бесплатно рефераты
 

Аудит достоверности финансового состояния (на примере СПК "Мирный" Приволжского района Самарской области)

Аудит достоверности финансового состояния (на примере СПК "Мирный" Приволжского района Самарской области)

Министерство сельского хозяйства РФ

Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия

Кафедра бухгалтерского учёта и

аудита

Курсовая работа

На тему:

«АУДИТ ДОСТОВЕРНОСТИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ»

(на примере СПК «Мирный» Приволжского района Самарской области)

УЛЬЯНОВСК 2006

Содержание

Введение

Глава 1 Экономическая сущность и задачи аудита

Глава 2 Организация контрольной работы в СПК «Мирный»

2.1 Внешний контроль

2.2 Внутренний контроль

Глава 3 Аудит достоверности бухгалтерской отчётности

3.1 Перечень нормативных документов

3.2 Методика составления бухгалтерского баланса

3.3 Методические приёмы и способы сбора аудиторских доказательств при проверке бухгалтерской отчётности

3.4 Порядок оформления рабочих документов аудитора

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Введение

Тема данной курсовой работы - аудит достоверности бухгалтерской отчётности. Необходимо отметить, что переход всего народного хозяйства страны к рыночной экономике, ускоренное развитие предпринимательства, возникновение новых организационно-правовых форм организаций (акционерных обществ, обществ с различной ответственностью, производственные кооперативы и др.) и многообразие форм собственности коренным образом повлияли на механизм системы экономического контроля в РФ.

Цель курсовой работы сформировать целостное, системное представление о механизме аудита достоверности бухгалтерской отчётности.

В этой связи задачами выполнения курсовой работы являются:

ь расширение и углубление теоретических знаний по аудиту;

ь ознакомление с методическими приёмами и способами сбора аудиторских доказательств при проверке бухгалтерской отчётности;

ь ознакомление с порядком оформления рабочих документов аудитора

ь овладеть навыками самостоятельного творческого использования творческих знаний в практической деятельности аудитора;

ь получение прикладных знаний в области приёмов и методов аудита в современных условиях;

Знание экономической сущности аудита, его места и роли в экономических процессах, позволяет активно и умело влиять на развитие и совершенствование.

Поэтому раскрытие поставленной темы курсовой работы лично для меня имеет теоретическую и практическую значимость. При написании курсовой работы, использовались учебники по дисциплине аудита, бухгалтерского учёта, анализу финансовой отчётности и др.

Глава 1 Экономическая сущность и задачи аудита

Сущность аудита и аудита и аудиторской деятельности определена как Международным стандартом аудита МСА 200, так и российским Федеральным стандартом аудиторской деятельности № 1 «цель и основные принципы аудита бухгалтерской отчётности».

Существует множество определений аудита - одни из них закреплены в официальных нормативных документах, как международных, так и национальных, другие даются специалистами в области аудита.

На макроэкономическом уровне аудит является элементом рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:

· Бухгалтерская отчётность используется для принятия решений заинтересованными в ней пользователями, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;

· Бухгалтерская отчётность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни;

· Степень достоверности бухгалтерской отчётности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затруднённости доступа к учётной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчётности экономических субъектов.

Согласно Закону об аудиторской деятельности и изменениям к нему аудитором признаётся физическое лицо, соответствующее следующим требованиям:

1) наличие квалифицированного аттестата аудитора;

2) безупречная деловая репутация, подтверждённая рекомендациями не менее трёх аудиторов, включённых в Единый реестр аудиторов и аудиторских организаций не позднее трёх лет до дачи рекомендаций;

3) отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.

Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в аудиторской организации на основании трудового договора либо самостоятельно - в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица ( индивидуального аудитора).

Аудитор должен состоять в одном из саморегулируемых аудиторских объединений и быть включённым в Единый реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Аудиторской организацией признаётся коммерческая организация, созданная для проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг при условии её соответствия помимо этого следующим требованиям:

1) создание в любой организационно-правовой форме, кроме открытого акционерного общества, государственного или муниципального унитарного предприятия;

2) наличие в штате не менее пяти аттестованных аудиторов;

3) не менее 50% членов исполнительного органа коммерческой организации должны быть аудиторами.

Коммерческая организация приобретает право проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги, связанные с выражением в установленной форме независимого мнения об информации организаций, с даты внесения сведений о коммерческой организации в Единый реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Отличие аудита от аудиторской деятельности состоит в том, что последняя предусматривает и различные аудиторские услуги. В последняя время главное внимание уделяется повышению эффективности системы управления предприятием, и прежде всего системы внутреннего контроля. Системный подход подготовил почву для развития качественных аудиторских услуг, то есть аудиторские структуры начали больше заниматься консультационной деятельностью, чем непосредственно аудитом.

Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность по проведению собственно аудита и оказанию сопутствующих ему услуг.

Сопутствующие аудиту работы и услуги - предпринимательская деятельность аудиторов или аудиторских организаций, включающая следующие основные направления: бухгалтерские услуги; услуги по проведению проверок и экспертиз, не являющихся собственно аудитом; консультационные услуги; обучение и прочие услуги аудиторского профиля. Все эти виды деятельности требуют от исполнителя компетенции в областях собственно аудита, бухгалтерского учёта, контроля и анализа хозяйственной деятельности, финансов и экономики в целом, налогообложения, хозяйственного права.

Аудит - это не просто механизм контроля. Аудиторские проверки в равной степени можно считать средством достижения коммерческого успеха, поскольку «добавочная стоимость» консультаций, осуществляемых специалистами по ведению бизнеса, и их советов в конечном счёте способствуют экономическому успеху клиента.

В ходе аудиторской проверки финансовых отчётов устанавливаются точность отражения в них финансового положения и результатов деятельности предприятия; соответствие ведения бухгалтерского учёта установленным требованиям, критериям; соблюдение проверяемым предприятием действующего законодательства.

Цель аудита определена как Международным стандартом аудита МСА 200, так и российским Федеральным стандартом аудиторской деятельности № 1 «цель и основные принципы аудита бухгалтерской отчётности».

Цель аудиторской деятельности - конкретная задача, на решение которой направлена деятельность аудитора, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.

Главная цель аудита - определение достоверности и правдивости финансовой отчётности предприятия, а также контроль за соблюдением ею законов и норм хозяйственного права и законодательства.

Аудитор не даёт оценку соблюдения интересов собственников (акционеров, участников) и эффективности отдельных операций аудируемого лица. Такую оценку он может дать в качестве услуги, сопутствующей аудиту.

Под достоверностью понимается степень точности данных бухгалтерской отчётности, которая позволяет пользователю этой отчётности на основании её данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом бухгалтерская отчётность не содержит существенных искажений. Понятие разумной уверенности - это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в бухгалтерской отчётности, рассматриваемой как единое целое. Данное понятие применяется ко всему процессу аудита.

Основная цель аудита может дополняться обусловленными договорами с клиентом выявлением резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.

Для достижения основной цели и предоставления заключения аудитор должен решать ряд задач и составить мнение по следующим вопросам:

· Общая приемлемость отчётности: соответствует ли отчётность в целом всем требованиям, предъявленным к ней, и не содержит ли противоречивой информации;

· Обоснованность: существуют ли основания для включения в отчётность указанных там сумм;

· Законченность: включены ли в отчётность все надлежащие суммы; в частности, все ли активы и пассивы принадлежат предприятию;

· Оценка: все ли статьи правильно оценены и безошибочно подсчитаны;

· Классификация: есть ли основания относить сумму на тот счёт, на который она записана;

· Разделение: отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты составления баланса или непосредственно после неё, к тому периоду, в котором были произведены;

· Аккуратность: соответствуют ли суммы операций данным, приведённым в книгах и журналах аналитического учёта, правильно ли они просуммированы, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведённым в Главной книге;

· Раскрытие: всели статьи занесены в финансовую отчётность и правильно ли отражены в отчётах и приложениях к ним.

Аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей деятельности решают также ряд задач, связанных с оказанием аудиторских услуг:

1) проверка ведения бухгалтерского учёта и составления отчётности, законности хозяйственных операций;

2) помощь в организации бухгалтерского учёта;

3) помощь в восстановлении и ведении учёта, составлении бухгалтерской отчётности;

4) помощь в налоговом планировании и расчёте налогов;

5) консультирование по отдельным вопросам ведения учёта и составления отчётности;

6) экспертные оценки и анализ результатов хозяйственной деятельности;

7) консультирование по широкому кругу финансовых и правовых вопросов, маркетингу, менеджменту, технологическое и экологическое консультирование и др.;

8) разработка учредительных документов и др.;

9) предоставление информации о будущих партнёрах;

10) информационное обслуживание клиентов;

Осуществляя проверку, независимые аудиторы выполняют две основные функции: функцию высококлассного сборщика и оценщика свидетельств для отражения полноты, истинности и арифметической точности представленной в финансовом отчёте информации и проверку соответствия расшифровок и оценок в финансовом отчёте общепринятым принципам учёта.

Данные функции не являются исчерпывающими, поскольку аудиторы выполняют также консультационную, информационную и другие функции.

Итак, на основании первой главы можно сделать небольшой вывод: аудитом называется систематический процесс объективного сбора и оценки свидетельств об экономических действиях и событиях с целью определения степени соответствия этих учреждений установленным критериям и представление результатов проверки заинтересованным пользователям.

Глава 2 Организация контрольной работы в СПК «Мирный»

2.1 Внешний контроль

Осуществить возложенные на экономический контроль задачи позволяет такая его организация, при которой в наиболее полной мере учитываются все основные принципы его построения. Важное значение при этом имеет правильное определение таких основных понятий экономического контроля, как его виды и формы, которые обусловлены соответственно организационным и методологическим классификационными подходами.

При этом основу организационного признака составляют органы экономического контроля, означающие определённые коллективы людей, образованные специально либо уполномоченные для выполнения контрольных функций с соответствующим арсеналом средств, и выступающие как субъекты экономического контроля.

Органы экономического контроля составляют его организационную структуру и представлены как соответствующими службами в системе органов государственной власти, так и независимыми организационными формированиями в рамках гражданского законодательства, а также внутренними контрольными службами хозяйствующих субъектов.

Виды экономического контроля различают в зависимости от его субъектов и совокупности его контрольных органов, различающихся кругом действий и особенностями формирования. По этому признаку выделяют следующие виды экономического контроля: внешний и внутренний.

К внешнему контролю относятся: государственный контроль, аудиторский и общественный.

Государственный контроль представлен специальными органами государственного аппарата, компетенция которых распространяется на проверку соответствующих вопросов во всех отраслях национальной экономики. В ходе осуществляемых в стране социально-политических и экономических преобразований государственный контроль претерпел кардинальные изменения- от господствующего положения в дореформенном периоде обычной практики, принятой в условиях рыночной экономики исходя из особенностей её государственного регулирования на современном этапе.

Разновидностями государственного контроля выступают ведомственный и вневедомственный контроль. Первый из них представлен контрольными органами ведомств соответствующих отраслей экономики и сфер деятельности, рамками которых ограничивается его практическое осуществление. Ведомственный контроль является функцией каждого министерства, комитета или другого отраслевого (функционального) ведомства и направлен на систематическую проверку хозяйственной деятельности организаций и учреждений, входящих в систему того или иного ведомства. В отличие от органов государственного вневедомственного контроля, полномочия которых распространяются на все отрасли экономики, компетенция органов ведомственного контроля ограничивается системой только данного ведомства и может выходить при необходимости за его пределы лишь по взаимосвязанным операциям с согласия заинтересованного ведомства.

Вместе с тем эти разновидности государственного контроля не противопоставляются друг другу, а, напротив, один вид контроля дополняется другим. Система одновременного функционирования государственного вневедомственного и ведомственного контроля предполагает наиболее эффективное воздействие экономического контроля на процессы экономического производства, поскольку при этом полнее учитываются интересы развития как отдельных ведомств, так и всей национальной экономики.

В СПК «Мирный» систематически проводятся налоговые проверки (приложение 1), которые также относятся к государственному контролю. Задачей таких проверок является установление правильности начисления и уплаты налогов предприятием. В случае неправильного начисления и несвоевременной уплаты соответствующих налогов на предприятие налагаются различные штрафы и пени.

Аудиторский контроль характерен для рыночной экономики, представляя собой независимую проверку состояния бухгалтерского учёта и достоверности бухгалтерской (финансовой) отчётности. Аудиторский контроль невольно вторгается во все смежные вопросы финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, благодаря чему он правомерно рассматривается как отдельный вид экономического контроля.

Внешний аудит, осуществляется, наряду с иными формами финансового контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ, специально уполномоченными на то государственными органами.

При этом внешний аудит направлен:

· На проверку и подтверждение достоверности показателей бухгалтерских отчётов или констатацию их недостоверности;

· На контроль за соблюдением законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учёта и составления отчётности, методологию оценки активов, обязательств и собственного капитала;

· На проверку полноты, достоверности и точности отражения в учёте и отчётности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности организации за проверяемый период;

· На выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заёмных ресурсов.

В анализируемом хозяйстве проводилась инициативная аудиторская проверка за период с 01 января по 31 декабря 2004 года включительно (приложение 2).

Общественный контроль осуществляется контрольными органами общественной самодеятельности и представляет собой самый массовый вид экономического контроля. В условиях становления рыночных отношений общественный контроль не постулируется государством, а развивается самостоятельно в той естественной среде, которая создаётся в рамках функционирования демократического и правового государства. Он представлен прежде всего в деятельности трудовых коллективов, наделённых трудовым законодательством определёнными правами и гарантиями, которые обязаны соблюдать работодатели. Широкие возможности по осуществлению общественного контроля открывают конституционные права граждан на получение и распространение информации любым законным способом, что наиболее полно проявляется в деятельности массовой информации. В реальную общественную силу превращаются профессиональные союзы и политические партии, активно использующие контрольную функцию для защиты интересов своих членов.

2.2 Внутренний контроль

В условиях рынка при приватизации организаций и, следовательно, повышения их самостоятельности в производственно-хозяйственной и финансовой деятельности резко изменились функции вышестоящих органов -- практически прекращено их вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность экономических субъектов.

С появлением многообразных форм собственности и организационно-правовых форм экономических субъектов, с одной стороны, созревают условия для конкуренции между экономическими субъектами, что способствует в конечном итоге росту производства продукции и ее качества, а с другой стороны -увеличивается предпринимательский риск у этих организаций.

Предпринимательский риск связан с многими факторами: величиной производственного потенциала; состоянием технологии и качества производства продукции; уровнем производственных затрат и производительности труда; спросом и предложением на рынке на произведенную продукцию; финансовым состоянием организации; характером налоговой политики страны и др.

Собственники, акционеры, руководители и специалисты экономических субъектов заинтересованы в повышении уровня рентабельности производства продукции (работ, услуг) и эффективности функционирования всех видов деятельности организаций. Это требует совершенствования не только технологических процессов производства, но и всех функций системы управления экономическим субъектом предпринимательства и его сегментами.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.