бесплатно рефераты
 

Основные понятия анатомии и физиологии человека

p align="left">Терморегуляция - это уравновешение соотношения процессов теплообразования и теплоотдачи. Носит рефлекторный характер. Процессы терморегуляции контролируются центральной нервной системой, в частности гипоталамусом, где находится центр терморегуляции.

Терморецепторы расположены в коже.. Они присылают импульсы в центр терморегуляции. Центр терморегуляции устанавливает такие соотношения между процессами теплообразования и теплоотдачи, чтобы температура тела оставалась постоянной.

В обычных условиях тело человека не перегревается. На протяжении суток температура может изменяться. Она уменьшается утром, повышается вечером. Немного выше температура внутри тела.

Возрастные особенности терморегуляции у детей;

1.Теплообразование меньше, чем у взрослых

2.Колебания температуры тела.

3.Неадекватность реакций на изменение внешней температуры.

Для подростков: повышенные процессы, хроническая гипертермия (нарушение обменных процессов, аллергии)

Улучшить теплорегуляцию можно через закаливание организма.

Закаливание - повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию физических факторов окружающей среды (низкой и высокой температур) важная часть физической культуры, а также профилактических и реабилитационных мероприятий.

Общие дидактические принципы:

1. Сознательность.

2. Систематичность - не прерывать процедуры без серьезных оснований.

3. Постепенность - усиливать только после привыкания.

4. Индивидуальность

5. Положительный эмоциональный настрой - страх перед процедурами, а тем более насильственное их проведение не будут способствовать положительному воздействию на организм.

6. Комплексность - должны сочетаться с мероприятиями в повседневной жизни ребенка.

В основе закаливания лежит способность организма человека приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды. Закаливание к холоду способствует профилактике острых респираторных вирусных инфекций, благодаря стимуляции реакций иммунитета и совершенствованию процессов терморегуляции. Закаливание детей начинают с первых дней жизни ребенка и проводят систематически, учитывая, однако, что органы и системы ребенка еще функционально незрелы.

Основными элементами закаливания являются водные процедуры (улучшают работу сосудов, тренируют их), пребывание на свежем воздухе (приучает организм своевременно, быстро реагировать на изменения температуры), солнечные ванны (расширяют кровеносные сосуды, усиливают кровообращение, способствуют образованию в организме витамина D, повышают обмен веществ).

44. Возрастные особенности строения и функционирования системы выделения

Выделительная, или экскреторная система -- совокупность органов, выводящих из организма избыток воды, продукты обмена веществ, соли, а также ядовитые вещества, попавшие в организм извне или образовавшиеся в нём. Значение выделения заключается в поддержании гомеостаза. Основными конечными продуктами являются вода, углекислый аз и мочевина. Все продукты удаления попадают в кровь, лимфу, межтканевую жидкость, а дальше выводятся наружу через органы дыхания, печень, кожу, пищеварительную систему, органы мочевыделения.

Через органы дыхания удаляются из организма углекислый газ, вода и некоторые летучие вещества.

В печень с кровью поступают продукты гниения из кишечника, соли тяжелых металлов и т.п., где они обезвреживаются, теряют токсичность и в составе желчи выводятся в кишечник, а из него - с калом наружу.

Потовыми железами удаляются вода и соли.

Основное выведение воды (около 2 л) и растворенных в ней веществ (мочевины, хлористого натрия) происходит через органы мочевыделения.

В мочевыделительной системе человека различают две группы органов: мочеобразующие и мочевыводящие. К мочеобразующим органам относятся почки, к мочевыводящим - почечные чашечки, лоханки, мочеточники, мочевой пузырь и мочевыводящий канал.

Основные функции мочеобразующих органов (почек) - непосредственно мочеобразование и выделение продуктов метаболизма с мочой. Благодаря этому не происходит самоотравления организма. В среднем за сутки почки человека образуют 150-180 л первичной мочи, которая впоследствии превращается в 1,0-1,5 л конечной мочи, выводимой из организма. Остальная жидкость всасывается обратно в лимфу и кровь (происходит канальцевая реабсорбция). Этот процесс позволяет организму сохранить все жизненно важные для него вещества.

Кроме мочеобразования почки несут на себе функцию регуляции водного и электролитного (солевого) баланса в организме. Адаптируясь к изменяющимся условиям, они препятствуют повышению уровня воды в организме, выводя излишек. Почки - орган очищения и поддержания кислотно-основного равновесия крови, что является важным для регуляции артериального давления.

Почечные чашечки, открывающиеся непосредственно в почечные лоханки, собирают в себя мочу, стекающую по тонким трубочкам пирамид почки. Мочеточник, полый трубчатый орган, проводит мочу из почечной лоханки в мочевой пузырь. Это осуществляется благодаря его сократительной способности, ритм которой зависит от многих факторов: скорости образования мочи, положения тела, раздражения нижних мочевых путей и т.д. Мочевой пузырь, расположенный в малом тазу, представляет собой полый мышечный орган плоско-округлой формы, меняющейся в зависимости от степени его наполнения. Основная функция мочевого пузыря - накопление мочи. Опорожнение происходит за счет сокращений его мышечной оболочки через мочеиспускательный канал.

Возрастные особенности:

В первые годы жизни количество выделяющейся мочи невелико, но частота мочеиспускания чаще. Функциональная деятельность почек у детей протекает более интенсивно, чем у взрослых. Устойчивый навык пользоваться горшком закрепляется на 2-3 году жизни.

45. Стресс, виды стрессов. Особенности психоэмоционального стресса. Стрессовые воздействия природно-климатических условий Крайнего Севера

Стресс - совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов. В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. В случае эмоционально положительного стресса стрессовая ситуация непродолжительна и вы ее контролируете, обычно в этих случаях опасаться нечего: ваш организм сможет быстро отдохнуть и восстановиться после взрыва активности всех систем.

Различают кратковременный (острый) и долговременный (хронический) стрессы. Они по-разному отражаются на здоровье. Долговременный несет более тяжелые последствия.

Для острого стресса характерны быстрота и неожиданность, с которой он происходит. Крайняя степень острого стресса - шок. В жизни каждого человека были шокирующие ситуации.

Шок, острый стресс почти всегда переходят в стресс хронический, долговременный. Шоковая ситуация прошла, вы вроде бы оправились от потрясения, но воспоминания о пережитом возвращаются снова и снова.

Долговременный стресс не обязательно является следствием острого, он часто возникает из-за малозначительных, казалось бы, факторов, но постоянно действующих и многочисленных (например, неудовлетворенность работой, напряженые отношения с коллегами и родственниками и т.п.).

Физиологический стресс возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов (боль, холод, жара, голод, жажда, физические перегрузки и т.п.)

Психологический стресс вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением: обман, обида, угроза, опасность, информационная перегрузка и т.п.

Эмоциональный стресс имеет место в ситуациях, угрожающих безопасности человека (преступления, аварии, войны, тяжелые болезни и т.п.), его социальному статусу, экономическому благополучию, межличностным отношениям (потеря работы, семейные проблемы и т.п.).

Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения. Очень часты информационные стрессы в работе диспетчеров, операторов технических систем управления.

Психоэмоциональный стресс является защитно-приспособительной реакцией, мобилизующей организм на преодоление разнообразных, нарушающих жизнедеятельность, препятствий, при возникновении многих конфликтных ситуаций, в которых субъект ограничен в возможностях удовлетворения своих основных жизненно важных биологических и социальных потребностей.

Описывая стрессовый процесс Селье выделил три фазы:

1) Реакция тревоги - наступает непосредственно за воздействием какого-либо стрессора и выражается в напряжении и резком снижении сопротивляемости организма. Происходит возбуждение симпатической нервной системы; гипоталамус посылает химический сигнал в гипофиз, заставляя его усилить выделение адренокортикотропного гормона (АКТГ), который в свою очередь попадает с кровью в надпочечники и вызывает секрецию кортикостероидов - гормонов, которые подготавливают весь организм к действию и возможной борьбе с повреждающими факторами. Ученые измеряют стрессовую реакцию по увеличению содержания норадреналина, АКТГ или кортикостероидов в крови;

2) Фаза сопротивления, характеризующаяся мобилизацией ресурсов организма для преодоления стрессовой ситуации. При психологических стрессах симпатическая нервная система готовит организм к борьбе или бегству;

Каждый человек проходит через эти две стадии множество раз. Когда сопротивление оказывается успешным, организм возвращается к нормальному состоянию.

3) Фаза истощения, которой соответствует стойкое снижение ресурсов организма. Она наступает в том случае, если стрессор продолжает воздействовать в течение достаточного периода времени.

46. Адаптация. Социальная и биологическая адаптация. Возрастные особенности адаптации и факторы, способствующие адаптации детского организма

Адаптация - в широком смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. А. человека имеет два аспекта: биологический и психологический (социальный).

Социальная адаптация - процесс приспособления, освоения, как правило активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды.

Биологическая адаптация - приспособление организма к условиям окружающей среды (температура, атмосферное давление, влажность, освещенность и пр.).

Существует три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:

а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;

б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;

в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.

Особое значение в период адаптации имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения.

Можно выделить примерно три группы детей по присущим им различиям в поведении и потребности в общении (в соответствии с этим далее будут определяться группы адаптации).

Первая группа - это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.

Вторая группа - это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.

Третья группа - это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях.

Наиболее активно из всех видов адаптации проявляется социальная адаптация, ее главной особенностью является сближение целей и ценностных ориентаций группы, и входящего в нее человека, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы. Адаптация происходит строго в рамках социума, в котором находится человек и предусматривает все нюансы, как для отдельного человека, так и для группы, вне зависимости от ее количества, так как именно социум и является контролирующей и корректирующей совокупностью для человека. Так как практически даже выходя на улицу, мы должны общаться со всеми кто нас окружает.

Факторы, определяющие, насколько легко пройдет адаптационный период:

1. Состояние здоровья и уровень развития.

2. Возраст. С ростом и развитием ребенка изменяется степень и форма его привязанности к постоянному взрослому (родители и др.).

3. Степень сформированности у ребенка общения с окружающими и предметной деятельности.

4. Индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности.

47. Умственное утомление и переутомление у школьников. Функции утомления, фазы утомления. Парабиоз Введенского. Активный отдых: механизм его действия и значение. Особенности умственного труда

Работоспособность - способность работать необходимое время, сохраняя качество выполненной работы.

· Вхождение в работу;

· Стадия оптимальной работоспособности;

· Неустойчивая работоспособность (необходима концентрация);

· Снижение работоспособности (трудность поддержания);

· Стадия конечного порыва.

Утомление - временное снижение работоспособности.

Функции утомления:

1.Защитная фун-ия: сигнал организму о приближении предела раб-ти.

2.Стимулирующая функция утомления: стимулирующий процессы восстановления.

Стадии развития утомления:

1.Стадия двигательная (охранительная) возбуждающая - при умственной работе - переключает внимание; снимает напряжение.

2. Стадия охранительного торможения (вялости, апатии) - снижение раб-ти.

3. Стадия неустойчивой раб-ти: является результатом 1 стадии.

Учение Н.Е. Введенского « О Парабиозе» («около жизни»). В норме физиологического организма - адекватная реакция на раздражители. На слабые раздражители слабые реакции, на сильные раздражители сильные реакции.

А. При утомлении возникает уравнительная фаза парабиоза (на слабые и сильные раздражители следует одинаковая ответная реакция) (25%учащихся).

Б. Стадия парадоксальная. Когда на сильные раздражители были слабые реакции, а на слабые раздражители сильные реакции. (10 %)

Утомление: -острое (при однократном выполнении работы);-хроническое (формирование на недовостановлении)

В. Стадия парабиоза. Когда организм не отвечает на сигналы. Отсутствие ответной реакции.

Переутомление - патологическое состояние организма, при достижении которого работоспособность не восстанавливается полностью при коротком отдыхе. Состояние нарушение процессов взаимодействия возбуждения и торможения в коре головного мозга застойное возбуждение и торможение) - застойные состояния.

Симптомы переутомления: нарушения сна, нарушения аппетита, частые болезни, появление вредных привычек, нарушения памяти, капризы, повышенная подвижность и (или) агрессивность и т.д. Оно ведет к повышению или понижению давлению (ВСД), нарушена система пищеварения, хроническая усталость.

Лечение и профилактика: правильное питание, двигательный режим, лекарственные препараты. продолжительный отдых, витамины, водные процедуры, правильная организация сна. Чтобы предупредить переутомление, необходимо рационально и правильно организовывать труд школьника.

Активный отдых (Сеченов И. М.):

1.При определенной работе утомление возникает в определенных центрах. Активность этих центров стимулирует интенсивность этих центров по закону одновременной индукции. Оно ускоряет их торможение.

2.Включается в работу система кровообращения и дыхания, усиливается кровоотток и т.д. - способствую процессу восстановления. В организме увеличивается количество гормонов радости - эндорфинов. При этом активизируется правое полушарие.

Интеллектуальная деятельность отличается большим мозговым напряжением, обусловленным концентрацией внимания на ограниченном круге явлений или объектов. Поэтому отличительными чертами умственного труда принято считать высокое напряжение ЦНС и органов чувств при ограниченной двигательной активности.

48. Особенности скелета у детей различного возраста. Осанка с морфологической и физиологической точек зрения. Нарушение осанки. Значение физических упражнений в формировании правильной осанки

Костная ткань у ребенка грудного возраста имеет волокнистое строение, бедна минеральными солями, богата водой и кровеносными сосудами. Поэтому кости ребенка мягкие, гибкие, не обладают достаточной прочностью. К 2 годам жизни ребенка по своему строению приближаются к костям взрослого человека и к 12 годам они уже не отличаются от костей взрослого человека.

Характерной особенностью детского возраста является наличие родничков, которые образуются в области соединения нескольких костей и представляют соединительнотканные мембраны. Имеется 4 родничка: большой, малый, 2 боковых.

У новорожденных позвоночник выпрямлен, не имеет физиологических изгибов. Шейный лордоз обнаруживается в 2-месячном возрасте, после того как ребенок начинает держать голову; грудной изгиб позвоночника, появляется в 6 месяцев, когда ребенок начинает сидеть; поясничный лордоз возникает после года, когда ребенок начинает ходить. К 3-4 годам появляется более или менее характерная конфигурация позвоночника. Постоянство шейной кривизны устанавливается к 7 годам, поясничной - лишь к 12 годам.

В первые месяцы жизни рост легких опережает рост грудной клетки, которая для полного вмещения легких находится как бы в состоянии максимального вдоха. Ребра имеют почти горизонтальное положение. Вся грудная клетка у детей первых месяцев представляется укороченной. С конца первого года или начала второго года грудная клетка удлиняется и появляется так называемое физиологическое опущение ребер. Особенности грудной клетки сглаживаются к 6-7 годам, а окончательное формирование происходит к 12-143 годам. В это время грудная клетка у подростка отличается от взрослого только размерами.

В длинных костях в течение продолжительного времени остаются хрящевые прослойки между диафизом и эпифизом. Они называются эпифизарными хрящами. Клетки эпифизарных хрящей некоторое время сохраняют способность размножаться, благодаря чему кость растет в длину. Полное замещение эпифизарных хрящей костной тканью заканчивается только к 25 годам.

Правильная осанка обеспечивает правильное положение и нормальную деятельность внутренних органов, способствует наименьшей затрате энергии, что значительно повышает работоспособность. Нормальная осанка служит показателем здоровья и гармоничного физического развития. Осанка имеет нестабильный характер, она может улучшаться или ухудшаться (например, количество нарушений возрастает в период полового созревания, особенно среди девочек). Нарушения осанки оказывают отрицательное влияние на жизнедеятельность организма, функционирование важнейших органов и систем. 75% всех нарушений осанки приходится на возраст 8 - 14 лет. Основная причина - ограниченность в движениях (длительное вынужденное положение за партой и одновременно низкая двигательная активность детей), совпадающая с периодом активного роста.

Нарушения осанки.Первые признаки нарушения осанки часто остаются незамеченными. Самый простой метод оценки осанки - визуальный (соматоскопический).

Формирование осанки.Для формирования правильной осанки и исправления имеющихся дефектов необходимо равномерно развивать мышцы всего тела. Нужно также научиться точно управлять движениями, координировать движения различных частей тела. Не менее важно воспитать привычку всегда держать тело выпрямленным, с приподнятой головой, развернутыми плечами и слегка подтянутым животом.

49. Мышечная система. Возрастные особенности развития двигательных качеств и двигательных навыков

Каждая мышца состоит из параллельных пучков поперечнополосатых мышечных волокон. У человека скелетные мышцы состоят из волокон двух типов - красных и белых. Они различаются особенностями сокращения. Белые мышечные волокна сокращаются быстро, но быстро и устают; красные волокна сокращаются медленнее, но могут оставаться в сокращенном состоянии долго.

Основные группы мышц.

В зависимости от расположения мышцы можно разделить на следующие большие группы: мышцы головы и шеи, мышцы туловища и мышцы конечностей.

К мышцам туловища относят мышцы спины, груди и живота.

Мышцы верхней конечности подразделяют на мышцы плечевого пояса и свободной верхней конечности. Мышцы нижней конечности подразделяют на мышцы таза и мышцы свободной нижней конечности.

Мышцы головы составляют три группы мышц: жевательные, мимические и произвольные.

Функции мышечной системы

· двигательная;

· защитная (например, защита брюшной полости брюшным прессом);

· формировочная (развитие мышц в некоторой степени определяет форму тела);

· энергетическая (превращение химической энергии в механическую и тепловую).

Возрастные изменения мышечной системы. У взрослого человека скелетная мускулатура составляет более 40% массы тела. При старении интенсивность снижения массы мышц более выражена, чем уменьшение массы тела в целом. Возрастные изменения в нервно-мышечной системе связаны с характерными сдвигами на всех уровнях: от мышечного волокна до нервных клеток самых высоких отделов центральной нервной системы. С возрастом мышцы теряют силу, атрофируются.

В младенческом возрасте у ребенка развиваются хватательный рефлекс. К 9 месяцам ребенок начинает ползать, позже ходить. С возрастом физическая нагрузка ребенка увеличивается. К основным двигательным (физическим) качествам относятся: сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость. В школьном возрасте эти качества постепенно развиваются. Если у ребенка физическая нагрузка увеличивается, следует обратить внимание на его питание и отдых.

50. Утомление школьников при различных видах мышечной работы. Возрастные особенности развития утомления

Для школьников младшего звена характерна неустойчивость нервных процессов, повышенная возбудимость коры головного мозга, четко выраженная недостаточность внутреннего активного торможения. В этом причина быстрого утомления младших школьников.

По данным многих ученых, у младших школьников, особенно у семилетних детей, резко падает работоспособность, ухудшаются внимание и память после 30--35 мин непрерывного занятия.

Значительно ухудшаются показатели работоспособности от начала к концу четвертого урока.

Чем меньше ребенок, тем быстрее у него развивается утомление. У ребенка грудного возраста бодрствование в течение 1,5--2 часов приводит к утомлению даже без активной деятельности. Однообразная деятельность необычайно быстро вызывает утомление у ребенка.

У детей школьного возраста при умственной деятельности, может возникать переутомление. Способствующими факторами также являются нарушение ритма работы и отдыха, недостаточное пребывание на свежем воздухе, недосыпание.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.