бесплатно рефераты
 

Международные стандарты финансовой отчетности

Международные стандарты финансовой отчетности

2

Содержание

  • Введение
    • 1. Сущность, значение и история развития МСФО
    • 2. Мониторинг мнений о ходе реформирования бухгалтерского учета в Республике Беларусь
    • 3. Возможные пути реформирования белорусского бухгалтерского учета на МСФО по мнения отечественных экономистов

Введение

Бухгалтерский учет, как и политика, и идеология не знает национальных границ. Учетные технологии экспортируются и импортируются, доказывая этим, что применяемые в различных странах системы учета имеют много общего. Особенно много одинакового в странах, тесно связанных между собой экономически, политически, а также имеющих общие географические границы.

В последние десятилетия проводится большая работа по унифицированию учета в странах Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Имея общие экономические интересы, страны ЕЭС принимают конкретные шаги по сближению национальных учетных систем и правовому обеспечению бухгалтерского учета [1, с.110].

Глобализация практически всех сфер жизни общества в современных условиях означает в том числе и установление универсальных требований к представлению информации о различных сторонах жизни общества, включая и отчетность. о финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования! Последнее получило свое закрепление (начиная с 1973 года) в виде Международных стандартов бухгалтерского учета - МСБУ (International accounting standards - IAS), которые в настоящее время включают 41 стандарт (из них действующие - 34). Следует отметить тот факт, что МСБУ устанавливают правила составления прежде всего финансовой отчетности, а также учета отдельных видов сделок (лизинга, продажи, предприятия и т.п.), учета отдельных видов имущества организации (основных средств, ценных бумаг) и отдельных видов деятельности (сельского хозяйства). Однако МСБУ никаким образом не предназначены заменить применяемую в той или иной стране национальную систему бухгалтерского учета и отчетности (хотя, несомненно, гораздо легче составлять отчетность по МСБУ при приближении или совпадении национальных стандартов учета с МСБУ). Следовательно, для того, чтобы финансово-хозяйственная деятельность субъектов хозяйствования Республики Беларусь была "прозрачна" и понятна для собственников и потенциальных интересов, необходимо представлять информацию об этой деятельности в соответствии с уже сложившимися в большинстве экономически развитых странах мира принципами такого представления, т.е. МСБУ. Существующая же система финансовой отчетности в Беларуси далека от требований МСЖУ.

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем бухгалтерского учета в нашей стране является приведение действующей системы учета и отчетности в соответствие с требованиями рыночной экономики и международных стандарт. Поэтому изучение накопленного в этой сфере опыта в зарубежных странах, а также положений и требований международных стандартов имеет особое значение.

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 мая 1998г. № 694 "О государственной программе перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь" утверждены государственная программа и мероприятия по ее реализации, выполнение которых в какой-то мере обеспечило сопоставимость показателей учета и отчетности в нашей республике с соответствующими показателями других стран. Выполнение программы требует изучения и внедрения международно признанных стандартов, нормативов и директив учета и отчетности [1, с.132].

Следовательно, трансформация отчетности предприятий Республики Беларусь по МСБУ является актуальной и практически значимой темой. Основной задачей данной работы является выявление (не) тождественности форм отчетности, согласно законодательства РБ, с формами МСФО, определение основных требований к отчетности, перспектив развития и методов трансформации белорусской отчетности на МСФО.

1. Сущность, значение и история развития МСФО

Идея создания признанных во всем мире стандартов бухгалтерского учета возникла на научной конференции в Гааге.29 июня 1973г. был создан Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) по соглашению бухгалтерских организаций Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Ирландии и США, куда вошли ученые этих стран. С 1990г. в его состав уже вошло 97 профессиональных бухгалтерских ассоциаций из 71 государства (без Беларуси). Комитетом опубликован 41 норматив, охватывающий принципы организации бухгалтерского учета и обработки учетной информации. В начале 90-х МСФО начали широкое распространение в разных странах мира [2, с.5].

Предложения Комитета носят рекомендательных характер, цель которых - максимально сблизить национальные системы бухгалтерского учета экономически развитых стран. Комитетом приняты стандарты учета, получившие в русскоязычных странах название "Международные стандарты финансовой отчетности" (МСФО). Однако в научной среде нет единого мнения относительно правильности данного перевода. Теоретики и практики бухгалтерского учета в США и Канаде не признают эти стандарты и считают, что американская система GAAP лучше подходит для использования в странах развитой экономики [3, с.22].

В 2000г. КМСФО был реорганизован и перешел от политики гармонизации бухгалтерского учета к политике конвергенции основных подходов к бухгалтерскому учету. В результате более 50 экономически ведущих стран приняли специальные программы перехода или сближения национальных стандартов с МСФО. Европейский союз обязал компании, чьи ценные бумаги общаются на европейских биржах, использовать с 2005г. МСФО при составлении консолидированной финансовой отчетности [2, с.5].

Деятельность КМСФО координируется Советом, который руководит Международной консультативной группой, созданной в 1981г. В Совет входят представители бухгалтерских организаций 13 стран и 4 других организаций, заинтересованных в качественной и достоверной финансовой отчетности. Членами Международной консультативной группы являются представители различных организаций: Международной федерации фондовых бирж, Международной торговой палаты, Международных банковских ассоциаций, Всемирного банка, Совета международных учетных стандартов и т.д. Кроме того, в качестве наблюдателей выступают Организация экономического сообщества и развития (ОЭСА), Центр Организации Объединенных Наций по транснациональным корпорациям (ИНСТС) [1, с.133].

Главные задачи КМСФО - формирование и издание в государственных интересах стандартов учета, отчетности и аудита, подлежащие применению при организации учета, составление и представление финансовой отчетности, работа по совершенствованию и гармонизации бухгалтерских инструкций, стандартов и т.п. [1, с.105].

Исходя из определенного в МСФО 1 "Представление финансовой отчетности" и Концептуальных основах назначения финансовой отчетности ее целью является представление такой информации о финансовом положении организации, ее финансовых результатах и движении денежных средств, которая полезна широкому кругу пользователей при принятии ими экономических решений. Кроме того, финансовая отчетность призвана отразить результаты управления экономическими ресурсами, доверенными руководству организации ее участниками и владельцами.

Для достижения поставленной цели МСФО 1 предусматривается, что финансовая отчетность должна обеспечивать наличие информации об активах, обязательствах, собственном капитале, доходах и расходах (включая прибыли и убытки), прочих изменениях в собственном капитале и движении денежных средств.

При этом важнейшими элементами финансовой отчетности признаются активы, обязательства и капитал, на основании которых осуществляется оценка финансового и имущественного положения организации, а также доходы и расходы, характеризующие результаты усилий руководства организации по сохранению и приращению исходного капитала.

Концептуальные основы не входят в состав стандартов. Они устанавливают цель составления финансовой отчетности, качественные характеристики отражаемой в ней информации, обуславливающие ее полезность, определяют элементы финансовой отчетности, порядок признания и оценки составляющих их объектов, а также существующие концепции капитала и его поддержания.

Финансовая отчетность в соответствии с МСФО 1 предназначена для удовлетворения информационных потребностей тех пользователей, которые в силу объективных причин не имеют доступа к иным источникам финансовой информации относительно результатов деятельности организации и не имеют оснований или возможностей требовать представления отчетов, содержание которых полностью удовлетворяет их запросам. К числу таких пользователей МСФО по умолчанию относят инвесторов, акционеров, кредиторов, поставщиков, клиентов, работников организации, государственные органы и общественность. [вестник по налогам и сборам РБ 22/2008]

Международные стандарты учета отражают различные стороны методологии и организации бухгалтерского учета в системе рыночной экономики. Они не искажают и не отменяют национальные стандарты, а используются различными странами в качестве ориентиров при разработке своих национальных стандартов учета и отчетности. Отдельные страны используют международные стандарты учета после их доработки и приспособления к национальным особенностям и требованиям бухгалтерского учета, другие используют их как основу для детализации национальных требований к учету. В некоторых странах требования международных стандартов включены в национальные законы без особых изменений [1, с.105].

В Республике Беларусь утверждена государственная программа перехода на международные стандарты бухгалтерского учета Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 мая 1998г. №694.

Цель реформирования системы бухгалтерского учета - приведение национальной системы учета в соответствие с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) и требованиями рыночной экономики. Достижение данной цели будет означать возможность формирования системы информации о финансовом состоянии предприятия для ее пользователей (инвесторов), обеспечение прозрачности и надежности бухгалтерской отчетности.

Задачами реформы являются:

формирование системы стандартов учета и отчетности, необходимых для внешних пользователей;

обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в Республике Беларусь с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

оказание методической помощи предприятиям в понимании и во внедрении системы управленческого учета [2].

Регулирование бухгалтерского учета в различных странах имеет существенные различия. В ряде стран (Аргентина, Франция, Германия) многие учетные стандарты возведены в ранг государственных законов, обязательных к исполнению, в других (США, Великобритания) большинство стандартов носят рекомендательный характер.

Результаты исследований, проведенные шестью ведущими в мире аудиторскими компаниями, систематизированные в совместном их издании под названием "GAAP 2001: сравнение правил финансовой отчетности" позволили авторам однозначно констатировать, что правила составления финансовой отчетности все еще довольно существенно различаются в разных странах: практически все национальные системы допускают существенные отличия от Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Поэтому напрямую сопоставлять зафиксированные в финансовой отчетности результаты деятельности компаний разных стран по-прежнему невозможно. Чтобы сравнения выглядели корректными, необходимо предварительно выполнить довольно трудоемкую работу по трансформации данных финансовой отчетности, составленной по национальным правилам, в сформированную по МСФО [4, с.61].

Отсюда следует, что внедрение МСФО в практику является проблемой не только белорусского, но мирового масштаба. Дело в том, что стандарты ориентированы на крупнейшие компании, т.е. компании, котирующие ценные бумаги на фондовых биржах. До настоящего времени эти стандарты не разделяются безоговорочно всеми биржами, однако в последние годы был достигнут существенный прогресс.

В 1995 г. Комитет по международным стандартам финансовой отчетности и Международная организация комиссии по ценным бумагам и биржам заключили соглашение о координации усилий в области гармонизации бухгалтерского учета в увязке с требованиями фондовых бирж, согласно которому предлагалось в течение ближайших лет разработать базовый набор стандартов (правил ведения учета и составление отчетности). К 1999г. работа над основными стандартами была завершена.

К сожалению пока ни одна белорусская компания не вышла на мировые биржи. Одна из причин - боязнь вести отчетность по международным стандартам [4, с.62].

Из всех государств СНГ дальше всех в реформировании бухгалтерского учета пошел Казахстан: в течение 1996-1997гг. принял 31 казахский стандарт бухгалтерского учета, которые полностью соответствуют требованиям МСФО (в Беларуси только 3 положения, которые далеки от требований МСФО, в России - 18 положений). О переходе на МСФО объявила и Украина [2, с.5].

В настоящее время в системе бухгалтерского учета в Республике Беларусь работает более 500 тыс. бухгалтеров различных категорий (профессиональных бухгалтеров, бухгалтеров-экономистов, бухгалтеров-техников и бухгалтеров-счетоводов), что требует повышенного внимания к совершенствованию их работы.

Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределяет необходимость адекватной трансформации и реформирования бухгалтерского учета. Это потребует изменения методологии бухгалтерского учета. При этом выдвигается ряд новых исследовательских программ, претворение в жизнь которых значительно расширит диапазон бухгалтерского учета, особенно его методологии. Развитие методологического обеспечения бухгалтерского учета предполагает создание инструкций по бухгалтерскому учету; проработку и создание методологической и методической базы налогового учета; разработку методических материалов, ориентированных на отраслевую специфику учета (металлургическая промышленность, страховые организации и т.д.); публикацию методических указаний, детализирующих и дополняющих документы более высокого уровня; создание методических материалов (комментариев), сопровождающих действующие нормативные документы; использование современных информационных технологий, в первую очередь интернет-технологий.

Реформирование бухгалтерского учета предполагает приве-1 дение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Реформа должна решить ряд проблем:

сформулировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих пользователей полезной информацией;

обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в Республике Беларусь с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

Основные мероприятия, необходимые для решения указанных проблем, осуществляются по направлениям совершенствования нормативно-правового регулирования; формирования нормативной базы (стандартов); методического обеспечения (инструкции, методические указания, комментарии); кадрового обеспечения (формирование бухгалтерской профессии, подготовки и повышения квалификации специалистов бухгалтерского учета); международного сотрудничества (активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета, и регулирование соответствующей деятельности).

Основополагающими моментами в нормативном регулировании бухгалтерского учета являются его переориентация с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность, регулирование финансового учета, органическое сочетание нормативных предписаний органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями, взвешенное использование международных стандартов в национальном регулировании. При этом важное значение имеет сохранение стабильности развития системы бухгалтерского учета, создание приемлемых условий для успешного выполнения ее функций в конкретной экономической среде, обеспечение непротиворечивости белорусской системы бухгалтерского учета общепризнанным в мире подходам к ведению бухгалтерского учета, формирование модели сосуществования и взаимодействия систем налогообложения и бухгалтерского учета. В последние годы с целью развития реформы бухгалтерского учета приняты Законы "О бухгалтерском учете и отчетности", "Об аудиторской деятельности", большинство глав Налогового кодекса Республики Беларусь.

Для развития бухгалтерского учета немаловажно и внедрение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Это универсальный язык бухгалтерского учета, уменьшающий различия национальных бухгалтерских систем путем гармонизации нормативных актов, стандартов бухгалтерского учета и порядка составления и представления бухгалтерского учета. МСФО является идеальным инструментом рыночных отношений, обеспечивающим инвестиционную привлекательность любой организации. Суть МСФО - построение налоговой базы с учетом всей информации, раскрываемой в финансовой отчетности. [книга с.74]

Составление финансовой отчетности в соответствии с МСФО возможно двумя путями:

использованием трансформации финансовой отчетности, составленной в соответствии с отечественным законодательством, в отчетность по МСФО на конец отчетного периода; (рис 1)

ведением параллельного учета по МСФО в течение всего отчетного периода. (рис 2) [бух учет и анализ 12/2007]

Метод трансформации финансовой отчетности

Рисунок 1.

Метод параллельного ведения бухгалтерского учета

Рисунок 2.

Постановлением № 185 определено, что финансовая отчетность по МСФО формируется на базе бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной согласно требованиям законодательства Республики Беларусь, путем применения метода трансформации (перегруппировки) статей бухгалтерского баланса и отчета о прибыли и убытках, внесение необходимых корректировок и применения профессиональных суждений.

Каждый метод имеет свои плюсы и минусы. В таблице 1 представлены некоторые из них.

Таблица 1

Методы формирования финансовой отчетности по МСФО

Методы

Плюсы

Минусы

Трансформация

ниже трудовые затраты на подготовку отчетности;

ниже трудовые и финансовые затраты на поддержание программного обеспечения (ПО), с помощью которого производится подготовка отчетности по МСФО;

не требуется мощное ПО;

возможность привлечения внешних специалистов

отсутствие оперативности при подготовке отчетности на промежуточной основе;

большая зависимость от знаний и умений узкого круга специалистов

Параллельного учета

оперативность получения отчетности за любой период;

большая точность информации;

требуется меньше сотрудников высокой квалификации

большие финансовые и трудовые затраты на работу двух систем ПО, обеспечивающих ведение бухгалтерского учета и отчетности по национальному законодательству и по МСФО;

наличие посторонних издержек на поддержание ПО;

двойные затраты по операциям, которые по белорусскому законодательству соответствуют МСФО

Как видно из таблицы 1, выбор метода трансформации (рисунок 1) для применения банковским сообществом республики является оптимальным. И это подтверждается тем, что по своей структуре национальная финансовая отчетность соответствует требованиям МСФО (состав форм и их содержание, а также включение в них линейных статей, раскрытие информации). [беларуски весник, стедзень 2008]

Ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику. Постепенно происходит адаптация международных стандартов к белорусской действительности с учетом национальной специфики. Особое значение при этом приобретает качество принимаемых стандартов, соотнесение их с системой налогообложения, а также использование в виде инструментов для управления организациями, взаимодействия с внешними партнерами и получения кредитов.

Внедрение новых инструкций по бухгалтерскому учету потребует выделения налогового учета и соотнесения его с бухгалтерским, так как они преследуют свои задачи и имеют абсолютно разных пользователей с несовпадающими интересами. Предполагается, что эти два вида учета будут разделены, а затем на определенном этапе интегрированы в одно целое, имея как бы две ветви. При этом данные отчетности бухгалтерского финансового учета будут позволять строить отчетность налогового учета.

В условиях реформирования бухгалтерского учета становится необходимым построение отдельной системы счетов для управленческой бухгалтерии и разработка детальных процедур ее увязки с показателями финансовой бухгалтерии. [книга с.76]

Важными направлениями совершенствования бухгалтерского учета в современных условиях являются: создание ряда авторитетных и представительных профессиональных (саморегулирующихся) объединений, формирование системы профессиональной аттестации бухгалтеров и аудиторов, присоединение к деятельности соответствующих профессиональных международных организаций (Международная федерация бухгалтеров, Комитет по международным стандартам финансовой отчетности, секция по бухгалтерскому учету Комитета по торговле и развитию ООН, Организация экономического сотрудничества и развития и др.), разработка и широкое общественное признание норм профессиональной этики, организация общественного контроля за профессиональной деятельностью и т.д.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.