бесплатно рефераты
 

Государственная регламентация отчетности предприятий в России, ответственности за ее искажение

редиторы -- банки и другие заимодавцы, предоставляющие организации краткосрочные и долгосрочные кредиты, должны быть уверены в том, что организация сможет выплачивать проценты и погасить ссуду.

Коммерческие партнеры -- поставщики, у которых организация приобретает товары, сырье и материалы, и потребители, которые покупают у нее продукцию. Поставщикам необходимо знать, способна ли организация оплатить свои долги; клиенты должны быть уверены в том, что организация является надежным источником поставок и ей не грозит крах,

Налоговые органы. Им необходимо иметь информацию о прибыли организации и ее имущественном состоянии для определения суммы налога, которую она должна уплатить.

Государственные органы управления (органы Министерства имущественных отношений РФ, Госкомстата России) должны владеть информацией для обеспечения сводок по отраслям народного хозяйства и территориям.

Работники организации хотят иметь информацию о финансовом положении и о доходах, поскольку от этого зависит их карьера, размер заработной платы и стабильность рабочих мест.

Финансовым аналитикам и консультантам необходима информация для их клиентов. Например, торговцам фондовыми ценностями необходима информация для консультирования инвесторов по вопросам приобретения акций и других ценных бумаг; агентствам кредитной информации необходимы данные для консультирования потенциальных поставщиков.

Общественность имеет законное право на информацию об организации, поскольку ее деятельность влияет на членов общества - налогоплательщиков, потребителей, местных жителей -- посредством решения вопросов экологии, занятости и т. д.

Из приведенного перечня пользователей бухгалтерской отчетности видно, что интересы пользователей значительно различаются. В Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации 28.06.2000 г., указано, что начиная с 2000 г. в рекомендуемых формах устанавливается лишь минимум показателей, которые необходимы для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменении в ее финансовом положении. Если выявляется недостаточность данных для перечисленных целей, то в бухгалтерскую отчетность организации могут включаться соответствующие дополнительные показатели и пояснения

Для обеспечения информацией многочисленных пользователей бухгалтерской отчетности в рыночной экономике законодательно введено понятие «публичность бухгалтерской отчетности» (ст. 16 Закона «О бухгалтерском учете»).

Конкретный перечень форм, сроки и адреса представления в первую очередь зависят от того, какая отчетность составляется, -- годовая или промежуточная.

- состав

Принципиальный состав бухгалтерской отчетности определен п. 5 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Она включает бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к ним и пояснительную записку, а также аудиторское заключение, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

В соответствии с приказом Минфина РФ от 13 января 2000 г. № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организации» организациям рекомендуется при самостоятельной разработке форм бухгалтерской отчетности учитывать образцы форм, приведенные в приложении к вышеуказанному приказу.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (от 21.11.95 г. №129-ФЗ) и Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) годовая бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из:

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

д) пояснительной записки.

Состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций определяется Министерством финансов Российской Федерации.

Общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в упрощенном составе:

а) бухгалтерский баланс;

б) отчет о прибылях и убытках;

в) отчет о целевом использовании полученных средств.

Промежуточная бухгалтерская отчетность включает бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредителями (участниками) организации.

Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.

- сроки представления

Датой, по состоянию на которую должна составляться отчетность, считается последний календарный день отчетного периода.

Организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Бюджетные организации представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу в установленные им сроки.

Днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по принадлежности.

При составлении бухгалтерской отчетности за год отчетным является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Для вновь созданных организаций первым отчетным годом считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, -- по 31 декабря следующего года. Согласно ст. 15 Закона «О бухгалтерском учете» годовая бухгалтерская отчетность представляется в течение 90 дней по окончании года (не позднее 1 апреля).

Требования каких-либо иных органов о включении дополнительной информации или форм в бухгалтерскую отчетность не должны приниматься во внимание. Все организации, за исключением бюджетных, должны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключенным договором.

- публичность

В соответствии с законом о бухгалтерском учете акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям.

Порядок публикации бухгалтерской отчетности устанавливается Минфином РФ и органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, организация публикует бухгалтерскую отчетность вместе с итоговой частью аудиторского заключения

- сводная отчетность

Если у организации есть дочерние и зависимые общества, то она обязана помимо собственного бухгалтерского отчета составлять сводную бухгалтерскую отчетность, включающую показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами (п. 91 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации).

Федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации составляют сводную годовую бухгалтерскую отчетность по унитарным предприятиям, а также отдельно сводную бухгалтерскую отчетность по акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей, вкладов) которых закреплена в федеральной собственности (независимо от размера, доли).

2.2 Статистическая отчетность

Состав и методология исчисления показателей, круг субъектов, представляющих статистическую информацию, адреса, сроки и способы ее представления, которые указываются на бланках форм государственного статистического наблюдения и в инструкциях по их заполнению, являются обязательными для всех отчитывающихся субъектов.

Статистическая отчетность организации может быть условно разделена на два вида:

Ъ общая, представляемая всеми организациями;

Ъ специальная, представляемая организациями, осуществляющими определенные виды деятельности.

Например, в соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1999г. № 77 «О формах федерального государственного статистического наблюдения, централизованных в органах государственной статистики, на 2000г.» все юридические лица представляют отчетность по следующим формам:

№ П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг»;

№ П-2 «Сведения об инвестициях»;

№ П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации»;

№ П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников».

При этом формы № П-1, П-3, П-4 являются ежемесячными, а форма № П-2 - ежеквартальной.

В качестве акта, утвердившего формы специальной статистической отчетности, можно назвать Постановление Госкомстата РФ от 18 августа 1999г. № 78 «Об утверждении форм государственного статистического наблюдения за оптовой и розничной торговлей на 2000г.». Федеральное государственное статистическое наблюдение за оказываемыми юридическими лицами услугами осуществляется по формам, утвержденным Постановлением Госкомстата РФ от 3 августа 1998г. № 784.

Ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений (соблюдение порядка ее представления, а равно представление достоверной статистической информации), является руководитель организации, ее филиала и представительства, а также лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Статистическая информация по формам государственного статистического наблюдения может быть представлена отчитывающимися субъектами непосредственно или передана через их представителей, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Статистическая информация составляется, хранится и представляется отчитывающимися субъектами по установленным формам государственного статистического наблюдения на бумажных носителях. В электронном виде статистическая информация может представляться отчитывающимся субъектом при наличии у него соответствующих технических возможностей и по согласованию с территориальным органом (организацией) Госкомстата России.

2.3 Налоговая отчетность

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.(п.1 ст. 80)

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. (п.2 ст.80)

Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. (п.6 ст.80)

Формы налоговых деклараций, если они не утверждены законодательством о налогах и сборах, разрабатываются и утверждаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. (п. 3 ст. 80)

- виды

- сроки предоставления

- состав

3.1 Виды искажений

Искажением бухгалтерской отчетности признается неверное отражение и представление данных бухгалтерского учета из-за нарушения установленных нормативными документами РФ правил ведения и организации бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности. Искажения могут быть: преднамеренные и непреднамеренные.

Преднамеренное искажение бухгалтерской отчетности -- результат преднамеренных действий (или бездействия) персонала проверяемого экономического субъекта. Оно совершается в корыстных целях, чтобы ввести в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности. Вместе с тем аудитору следует учитывать, что вывод о преднамеренных действиях (или бездействии) персонала экономического субъекта, ведущих к появлению искажений в бухгалтерской отчетности, может быть сделан только уполномоченным на то органом.

Непреднамеренное искажение бухгалтерской отчетности -- результат непреднамеренных действий (или бездействия) персонала проверяемого экономического субъекта. Оно может быть следствием арифметических или логических ошибок в учетных записях, ошибок в расчетах, недосмотра в полноте учета, неправильного отражения в учете фактов хозяйственной деятельности, наличия и состояния имущества.

Как преднамеренное, так и непреднамеренное искажение бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта может быть существенным (т.е. искажение бухгалтерской отчетности, значительно влияющее на ее достоверность) или несущественным.

3.2 Ответственность за искажение

- в бухгалтерской отчетности

Наряду с организацией за ошибки в бухучете могут быть наказаны и ее должностные лица, а именно руководитель предприятия и главный бухгалтер. Причем ответственность может быть административной или уголовной. Об этом прямо сказано в п.4 ст.108 Налогового кодекса РФ.

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

За грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления отчетности установлена ответственность в ст.15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Причем грубым нарушением закон называет случаи, когда какая-либо сумма - в учете или отчетности - искажена не менее чем на 10 процентов.

В качестве наказания предусмотрен штраф в размере от 20 до 30 МРОТ. Заметим, что для исчисления штрафов применяется МРОТ, равный 100 руб. (ст.5 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда").

- в налоговой отчетности

В ст.120 Налогового кодекса РФ, сказано, что организацию могут привлечь к ответственности за "грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения".

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов - фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика (ст. 120 НК РФ).

За грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения статьей 120 НК РФ установлены санкции.

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст.120 НК влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.

Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей.

Специальный состав административного правонарушения установлен за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов (ст.15.11 КоАП РФ). При этом под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% и (или) искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%. Совершение должностным лицом организации данного правонарушения наказывается административным штрафом в размере от 20 до 30 МРОТ.

Теперь же точно определены действия, за которые бухгалтеру грозит уголовное наказание. В частности, если организация не представит налоговую декларацию или другие обязательные документы либо внесет в них заведомо ложные сведения. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" вступил в силу с 16 декабря 2003 г.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

- в статистической отчетности

Ответственность за нарушение порядка представления статистической информации в органы статистики отчетности установлена ст.13.19 КоАП РФ. Так, нарушение должностным лицом порядка представления статистической информации, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 МРОТ.

Статьей 3 «Закона об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ) определено, что предприятия, учреждения, организации и объединения возмещают в установленном порядке органам статистики ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности.

Приложения

Приложение 1

Перечень региональных налогов и сборов,
действующих на территории Астраханской области в 2004 году.

Наименование налога (сбора)

Наименование законодательного акта, вводящего налог (сбор)

1.

Налог на имущество организаций.

Закон Астраханской области от 27.11.2003г. № 43/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций».

2.

Платежи за пользование лесным фондом (лесной доход).

Статьи 10 и 11 Закона Астраханской области
от 07.04.2000г. № 17/2000-ОЗ
«О налогообложении, сборах и других платежах на территории Астраханской области».

3.

Транспортный налог.

Закон Астраханской области от 22.11.2002г. № 49/2002-ОЗ «О транспортном налоге».

4.

Налог на игорный бизнес.

В связи с тем, что Законом Астраханской области не установлены ставки налога на игорный бизнес, на территории Астраханской области уплачивается налог по ставкам, определенным п. 2 ст. 369 части второй НК РФ.

5.

Сборы за выдачу лицензии и право на производство и оборот (кроме розничной продажи) этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.

Статьи 17 и 25 Закона Астраханской области от 07.04.2000г. № 17/2000-ОЗ «О налогообложении, сборах и других платежах на территории Астраханской области».

6.

Специальный налоговый режим - система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Закон Астраханской области от 26.11.2002г. № 54/2002-ОЗ «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности».

Список использованной литературы:

1. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет. Учеб. пособие. Серия «Экономика и управление». - Москва ИКЦ «Март» Ростов Н/Д: Издательский центр «Март», 2003. - 928 с.

2. Аудит: Учебник для вузов/ В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.; под ред. проф. В.И.Подольского. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: Юнити-ДАНА, Аудит, 2003. -583 с.

3. Блинова Т. В. Основы бухгалтерского учета: Учеб. пособие. - М.: Форум: Инфра-М, 2003. - 224 с.

4. Богаченко В. М., Кирилиова Н.А. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие. - Ростов Н/Д: Феникс, 2003. - 480 с.

5. Бухгалтерский учет: Учеб. для вузов/Под ред. проф. Ю.А.Бабаева. - М.: ЮНИТИ-ДАПА, 2003.- 476 с.

6. Бухгалтерская финансовая отчетность: Учеб пособие 2003

7. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет. Учебник для вузов. - М.: Юрист, 2003. - 618 с.

8. Кондратова И.Г. Основы управленческого учета. - М.: Финансы и статистика, 1998. -144 с.

9. Сафронова Н. Г., Яцюк А.В. Бухгалтерский финансовый учет: Учеб пособие. М: Инфра-М,2003. - 527 с.

10. Положение о Государственном комитете Российской Федерации по статистике. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2001 г. № 85

11. Постановлением Госкомстата РФ от 15 июля 2002 г. № 154 утверждено положение «О порядке представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений».

12. Закон об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ)

13. А.Музыченко Ответственность за непредставление отчетности» АКДИ "Экономика и жизнь", N 2, 2003

14. А.В.Марсова Что грозит за ошибку в бухгалтерском учете?"Главбух", N 1, 2004

15. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ

16. Уголовный Кодекс Российской Федерации от13 июня 1996 года N 63-ФЗ

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.