующие подразделы:

4000 - «Долгосрочные финансовые обязательства»,

4100 - «Долгосрочная кредиторская задолженность»,

4200 - «Долгосрочные оценочные обязательства»,

4300 - «Отложенные налоговые обязательства»,

4400 - «Прочие долгосрочные обязательства».

Счета раздела 5 «Капитал и резервы» предназначены для учета капитала и резервов. Капитал - это доля в активах организации, остающаяся после вычета всех ее обязательств.

Данный раздел включает следующие подразделы:

5000 - «Выпущенный капитал»,

5100 - «Эмиссионный доход»,

5200 - «Выкупленные собственные долевые инструменты»,

5300 - «Резервы»,

5400 - «Нераспределенный доход (непокрытый убыток)».

Счета раздела 6 «Доходы» предназначены для учета доходов. Данный раздел включает следующие подразделы:

6000 - «Доход от реализации продукции и оказания услуг»,

6100 - «Доходы от финансирования»,

6200 - «Прочие доходы»,

6300 - «Доходы, связанные с прекращаемой деятельностью»,

6400 - «Доля прибыли организаций, учитываемых по методу долевого участия».

Доход - это увеличение экономических выгод в течение отчетного периода в форме притока или прироста активов или уменьшения обязательств, что приводит к увеличению капитала, отличному от увеличения, связанного с взносами лиц, участвующих в капитале. В конце отчетного периода счета данного раздела закрываются на счета группы 5410 «Прибыль (убыток) отчетного года».[11, с. 79]

Счета раздела 7 «Расходы» предназначены для учета расходов и включает следующие подразделы:

7000 - «Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг»,

7100 - «Расходы по реализации продукции и оказанию услуг»,

7200 - «Административные расходы»,

7300 - «Расходы на финансирование»,

7400 - «Прочие расходы»,

7500 - «Расходы, связанные с прекращаемой деятельностью»,

7600 - «Доля в убытке организаций, учитываемых методом долевого участия»,

7700 - «Расходы по корпоративному подоходному налогу».

Расходы - это уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода в форме оттока или уменьшения активов или возникновения обязательств, которые приводят к уменьшению капитала, отличному от уменьшения, связанного с распределениями лицам, участвующим в капитале. В конце отчетного периода счета данного раздела закрываются на счета группы 5410 «Прибыль (убыток) отчетного года».

Счета раздела 8 «Счета производственного учета» предназначены для учета затрат организации на производство продукции и оказание услуг. На счетах данного раздела осуществляется группировка затрат по местам их возникновения и другим признакам, а также калькулирование себестоимости готовой продукции.

Раздел 8 «Счета производственного учета» состоит из подраздела 8000 «Счета производственного учета».

В целях реализации подпункта 4) пункта 5 статьи 20 Закона Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" Приказами Министра финансов N 218 и N 217 от 21.06.2007 были утверждены Национальный стандарт финансовой отчетности N 1 и Национальный стандарт финансовой отчетности № 2.

Национальный стандарт финансовой отчетности N 1, разработан в соответствии с Законом Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности", с целью определения порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности субъектами малого предпринимательства, определяемых в соответствии с Законом Республики Казахстан "О частном предпринимательстве", применяющие согласно налоговому законодательству Республики Казахстан специальные налоговые режимы для крестьянских или фермерских хозяйств, юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции, а также на основе упрощенной декларации.[27, п. 1]

Индивидуальные предприниматели, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, применяющие в соответствии с налоговым законодательством специальные налоговые режимы для крестьянских или фермерских хозяйств, а также на основе упрощенной декларации отражают свои хозяйственные операции и события в книге учета доходов для индивидуальных предпринимателей (далее - Книга). Индивидуальные предприниматели, подлежащие обязательной государственной регистрации в налоговом органе и не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость ведут бухгалтерский учет по своей деятельности в книге учета доходов для индивидуальных предпринимателей, не являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость по форме согласно приложению к Стандарту 1. Предприниматели, являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость ведут бухгалтерский учет по своей деятельности в книге учета доходов для индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость по форме согласно приложению 2 к Стандарту.

Целью национального стандарта финансовой отчетности № 2 (далее - Стандарт), является определение порядка осуществления бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности:

субъектами малого и среднего предпринимательства, определяемыми в соответствии с Законом Республики Казахстан «О частном предпринимательстве»;

некоммерческими организациями, филиалами и представительствами иностранных юридических лиц, зарегистрированными на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан (далее - субъект);

государственными предприятиями, основанными на праве оперативного управления (казенные предприятия) (далее - субъект).[28, с. 6]

Целью финансовых отчетов субъектов в соответствии с НСФО №2 является предоставление информации о финансовом положении, финансовых результатах и движении денежных средств субъектов, полезной для широкого круга пользователей, которые не имеют возможности требовать финансовых отчетов, отражающих специфику их информационных потребностей. Для достижения данной цели финансовые отчеты также показывают результаты управления ресурсами, доверенными руководству субъекта.

Качественные характеристики предъявляются к финансовой отчетности с целью получения полезной для пользователей информации. Основными качественными характеристиками являются понятность, уместность, надежность и сопоставимость.

Национальный стандарт финансовой отчетности № 2 состоит из 36 разделов регулирующих ведение бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Казахстан. Наиболее новыми для казахстанской системы учета из 36 разделов являются:

1. Инвестиции в недвижимость. Инвестиции в недвижимость - недвижимость (земля или здание, либо часть здания, либо и то и другое), находящаяся во владении (собственника или арендатора по договору финансовой аренды) с целью получения арендных платежей или прироста стоимости капитала, или того и другого, но:

1) использования в производстве или поставке товаров, оказание услуг, в административных целях; или

2) продажи в ходе обычной хозяйственной деятельности[29, п. 260].

Субъект должен включать объект недвижимости в класс инвестиций в недвижимость или исключать объект недвижимости из такого класса только тогда, когда объект недвижимости соответствует (или не соответствует) определению инвестиций в недвижимость.

2. Финансовая отчетность в условиях гиперинфляционной экономики. Признаками гиперинфляции являются определенные характеристики экономической среды страны. Экономика является гиперинфляционной, если кумулятивный показатель инфляции за три года приближается или превосходит 100%. Субъект может вести иностранные операции двумя способами. Он может проводить операции в иностранной валюте или осуществлять деятельность за рубежом. Настоящий раздел предписывает способ отражения операций в иностранной валюте и операций, осуществляемых в рамках зарубежной деятельности, в финансовых отчетах субъекта, а также способ перевода финансовых отчетов в валюту представления. Учет финансовых инструментов, выраженных в иностранной валюте, и учет операций хеджирования статей в иностранной валюте рассматривается в разделе 11 настоящего Стандарта.

3. Долгосрочные активы, предназначенные для продажи. Субъект классифицирует долгосрочный актив (включая основные средства, нематериальные активы и инвестиции в дочерние и ассоциированные организации и в совместную деятельность) как предназначенный для продажи, если его балансовая стоимость будет возмещена в основном за счет продажи, а не посредством продолжающегося использования. Для этого актив (или группа на выбытие) должен быть в наличии для немедленной продажи в существующем состоянии и только на обычных условиях, которые сопутствуют продаже таких активов, его продажа должна быть высоко вероятной, и субъект должен намереваться завершить его продажу в течение одного года с момента классификации как предназначенного для продажи. Субъект не должен амортизировать долгосрочный актив, пока он классифицируется как предназначенный для продажи или пока он является частью группы на выбытие, классифицированной как предназначенной для продажи. Проценты и прочие расходы, относящиеся к обязательствам группы на выбытие, классифицированной как предназначенной для продажи, должны продолжать признаваться.[29, п. 616]

Индивидуальный предприниматель или организация для осуществления ведения бухгалтерского учета, руководствуясь Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», международными и национальными стандартами финансовой отчетности, а также другими нормативными правовыми актами в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности и разрабатывают порядок контроля за операциями и событиями, принимают другие решения, необходимые для организации ведения бухгалтерского учета.

Правила ведения бухгалтерского учета разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», международными и национальными стандартами финансовой отчетности, устанавливают порядок ведения бухгалтерского учета индивидуальными предпринимателями и организациями на территории Республики Казахстан и утверждены Приказом Министра финансов от 22.06.2007 N 221.

В данных правилах описывается:

- организация бухгалтерской службы,

- документирование хозяйственных операций,

- учет кассовых операций,

- учет запасов,

- учет основных средств,

- инвентаризация,

- хранение документов бухгалтерского учета.

Как видим по своему содержанию данные правила напоминают Стандарт бухгалтерского учета 24 «Организация бухгалтерской службы» от 31 декабря 1997 г. N 455.[28, с. 7]

Данные правила устанавливают что основными задачами бухгалтерского учета являются:

- формирование полной и достоверной информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуальных предпринимателей и организаций, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования инвесторами, учредителями, поставщиками, покупателями, заимодателями, государственными органами, банками и иными заинтересованными лицами в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям финансовой отчетности для контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан при осуществлении хозяйственных операций и их целесообразностью;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости;

- контроль наличия и движения имущества, рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.[30, п. 3]

Как видим, для казахстанских бухгалтеров-практиков не составит труда переклассифицировать имущество на краткосрочные и долгосрочные активы и обязательства, но сами разделение активов на три выделенных нами раздела может создать некоторые трудности.

3.2 Методология перехода предприятий на счета МСФО

В первую очередь компания обязана применить МСФО в своей первой финансовой отчетности.

Компания обязана, кроме того, применить МСФО во всех тех промежуточных финансовых отчетах, которые она представляла в соответствии с МСФО 34, за ту часть того периода, который охвачен первой подготовленной по МСФО финансовой отчетностью.

МСФО 34 «Промежуточная финансовая отчетность» не устанавливает компании, обязанные публиковать промежуточную финансовую отчетность. Такое право, отмечают МСФО, предоставлено правительству, органам, регулирующим обращение ценных бумаг, фондовым биржам и т.д. По определению МСФО, 34 промежуточный период -- это отчетный период, который короче полного финансового года. Для ряда казахстанских компаний, как правило, это финансовые учреждения, акционерные общества, таким периодом является квартал. Следовательно, первая финансовая отчетность, подготовленная по МСФО, должна охватывать и квартальные отчеты, подготовленные в пределах отчетного года.[31, с. 30]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.