бесплатно рефераты
 

Бухгалтерский учет приобретения земельных участков и объектов природопользования на предприятии ССМП "Астраханьмонтажгаз"

Бухгалтерский учет приобретения земельных участков и объектов природопользования на предприятии ССМП "Астраханьмонтажгаз"

Оглавление

  • Введение
  • Глава I. Теоретические аспекты оценки и отражения в бухгалтерском учете приобретения земельных участков и объектов природопользования
    • 1.1 Нормативное регулирование приобретения земельных участков и объектов природопользования
    • 1.2 Международные стандарты финансовой отчетности
    • 1.3 Проблемы учета и налогообложения приобретения земельных участков
    • 1.4 Варианты отражения в учетной политике приобретения земельных участков
    • 1.5 Краткая характеристика предприятия ССМП "Астраханьмонтажгаз"
  • Глава II. Особенности оценки и бухгалтерского учета приобретения земельных участков и объектов природопользования на предприятии ССМП "Астраханьмонтажгаз"
    • 2.1 Документальное оформление
    • 2.2 Организация бухгалтерского учета приобретения земельных участков на предприятии ССМП "Астраханьмонтажгаз"
    • 2.3. Налоговый учет приобретения земельных участков
    • 2.4 Применение автоматизированных программ на ССМП "Астраханьмонтажгаз"
    • 2.5 Задача
  • Заключение
  • Список использованной литературы
Введение

Любая организация может приобрести в собственность земельный участок (ст. 15 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ). Особенности заключения договора купли-продажи земли установлены ст. 37 Земельного кодекса РФ.

Все данные об участках земли систематизируются в едином документе - государственном земельном кадастре (ГЗК). Его ведет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость).

Каждому земельному участку присвоен отдельный кадастровый номер. В кадастре содержатся сведения о местоположении участка, его площади, категории земель, экономические характеристики, наличие объектов недвижимости, прочно связанных с землей. Информация обо всех операциях с земельными участками подлежит отражению в ГЗК.

Покупка земельного участка оформляется по-разному в зависимости от того, кто его продает - государство или частное лицо. В любом случае договор купли-продажи земельного участка нужно заключать в письменной форме (ст. 550 ГК РФ).

Права собственности на земельные участки подлежат государственной регистрации (п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ). Только с момента внесения договора купли-продажи в Единый государственный реестр организация становится полноправным собственником приобретенной земли. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ.

Для регистрации необходимо представить в территориальные учреждения юстиции:

-заявление о государственной регистрации со стороны продавца и со стороны покупателя;

-договор купли-продажи;

-кадастровый план земельного участка с указанием его кадастрового номера, удостоверенный Роскомземом;

-квитанцию об оплате регистрационного сбора.

Через месяц организация получит Свидетельство о государственной регистрации (п. 3 ст. 13, п. 1 ст. 14 Закона N 122-ФЗ).

Если вы собираетесь приобрести под строительство земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности, то лучше предварительно согласовать с продавцом место будущего строительства. Для этого необходимо подать заявление в исполнительный орган государственной власти или в муниципалитет (ст. 31 Земельного кодекса РФ). В заявлении необходимо указать объект строительства, предполагаемое место застройки и примерный размер земельного участка, необходимого для строительства. Затем организации будет предоставлено на выбор несколько земельных участков.

После того как собственник земли примет окончательное решение о предоставлении вашей организации земельного участка, вы имеете право заключить с государственным или муниципальным органом договор купли-продажи земельного участка в течение трех лет.

Приобрести кусочек государственной земли можно и по-другому - на торгах. Порядок организации и проведения торгов установлен Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N808.

Решение о проведении торгов в виде аукциона принимает Министерство имущественных отношений, а в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Федерации или муниципальной собственности, - уполномоченный орган федеральных или муниципальных образований. А торги государственной земли в виде конкурса могут пройти только с разрешения Правительства РФ.

После принятия решения публикуется извещение о проведении торгов. Это делается за 30 дней до даты торгов. Земельный участок оценивается независимым оценщиком. Претендентам бесплатно рассылаются вся необходимая документация и материалы. При желании претендент может осмотреть земельный участок.

До даты проведения торгов претенденты должны внести на расчетный счет организатора задаток в размере не менее 20% от начальной стоимости участка. Этот платеж необходимо сделать до подачи документов на участие в конкурсе, так как документ об оплате задатка входит в перечень подаваемых документов. Только после этого участники могут быть допущены до участия в торгах.

На аукционе побеждает организация, которая предложила самую высокую цену за участок, а на конкурсе - тот, кто предлагает самые лучшие условия. При открытом аукционе участники предлагают свои цены непосредственно на торгах, а при закрытом - присылают свои предложения заранее в запечатанном конверте.

Государственные и муниципальные органы, которым принадлежат земельные участки, определяют, какие из них можно выставить на торги, в какой форме провести торги, устанавливают начальную цену земельных участков. Земельный участок, который выставлен на торги, должен быть поставлен на государственный кадастровый учет (Федеральный закон от 02.01.2000 N28-O3).

Начальная цена участка устанавливается в зависимости от градостроительной ценности земельного участка, ситуации на рынке недвижимости и уровня затрат на развитие инженерной инфраструктуры. Она не может быть выше нормативной цены земли и не ниже пятикратной ставки земельного налога. Ежегодно органы исполнительной власти субъектов РФ устанавливают нормативную цену земли для каждой оценочной зоны. Местные органы исполнительной власти могут повышать или понижать эту цену не более чем на 25%.

Сумма задатка для участия в торгах составляет 20% от начальной цены земельного участка.

Цель работы рассмотреть особенности оценки и бухгалтерского учета приобретения земельных участков и объектов природопользования.

Для достижения сформулированной цели в работе поставлены следующие задачи:

-рассмотреть теоретические аспекты оценки и отражения в бухгалтерском учете приобретения земельных участков и объектов природопользования;

-рассмотреть особенности оценки и бухгалтерского учета приобретения земельных участков и объектов природопользования на предприятии.

Глава I. Теоретические аспекты оценки и отражения в бухгалтерском учете приобретения земельных участков и объектов природопользования

1.1 Нормативное регулирование приобретения земельных участков и объектов природопользования

Основным актом первого уровня является Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ. Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.

В системе нормативного регулирования положения по бухгалтерскому учету являются документами второго уровня. Они призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете по каждому объекту учета.

К настоящему времени разработаны и введены в учетную практику следующие положения по бухгалтерскому учету регулирующие учет приобретения земельных участков и объектов природопользования:

-"Учетная политика организаций". ПБУ 1/98 (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н);

-"Бухгалтерская отчетность организации". ПБУ 4/99 (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 6 июля 1999 г. N 43н);

-"Учет основных средств". ПБУ 6/01 (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 30 марта 2001 г. N 26н);

Указанные положения по бухгалтерскому учету разработаны на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Вместе с тем в них отражены основные особенности отечественной системы бухгалтерского учета.

Кроме того, нормативное регулирование приобретения земельных участков и объектов природопользования осуществляется Налоговым кодексом РФ и Гражданским кодексом РФ, а также нормативно-правовыми актами принятыми органами местного самоуправления.

Гражданским кодексом Российской Федерации установлены следующие вещные права юридических лиц на земельные участки: право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право срочного пользования, право аренды. Кроме того, ГК РФ декларирует право хозяйственного ведения (для государственных и муниципальных унитарных предприятий) и право оперативного управления (для казенных предприятий). Указанные права возникают в отношении того имущества, которое было передано собственникам. В том случае, если имущество организации, включая земельный участок, принадлежит одному и тому же собственнику, то на земельные участки распространяются те же права хозяйственного ведения и оперативного управления, что и на другое имущество.

Декларирование прав собственности на землю вызывает необходимость системного бухгалтерского учета земельных участков и отражения их в бухгалтерской отчетности организаций. Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99) предусматривает отражение земельных участков и объектов природопользования, являющихся собственностью организаций, отдельной статьей бухгалтерского баланса. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации определяет, что земельные участки, находящиеся в собственности организаций, учитываются в составе их основных средств.

Однако земля является особым имущественным объектом. В отличие от других объектов основных средств на земельные участки не существует абсолютного права собственности юридических лиц.

Право собственности на землю юридических лиц ограничено общегосударственными нормами и отдельными законодательными требованиями.

В настоящее время наибольшее распространение получила передача земельных участков в пользование организаций. При этом пользование земельными участками может быть бессрочным или срочным, полным или ограниченным, возмездным или безвозмездным.

Согласно ст.268 ГК РФ в постоянное (бессрочное) пользование можно получить земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Наиболее часто земельный участок предоставляется в постоянное пользование собственникам здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке. При этом ст.271 ГК РФ определено, что если из закона, решения о предоставлении земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, или договора не вытекает иное, собственник здания или сооружения имеет право постоянного пользования частью земельного участка, на котором расположено недвижимое имущество.

В связи с этим появляется необходимость отражения в бухгалтерском учете такого объекта учета, как земельные участки, принадлежащие организации на праве пользования.

В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации из перечня объектов, принадлежащих к нематериальным активам, исключено право пользования землей и другими природными ресурсами.

Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрены следующие виды сделок с земельными участками: купля - продажа, залог, дарение, сдача в аренду, внесение в уставный капитал хозяйственных обществ и хозяйственных товариществ.

Согласно ст.552 ГК РФ при продаже зданий, сооружений или другой недвижимости к покупателю одновременно с передачей права собственности на недвижимость переходят соответствующие права на земельный участок. Собственник земельного участка, на котором находится здание, сооружение, вправе либо продать земельный участок, либо передать покупателю право его аренды или право пользования.

Таким образом, наряду с реализацией зданий, сооружений в бухгалтерском учете продавца должна быть отражена передача прав на земельный участок. Если реализуется земельный участок, являющийся собственностью продавца, вместе с расположенными на нем объектами недвижимости, в бухгалтерском учете продавца отражаются операции по списанию с его баланса земельных участков по правилам учета операций по реализации объектов основных средств.

В том случае, если земельный участок остается в собственности продавца, а к покупателю переходят права его аренды или пользования, у продавца списание с баланса земельных участков не производится. Записи, отражающие передачу земельных участков в пользование или в аренду, осуществляются на субсчетах "Основные средства, переданные в аренду" или "Основные средства, переданные в пользование" к счету 01 "Основные средства".

Продажа зданий, сооружений и земельных участков, на которых они расположены, оформляется договором купли - продажи (купчей), заключенным в письменной форме. В этом договоре должны быть данные, позволяющие определенно установить земельные участки: их местоположение, категорию, цель использования, общую площадь. Кроме того, существенным условием договора купли - продажи согласно ГК РФ является цена передаваемой недвижимости, в том числе и земельного участка.

При установлении цены на земельный участок основным фактором является правомочие покупателя на землю. Если земельный участок переходит в собственность покупателя вместе со зданием и сооружением, то в цену недвижимости входит и продажная стоимость земельного участка. Если земельный участок передается на праве аренды или пользования, то продажная стоимость недвижимости, кроме стоимости зданий и сооружений, включает цену права аренды или пользования землей. При этом цена права может быть определена исходя из капитализированной суммы арендной платы или капитализированной суммы платы за пользование, исчисленной за весь срок аренды (пользования).

Краеугольный камень теории оценки - это понятие "рыночная стоимость". В Постановлении Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 N 519 "Об утверждении стандартов оценки" дано развернутое определение рыночной стоимости. Инвестиционная стоимость применяется при внесении земельных участков в инвестиционные проекты и привлечении инвесторов, в том числе и зарубежных, залоговая стоимость - при кредитовании под залог земельных участков, страховая стоимость - при страховании объектов недвижимости, втом числе и земельных участков. Налогооблагаемая стоимость используется для целей налогообложения земельных участков.

Подразделяют массовую кадастровую оценку земельных участков и единичную оценку земельного участка. Под массовой кадастровой оценкой земли понимается совокупность административных и технических действий по установлению кадастровой стоимости земельных участков в границах административно - территориального образования по оценочным зонам (оценочным группам почв). В НК РФ установлено, что кадастровая стоимость должна стать базой налогообложения земельной собственности. До определения кадастровой стоимости в качестве базы налогообложения может использоваться нормативная цена земли. Целью единичной оценки земельного участка является определение его рыночной (инвестиционной, залоговой, страховой) стоимости на дату оценки.

Кадастровая и единичная оценка земли проводится с использованием сравнительного, доходного и затратного подходов, основывающихся на информации о сделках на рынке земли и иной недвижимости, уровне арендной платы и доходности использования земельных участков. Данная информация дополняется анализом рентообразующих факторов, включая качество и местоположение земельных участков, произведенные на них улучшения, уровень социального и инженерно - транспортного обустройства территории и др.

Правительство Российской Федерации или уполномоченные им органы федеральной исполнительной власти разрабатывают и утверждают:

порядок и методику проведения кадастровой оценки земель различного целевого назначения для налогообложения и иных государственных целей, предусмотренных федеральными законами. Так, утверждены Методика, Правила и Технические указания для проведения кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий и земель поселений; методики рыночной оценки земельного участка в случаях изъятия участка для государственных или муниципальных нужд, проведения судебной экспертизы и др.

Для установления стоимости оцениваемых прав на земельный участок необходимо рассмотреть понятие "правовой режим земельного участка", который включает целевое назначение, форму собственности и разрешенное использование. Под целевым назначением земель понимаются установленный законодательством порядок, условия и предел эксплуатации земель для конкретных целей в соответствии с их полезностью. Весь земельный фонд Российской Федерации разделен на 7 категорий.

1.2 Международные стандарты финансовой отчетности

Методики учета земельных ресурсов в международной практике разрабатываются в соответствии с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) 16 "Основные средства", 17 "Аренда", 40 "Долгосрочные инвестиции". Стандарты устанавливают единые требования к определению сущности объекта учета, к их классификации, предлагают методологические подходы к оценке и отражению в бухгалтерском учете отдельных хозяйственных операций, связанных с приобретением и реализацией земельных ресурсов как части основных фондов. Следует отметить, что в международном учете земельные ресурсы не относят к амортизируемому имуществу, поэтому стандарт в части амортизации на земельные ресурсы не распространяется.

В международной практике земельные ресурсы относят к основным средствам. Для определения основных средств в международной учетной практике используются три основных признака, которым должны удовлетворять причисляемые к ним активы. В составе таких признаков рассматривают: цель приобретения; длительность срока использования; наличие материальной формы. Всем этим признакам вполне отвечают земельные ресурсы.

Чтобы принятые на баланс земли были учтены в составе основных средств, они должны использоваться в качестве средств труда для организации основной деятельности компании: производства продукции, выполнения работ либо оказания услуг. Стандарты допускают приобретение земельных ресурсов для передачи в аренду либо для использования в административных целях.

Если земли приобретаются для продажи, то они должны отражаться в составе оборотных активов компании. Это объясняется тем, что в результате реализации они изменяют свою натуральную форму на денежную.

Наличие материальной формы позволяет обособить земельные ресурсы от нематериальных активов.

Для того, чтобы обеспечить соблюдение единства подходов к определению сущности основных средств в российской и зарубежной учетной практике, необходимо придерживаться только одного критерия, каким является продолжительность использования в хозяйственном обороте.

Классификация основных средств в зарубежной учетной практике представляется в наиболее общем виде и используется она для определения основных групп амортизируемых активов. Поэтому в составе основных средств рассматриваются следующие классификационные группы: земля; здания и сооружения; машины и оборудование. В основу такого деления объектов основных средств положено единство подходов к определению степени износа и источников его покрытия.

Включение земли в состав объектов бухгалтерского учета представляется возможны только в том случае, если в стране существует механизм оценки земли по ее качественным признакам и правовая база совершения сделок с земельными участками. Для целей бухгалтерского учета действует правило, согласно которому поставленные на баланс земельные участки сохраняют свою первоначальную стоимость и качество. На эти активы не начисляется амортизация, а расходы, связанные с поддержанием и улучшением качества земельных участков, учитываются на отдельном счете в составе внеоборотных активов. Такие расходы могут отражаться в финансовом учете ограниченный срок, в течение которого они подвергаются амортизации.

Согласно требованиям международных стандартов выделяют несколько оценок основных средств, каждая из которых имеет свое целевое назначение.

Постановка на учет основных средств производится по первоначальной стоимости. В соответствии с международными стандартами в первоначальную стоимость основных средств включаются:

· покупная (контрактная) цена за вычетом скидок, предоставленных продавцом;

· не возмещаемые налоги в составе стоимости реализации;

· таможенные сборы;

· комиссионные, уплаченные агентам по торговле недвижимостью;

· расходы, прямо относящиеся к приведению основных средств в рабочее состояние (транспортировка, подготовка участка, монтаж, профессиональные гонорары архитекторам, инженерам, адвокатам и т.п.).

При определении первоначальной стоимости земельных участков в ее состав включают затраты на осушение, очистку, улучшение земли. Эти расходы позволяют улучшить первоначальное качество земельного участка и поэтому в составе первоначальной стоимости они должны иметь неограниченный срок использования, аналогично, как и весь земельный участок. Кроме того, в состав первоначальной стоимости земли включают затраты по доведению земельного участка до состояния, в котором возможно его эффективное использование. Расходы, связанные с улучшением качества земельного участка, в его первоначальную стоимость не включают.

Таким образом, при определении первоначальной стоимости основных средств в международной учетной практике действует правило, согласно которому "все затраты, необходимые для приведения основного средства в рабочее состояние, относятся на его первоначальную стоимость".

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.