| |||||
МЕНЮ
| Бухгалтерский учет и анализ экономической деятельности предприятияp align="left"> Следует иметь в виду, что если отношение текущих активов и краткосрочных обязательств ниже, чем 1 : 1, то можно говорить о высоком финансовом риске, связанном с тем, что предприятие не в состоянии оплатить свои счета. Соотношение 1 : 1 предполагает равенство текущих активов и краткосрочных обязательств. Принимая во внимание различную степень ликвидности активов, можно с уверенностью предположить, что не все активы будут реализованы в срочном порядке, а, следовательно, и в данной ситуации возникает угроза финансовой стабильности предприятия.Если же значение коэффициента покрытия значительно превышает соотношение 1 : 1, то можно сделать вывод о том, что предприятие располагает значительным объемом свободных ресурсов, формируемых за счет собственных источников. С позиции кредиторов предприятия подобный вариант формирования оборотных средств является наиболее предпочтительным . Другим показателем, характеризующим ликвидность предприятия, является оборотный капитал, который определяется как разность текущих расходов и краткосрочных обязательств. Иными словами, предприятие имеет оборотный капитал до тех пор, пока Текущие активы превышают краткосрочные обязательства (или в целом до тех пор, пока оно ликвидно). В развитие проведенного анализа целесообразно оценить тенденцию изменения При проведении такого анализа следует помнить, что классификация оборотных средств на труднореализуемые и легкореализуемые не может быть постоянной, а меняется с изменением конкретных экономических условий. Например, в условиях нестабильности снабжения и продолжающегося обесценивания рубля предприятия заинтересованы вложить денежные средства в производственные запасы и другие виды товарно-материальных ценностей, имеющих стабильный рост рыночных цен, что дает основание причислить указанную группу активов к легкореализуемым. Платёжеспособность выражается через коэффициент платёжеспособности (Кпл) - это отношения имеющимся в наличии денежных средств к сумме срочных платежей на определённую дату. Если Кпл>1 значит хозяйствующий субъект платёжеспособен. Источниками, а являются: Баланс, приложения к балансу №2 №3 №5. Ж/о №8 ,главная книга. Нередко для получения заемных средств кредиторам важно знать насколько платежеспособно предприятие, то есть на сколько предприятие способно за счет собственных средств погасить свои первоочередные долги. Анализ платежеспособности проводят на основе расчета 3-х показателей платежеспособности: 1. Коэффициента абсолютной ликвидности, где удовлетворительным считаются значения коэффициента от 0,2 тыс. руб. до 0,25 тыс. руб.; 2. Коэффициента критической ликвидности где удовлетворительными считаются значения коэффициента от 0,7 тыс. руб. до 0,8 тыс. руб.; 3. Коэффициента общего покрытия (текущей ликвидности) где удовлетворительным считаются значения коэффициента от 2 тыс. руб. до 4 тыс. руб.; Коэффициент абсолютной ликвидности равен отношению величины денежных средств (средства в кассе, на счетах, вложения в краткосрочные ценные бумаги) и срочных обязательств организации (кредиторская задолженность, ссуды непогашенные в срок, краткосрочные кредиты и займы). Тема№ 10 . Анализ дебиторской и кредиторской задолженности Значительный удельный вес дебиторской задолженности в составе текущих активов определяет их особое место в оценке оборачиваемости оборотных средств.В наиболее общем виде изменения в объеме дебиторской задолженности за год могут быть охарактеризованы данными баланса. Для целей внутреннего анализа следует привлечь сведения аналитического учета (журнал-ордер или заменяющую его ведомость учета расчетов с покупателями и заказчиками). Для обобщения результатов анализа состояния расчетов с покупателями и заказчиками составляют сводную таблицу , в которой дебиторская задолженность классифицируется по срокам образования. Ежемесячное ведение таблицы позволяет бухгалтеру составить четкую картину состояния расчетов с покупателями и обращает внимание на просроченную задолженность. Кроме того, практическая полезность использования таблиц состоит еще в том, что они в значительной степени облегчают проведение инвентаризации состояния расчетов с дебиторами.Для оценки оборачиваемости дебиторской задолженности используется следующая группа показателей. Тема №11 . Анализ экономических результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия Валовой финансовый результат хозяйственно-финансовой деятельности предприятия - прибыль или убыток - определяют сопоставлением в течение года в квартальных отчетах о финансовых результатах чистого дохода, определенного на счетах "Доходы и результаты деятельности", и расходов, определенных нарастающим итогом с начала года на счетах "Расходы деятельности". Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия измеряются абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности. Основным показателем безубыточности работы предприятия является прибыль. Однако по этому показателю, взятому изолированно, нельзя сделать обоснованные выводы об уровне рентабельности. Прибыль в 1 млн.руб. может быть прибылью разновеликих по масштабам деятельности и размерам вложенного капитала предприятий. Соответственно и степень относительной весомости этой суммы будет неодинаковой. Поэтому в анализе используют различные коэффициенты рентабельности. Экономическая эффективность - относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта. Наиболее общую оценку уровня экономической эффективности деятельности предприятия дают показатели рентабельности авансированного и собственного капитала, а рост их в динамике рассматривается как положительная тенденция. При анализе общего валового результата в динамике рассматриваются также: - хозяйственные средства предприятия и их структура: содержит такие показатели, как величина хозяйственных средств в оценке нетто, основные средства, нематериальные активы, оборотные средства, собственные оборотные средства; Раздел 4 Финансы и кредит Тема №12. Финансовое планирование на предприятии. Финансовое планирование связано с планированием производственной деятельности предприятия. Показатели всех плановых финансовых инструментов Финансовое планирование способствует выявлению внутренних резервов для потребностей предприятия. Это обеспечивается тем, что, во-первых, оно исходит из необходимости наиболее эффективного использования производственных мощностей, новой техники, передовой технологии производства, улучшения качества продукции; во-вторых, выполнения планов по прибыли и объему других финансовых ресурсов (например, амортизации на полное восстановление основных фондов) требует соблюдение плановых норм затрат труда и материальных ресурсов; в- третьих объем финансовых ресурсов, который определяется при планировании , не позволяет предприятию или затрудняет создавать чрезмерные запасы материальных ресурсов, делать не плановые капитальные вложения. В процессе финансового планирования обеспечивается необходимый контроль за созданием и рациональным использованием финансовых ресурсов. Объектами планирования являются доходы предприятия, включая накопления (прибыль и т.д.), взаимоотношения с государственным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, объем капиталовложений , других форм инвестирования финансовых ресурсов ( в частности, участие на рынке ценных бумаг), объем долгосрочных кредитов банков на инвестиционные мероприятия, потребность предприятия в собственных оборотных средствах и источники ее покрытия. Главным инструментом финансового планирования в современных условиях является финансовый план предприятия (баланс доходов и расходов), широкое распространение в практике имеет также платежный календарь Процесс финансового планирования состоит из нескольких этапов. На первом этапе происходит анализ финансовых показателей за предыдущий период. Для этого используют информацию из основных финансовых отчетов предприятий: бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств. Эти документы имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза. На втором этапе происходит составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия. На третьем этапе происходит уточнение и конкретизация показателей прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов. На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование. Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением. Финансовое планирование, в зависимости от содержания назначения и задач, можно классифицировать на перспективное, текущее (годовое) и оперативное. Объектом планирования в первую очередь должен быть объем финансовых ресурсов, которые поступят в распоряжение предприятия за период, относительно которого составляется план. Такими ресурсами являются прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты всех налогов и обязательных платежей, а также амортизационные отчисления, которые возмещаются за счет цены на продукцию. Условно сумму чистой прибыли и амортизации в составе выручки от реализации называют чистой выручкой; именно от ее величины зависят возможности предприятия увеличить свои денежные средства, т. к. остальные части выручки пойдут на различные платежи соответственно своим назначениям. Тема №13 . Инфляция и деятельность фирмы По темпам роста цен инфляцию разделяют на три типа : - умеренная (ползущая) - 10 % в год. - - галопирующая - от 20 до 200 % в год - - гиперинфляция - 50 % в месяц Первый тип инфляции (умеренная) - наименее опасен и сопровождает Второй тип (галопирующая инфляция ) - представляется ростом цен сотнями процентов в год. Контракты составляются с учетом темпов инфляции. Психология населения претерпевает значительные изменения. Люди стремятся защитить свои сбережения от инфляции. наблюдается ускоренная материализация денег. Обычно процесс галопирующей инфляции возникает вследствие продолжающейся денежно-кредитной политики. Появляясь, галопирующая инфляция сначала увеличивает спрос, что приводит к увеличению как цен, так и объемов производства. Дальнейшее развитие процесса приводит к увеличению предложения, не влияя на естественный объем производства. Это объясняется тем, что продолжающееся повышение цен перестает стимулировать производство к дальнейшему росту, так как цены на ресурсы уже успели подняться, повысив издержки. Третий тип (гиперинфляция) представляет собой период времени, на протяжении которого нестабильность цен становится стол значимой, что начинает доминировать в повседневной жизни, приводя к дезорганизации производства и рынка, а так же перераспределяя доходы и богатства в обществе. Гиперинфляцией считается такое положение, в условиях которого годовая норма инфляции превосходит уровень 1000 %. Для правильного планирования хозяйственной деятельности в условиях инфляции необходимо учитывать силу инфляционных процессов . Существует три способа их измерения. - измерение с помощью индекса цен используется индекс цен валового национального продукта ,индивидуальных потребительских цен и индивидуальных оптовых цен. Для вычисления индекса берутся отношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг , выражаются в процентах. - измерение темпов инфляции за год этот способ дает возможность определить силу инфляционных процессов , то есть измерить темпы инфляции за год, но можно рассматривать и более короткие периоды (месяцы или квартал) или более длительные (десятилетия).Для вычисления темпов инфляции за год нужно вычесть индекс цен прошедшего года из индекса цен этого года ,разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100 %. Если темп инфляции получиться отрицательным значит наблюдалась дефляция (падение цен).- вычисление по правилу «величины 70» Tu = Iп.ц.1 - I п.ц.0 Х 100 % , (1 )I п.ц.0 где : Тu - темп инфляции; Iп.ц.1 - индекс потребительских цен в отчетном периоде; Iп.ц.0 - индекс потребительских цен в базовом периоде. Например , если индекс потребительских цен в отчетном периоде составил 1.1 , а в базовом - 1.03, то темп инфляции составит: Тu = 1.1 - 1.03 Х 100 % = 6.8 % 1.03 Это правило помогает быстро подсчитать количество лет необходимое для удвоения уровня цен : надо только разделить число 70 на темп ежегодного увеличения уровня цен в процентах. Например, если темп ежегодного увеличения цен ежегодно составляет 6.8%,то для удвоения уровня цен потребуется следующее количество лет: 70 : 6.8 = 10 лет. Список используемой литературы. 1. А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова «Анализ, синтез, планирование решений в экономике», Москва, «финансы и статистика»,2000год. 2. М.И. Баканов, А.Д. Шеремет «Теория экономического анализа», Москва, «финансы и статистика», 1997 год. 3. П.С. Безруких «Как работать с новым планом счетов», Москва «бухгалтерский учет», 2001 год. 4. Т.М. Гусева, Т.Н. Шеина «Основы бухгалтерского учета (теория, практика, тесты)», Москва, «финансы и статистика», 2000 год. 5. З.В. Кирьянова «Теория бухгалтерского учета», Москва, «финансы и статистика», 1995год. 6. Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина «Бухгалтерский учет в малом предпринимательстве», Москва, «финансы и статистика», 1997 год. 7. Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина «Бухгалтерский учет в организациях», Москва, «финансы и статистика», 2000 год. 8. Приложение к журналу «бухгалтерский учет» «Годовая бухгалтерская отчетность за 2001 год» (формы бухгалтерской отчетности, бланки расчетов налогов и сборов), 2002 год. 9.С.Н. Щадилова «Основы бухгалтерского учета», часть 1, Москва. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|