бесплатно рефераты
 

Концепции современного естествознания

p align="left">Важная роль в формировании поведения, в полноценном физическом и психическом развитии принадлежит играм. Игры - это тренировка, проверка выполнения программ поведения: как подходить к своим, как действовать с половым партнером, объектами охоты, как убегать от хищника, как драться, как побеждать и как уступать, как рыть, строить, прятать.

Лишенные игр детеныши животных вырастают агрессивными, трусливыми. Им трудно образовывать пары, жить в мире в стае; плохо приходится и их детенышам.

Большинство игр - вариации на три главные темы:

1) “Хищник-жертва” - один убегает, другой ищет, догоняет, ловит;

2) “Брачные партнеры” - ритуалы знакомства, ухаживания, спаривания;

3) “Родители-дети” - кормление, защита, согревание, чистка.

При этом обязательна смена ролей.

Игры наших детей: догонялки, прятки, в пап и мам, уход за куклами, борьба, игры в войну - все это темы, общие с поведением животных.

Множество инстинктов унаследовал от своих животных предков человек. Многие из них не исчезнут никогда, потому что они нужны, по-прежнему служат, составляя фундамент новой рассудочной деятельности.

У ребенка можно наблюдать сотни инстинктивных действий: сосание молока (очень редко этот инстинкт бывает нарушен, и тогда ребенка научить сосать невозможно); прижимает теплый пушистый предмет; хватает палец, и ребенка можно поднимать - не отпустит; реакция на лицо матери; ловля ногами погремушки; улыбка для своих, на чужих хмурится, кричит, машет; проба всех предметов на вкус; подбирание всяких предметов с земли; цепляние за хвост-юбку матери; отношение к собственности -отнимает у других и не отдает свое (и это не жадность).

Дети любят качели - это наследие брахиации у приматов. Дети боятся темноты - наши предки были дневными животными, ночь для них была полна опасностей. Дети пугаются маски леопарда - два желтых горящих кружка с черными зрачками: это был один из самых опасных хищников.

Страшные образы в мультфильмах, сказках, в играх - это игровое узнавание хищников и других опасностей, проверка врожденных реакций на них. Если эти образы мы им не даем, они их сами придумывают.

Половое поведение человека

Половое поведение человека в большой мере определяется врожденными программами. Но если бы мы полностью подчинялись врожденным программам, наше половое поведение было бы диким, примитивным, грубым, эгоистичным (так иногда ведут себя некоторые люди).

В этом наборе врожденных программ заключена информация о том, что нужно сделать, чтобы оставить потомство. Эти программы проверяются в игровом поведении: телята, щенки и котята “ездят друг на друге”, меняясь ролями. У наших детей команда проверки программы спаривания срабатывает в возрасте 4-6 лет (игры в пап и мам). Детей этому не учат, они эти игры придумывают сами. В XX веке детские психологи признали сексуальные игры маленьких детей нормальным явлением, но объяснить их толком не могут, потому что читают З.Фрейда, а не К.Лоренца.

Б.Спок читал обоих ученых и советует пресекать такое поведение детей, не делая скандала и не выдавая тайны.

Особенности стратегии размножения человека включают значительные затраты на каждого из очень небольшого числа рождающихся потомков. Дети рождаются по одному, иногда по два, с интервалом около двух лет. Половая зрелость наступает поздно, и женщина может родить лишь несколько раз за всю жизнь. Для того, чтобы такая стратегия размножения была успешной, все родившиеся дети должны быть окружены большой заботой родителей.

Матери трудно одной растить родившегося ребенка. В основном это результат беспомощности, свойственной человеческому младенцу, в сравнении с другими приматами. Мать шимпанзе, например, воспитывает детенышей в течение нескольких лет, при этом сохраняет свободу и обходится без всякой помощи. Шимпанзе полигамны, и самцы не принимают участия в заботе о потомстве. Детеныш держится за шерсть матери, поэтому она может питаться и держаться наравне с другими членами группы. Женщина же должна держать ребенка на руках, так как он не может держаться сам. Даже научившись ходить, ребенок не может быть наравне с другими членами группы.

Главная причина беспомощности человеческого младенца - недоразвитость его мозга. Мозг человека в четыре раза больше, чем можно было бы ожидать для примата такой же величины.

Сразу после рождения мозг обеспечивает лишь часть функций. Ребенку требуется времени в два раза больше, чем детенышу гориллы или шимпанзе, чтобы достичь такой стадии развития, когда он может держаться на ногах. У новорожденного хватательный рефлекс развит хорошо, но он скоро исчезает. Детеныш обезьяны может висеть на матери, уцепившись за ее шерсть руками и ногами, а человеческий младенец не смог бы этого сделать, даже будучи достаточно сильным, так как ноги по строению не годятся для хватания и на матери слишком мало волос.

В этих условиях можно ожидать, что женщина предпримет все меры предосторожности, выбирая полового партнера, и будет стараться обеспечить ребенку хорошего отца. Однако молодая женщина не всегда может высказать свое мнение при выборе для нее супруга. Во многих случаях брак устраивается родителями невесты или выбор слишком ограничен из-за недостатка мужчин соответствующего социального положения.

У животных во время ухаживания происходит инверсия доминирования: на время ухаживания самец демонстративно подчиняется самке. Мужчина под действием этой программы встает на колени, терпит ритуальные побои, выполняет любые поручения, клянется всю жизнь носить на руках, достать звезды с неба, по первому требованию прыгнуть с моста и т.п. Женщина, предлагая ему совершить подобные подвиги, интуитивно проверяет, произошла ли внутри него инверсия в самом деле, или он только притворяется.

Самки многих видов проверяют, как хорошо самец будет обеспечивать пищей ее и потомство. По спецпрограмме самка начинает изображать из себя детеныша. От самца требуется в ответ изобразить кормление. Один из вариантов ритуального кормления - касание ртами. Поганки ныряют за рыбкой или приносят в клюве траву со дна. Шалашниковые птицы подносят ярких насекомых, цветы, разные необыкновенные предметы.

Женщины также добиваются подарков, любят, чтобы их угощали. И поцелуй - одна из форм ритуального кормления.

Одновременно поцелуй знаменует для инстинктивных программ: взаимная боязнь рассеялась, выбор сделан, пора идти дальше. Теперь пара становится устойчивой: ее склеивает доминанта влюбленности.

Доминанта влюбленности преобразует восприятие: преувеличивает достоинства избранника и скрывает его недостатки. Теперь он - лучше всех, он - единственный. О влюбленном говорят: ”Ослеп он, что ли?”

Влюбленность - одно из самых ярких и сильных состояний, испытываемых человеком. Первую влюбленность запоминают на всю жизнь.

Природа отмерила всем животным и человеку на состояние влюбленности ограниченное время - столько, сколько нужно для успеха размножения.

Что дальше? У моногамных видов в конце ухаживания самка принимает попытки спариться с нею, оплодотворяется, и пара переходит к следующим этапам семейной жизни.

“А дальше они поженились, жили счастливо и умерли в один день”. Так и живут аисты.

Половое поведение человека многообразно, не очень предсказуемо и образует все переходы от узаконенных обществом до преступных и патологических.

Мораль, закон и религия всегда стремились заключить половое поведение человека в определенные рамки, но полного успеха никогда добиться не могли. Людям всегда казалось, что в этой области поработал какой-то дьявол, но этологи говорят, что за первородный грех есть другой ответчик - биологическое наследие.

У многих приматов самец спаривается с несколькими самками, причем зачастую интерес к самке после спаривания пропадает. Подобное свойственно и мужчинам.

У шимпанзе и горилл самцы вообще не ухаживают за самками, они просто спариваются с ними по потребности, а самки не могут сопротивляться. Человек также унаследовал способность спариваться без любви. Мужчина способны насиловать женщин.

Традиционное общество может половую связь без любви требовать от своих членов: родители по своей воле женили незнакомых молодых людей, приговаривая “стерпится - слюбится”.

Групповой брак известен у многих животных, в том числе и у некоторых приматов.

Верветки способны спариваться задолго до овуляции, а также после оплодотворения, во время беременности. Такое свойство называется гиперсексуальностью. Самцы верветок не очень доминируют над самками и поэтому не могут спариваться с ними по своему усмотрению. Они должны предварительно перевернуть доминирование и начать делиться с самкой пищей. Только с таким самцом самка будет спариваться. Это - поощрительное спаривание. Этим приемом самка верветки заставляет самца кормить ее и до беременности, и во время ее. Более того, она стремится “повязать” поощрительным спариванием как можно больше самцов в группе, ведь каждый из них приносит ей подачки и каждый принимает ее детенышей за своих.

Групповая форма брака у человека длилась очень долго, и естественный отбор за это время очень сильно изменил физиологию женщины. Он сделал ее способной к спариванию всегда, и этим она совершенно не похожа на самок человекообразных.

К парному браку человек начал переходить совсем недавно, с развитием земледелия. Для этой формы брака генетические программы не успели образоваться, поэтому брак неустойчив, нуждается в поддержке со стороны морали, законов, религии.

Виктор Дольник: “Мы такие, какими нас создал отбор. Такими мы друг другу не всегда нравимся. Борьба разума с инстинктами в этой области вечна. Каждое поколение снабжало входящих в жизнь молодых людей набором ограничений и советов, найденных в этой борьбе вслепую. Этология, раскрывая содержание инстинктивных программ, открывает новые возможности: понимать себя и других на основе научных знаний”.

Происхождение человека

Ламарк (1809) допускал, что человек развился на протяжении времени из обезьяны.

Решение проблемы принадлежит Дарвину (“Происхождение человека и половой отбор”, 1871).

Собранные Дарвиным материалы по анатомии, физиологии и эмбриологии человека и животных, свидетельствовали о их кровном родстве и требовали признания постепенного развития человека от животного предка. Дарвин не делал исключения и для психических особенностей человека, которые, по его мнению, являются результатом дальнейшего развития свойств, имеющихся у животных. Эту мысль Дарвин детально аргументировал с работе “О выражении эмоций у человека и животных” (1972). Вместе с тем, Дарвин подчеркивал, что современные обезьяны не являются прямыми предками человека.

В 1856 году в Германии в долине Неандерталь возле Дюссельдорфа нашли явно человеческие кости и череп. Рудольф Вирхов (1821-1902) считал, что это скелет старика, перенесшего рахит в юности и подагру к концу жизни, а Поль Брока (1824-1880) утверждал, что у современного человека, независимо от того, болен он или здоров, не может быть такого черепа, как найденный, и что неандерталец представляет собой примитивную форму человека.

В 1894 году Эжен Дюбуа (1858-1940) описал найденного им на острове Ява обезьяночеловека прямоходящего - питекантропа.

Тейяру де Шардену (1881-1955) принадлежит заслуга описания синантропа в 20-30 годы XX столетия.

В XX веке были обнаружены переходные ископаемые формы между животными и человеком - австралопитеки. И таким образом, палеонтология подтвердила положение Дарвина о происхождении человека от высших животных. Ныне этот факт признает даже Папа Римский.

Этапы антропогенеза

Отряд приматов, к которому К.Линней отнес человека, возник в самом начале третичного периода. Решающее влияние на формирование приматов оказал древесный образ жизни. К ранним формам приматов близки современные полуобезьяны - лемуры, долгопяты, тупайи. Одной из наиболее примитивных ископаемых форм антропоидов является парапитек (40 млн лет), величиной с кошку. Дальнейшее развитие антропоморфных обезьян (проплиопитек - 30 млн лет, дриопитеки - 27-12 млн лет) выразилось в 1) увеличении размеров тела; 2) развитии головного мозга; 3) усложнении поведения, высшей нервной деятельности; 4) материнского инстинкта; 5) появлении и развитии строительной деятельности.

Дриопитеки имели крупные размеры, массивные челюсти, мощные клыки. Они являются предковой группой для современных крупных антропоидов -орангутанов, горилл, шимпанзе. Некоторые из дриопитеков, особенно проконсул, близки к непосредственным предкам человека, которыми являются австралопитеки.

Впервые остатки австралопитеков были обнаружены в 1924 г. в Южной Африке и описаны Дартом, который дал им название “австралопитек африканский”. Они были прямоходящими наземными существами, достигали веса 30-40 кг, роста 120-150 см. Масса головного мозга - 530-550 г. Время существования: появились около 5-7 млн лет, вымерли около 750 тыс. лет тому назад.

В 1959 году английский антрополог Л.Лики в северной части Танганьики обнаружил форму, почти не отличимую от австралопитеков, но с более крупным головным мозгом (650 г.), которая, как было установлено, изготавливала галечные орудия труда (резцы, долота, диски). Эта форма получила название Homo habilis, или Человек умелый. Время появления ее -2,6 млн лет. Галечная, или олдувайская культура этого существа рассматривается как самая ранняя ступень эпохи палеолита, а значит, как начальная фаза становления человеческого общества.

Этапы антропогенеза:

1) Архантропы, к которым относятся питекантропы, синантропы и др. близкие им формы. Время их существования - 1,6 млн. лет - 200 тысяч лет тому назад. Объем головного мозга 775- 1215 куб. см. Отличаются развитой орудийной деятельностью, использовали огонь. Охотились на крупных животных (буйволов, носорогов, оленей). Жили в пещерах. Внешне были похожи на современного человека, но отличались мощным развитием надбровного валика, отсутствием подбородочного выступа, низким и покатым лбом.

2) Палеоантропы, к которым относятся неандертальцы, жили в период от 300 тысяч лет до 40 тысяч лет тому назад. Объем головного мозга достигал 1500-1600 г. Неандертальцы были близки к человеку современному, но отличались от него низким скошенным лбом, сплошным надглазничным валиком, слабым развитием подбородочного выступа. Рост 155-165 см. Антропологи рассматривают неандертальца как подвид Человека разумного.

3) Неоантроп, кроманьонец, или человек современный, собственно

Homo sapiens. Время появления 50-40 тыс. лет тому назад. Внешне практически от современных людей не отличался.

Биологические предпосылки и факторы антропогенеза

Древесный образ жизни. Развитие приматов происходило одновременно с формированием современных лесных сообществ, особенно экваториальных и тропических вечнозеленых многоярусных лесов. Вероятно, никакой другой образ жизни - водный, наземный, воздушный - не мог бы привести к возникновению разумного существа, подобного человеку.

Увеличение размеров тела способствовало лучшей защищенности от хищников (наиболее яркие примеры - вымершие гигантопитеки и современные гориллы). Стереоскопическое зрение и хватательные конечности - непременные условия эффективного перемещения крупных животных в трехмерном пространстве.

Увеличение размеров тела вело к снижению плодовитости, что требовало усиления заботы о потомстве, развития материнского инстинкта для обеспечения устойчивого воспроизведения вида при малой плодовитости.

Предки приматов - насекомоядные млекопитающие являются плотоядными. Для приматов же характерна всеядность. Широкий спектр кормов и разнообразие способов его добычи способствует развитию высшей нервной деятельности.

Складывается групповой образ жизни, который обеспечивает лучшую защищенность от хищников.

Древесно-наземный образ жизни.

Увеличение размеров тела привело к тому, что наши предки на стадии дриопитеков перешли к древесно-наземному образу жизни (примерно такой образ жизни ведут шимпанзе). Это способствует расширению кормовой базы, но связано с увеличением степени опасности (наземная среда полна крупных и опасных хищников), особенно, в ночное время. Ночной отдых крупных приматов (например, шимпанзе) происходит на деревьях, что требует строительства гнезд. Лишь самые крупные из антропоидов - гориллы - проводят все время на земле: их надежно защищают большие размеры те ла и огромная физическая сила.

Переход к наземному образу жизни.

Важнейшим событием в эволюции наших предков является полный переход к наземному обитанию в условиях открытых ландшафтов - саванн. Вероятно, этот переход был обусловлен расширением площадей под редколесьями и саваннами, а также сильной конкуренцией со стороны более мелких и лучше приспособленных к древесному образу жизни приматов.

Можно выделить следующие главные моменты в овладении наземной среды обитания.

1) Формирование прямохождения, что было обусловлено использованием руки для постоянного ношения и применения некоторых предметов в качестве оружия или орудий, а затем переходом к изготовлению искусственных орудий и оружия.

2) Усиление стадности и развитие социального поведения и социальной организации.

3) Переход от собирательства к охоте, особенностью которой является коллективный характер и применение специально изготовленного оружия.

Эти три момента явились важнейшими условиями успеха в борьбе за существования и факторами становления человека как разумного, социально организованного существа, обладающего речью. В то же время, эти три момента обусловили переход от биологической эволюции к психо-социальному развитию, что сопровождалось снятием ведущей роли естественного отбора в развитии человека как биологического вида.

Таким образом, эволюция человека определялась естественным отбором на приспособленность к окружающей среде (абиотической и биотической), а также отбором, направление которого определялось социальными факторами: мышлением, речью, общественным образом жизни. Социальные факторы обусловили развитие способности к обучению, которое лежит в основе эпигенетического развития, основанное на наследовании приобретенного опыта, культуры. Так происходил переход от биологической эволюции к человеческой истории.

Несмотря на это, биологические закономерности продолжают играть в жизни человека и развитии человечества столь важную роль, что природа человека многими учеными определяется как биосоциальная.

Проблемы цефализации

Увеличение объема головного мозга (цефализация) - наиболее характерная черта биологической эволюции человека в переходный период от животного предка до кроманьонца. Рождение крупноголовых детей требует широкого женского таза. Но, с другой стороны, прямохождение предъявляет противоположное требование - таз должен быть узким и более прочным. Это противоречие привело к тому, что роды у человека стали сопровождаться родовыми муками, что для животных не характерно. Таким образом, описанная в Библии сцена проклятия Евы (“В муках будешь рожать детей своих”) имеет под собой эволюционно-биологическое обоснование.

Природа, однако, предприняла некоторые попытки разрешить эту проблему:

1) дети стали рождаться недоношенными по биологическим меркам (в сравнении с шимпанзе, например);

2) головка новорожденного способна к значительным деформациям, быстрому увеличению размеров в послеродовой период, в связи с чем зарастание родничков и окончательное формирование черепных швов отложены на более поздний период.

Отмеченные обстоятельства привели к удлинению периода детства, в течение которого ребенок является беспомощным и нуждается в постоянной заботе родителей. В этот период происходит окончательное формирование важнейших структур головного мозга. При чем на этот процесс существенное влияние оказывает внешняя среда, в том числе социальное окружение. В этом суть исключительно высокой пластичности индивидуального развития мозга человека. В этом заключаются биологические основы способности человека к усвоению огромных объемов информации в процессе обучения, что явилось важнейшей предпосылкой социального прогресса.

Биосоциальная природа человека

1) Как всякий живой организм человек нуждается в источниках энергии и вещества (принцип негэнтропии). Для человека таким источником является растительная и животная пища.

2) Всякий животный организм характеризуется поведением, направленным на сохранение своей жизни (принцип самосохранения). Проблема личной безопасности важна и для человека.

3) Каждое живое существо в процессе размножения оставляет подобное себе потомство (принцип воспроизведения). Инстинкт размножения заложен и в каждом нормальном человеческом существе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.