бесплатно рефераты
 

Международная система финансовой отчетности (МСФО)

Международная система финансовой отчетности (МСФО)

МСФО

ТЕМА: Регулирование б/у и б/о на международном уровне

1) Национальные учетные системы

2) Классификация моделей б/у

3) Необходимость международной стандартизации учета

4) Международные организации, влияющие на процесс стандартизации учета на региональном уровне

5) Международные организации, влияющие на процесс стандартизации учета на мировом уровне

1.

Б/у определяется средой, в которой он функционирует. каждой стране присуща своя история, свои ценности, политическая система. различия принципов учета в разных странах обусловлены разнообразием существующих форм организации хозяйственной деятельности, влиянием внешних факторов: географических, политических, социальных, экономических и др.

В США и Великобритании финансовая отчетность нацелена на информационные потребности кредиторов и инвесторов, поэтому финансовые отчеты компаний отличаются аналитичностью, а определение рентабельности деятельности является целью финансового учета.

Методология учета определяется независимым профессиональным сообществом, после чего учетные стандарты утверждаются законодательно и их соблюдение является обязательным.

Применяется профессиональное регулирование методологии учета, а не ее прямая государственная регламентация.

Планы счетов являются профессиональными, т.е. разрабатываются компаниями самостоятельно.

Общепринятым считается признание высокого уровня профессиональной подготовки бухгалтеров.

Американские стандарты учета US GAAP

Британские - UK GAAP

В Швейцарии, германии и Японии финансовая политика определяется небольшим количеством очень крупных банков, удовлетворяющих значительную часть финансовых потребностей бизнеса.

Информация, необходимая для обоснования дополнительных финансовых инвестиций, формируется в процессе прямых контактов заинтересованных лиц.

Отчетность нацелена, прежде всего, на защиту интересов банков-кредиторов.

Во Франции и Швеции правительства играют определяющую роль в управлении национальными ресурсами. Компании должны придерживаться государственной экономической политики.

Учет ориентирован на потребности государственных плановых органов, и компании должны следовать унифицированным стандартам.

2.

Одну из известных классификаций моделей б/у описал Г.Р. Хэтфилд в 1911 году. Он выделил три типа моделей бухгалтерского учета:

1) Британо-американская - функционирует в условиях развитого финансового и акционерного рынка. Основная идея модели - ориентация учета на информационные запросы кредиторов и инвесторов. Применяется в Австралии, Венесуэле, Гонконге, Индии, Канаде, Нидерландах, Пакистане, ЮАР и др.

Основополагающие принципы были разработаны в США и Великобритании. Большой вклад внесла Голландия. В настоящее время роль этих стран продолжает оставаться чрезвычайно активной.

2) Континентальная - применяется в Австрии, Алжире, Германии, Греции, Китае, Норвегии, Японии, России*. Учетная практика направлена в этих странах на удовлетворение требований правительства, в частности в отношении налогообложения в соответствии с национальным макроэкономическим планом.

3) Южно-американская - охватывает Аргентину, Бразилию, Парагвай, Уругвай, Чили, Эквадор и др.. За исключением Бразилии эти страны объединяет общий язык (испанский).для этой модели характерно высокий уровень инфляции, ориентация учета по потребности государственных плановых органов, применение унифицированных методик учета.

4) Исламская - ориентирована на налоговое правило и соответствует законам Шариата. Наряду с аудиторским заключением компании обязаны получить заключение шариатского комитета.

5) Интернациональная (международная) - вытекает из потребностей международной согласованности учета в интересах ТНК и иностранных участников международных финансовых рынков.

3.

Являясь информационной базой для принятия управленческих решений, б/у должен удовлетворять все потребности в информации ее пользователей как национальных так и зарубежных. Однако национальные системы учета разных стран имеют принципиальные различия. В мире нет и двух тождественных национальных систем учета. Эта проблема стала особенно актуальной во второй половине 20-го века. Это обусловлено следующими объективными причинами:

1) Экономическая интеграция, осуществляемая в виде различных организационных форм

2) Корпоративная интернационализация, примером которой является приобретение контрольного пакета акций или полное поглощение некоторых фирм другой зарубежной компанией

3) Развитие международного финансового рынка

4) Формирование международного рынка капитала

5) Усиление роли транснациональных корпораций (тнк), на долю которых приходится более половины мирового внешнеторгового оборота

6) Международная статистика предусматривает, что представление национальных экономик в международных статистических справочниках должно быть сопоставимым в пределах общепризнанных альтернативных вариантах

4.

Региональная гармонизация б/у имеет значение как реальный инструмент изучения и решения общих проблем, освоение учетных стандартов в условиях совместного регионального экономического развития.

На региональном уровне первыми начиная с 1957 г. стали регулировать сопоставимость финансовой отчетности страны-члены европейского экономического сообщества (с 1993 г. - европейского союза). В настоящее время в европейский союз (ЕС) входят 27 стран.

Одной из задач ЕС является гармонизация различных систем бухгалтерского учета стран-членов ЕС, которая заключается в согласовании методологий учета различных стран. В 1961 г. была сформирована исследовательская группа по проблемам бухгалтерского учета. По результатам проведенной работы был опубликован ряд директив, представляющих собой свод законов, которые страны-участницы интегрируют в системы своих национальных законов. Наиболее важными являются 4-я директива «Об унификации форм отчетности и правил их аудирования» (1978) и 7-я директива «О принципах составления консолидированной отчетности» (1983).

Совершенствованием европейской методологии учета занимается федерация европейских бухгалтеров-экспертов. Основными задачами федерации является консультирование комиссий ЕС по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения, осуществление сравнительного анализа директив ЕС и МСФО с целью выявления их совместимости.

Африканский совет по бухгалтерскому учету основан в 1979 г. для унификации методик учета и совершенствования профессионального образования.

Межамериканская ассоциация бухгалтеров основана в 1949 г. Цель: унификация бухгалтерской практики в южно-американских странах.

Арабское общество аудиторов (1984г) - развитие учетной методологии, повышение профессионального уровня бухгалтеров, защита их статуса.

Международная региональная Федерация бухгалтеров и аудиторов «Евразия» (1999) - представляет около 20профессиональных организаций от стран СНГ. Цель: поддержка и содействие бухгалтерским и аудиторским организациям, развитие теории и практики на основе МСФО.

5.

Наиболее представительной международной бухгалтерской организацией является совет по МСФО (СМСФО). Институт МСФО сформирован 01.04.2001 г. в результате преобразования комитета по МСФО (КМСФО). В свою очередь КМСФО был создан в 1973 г. Штаб-квартира СМСФО - в Лондоне. Цель деятельности: разработка, публикация, оказание помощи при освоении МСФО.

Международная Федерация бухгалтеров (МФБ) IFAC - находится в Нью-Йорке. Цель: международная координация, укрепление престижа профессиональных бухгалтеров, организация международных конгрессов бухгалтеров. При МФБ действует ряд комитетов: по этике, по профессиональной подготовке, по практике аудирования (он разработал МСА).

Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности при ООН. Создана в 1982 г. Цель:

1) Изучение б/у и ф/о в международном аспекте

2) Содействие стандартизации учета на национальном и международном уровне

3) Защита интересов развивающихся стран при раскрытии финансовой информации

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР - OECD) - создана в 1961 г. В 1978 г. Учредила специальную рабочую группу по бухгалтерским стандартам. Цель деятельности: в сближении национальных методик отчетности 25-ти стран-членов ОЭСР.

ТЕМА: Сущность и цели деятельности СМСФО

1) Цели деятельности и организационная структура СМСФО

2) Порядок разработки стандартов и интерпретаций

3) Понятие и состав МСФО

4) Формы применения МСФО различными странами

1.

Цели СМСФО, отраженные в настоящее время в уставе, (с 01.04.01):

1) Разработка в общественных интересах единого комплекта высококачественных, понятных и практически реализуемых всемирных стандартов ф/о, которые требуют предоставление качественной прозрачной и сравнимой информации ф/о

2) Содействие внедрению и строгому соблюдению всемирных стандартов

3) Сотрудничество с национальными органами, ответственными за разработку и внедрение СФО с целью максимального сближения национальных и МСФО

- конвергенция

Организационная структура СМСФО

попечители назначают

Основные функции попечителей:

1) Назначение членов СМСФО, КСС и КИМФО

2) Контроль эффективности деятельности СМСФО

3) Утверждение бюджетов СМСФО

4) Проведение существенных структурных изменений

СМСФО несет полную ответственность за подготовку и издание МСФО, подготовку проектов положений, установление порядка рассмотрения комментариев, полученных по дискуссионным документам и публикацию основ для выработки заключений.

КСС занимается консультированием СМСФО по повестке и приоритетам работы, предоставлением консультаций попечителям и СМСФО.

КИМФО проводит аналогии с требованиями МСФО, затрагивающих сходные проблемы. Учитывает решение других органов, устанавливающих стандарты, и принятую отраслевую практику в той степени, в которой она соответствует МСФО.

2.

Этапы разработки МСФО состоят из обязательных и необязательных.

Этапы:

1) Определение и анализ соответствующих вопросов, и рассмотрение возможностей применения к ним принципов подготовки и составления ФО (обязательный)

2) Изучение национальных требований и практики б/у и обмен мнениями с национальными органами, которые устанавливают стандарты (обязательный)

3) Консультации с КСС по стандартам относительно включения данной темы в повестку дня СМСФО

4) Создание консультативной группы для оказания консультативной поддержки СМСФО (обязательный)

5) Публикация дискуссионного документа для всеобщего обсуждения

6) Публикация проекта наложения для всеобщего обсуждения

7) Рассмотрение всех комментариев, полученных в установленный период

8) Если признано необходимым проведение общественных слушаний и тестирования в реальной обстановке

9) Утверждение стандартов, по крайней мере, восемью голосами членов СМСФО (обязательный)

3.

МСФО - общепринятые принципы б/у и отчетности, правила, устанавливающие требования к признанию, оценке и раскрытию финансово-хозяйственных операций для составления финансовых отчетов компаний во всем мире.

Цель МСФО: координация учетных стандартов для того, чтобы свести к минимуму национальные различия отчетности и обеспечить на этой основе сравнимость и надежность информации для принятия решения её пользователями.

Основные задачи МСФО:

1) Определить порядок подготовки и предоставления ФО

2) Установить критерии признания отдельных статей и операций ФО

3) Классифицировать объекты учета

4) Унифицировать порядок отражения объектов учета в отчетности

5) Рекомендовать методы оценки объектов учета

6) Определит объем информации, подлежащей раскрытию и др.

МСФО - IFRS

МСФО - система документов, которая включает в себя:

1) Принципы подготовки и составления ФО (утверждены в 1989 г). Этот документ не является стандартом, но именно в нем раскрыты принципы подготовки ФО

2) МСФО в двух форматах IAS 29 (в старом формате), IFRS - 8 стандартов (в новом)

3) Интерпретация в двух форматах:

- в старом формате ПКИ (SIC) 11

- в новом формате КИМФО (IFRS) 10

Утвержденным текстом МСФО является текст, опубликованный СМСФО на английском языке.

МСФО были впервые официально переведены на русский язык и опубликованы в 1998 г.

4.

В настоящее время существует несколько вариантов использования странами МСФО, среди которых модно выделить два основных:

1) Использование МСФО наряду с национальными стандартами - предполагает, что индивидуальная финансовая отчетность формируется по национальным правилам, которые не противоречат принципам МСФО, а консолидированная ФО группы компаний подготавливается на основе МСФО. Такой подход используется начиная с отчетов за 2005 г в странах-членах ЕС. В России также применяется данный вариант внедрения МСФО в практику

2) Замена национальных стандартов на МСФО - предусматривает отказ от национального суверенитета значительной сферы регулирования экономических отношений. МСФО стали основой для национальных стандартов в таких странах: Албания, Барбадос, Бахрейн, Гаити, Зимбабве, Ямайка и др. Однако такое решение является скорее специфической чем всеобщей практической. Развитые страны предпочитают сохранять национальные учетные системы, регулируя их в соответствии с МСФО.

ТЕМА: Принципы подготовки и составления финансовой отчетности

1) Предназначение и сфера применения принципов

2) Пользователи ФО и их информационные потребности

3) Основополагающие допущения

4) Качественные характеристики информации

5) Элементы ФО

6) Оценка элементов ФО

1.

Принципы определяют основополагающие положения в отношении подготовки и предоставления ФО для внешних пользователей. Они предназначены для того, чтобы помогать:

1) СМСФО в разработке будущих и пересмотре уже существующих МСФО, в продвижении гармонизации правил, бухгалтерских стандартов и процедур, связанных с представлением ФО, путем обеспечения основы для сокращения числа альтернативных подходов к учетной интерпретации

2) Национальным органам стандартизации в разработке национальных стандартов

3) Составителям ФО в применении МСФО

4) Аудиторам в формировании мнения о соответствии или несоответствии ФО МСФО

5) Пользователям ФО, составленной в соответствии с МСФО, в интерпретации содержащейся в ней информации

2.

ФО общего назначения предназначена для широкого круга пользователей. В принципах определены группы пользователей ФО, а также их информационные потребности.

Группы пользователей:

1) Инвесторы, вкладывающие капитал, и их консультанты; акционеры, заинтересованные в информации, позволяющей им оценить способность компании выплачивать им дивиденды

2) Работники и представляющие их группы - заинтересованы в информации о стабильности и прибыльности своих нанимателей, а также в информации, которая позволяет им оценить способность своей компании обеспечить з/п, пенсию, трудоустройство

3) Заимодавцы - интересуются информацией, позволяющей им определить будет ли заем и причитающиеся по ним проценты возвращены вовремя

4) Поставщики и прочие торговые кредиторы - интересуются информацией, которая дает им возможность определить: будет ли в срок погашена задолженность перед ними

5) Покупатели - интересуются информацией о стабильности компании, особенно когда они имеют с ней долгосрочные отношения или зависят от неё

6) Правительство и их органы - заинтересованы в распределении ресурсов, а значит и в деятельности компаний

7) Общественность - интересует информация о тенденциях и последних изменениях благосостояния компании и диапазоне её деятельности. На местном уровне компании и общество совместно решают проблемы занятости, экологии, здравоохранения и обеспечения безопасности. Эту категорию пользователи интересует информация, которая может быть и не финансовой

3.

Допущения:

1) Учет по методу начисления. Согласно этому методу, результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения (а не тогда, когда денежные средства или их эквиваленты получены или выплачены). Они отражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетность периодов, к которым относятся. Финансовая отчетность, составленная по методу начисления, информирует пользователей не только о прошлых операциях, связанных с выплатой и получением денежных средств, но также и об обязательствах заплатить деньги в будущем, и о ресурсах, представляющих денежные средства, которые будут получены в будущем.

2) Непрерывность деятельности. Финансовая отчетность обычно составляется на основе допущения, что компания действует, и будет действовать в обозримом будущем. Таким образом, предполагается, что компания не собирается ликвидироваться или существенно сократить масштабы своей деятельности; если такое намерение или необходимость существуют, финансовая отчетность должна составляться на другой основе, и применяемая основа должна раскрываться

4.

1) Понятность, т.е. доступность информации для понимания пользователем. Предполагается, что для этого пользователи должны иметь достаточные знания в сфере деловой и экономической деятельности, бухгалтерского учета и желание изучать информацию с должным старанием. Но информация о сложных вопросах, которые должны быть отражены в финансовой отчетности ввиду их важности для принятия пользователями экономических решений, не должна исключаться только из-за того, что может оказаться слишком сложной для понимания определенными пользователями.

2) Уместность - информация является уместной, когда она влияет на экономические решения пользователей, помогая им оценивать прошлые, настоящие и будущие события, подтверждать или исправлять их прошлые оценки. На уместность информации серьезное влияние оказывает ее характер и существенность. Определение существенности, соответствующее современным требованиям, дано в МСФО (IAS) 1 «Предоставление ФО»

3) Надежность. Информация является надежной, когда в ней нет существенных ошибок и искажений

4) Сопоставимость. Пользователи должны иметь возможность сопоставлять финансовую отчетность компании за разные периоды и ФО разных компаний за 1 период

5.

ФО отражает финансовые результаты операций и других событий, объединяя их экономическими характеристиками. Эти широкие категории называются элементами ФО.

Элементами, непосредственно связанными с измерением финансового положения в балансе, являются активы, обязательства и капитал.

I Активы - ресурсы, контролируемые компанией в результате событий прошлых периодов, от которых компания ожидает экономической выгоды в будущем.

II Обязательства - текущая задолженность компании, возникающая из событий прошлых периодов, урегулирование которой приведет к оттоку из компании ресурсов, содержащих экономическую выгоду.

III Капитал - доля в активах компании, остающаяся после вычетов всех обязательств.

Элементами, непосредственно связанными с измерениями результатов деятельности в отчете и П и У, являются доходы и расходы.

Доходы - увеличение экономических выгод в течении отчетного периода, происходящие в форме поступления или увеличения активов или уменьшение обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников акционерного капитала.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.