| |||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Аудиторская выборкаем не менее, при проверке процедур системы внутреннего контроля аудиторы полагаются, в первую очередь, на общее ознакомление и опрос сотрудников экономического субъекта, и только потом - на выборку по документам. Произвольная выборка небольшого объема может быть достаточной для подтверждения первичных выводов в этих условиях. Иногда аудиторам требуется провести репрезентативную выборку с высокой оценкой появления риска ошибок.Если аудиторы полагаются на систему внутреннего контроля, то они могут использовать нематематический метод и аналитическую проверку вместо детальной. Использование других методов проверки - при статистической выборке аудитор может использовать меньшее количество других методов проверки совокупности. Нематематический подход возможен только в случае, когда результаты выборки могут быть подтверждены дополнительными проверками.Требуемая точность результатов выборки - нематематический подход возможен тогда, когда аудитор сможет произвести выборку для охвата большей части потенциальных ошибок в совокупности. Точная оценка несоответствий возможна, если осуществлена репрезентативная выборка и ее результаты экстраполированы.Ожидаемая ошибка - произвольная выборка эффективна, когда количество несоответствий или ошибок относительно невелико или они сосредоточены в известных местах. Чем больше ошибок, тем менее подходит метод случайной выборки. Например, если аудиторы полагают, что существует ошибка в расчетах с двумя крупными поставщиками, то они могут использовать произвольную выборку и проанализировать ситуацию только по этим двум поставщикам. Если аудиторы не знают, в расчетах с какими поставщиками имеются ошибки, то необходимо применить статистическую выборку.Другие характеристики совокупности - другими характеристиками совокупности являются централизация контроля, характер бухгалтерских записей, наличие программного обеспечения проверки. Они также будут влиять на выбор метода проведения выборки.После того, как выработан общий подход, определяются конкретные направления применения метода выборки. Такими направлениями являются: цели аудита; характеристика совокупности; проведение выборки; параметры измерения; аудит по выборке и подведение итогов.Рассмотрим каждый в отдельности.Цели аудита - перед аудиторами стоят две цели: общая, которую можно достичь в результате сочетания выборки и других методов, и конкретная, которая достигается в результате применения данного метода выборки (оценка и заключение по результатам выборки).Характеристика совокупности - аудиторы выбирают участки (элементы) бухгалтерского учета, составляющие проверяемую совокупность. Совокупность должна иметь следующие характеристики:· единица выборки отбирается из бухгалтерских регистров экономического субъекта;· совокупность должна содержать информацию, отвечающую целям применения данного метода. Например, для проверки просроченной дебиторской задолженности необходимо, чтобы счета (единица выборки) имели даты;· совокупность должна иметь конкретные границы. Например, документы (попавшие в выборку) должны быть рассортированы в зависимости от величины их влияния на конечный финансовый результат с указанием суммы и даты;· совокупность должна соотноситься с установленными целями применения данного метода. Например, может оказаться невозможным определение состояния кредиторской задолженности путем проверки счета о просроченной задолженности. Возможно, потребуется проверить денежные выплаты, произошедшие после отчётной даты [28, с.147].Конкретная оценка по выборке будет относиться только к той совокупности, из которой сделана выборка. Эта оценка неприменима для других счетов или разделов баланса.Проведение выборки - аудиторам необходимо определить шаги по проведению выборки: стратификация (по возможности) и техника отбора.Стратификация является разделением совокупности на группы однородных элементов, например, в нефтедобывающей отрасли (реализация нефти на экспорт и на внутреннем рынке). Это делается для повышения эффективности проверки, так как объем выборки уменьшается без увеличения риска появления ошибки. Каждая группа оценивается по соответствующим объектам выборки без увеличения ошибки выборки. Каждая группа оценивается по соответствующим объектам выборки, и результаты, полученные по всем группам, используются для оценки всей совокупности. Например, аудиторам необходимо провести выборку из совокупности дебиторской задолженности клиентов:Таблица 1.1 - Выборка дебиторской задолженности клиентов
Если аудитор установил несоблюдение этого порядка, то необходимо далее проверить выполнение требований плана счетов об отражении подотчетных сумм, невозвращенных в установленные сроки, на счете 84 «Недостачи и потери от порчи ценностей» (Д-т сч. 84, К-т сч. 71) и последующее списания этих сумм. Проверка документальной обоснованности использования подотчетных сумм осуществляется путем установления наличия и правильности оформления документов, подтверждающих расходование подотчетных сумм и последующего отражения. Законность и целесообразность расходов на хозяйственно-операционные нужды определяется путем сопоставления данных авансовых отчетов и приложенных к ним документов на оплату услуг, погашение задолженности поставщикам, приобретение материально-производственных запасов. Необходимо установить не только наличие оправдательных документов и их соответствие данным авансового отчета, но и правильность оформления этих документов (товарных чеков, квитанций к приходным кассовым ордерам, талонов, актов выполненных работ, актов закупок и т.п.). Прежде всего, устанавливается наличие обязательных реквизитов документов, предусмотренных ст.9.2 Закона о бухгалтерском учете [2]. Например, отсутствие в товарном чеке штампа магазина, даты, наименования приобретенного товара затрудняет контроль реальности факта приобретения товара в магазине или производственного назначения этих расходов. Акты закупки у физических лиц должны содержать дату и место составления, наименование товара, его количественное измерение, общую стоимость покупки, лиц, участвующих в сделке, реквизиты свидетельства о государственной регистрации предпринимателя или паспортные данные и местожительство физического лица. При приобретении подотчетным лицом товаров в предприятии розничной торговли за наличный расчет необходимо убедится в наличии документов, подтверждающих расход денежных средств. Например, к авансовому отчету приложен товарный чек со штампом «Оплачено» на бумагу 100 пачек по 40 руб. на общую сумму 4000 руб. Является ли товарный чек достаточным основанием для подтверждения использования подотчетных сумм? Расход денежных средств может быть подтвержден чеком контрольно-кассового аппарата, квитанцией приходного кассового ордера или документами строгой отчетности по формам, утвержденным Минфином России. Для подтверждения использования подотчетных сумм необходимо представить товарный чек и чек контрольно-кассовой машины. При приобретении материальных ценностей за наличный расчет на предприятиях оптовой торговли или у производителя необходимо представить квитанцию приходного кассового ордера, товарный документ (счет, накладная, товарно-транспортная накладная) и счет-фактуру, соответствующим образом оформленные. Обращается внимание на выделение во всех документах отдельной строкой суммы налога на добавленную стоимость, которые должны совпадать. Аудитор устанавливает, были ли оприходованы приобретенные подотчетным лицом предметы и нет ли фактов списания непосредственно на счета затрат стоимости этих предметов без подтверждения факта передачи в производство или эксплуатацию. Соблюдение этого требования предусмотрено п.51 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. При проверке авансовых отчетов обращается внимание на соблюдение установленного предельного размера расчетов наличными денежными средствами, осуществляемых от имени организации, т.е. юридического лица. Суммы по первичным документам (накладная, счет-фактура, квитанция к приходному кассовому ордеру, акт выполненных работ и т.п.) сравниваются с лимитом, установленным Центральным банком РФ. При этом следует проверить, не производились ли выплаты в адрес одного поставщика в один день по данному счету, накладной, договору. Такие выплаты суммируются и сравниваются с лимитом, определяется сумма налога на добавленную стоимость, предъявленного к зачету. При проверке документов, подтверждающих произведенные расходы, выявляется правомерность выделения и предъявления бюджету налога на добавленную стоимость. Организации могут самостоятельно по расчетной ставке выделять налог на добавленную стоимость только по горюче-смазочным материалам и по командировочным расходам (на проезд к месту служебной командировки и обратно, за пользование постельными принадлежностями в поездах, по найму жилого помещения), подтвержденным соответствующими документами. Кроме того, аудитор прослеживает выделение налога на добавленную стоимость во всех первичных документах (в платежных и товарных) для подтверждения обоснованности предъявления налога на добавленную стоимость к зачету и в пределах установленных норм командировочных расходов. Прослеживая корреспонденцию счетов, указанную в авансовых отчетах, аудитор обращает внимание на характер произведенных затрат: · расходы, связанные с производственной деятельностью (Д-т сч.20-26, 44, К-т сч.71), следует отражать на счетах учета затрат; · расходы социального и непроизводственного (Д-т сч.88, К-т сч.71) назначения списываются за счет собственных средств предприятия; · расходы капитального характера (Д-т сч.08, К-т сч.71) и расходы, связанные с приобретением включаются в покупную стоимость (Д-т сч.10, 15, 16, К-т сч.71) [20, c.147]. Аудит расчетов с подотчетными лицами по командировкам предполагает признание факта служебной командировки и проверку обоснованности и правильности расходов, связанных с командировкой. Служебной командировкой признается поездка работника предприятия по распоряжению руководителя в другую местность в служебных целях. Не считаются командировками: служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути или носит разъездной либо подвижной характер; обусловленные производственной необходимостью поездки работников, отношения которых с предприятием регламентированы не трудовым, а гражданско-правовым договором (подряда, поручения и т.п.). Проверяя авансовые отчеты по командировкам, аудитор устанавливает наличие командировочного удостоверения с указанием цели командировки с соответствующими отметками о выбытии и прибытии; первичных документов, подтверждающих расходы. Авансовые отчеты должны быть утверждены руководителем предприятия. Проверка осуществляется путем сопоставления данных авансового отчета с данными приложенных к отчету первичных документов и расчета суточных. Аудитор подтверждает правильность определения срока командировки (по данным отметок о прибытии и убытии в командировочном удостоверении), размера суточных в пределах установленных норм и сверх норм. Расходы по проезду к месту командировки и обратно определяются по данным приложенных проездных документов воздушного, железнодорожного, водного и автомобильного транспорта общего пользования (кроме такси). Расходы по проезду командированного работника в мягком вагоне, в каютах, оплачиваемых по I-IV группам тарифных ставок на судах морского транспорта, в каютах I и II категорий на судах речного флота, а также на воздушном транспорте по билету I класса должны быть оформлены распоряжением руководителя об оплате. В стоимость проезда включается также обязательное страхование, которое списывается на себестоимость. Затраты по добровольному страхованию, возмещаемому работнику по решению руководителя, списываются также на себестоимость. При этом следует проверить общий размер таких расходов, учитываемых в целях налогообложения (не более 1% от объема реализуемой продукции (работ, услуг). Затраты за пользование постельными принадлежностями должны быть подтверждены соответствующей справкой или отметкой, сделанной на билете. Необходимо проверить правильность выделения суммы налога на добавленную стоимость по расчетной ставке 16,67% из стоимости расходов за пользование постельными принадлежностями и проездных билетов по территории России. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||||||||||||||||||||||||
|