бесплатно рефераты
 

Интегрированная система в управленческом учете

Интегрированная система в управленческом учете

Курсовая работа

ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ

по предмету «Бухгалтерский управленческий учет»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

1.1 Варианты организации управленческого учета на предприятиях

1.2 Нормативная база системы управленческого учета на предприятии

1.3 Нормативно-справочная информация в системе управленческого учета

2.СОЗДАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО И УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

2.1. Современная концепция интегрированной системы финансового и управленческого учета

3.1. Особенности интеграции бухгалтерского и управленческого учета в единой учетной системе

3.2 Интеграция на уровне методологии и техники учета

3.3 Интеграция на уровне автоматизации

3.3 Учет затрат по экономическим элементам

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Эффективная работа современного предприятия невозможна без хорошо налаженной системы управленческого учета и отчетности на всех уровнях управления.

Основным критерием действенности системы управления является эффективное использование финансовых, материальных и людских ресурсов. Управленческий учет обеспечивает для этого необходимый механизм, позволяя комплексно рассмотреть вопросы планирования, оперативного контроля и учета отдельных видов деятельности.

Как известно, в мировой практике общепризнанной информационной системой, обеспечивающей потребности менеджеров во внутрифирменном управлении, является система управленческого учета.

Так, под системой управленческого учета на предприятии, нужно понимать наблюдение, оценку, регистрацию, измерение, обработку, систематизацию и передачу информации преимущественно о затратах и результатах хозяйственной деятельности в интегрированной системе учета, нормирования, планирования, контроля и анализа в целях формирования достаточной информационной базы внутренним пользователям для принятия оперативных (тактических) и прогнозных (стратегических) управленческих решений.

Система управленческого учета на предприятии в условиях рынка должна выступать в качестве информационного фундамента управления. По оценкам специалистов, в экономически развитых странах фирмы и компании 90% рабочего времени и ресурсов в области бухгалтерского учета тратят на постановку и ведение управленческого учета и только 10% - на финансовую бухгалтерию или счетоводство.

Для положительного изменения такого соотношения в сторону управленческого учета на отечественных предприятиях необходимы как заинтересованность руководителей и специалистов предприятий, так и организационные предпосылки и условия функционирования управленческого учета.

1. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

1.1 Варианты организации управленческого учета на предприятиях

Для успешной организации управленческого учета в зависимости от отраслевых особенностей производства и целевой установки прежде всего целесообразно разработать экономически обоснованную классификацию затрат. Это позволит определить и сформировать: места возникновения затрат; центры ответственности; носители затрат. Затем необходимо выбрать наиболее приемлемый вариант, по которому будет организован управленческий учет. На предприятиях возможны четыре варианта организации управленческого учета.

При первом варианте управленческий учет полностью выделяется из финансового посредством ведения специальных отражающих, зеркальных счетов. Первый вариант организации управленческого учета принят во Франции, Бельгии и некоторых африканских и латиноамериканских государствах. Для учета затрат и результатов используются синтетические счета и субсчета первого порядка, а также аналитические счета. При первом варианте специальный счет, связывающий финансовый учет с управленческим, ведется в управленческой бухгалтерии, а при втором варианте - в финансовой.

При втором варианте управленческий учет по отношению к финансовому становится автономным, и в нем используются три класса счетов. Счета управленческого учета ведутся параллельно со счетами финансового учета, а взаимосвязь между ними осуществляется при помощи системы распределительных счетов. Второй вариант организации управленческого учета распространен в США, Канаде, Германии и во многом совпадает с первым вариантом. При этом варианте учет затрат в разрезе элементов ведется в финансовой бухгалтерии, а в разрезе статей калькуляции - в управленческой.

При третьем варианте управленческий учет не ведется, а учет затрат по их носителям для исчисления себестоимости продукции осуществляется оперативным путем, т.е. вне системы бухгалтерского учета. При третьем варианте ведение управленческого учета осуществляется оперативным путем, т.е. вне системы бухгалтерского учета. Этот вариант предполагает синтетический учет затрат по укрупненным статьям в единой финансовой и управленческой бухгалтерии на основе учета затрат в разрезе экономических элементов. Этот вариант использовался в основном в Германии, Венгрии, Бельгии и не оправдал себя. В настоящее время сфера распространения этого варианта управленческого учета весьма узка.

При четвертом варианте управленческий учет отсутствует, а учет производственных затрат осуществляется в системе финансового учета. Четвертый вариант организации управленческого учета основан на полной интеграции довольно громоздкой системы учета производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции в общую бухгалтерию. Этот вариант возник на этапе становления промышленного учета и прекратил свое существование с возникновением аналитического управленческого учета.

Следует отметить, что данный вариант организации учета затрат и калькулирования себестоимости продукции до сих пор действует на отечественных предприятиях, хотя и в более усовершенствованном виде.

1.2 Нормативная база системы управленческого учета на предприятии

Для высокоэффективной работы современного предприятия в какой бы сфере экономики оно ни работало необходима хорошо налаженная система управленческого учета и отчетности для менеджеров разных уровней. С одной стороны, такой вывод лежит на поверхности и достаточно банален, с другой - в России разработано мало рекомендаций по постановке эффективной системы управленческого учета на предприятиях, а управленческий учет на них или находится в зародышевом состоянии (например, в виде графика документооборота), или его совсем нет.

Вопросами развития управленческого учета и анализа в рамках всей реформы бухгалтерского учета в настоящее время занимается Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. В соответствии со стратегией Министерства 11.03.2002 Г.О. Греф подписал Приказ N 63 "О создании экспертно-консультативного совета по вопросам управленческого учета при Минэкономразвития России".

В условиях современной экономики очевидна необходимость интеграции методов корпоративного управления в единую систему, которая обеспечивала бы поддержку принятия экономически взвешенных управленческих решений, повышение производительности труда и конкурентоспособности предприятий. Это вопрос не только эффективного управления предприятием, но и его существования в условиях жесткой конкуренции, в том числе на международном уровне.

На практике отдельные элементы управленческого учета, как правило, используются на предприятиях. Важно, чтобы эти элементы были объединены в общую структуру, ориентированную на достижение определенного результата.

В рамках достижения указанной цели экспертно-консультативный совет по управленческому учету, созданный при Минэкономразвития России, ставит перед собой следующие задачи:

- расширять круг предприятий, использующих в своей деятельности лучшие механизмы управленческого учета для принятия управленческих решений;

- стимулировать применение лучшего опыта зарубежных стран по развитию систем финансового менеджмента и управленческого учета в российских условиях;

- разработать базовые методологические рекомендации по вопросам организации и ведения управленческого учета на предприятиях, принимая во внимание российский и зарубежный опыт;

- разъяснять управленческому звену, собственникам предприятий важность ведения управленческого учета;

- ускорить процесс формирования профессионального сообщества, оказывать поддержку процессам объединения профессионалов в области управленческого учета.

Совет может стать аналитическим органом, который на основе взаимодействия предприятий, консультационных компаний, научных кругов и при помощи Министерства экономического развития и торговли будет координировать активность в сфере развития управленческого учета в России.

1.3 Нормативно-справочная информация в системе управленческого учета

Для эффективного решения задач управленческого учета важное значение имеет регламентация правил формирования нормативно-справочной информации (НСИ). Ее основу составляют данные государственных стандартов на материально-технические ресурсы, готовую продукцию, выполненные работы, а также данные справочников норм, расценок и нормообразующие элементы - нормы и нормативы производственных запасов и их потребления на нужды производства.

Структура НСИ представляет собой поэтапную связь агрегированных исходных данных и норм, группируемых по видам используемых материальных ресурсов, по видам используемых готовой продукции, выполняемых работ, а также по статьям затрат.

Для обеспечения обновления НСИ в учетных задачах в указанных подсистемах должно быть обеспечено согласование с требованиями действующих государственных стандартов на материально-технические ресурсы, на подготовку производства, пооперационные нормы времени и расценки за единицу выполненных работ, которые агрегируются по операциям, деталям, узлам, изделиям, продуктам. При этом к качеству норм как фактору, обеспечивающему возможность эффективного снижения затрат и вложения финансовых ресурсов в производственные запасы, предъявляются достаточно жесткие требования.

Нормы и нормативы потребления материалов и их разнообразных запасов направлены на то, чтобы за определенный период времени сократить удельное потребление природных, сырьевых и материальных ресурсов в натуральном, стоимостном и количественно-стоимостном выражении, уменьшить запасы до оптимального уровня при обеспечении непрерывности хода производства. Нормой затрат (потребления) материалов являются планируемые показатели деятельности предприятий, включая расход на их упаковку, подготовку производства и т.п. Они разрабатываются самими предприятиями с учетом специфики их технико-экономических условий, а работа с нормами и нормативами является частью управленческой деятельности по уменьшению расхода этих фондов.

Формирование норм и нормативных запасов должно гарантировать более высокую оборачиваемость оборотных средств, оптимизацию цикла поставки, транспортного и складского оборотов на основе рациональных (оптимальных) связей между поставщиками и потребителями, а также обеспечивать надежную базу долгосрочных прогнозов технического развития предприятия.

На предприятиях в целях экономии расходования ресурсов и снижения себестоимости продукции целесообразно оперативно, но не реже одного раза в год анализировать работу с нормами и нормативами, а именно:

- согласованность норм и нормативов с международным уровнем развития науки и техники в области качества материалов и их применяемости;

- сравнение динамики норм с плановым уровнем издержек;

- установление процента (доли) технически обоснованных и текущих норм;

- сравнение норм и нормативов с документально подтвержденным фактическим расходом;

- сравнение норм и нормативов с проектным уровнем;

- действенность экономического стимулирования работников за экономию материальных ресурсов;

- уровень обновляемости производственных мощностей (реконструкция, модернизация).

Руководство предприятий и соответствующие функциональные службы должны документально оформлять достигнутое снижение потребления материалов по сравнению с плановыми заданиями, что необходимо для поддержания финансовой устойчивости.

Кроме того, необходимо контролировать соблюдение наиболее важных параметров изделий (не реже одного раза в квартал) и составлять сортовые калькуляции (не реже одного раза в год) при оперативном внесении изменений норм в нормативные калькуляции.

2.СОЗДАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО И УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

2.1 Современная концепция интегрированной системы финансового и управленческого учета

История возникновения управленческого учета насчитывает несколько веков, его становление и развитие связаны с появлением информации, являющейся коммерческой тайной и относящейся прежде всего к затратам фирмы и к формированию себестоимости продукции. Его называли секретным учетом.

Вопросы экономизации поднимались уже в XV в., и речь велась не только об учете, но и об управлении расходами, следовательно, к тому времени можно относить основы формирования управленческого учета. Официально управленческий учет был признан в 1972 г. американской ассоциацией бухгалтеров. Но вопросы организации системы управленческого учета поднимались еще до его официального признания.

Сложность в ведении управленческого учета объясняется тем, что в его рамках формируется очень большой объем как стандартной, так и нестандартной информации с точки зрения учета. В нем сочетаются бюджетирование, учет, анализ, контроль, отчетность и некоторые аспекты управления.

Исходя из этого была разработана концепция интегрированной системы финансового и управленческого учета, которая представлена следующими блоками:

I. Блок-факторы интеграции учета:

1. Информация о себестоимости продукции, сформированная в управленческом учете, является основой для оценки незавершенного производства и остатков готовой продукции в финансовой отчетности. В управленческом и финансовом учете используются одни и те же методы, оба вида учета базируются на информации, полученной из первичных документов.

2. Единство предмета учета. С точки зрения профессора Ж. Ришара, управленческий учет - это разновидность динамического учета. Во-первых, управленческий учет - это аналитический учет, но в рамках плана счетов финансового учета многих стран, в том числе и России, выделяются аналитические счета (детализирующие данные синтетических счетов), следовательно, данное определение уже используется и не может быть применено к управленческому учету. Во-вторых, если термин "финансовый" отделить от термина "управление", то финансы не подпадают под управление, а управлять можно вне финансов. В-третьих, управленческий учет - это внутренний учет, а финансовый - внешний, но все внутренние события происходят под влиянием внешних. Таким образом, управленческий учет - это лишь разновидность динамического бухгалтерского учета [2, с. 109 - 111].

Профессор В.Ф. Палий отмечает, что предметом бухгалтерского финансового и бухгалтерского управленческого учета выступает один и тот же капитал организации. Его наличие, кругооборот, сохранение и приумножение, управление эффективным применением [3, с. 57]; исходя из единства предмета, необходимо говорить и о единстве системы управленческого и финансового учета.

3. Интеграция бизнеса. Диверсификация видов деятельности, рост и развитие транснациональных корпораций.

II. Блок-принципы интеграции:

- Централизация деятельности бухгалтерской службы, т.е. однократное внесение информации и ее многократное использование во всех системах учета (один поток входной информации и несколько потоков на выходе).

- Обеспечение достоверности и оперативности учета на основе разработанной и четко выполняемой схемы документооборота.

- Обеспечение сохранности и конфиденциальности управленческой информации, ограничение доступа к информации путем использования паролей.

- Разработка и использование модулей счетов управленческого и финансового учета, обеспечение взаимосвязи этих моделей.

- Ведение учета в одной валюте и использование возможностей пересчета показателей в другие валюты.

- Создание системы управленческой отчетности, автоматизация ее заполнения на основе интеграции кодировки счетов и показателей отчетности.

- Унификация применяемых схем фирмы.

- Экономичность (затраты на постановку и ведение учета не должны превышать эффекта от ее внедрения).

III. Блок-система интеграции управленческого учета.

Данный блок представлен следующими подблоками:

1. Основа системы:

- ведение финансового учета на бухгалтерских счетах с использованием двойной записи, а управленческого учета на отдельных счетах методом простой записи;

- ведение финансового учета на бухгалтерских счетах с использованием двойной записи, а управленческого - без использования счетов, в форме таблиц;

- ведение финансового и управленческого учета, базируясь на единой методологической основе: двойная запись; метод начисления; существенность; экономическая целесообразность; приоритет содержания над формой; полезность и релевантность; соответствия.

Использование простой записи для ведения управленческого учета увеличивает уровень допущения ошибок и снижает качество контроля, данные проверяемы, но сложно контролируемы.

Использование не счетов учета, а таблиц делает необходимым формирование очень большого количества информации в рамках финансового учета, а доступность этой информации создает условия для ее утечки. Недостаток данных в системе финансового учета требует увеличения времени на получение этой информации из первичных документов.

Следовательно, для создания интегрированной системы следует использовать единую методологическую основу.

2. Структурированные рабочие планы счетов.

Этапы формирования структурированного рабочего плана счетов управленческого учета.

Этап 1. Выделение отдельного модуля в плане счетов, предназначенного для ведения управленческого учета. Часть счетов этого модуля должна содержать четко определенные наименования счетов, а часть должна быть свободна и использоваться по усмотрению организаций. Отечественные предприятия используют для ведения управленческого учета счета с 30-го по 39-й.

Этап 2. Использование многозначной кодировки счетов. Действующая европейская (Германия, Голландия, Франция) и отечественная (ОАО "Белгородэнерго", ОАО "Центртелеком", ЗАО "ТНК", ОАО "Оскольский металлургический комбинат" и др.) практика показала преимущества использования многозначной кодировки перед использованием двухзначной кодировки с выделением аналитических признаков.

Этап 3. Сбор первичных затрат и группировка их по элементам и видам затрат.

Исходя из того, что используемая классификация затрат направлена на достижение определенной цели, можно предположить, что каждая фирма самостоятельно определяет свои цели и задачи, а следовательно, и основные параметры группировки затрат и их отражение в учете.

Логично выделить сч. 32 для сбора и первичной группировки затрат по экономическим элементам с подробной расшифровкой статей расходов.

Этап 4. Передача информации. Исходя из того, что единожды введенная информация должна использоваться несколько раз (собранные затраты по элементам должны быть перегруппированы и отражены по местам возникновения), необходимо предусмотреть передаточный счет, который будет служить для передачи информации.

Этап 5. Обработка и сопоставление затрат на основе первичных документов, распределение затрат по местам возникновения, центрам ответственности, по видам деятельности, по периодам возникновения и отнесения затрат.

Исходя из основных концепций управленческого учета и практических потребностей, на сч. 33 должен вестись учет по видам деятельности, по центрам возникновения затрат и по центрам ответственности.

Организация учета по центрам ответственности позволяет:

- использовать специфические методы управления затратами с учетом особенностей деятельности каждого подразделения (так как в основу выделения центров ответственности чаще всего положена имеющаяся организационная структура);

- увязать управление затратами с организационной структурой;

- децентрализовать управление частью показателей;

- наблюдать за формированием затрат и доходов на всех уровнях управления;

- установить ответственных за возникновение затрат, получение прибыли и выручки;

- повысить экономическую эффективность хозяйствования.

Для стран, где на фирмах активно используется матричная организационная структура управления, характерно ведение учета по центрам ответственности (Австрия, Китай, Германия, Люксембург, Швеция и Швейцария).

Две цифры кода должны соответствовать виду деятельности, осуществляемому предприятием.

Выделение центров по принципу выполнения функциональных обязанностей и ответственности их руководителей. Центр возникновения затрат имеет непосредственную связь с территориально обособленным подразделением, где непосредственно осуществляются затраты. Их основное отличие от центров ответственности - наличие персональной ответственности за величину, целесообразность и экономическую обоснованность понесенных затрат. Выделение мест возникновения затрат позволяет:

- осуществлять всесторонний и оперативный контроль не только за затратами, но за эффективностью работы;

- дифференцированное и многоуровневое распределение накладных расходов;

- точное калькулирование себестоимости продукции и выполняемых работ.

Данный учет характерен для развитых стран, использующих производственную оптику организации учета (Австрия, Германия, Люксембург) и национальную экономическую политику в форме учетной оптики (Швеция, Швейцария).

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.