бесплатно рефераты
 

Международные стандарты финансовой отчетности

Международные стандарты финансовой отчетности

Стандарты как основа учетной политики

Формирование учетной политики - это выбор некоторой совокупности известных способов ведения бухгалтерского учета и установление порядка их применения в конкретной хозяйственной ситуации. Иными словами, учетная политика - это порядок осуществления первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности предприятия, или реализация метода бухгалтерского учета.

Учетная политика определяется, как «совокупность способов, применяемых руководителем субъекта для ведения бухгалтерского учета и раскрытия финансовой отчетности в соответствии с их принципами и основами».

Главные принципы, основы, условия, правила и процедуры, принятые для составления финансовой отчетности, составляют учетную политику и должны соответствовать существующим стандартам бухгалтерского учета.

Базой для формирования учетной политики являются стандарты бухгалтерского учета, которые допускают альтернативные способы отражения хозяйственных операций, активов, собственного капитала, обязательств, результатов деятельности.

Формирование учетной политики заключается в выборе одного из способов, предлагаемых в каждом стандарте, обосновании их исходя из условий деятельности субъекта и принятии в качестве основы для ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности.

Не существует твердо установленных правил формирования учетной политики. В целом лучшее представление об экономическом положении, существующем на предприятии, и наиболее приемлемой учетной политике, должно составлять руководство субъектов.

В процессе выбора и формирования учетной политики необходимо внимательно проконсультироваться с каждым из стандартов бухгалтерского учета, предоставляющим выбор альтернативных методов и способов с целью идентификации стандартов, наиболее отвечающих экономической ситуации на предприятии. В том случае, если в компании поступили инвестиции для развития дочерних компаний, необходимо соблюдать требования стандарта бухгалтерского учета 14. Учет инвестиций в зависимое хозяйственное товарищество». Альтернативные методы ведения учета инвестиций в зависимые хозяйственные товарищества, допустимые данным стандартом, являются фактором, влияющим на формирование учетной политики.

При выборе и принятии учетной политики требуется соблюдать соответствие финансовой отчетности требованиям каждого действующего стандарта бухгалтерского учета, а также методологических рекомендаций.

Принятая учетная политика должна быть максимально приближена к реальной ситуации на предприятии и соблюдать принцип соответствия доходов затратам.

Однажды принятая учетная политика применяется последовательно о г периода до чех пор, пока не потребуется внести в нее изменения в соответствии с требованиями Департамента методологии бухгалтерского учета и аудит.

Стандартизация бухгалтерского учета в Казахстане

Стандарты бухгалтерского учета - это второй уровень регулирования учетной системы, они являются нормативно - правовыми документами, обязательными для исполнения всеми субъектами, представляющими финансовую отчетность.

На основе стандартов устанавливаются базовые правила ведения бухгалтерского учета по раздельным отделам (участкам) учета, а также по отраслевым и иным отличительным особенностям хозяйствующих субъектов.

Под термином стандартизация учета понимается применение совокупности законодательно установленных процедур в целях упорядочения деятельности в учетной системе субъектов (предприятий, организаций и учреждений) для правильного ведения бухгалтерского учета.

Стандарты описывают разные аспекты учета и служат методологической основой, инструментом для анализа правильности применения тех или иных методов и приемов. В целом они представляют собой достаточно полную и стройную систему и условно делятся на следующие группы:

1. оценочные - раскрывают информацию о методах оценки активов и обязательств, а также затрат и доходов. Эти стандарты обычно предполагают альтернативные (один из двух или нескольких возможных методов) оценю! и признания;

2. пояснительные - описывают содержание информации, которая присутствует в пояснительной записке к финансовым отчетам;

3. отраслевые - специализированные стандарты, информируют о специфике ведения учета в отдельных отраслях.

В рамках перехода Республика Казахстан на принятую в международной практике систему учета 1997 года было введено 20 стандартов бухгалтерского учета, которые в настоящее время дополняются количественно с разработкой методических рекомендаций по их применению. Как и в международной практике, действующие стандарты учета в Казахстане можно подразделить на:

1. общеметодологические (№1 «Учетная политика», №2 «Бухгалтерский баланс и основные раскрытия в финансовых отчетах», №3 «Отчет о результатах финансово - хозяйственной деятельности», №4 «Отчет о движении денежных средств» и т.п.);

2. стандарты по вопросам социальной политики (№16 «Учет расходов на пенсионное обеспечение» и т.д.);

3. Стандарты по отдельным видам имущества и средств» (№6 «Учет основных средств», №7 «Учет товарно-материальных запасов», №8 «Учет финансовых инвестиций») и др. До принятия стандартов бухгалтерского учета в 1997 году он осуществлялся по методам, принятым во времена советского учета.

В соответствии с той системой учетную политику составляли принципы, методы, условия и правила, соблюдаемые в то время.

Основными изменениями стандартов, повлиявшими на учетную политику, стали оценка товарно-материальных запасов, определение основных средств, отмена концепций малоценных и быстро изнашивающихся предметов, использование прибыли, а также введение в силу концепции затрат периода.

В республике Казахстан основным органом, осуществляющим стандартизацию учета, является Министерство финансов РК и созданный при нем аппарат, который назывался ранее национальной комиссией по бухгалтерскому учету, затем был переименован в Департамент методологии бухгалтерского учета и аудита. Хозяйствующие субъекты руководствуются в своей деятельности законами, стандартами, методическими указаниями этих органов.

Рассмотрим основные отличия международных стандартов учета от казахстанских.

Таблица 1

Аспекты сравнения

МСБУ

КСБУ

Пользователи

Инвесторы, акционеры, работники и др.

В основном государство, налоговые и др. службы

Историческая среда развития

Свободная рыночная экономика

Государственное регулирование, плановая экономика

Мотивация

Представление истиной объективной картины деятельности компании

Осуществление государственного контроля и обеспечение максимальных налогов

Развитие учетной профессии

Определяющая роль ассоциаций профессиональных бухгалтеров

Государственное регулирование, профессиональные ассоциации не играют существенной роли

Приведенные данные показывают, что казахстанские стандарты до настоящего времени продолжают отличаться от международных стандартов, хотя нельзя не подчеркнуть их стремление приблизиться к передовой мировой учетной системе.

Международные стандарты финансовой отчетности

Стандартизация учетной системы - объективная потребность и актуальность в исследовании, сравнении и классификации существующих в разных странах систем учета, разработке и рекомендациях по унификации учета и отчетности. В международной практике существуют многочисленные организации. Которые заняты работой в этой области. Среди них:

Комитет по международным бухгалтерским стандартам;

Организация Объединенных наций;

Экономический и социальный совет;

Комиссия по транснациональным корпорациям;

Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности (ООН);

Организация по экономическому сотрудничеству и развитию;

Европейский союз (ЕС).

К региональным организациям профессиональных бухгалтеров, содействующим процессам стандартизации учета, относятся:

Европейская федерация профессиональных бухгалтеров;

Межамериканская бухгалтерская ассоциация;

Федерация бухгалтеров стран - членов АСЕЭН;

Конфедерация бухгалтеров Азиатского и тихоокеанского регионов;

Африканский совет по бухгалтерскому учету.

Непосредственно стандартизацией международного учета занимается созданный в 1973 году Комитет по международным бухгалтерским стандартам (КМСФО). Он был организован соглашением между профессиональными объединениями бухгалтеров из ряда стран: Австралия, Канада, Франция, Германия, Япония, Мексика, Голландия, США, Великобритания и Ирландия. В настоящее время в нем участвуют более 100 профессиональных бухгалтерских объединений и ассоциаций из 76 стран. Консультативная группа при комитете включает в себя совет по стандартам финансового учета, Международную ассоциацию банков, Международную организацию юристов, Международную торговую палату, мировой банк, Европейский союз. Руководящим органом является правление, в которое входят национальные бухгалтерские организации из 13 стран, в том числе обязательно должны быть представлены 4 развивающиеся страны, а также представителя других групп пользователей.

На мировом уровне Комитет - единственная организация, выпускавшая стандарты бухгалтерского учета. По состоянию на 2001 год КМСФО осуществлял свою деятельность в 104 странах мира и разработал и внедрил 40 международных стандартов финансовой отчетности.

Процедура принятия стандарта - длительный процесс, который состоит из нескольких этапов и занимает примерно три года. В течение определенного срока любой специалист может дать предложения, которые обязательно рассматриваются и учитываются.

Окончательный проект одобряется правлением и направляется во все страны - члены Комитета для перевода и публикации.

Стандарты соответствуют основному направлению - созданию гармоничной и целостной системы международного учета.

Каждый стандарт включает в себя:

введение, отражающее общее содержание стандарта, изложение его задач и концепций;

определение (терминологию), позволяющие избежать двусмысленности в трактовке;

круг охватываемых проблем, объяснения, рассматривающие понятия и их трактовку с точки зрения поставленных целей;

описание методологических проблем, путей и возможностей их решения, критерии применения данного стандарта;

предписания, связанные с практической реализацией стандарта, базы оценки и методы учета;

указание способа раскрытия информации и др. пояснения;

дату вступления в силу.

В основе международных стандартов лежат правила альтернативных решений и тех же вопросов бухгалтерской отчетности и учета, а также предусматривается несколько равных возможностей, но дающих различные результаты вариантов, что делает их более гибкими. При этом их применение не носит регламентированного характера. Комитет предпринимает различные попытки по устранению возникающих несоответствий для более целостной взаимосвязи международного учета. С этой целью осуществляется практическая оценка и обзоры практики \*чета и отчетности в разных странах.

В наиболее общем виде международные стандарты бухгалтерского учета представляют собой перечень норм учета, разработанных для гармонизации учетных систем разных стран. Основная цель разработки таких стандартов -удовлетворение потребностей большинства пользователей, принимающих экономические решения.

Т.е. увязка различных систем бухгалтерского учета и отчетности, путем введения их в рамки общей классификации, то есть стандартизация формы с сохранением существенных различий.

Объективными преимуществами МСФО перед национальными учетными стандартами являются:

МСФО обобщают лучшие знания и опыт, накопленный бухгалтерами разных стран;

В разработки МСФО проходят этапы публичного обсуждения и «пилотного» применения;

МСФО не «привязаны» к особенностям регулирования учета в отдельных странах;

МСФО обеспечивает сопоставимость бухгалтерской документации между компаниями в общемировом масштабе, а также являются условием доступности отчетной информации для внешних пользователей;

МСФО позволяет значительно сократить расходы компаний по подготовке консолидированной (сводной) отчетности;

МСФО отличаются простотой восприятия для пользователей финансовой информации;

МСФО постоянно совершенствуется.

Совокупность данных преимуществ во много обеспечивает стремление различных стран и использованию МСФО в национальной практике учета.

Однако следует отметить и недостатки МСФО, к ним, в частности, можно отнести:

1. Отсутствие подробных указаний, разъяснений, примеров приложения стандартов к конкретным ситуациям;

2. Ориентация МСФО на развитую рыночную экономику, что затрудняет их использование развивающимися странами;

3. Рекомендательный характер МСФО, их,»необязательность», что заметно тормозит процесс гармонизации учета.

К недостаткам МСФО следует отнести и то, что их применение не может быть частичным, т.е. отчетность должна соответствовать требованиям каждого применимого стандарта. Если стандарты применяются не полностью - это значит, что отчетность не соответствует МСФО.

Стандартизация и переход на МСФО в Казахстане

К числу существенных причин, по которым международная практика стандартизации учета должна стать основой реформирования казахстанского учета, относится то, что именно международные стандарты отражают особенности рыночной экономики, открыты для последующих изменений и требуют меньших затрат на разработку и внедрение.

В связи с этим в 2002 году в Казахстане был принят Закон «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», согласно которому составление финансовой отчетности организациями будет осуществляться в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

В Казахстане переход и составлению отчетности по МСФО намечено осуществить поэтапно:

1. с 1 января 2003 года отдельных организаций, определяемых в порядке установленном Правительством РК;

2. с 1 января 2004 года для иных организаций.

Закон предусматривает переход на МСФО путем пересмотра наших казахстанских стандартов бухгалтерского учета, посредством приведения и в соответствие с требованиями МСФО. В период перехода на МСФО резко возрастает значение учетной политики организации - как инструмента, создающего условия для 1; перехода на МСФО; обеспечивающего методологическое сопровождение по каждому конкретному аспекту применения МСФО.

Работники организаций переходящие па МСФО должны четко представлять каждый аспект ведения учета и составления отчетности, какие положения МСФО применяются.

Ссылаясь на закон, можно констатировать, что вопросы перехода и применению МСФО не относятся и субъектом малого предпринимательства.

Также положение с МСФО не распространяется па государственные учреждения, так как в данных организациях применяются ведение бухгалтерского учета, а не составление финансовой отчетности.

Бухгалтерский учет представляет собой систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях организаций.

В связи с этим, организации могут вести бухгалтерский учет Казахстанским стандартам бухгалтерского учета, а составления финансовой отчетности должны осуществлять в соответствии с МСФО.

Такой путь перехода на МСФО более реален и применим в период до приведения казахстанских стандартов бухгалтерского учета в соответствии с МСФО.

В настоящее время вопросы перехода на МСФО регулируются новым стандартом «Первое применение МСФО».

Стандарты и интерпретации, действительные для периодов первого применения, должны применяться ретроспективно, за исключением случаев, когда:

1. отдельные стандарты и интерпретации разрешают или допускают другие положения переходного периода; или

2. величина корректировки, относящейся и предшествующим периодам, не может быть надежно оценена.

Любая корректировка, являющаяся результатом перехода на МСФО, должна рассматриваться, как корректировка начального сальдо нераспределенной прибыли наиболее раннего из периодов, представленных в соответствии с МСФО.

Международный стандарт финансовой отчетности МСФО 1 (редакция 1997 г.). ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Настоящий пересмотренный Международный стандарт финансовой отчетности заменяет МСФО 1, Раскрытие учетной политики, МСФО 5, Информация, подлежащая раскрытию в финансовой отчетности, и МСФО 13, Представление краткосрочных активов и краткосрочных обязательств, которые были утверждены Правлением в измененном формате в 1994 году. МСФО 1 (пересмотренный) был утвержден Правлением КМСФО в июле 1997 года и вступает в силу для финансовой отчетности, охватывающей периоды, которые начинаются с 1 июля 1998 года или после этой даты. Досрочное применение приветствуется.

К МСФО 1 имеет отношение одна Интерпретация ПКИ:

ПКИ 8, Применение МСФО впервые в качестве главной основы учета

Введение

1. Настоящий стандарт (МСФО 1 (пересмотренный)) заменяет Международные стандарты финансовой отчетности МСФО 1, Раскрытие учетной политики, МСФО 5, Информация, подлежащая раскрытию в финансовой отчетности, и МСФО 13, Представление краткосрочных активов и краткосрочных обязательств. МСФО 1 (пересмотренный) вступает в силу для учетных периодов, начинающихся с 1 июля 1998 года или после этой даты, однако, поскольку его требования соответствуют требованиям существующих стандартов, приветствуется его применение до этого срока.

2. Настоящий Стандарт приводит требования заменяемых им Стандартов в соответствие с Принципами подготовки и представления финансовой отчетности КМСФО. Кроме того, он предназначен для улучшения качества финансовой отчетности, представляемой по Международным стандартам финансовой отчетности за счет:

(a) обеспечения того, чтобы финансовая отчетность, в которой заявляется о соответствии ее МСФО, соответствовала каждому применимому Стандарту, включая все требования по раскрытию информации;

(b) обеспечения того, чтобы отступления от требований МСФО ограничивались чрезвычайно редкими случаями (примеры несоответствия будут отслеживаться и, при необходимости, будут издаваться дополнительные руководства);

(c) предоставления руководства по структуре финансовой отчетности, включая минимальные требования для каждой основной формы отчетности, учетной политики и примечаний, и всех иллюстративных приложений; и

(d) установления (на основе Принципов подготовки и представления финансовой отчетности) практических требований по таким вопросам, как существенность, непрерывность деятельности компании, выбор учетной политики при отсутствии Стандарта, последовательность и представление сравнительной информации.

3. В целях учета потребности пользователей в более полной информации о "финансовых результатах деятельности", оцененных более широко чем "прибыль", показанная в отчете о прибылях и убытках, настоящий Стандарт устанавливает новые требования по отражению в основных формах финансовой отчетности тех прибылей и убытков, которые не представляются в отчете о прибылях и убытках в настоящее время. Новая отчетность может представляться либо как "традиционная" сверка капитала в форме колонок, или как собственно отчет о финансовых результатах деятельности. Совет КМСФО в апреле 1997 года в принципе дал согласие на рассмотрение вопросов измерения и представления финансовых результатов деятельности. По этому проекту первоначально предполагается рассмотреть взаимосвязь между отчетностью о финансовых результатах деятельности и задачами отчетности в Принципах КМСФО. Затем КМСФО разработает предложения в этой области.

4. Настоящий Стандарт применяется ко всем компаниям, составляющим отчетность в соответствии с МСФО, включая банки и страховые компании. Минимальные структуры разработаны достаточно гибкими, чтобы их можно было приспособить для применения любыми компаниями. Банки, например, должны быть способны разработать представление информации, соответствующее настоящему Стандарту и более детальным требованиям МСФО 30, Раскрытиея информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.