бесплатно рефераты
 

Здоровье подростков и здоровьесберегающие технологии в школе

p align="left">По данным статистики, представленным экспертом ВОЗ академиком Ю.П.Лисициным на VII Всероссийском симпозиуме «Эколого-физиологические проблемы адаптации» (Москва, 1994г.), в нашей стране в последние годы сложилась крайне неблагоприятная ситуация, позволяющая говорить об «обвале общественного здоровья», если рассматривать общество как социальный организм:

· возрастание общей смертности, которая превышает в 5,6 раза рождаемость, смертность в трудоспособном возрасте в России в 4 раза выше, чем в США;

· падение рождаемости: за один 1994 год оно составило 9,7% - беспрецедентный случай в истории нашей страны;

· средняя продолжительность жизни за последние три года снизилась с 70 до 67 лет (по последним данным, в России - 58 лет);

· резкое увеличение числа абортов, которое достигло в России половины количества этих операций, производимых во всём мире;

· распространение алкоголизма, снижение иммунорезистентности, и, как следствие, - учащение эпидемических вспышек опасных инфекционных болезней.

Глобальная картина состояния здоровья неуловима. Но наука располагает определёнными данными, характеризующими с разных сторон состояние здоровья в обществе.

Общепринятые показатели здоровья:

1. Смертность и её причины, хотя эти данные не полностью отражают картину здоровья.

2. Продолжительность жизни при рождении. Известны данные о том, что место рождения часто определяет возраст смерти. Детям наименее развитых стран Африки предстоит прожить 40 лет, а продолжительность жизни в развитых странах мира превысила 70 лет (выше всего в Японии - 78 лет).

3. Важный показатель - детская смертность. Это более чувствительный показатель социальных условий и состояния здоровья, чем средняя продолжительность жизни. В развитых странах мира смертность детей колеблется от 10 до 25 случаев на 1000 живорождённых детей.

Здоровье детей и подростков - это фундамент, на котором формируется здоровье взрослого человека. Перенесённые болезни в детстве подтачивают этот фундамент, т.к. большинство из них не проходит бесследно и заканчивается, как правило, различными нарушениями здоровья: от незаметных невооружённым глазом структурно - функциональных сдвигов до инвалидности.

Всё это подтверждает мысль о том, что наиболее гуманными, социально и экономически целесообразными мерами любого государства по формированию здоровья нации являются меры по охране и укреплению здоровья подрастающего поколения. Государство, не делающее этого, не имеет будущего (ООН).

I.1. Факторы, определяющие здоровье человека

Человек рождается, живёт и умирает в многофакторной природно-социальной среде, которая изменением своих физических свойств, химического состава и информационно - коммуникационной напряжённости оказывает на человека постоянное воздействие.

Человек познаёт окружающую среду, как считают исследователи этого вопроса, и адекватно реагирует на её факторы с помощью поступающей информации, представленной (И.И.Брехман) тремя её видами:

·
Сенсорная - поступает через органы чувств с помощью первой сигнальной системы;

· Вербальная - проводником которой является вторая сигнальная система (устное и письменное слово);

· Структурная - поступает в организм через дыхательную систему и желудочно-кишечный тракт - компоненты пищи, воды, лекарств, вдыхаемого воздуха и др., структура которых представляет «язык свойств», считываемых организмом.

Объём информации может быть оптимальным, избыточным, недостаточным. Информация может быть необходимой (полезной), индифферентной, вредной. Всё это формирует отношение организма к окружающей среде. От характера информации зависят возможности организма к адаптации и компенсации.

I.2. Диагностика уровня здоровья

Окружающая человека среда чрезвычайно разнообразна и многофакторна, что создаёт определённые трудности в оценке взаимоотношений этого множества с организмом человека. Поэтому необходимой мерой является классифицирование этого множества по наиболее общим признакам и ранжирование значимости отдельных групп. С учётом таких посылок можно выделить три группы факторов, наиболее значимых, определяющих:

· Качество жизни людей;

· Наследственность;

· Образ жизни и поведение человека (людей).

Качество жизни людей, по мнению многих исследователей и приводимым ими фактам, является основным здоровьесберегающим и наиболее эффективным комплексным фактором. Качество жизни граждан обеспечивается государством, экономическими, социальными и оздоровительными программами. Группа факторов, интегрированная в понятие «Качество жизни», определяя здоровье, моральное и психологическое состояние людей, продолжительность их жизни и социальную значимость, мало подвластна каждому индивидууму и даже коллективам, зависит от государства и его социально - экономических, экологических и других здоровьесберегающих программ.

Вторая группа факторов, определяющих популяционное здоровье людей, начиная с рождения, - наследственность. Наследственные заболевания или нарушения в физическом развитии и функционировании организма сопровождали человечество издревле и были связаны с трудно объяснимыми изменениями в отдельных звеньях генотипа. Эта группа болезней занимала сравнительно небольшой удельный вес в патологии человека. XX век, век научно-технического прогресса, коренным образом изменил значимость этого фактора в формировании организма человека. Это связано с двумя группами причин. Во - первых, это интенсификация потребления природных ресурсов, переработка которых обусловила выброс в окружающую среду колоссального количества отбросов, вредных для всего живого на Земле. Во - вторых, человек сам активно разрушает свой генотип с помощью вредных привычек. Основными и наиболее опасными из них является курение табака, неумеренное употребление алкоголя, пристрастие к наркотикам (наркомания) и химическим веществам наркотического действия (токсикомания).

Из анализа данных отечественных и зарубежных исследователей причин болезней человека и их удельной значимости вытекает, что, если все причины болезней и нарушений гармонического развития принять за 100%, то расклад выглядит следующим образом: образ жизни и поведение людей определяет 50% всех болезней, состояние окружающей среды - 20%, наследственные факторы - 20%, состояние здравоохранения, его организация, медикаментозные и технологические средства - 8%, прочие факторы - 2%. Таким образом, если разделить 20 «наследственных» процентов на равные части и 10% присоединить к первым 50%, так как человек лично «умудряется» изменять свой генотип с помощью губительных привычек, то от каждого из нас зависит наше здоровье и долголетие на 60%.

Таким образом, третьей группой факторов является образ жизни, имеющий ведущее значение (60%) в сохранении и укреплении здоровья, подвластный во многом регулированию самим человеком. Прежде всего, это не столько то, чего человек не должен делать (вредные привычки), сколько то, что он должен повседневно делать, укрепляя и совершенствуя организм, своё здоровье.

Здоровый образ жизни многообразен. Однако основными его элементами являются система постоянного тренирующего и посильного возрасту состояния здоровья движения; физиологически обоснованное питание, система закаливания организма, использование природных методов периодической очистки организма, знание и использование методов психологической разгрузки и психологической амортизации; использование целебных и питательных резервов зелёного царства Земли и многое другое. Элементы здорового образа жизни должны способствовать не только отсутствию болезней, но такому состоянию здоровья, которое ВОЗ определяет как «состояние полного физического, психического и социального благополучия».

Диагностика уровня здоровья. Состояние здоровья рассматривается как способность организма адаптироваться к условиям окружающей среды. Переход от здоровья к болезни происходит путём постепенного снижения адаптационных возможностей организма через пограничные состояния, которые получили название донозологических. Организм человека, испытывающий непрерывные стрессорные воздействия, необходимо рассматривать как динамическую систему, осуществляющую непрерывное приспособление к условиям среды путём изменения уровня функционирования отдельных систем и соответствующего напряжения регуляторных механизмов. Приспособление или адаптация к новым условиям достигается ценой затраты функциональных ресурсов организма.

Адаптация - одно из фундаментальных свойств живой материи, является результатом и средством разрешения внутренних и внешних противоречий жизни, существует и формируется на грани жизни и смерти, здоровья и болезни, за счёт их столкновения и взаимоперехода. Адаптированность носит не только биологический характер, но и социальный, достигается иногда ценой определённых повреждений, дисгармонией по сравнению с нормой.

Гомеостатические свойства целостного организма являются результатом одновременного действия многочисленных и сложноорганизованных регуляторных организмов, среди которых одно из важных центральных мест занимает вегетативная регуляция, обеспечивающая постоянное уравновешивание вещества и энергии в организме, его органах и тканях.

Адаптация и гомеостаз - взаимосвязанные и дополняющие друг друга процессы. На основании представлений о гомеостазе и адаптации И.И.Брехманом и группой авторов была предложена классификация функциональных состояний организма. По 10-ти балльной шкале предлагалось выделить достаточно тонкие границы функциональных состояний у здоровых и практически здоровых людей.

В результате обобщения опыта массовых профилактических обследований сформировалась классификация, включающая 4 класса состояний:

· здоровье с достаточными функциональными (адаптационными) возможностями организма;

· донозологические состояния, при которых оптимальные адаптационные возможности организма обеспечиваются более высоким, чем в норме, напряжением регуляторных систем, что ведёт к повышенному расходу функциональных ресурсов организма;

· преморбидные состояния, характеризующиеся снижением функциональных возможностей организма и проявляющиеся в 2-х стадиях:

а) с преобладанием неспецифических изменений со стороны сердечно - сосудистой системы (ССС);

б) с преобладанием специфических изменений со стороны определённых органов и систем, гомеостаз которых нарушен, но благодаря механизмам компенсации проявление заболеваний может быть выражено или находиться в начальной стадии и иметь компенсаторный характер;

· состояние срыва адаптации с резким снижением функциональных возможностей организма в связи с нарушением механизмов компенсации.

В данном состоянии, как правило, наблюдаются различные заболевания в стадии субкомпенсации или декомпенсации. Снижение адаптационных возможностей организма связано с изменением физиологических функций, в частности, с изменением миокардиального и гемодинамического гомеостаза. Это характеризуется ростом артериального давления, снижением внешней работы сердца. Но при донозологических и преморбидных состояниях изменение физиологических показателей не выходит за пределы клинической нормы и не привлекает внимание врачей. Наибольший вклад в разработку методов прогностической оценки состояния организма сделан Р.М.Баевским. Он осуществляет поиск методов, позволяющих судить о состоянии организма на ранних стадиях его приспособительной деятельности. Для более верной оценки эколого-социальных факторов необходимо учитывать возрастные изменения функционального состояния организма. Каждая стадия возрастных изменений входит в диапазон соответствующей нормы и не требует специальных лечебных воздействий.

В представленной Р.М.Баевским схеме (рис.1) стадий возрастных изменений исходным является возраст 21-23 года, когда ответы организма на воздействие факторов внешней среды не сопровождаются включением в механизм адаптации каких-либо дополнительных звеньев. Период профилактики заканчивается к 40 годам и начинается период лечения. И.И.Брехман считает, что профилактика, направленная на укрепление здоровья, во второй половине жизни человека ещё более важна, чем для людей молодых и среднего возраста.

Рис. 1. Стадии возрастных изменений.

I.3. Здоровье, возраст, работоспособность

В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья:

1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а, во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

3. Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

4. Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра и красоты.

В упрощённом виде можно считать, что критериями здоровья являются:

· для соматического и физического здоровья - я могу;

· для психического - я хочу;

· для нравственного - я должен.

Признаками здоровья являются:

· специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;

· показатели роста и развития;

· функциональное состояние и резервные возможности организма;

· наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;

· уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Работоспособность человека - умение мобилизовать свою энергию на высококачественное выполнение той или иной работы. Работоспособность зависит от разных факторов:

1) физиологические - возраст, пол, состояние здоровья, питание, отдых;

2) физические - воздействуют на организм через органы чувств: степень и характер освещения помещения, температура воздуха и его влажность;

3) психические - включают самочувствие человека, его настроение, а также воздействие поощрений, порицаний и другое.

В повседневной жизни все эти факторы действуют в совокупности. А знание динамики работоспособности организма детей и подростков даёт возможность правильно организовать их деятельность. Чем старше ребёнок, тем он более работоспособен, успешнее сопротивляется утомлению. Специальные исследования умственной работоспособности школьников показали, что 13-14-летний подросток сделает работу в два раза большую, чем ребёнок 7-8 лет. С возрастом повышается мышечная работоспособность, возрастает и сила, и выносливость. Ребёнок менее утомляется при равномерной нагрузке. Всё это - следствие развития и совершенствования сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обеспечивающих потребности организма в кислороде.

Всем физиологическим процессам, протекающим в организме человека, присущи ритмические колебания. В этом, по наблюдению физиологов, проявляется установка ЦНС и её высшего отдела - коры больших полушарий человеческого мозга на «отсчёт времени». Наукой установлены закономерности возрастных изменений работоспособности учащихся.

Наиболее общими параметрами, характеризующими функциональное состояние ЦНС при бодрствовании, являются основные свойства нервной системы: возбудимость, реактивность, лабильность и их соотношения. Совокупность этих показателей определяет состояние ЦНС. В свою очередь, различные уровни возбудимости и реактивности нервной системы являются результатом взаимодействия коры больших полушарий с нижележащими отделами мозга, в частности, неспецифическими системами ствола и среднего мозга. Особенности этих взаимодействий определяются, с одной стороны, уровнем морфофункциональной зрелости этих структур, а с другой - воздействием регуляционных механизмов, запускаемых различными факторами.

Определение особенностей адаптивных реакций мозга при выполнении того или иного вида деятельности на каждом отдельном этапе онтогенеза имеет большое значение для разработки и организации оптимальных форм и методов воспитания и обучения. Сопоставление данных, полученных нейрофизиологическими исследованиями, с данными изучения работоспособности, а также педагогическими характеристиками учащихся выявило волнообразные изменения (в течение учебного года) умственной работоспособности и внимания. Эти сдвиги объясняются особенностями школьного режима и интенсивностью умственной деятельности.

I.3.1. Динамика умственной работоспособности

Работоспособность имеет свойства периодически изменяться в течение суток, по дням недели и сезонам года.

При выполнении определённой работы работоспособность имеет определённые колебания:

а) фаза врабатывания;

б) фаза оптимальной устойчивой работоспособности;

в) фаза утомления;

г) повышение работоспособности, «конечный порыв».

У большинства людей с чётким режимом дня, особенно современным, каждый день в одно и то же время отходом ко сну и утренним подъёмом, в вечерние часы в коре головного мозга всё интенсивнее нарастает торможение и работа в это время оказывается не продуктивной.

При изучении умственной работоспособности в течение 2001-2002 учебного года по 7 классам московских школ было подвергнуто анализу 36000 данных, которые показали статистически достоверные изменения скорости, точности, продуктивности от начала к концу занятий. Без учёта количества уроков в день у учащихся интенсивность (скорость) работы повышалась на 13% от начала занятий к их окончанию и оставалась без существенных изменений до конца самоподготовки. При этом количественный показатель (точность работы) возрастал от начала занятий к концу самоподготовки.

Динамика коэффициента продуктивности, при расчётах которого учитываются значения как объёма задания, так и степень точности её выполнения, оказалась аналогичной изменению скорости работы. Сила активного внутреннего торможения (САВТ) от 8 часов 30 минут падала к концу всех уроков, существенно восстанавливалась к концу самоподготовки и резко ухудшалась к её завершению.

Сопротивляемость организма утомлению (показатель адаптивности) к окончанию занятий, особенно к концу самоподготовки, ухудшается существенно. Подобные изменения прослеживались в течение дня в разные периоды учебного года, лишь уровень показателей был более высоким в 3 и 4 четвертях (февраль, апрель), нежели в первой четверти (октябрь). Наибольшее напряжение ЦНС организм детей испытывает в начале учебного года.

Однако на фоне относительно высоких показателей работоспособности учащихся количество ошибок на дифференцировку к концу года возрастает на 30%, что отражает ухудшение работы ЦНС, нарушение равновесия между возбудительным и тормозным процессами, ослабление активного внутреннего торможения.

Недельная динамика умственной работоспособности также характеризуется фазовыми подъёмами и существенными спадами. В большинстве случаев в начале и конце недели скорость и точность работы оказывается ниже, чем в её середине.

Ухудшение работоспособности и резкое (на 10,7%) падение к среде показателя адаптивности, величина которого отражает уровень адаптированности организма к учебной нагрузке в недельном временном периоде, указывает на раннее наступление утомления, существенное напряжение механизмов регуляции функционального состояния физиологических систем и поиск ресурсов для выравнивания работоспособности. В результате обеспечивается относительно высокий подъём (только в четверг) всех показателей умственной работоспособности.

Рассмотренная динамика работоспособности по средним величинам показателей отчётливо выражена и в каждый из периодов года. По данным М.В.Антроповой (1984г.), скорость и точность работы достоверно увеличивается соответственно на 33% и 23% от 1 к 2 четверти и 31% и 10% от 3 к 4 четверти. Существенно повышается устойчивость дифференцировок, адресованных ко второй сигнальной системе.

Несмотря на довольно значительные колебания работоспособности учащихся и их утомление от начала к концу учебных занятий в течение дня, динамика показателей от сентября к апрелю благоприятна.

Таким образом, результаты изучения дневной и недельной динамики работоспособности в течение года позволяют утверждать, что в условиях действующего режима занятий и низкой двигательной активности общая учебная нагрузка является чрезмерной. Она приводит к утомлению большинства здоровых, прилежных и дисциплинированных учащихся, к дефициту отдыха и ночного сна. У части учащихся к концу дня и недели функциональное состояние ЦНС находится на грани перенапряжения.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.