бесплатно рефераты
 

Функциональные асимметрии

p align="left">"Люди всех национальностей и всех типов подготовки, - пишет Ф. Бартлетт, - обращают большее внимание на верхние части зрительно воспринимаемого материала любого вида,. зрительные объекты, расположенные в верхней части поля зрения, в левой его стороне, наблюдаются легче и правильнее, чем те, которые расположены ближе к нижней части и к правой стороне. Число единиц, которое способно охватить с одного взгляда большинство людей, колеблется между пятью и семью, и это число более или менее независимо от количества деталей, входящих в каждую единицу. Легче всего наблюдать верхние левые участки поля зрения и отчет о том, что в них содержится, обычно отличается наибольшей точностью".Ф. Бартлетт отмечает, что требуется больше времени, чтобы прочесть слова, когда видны только нижние половины букв, из которых они состоят, чем когда оставлены только верхние половины: "верхние половины букв производят большее впечатление, то есть несут в себе большее значение; чем нижние половины", более значимы начало и конец, начала более значимы, чем концы.

В картинах живописи различно воспринимается масса и направление движения в зависимости от расположения в правой или левой части картины. "Предмет верхней части композиции тяжелее того, что помещен внизу, а предмет, расположенный с правой стороны, имеет больший вес, чем предмет, расположенный с левой стороны, направление диагонали, идущей от левого нижнего угла в верхний правый, воспринимается как восходящее; направление же другой диагонали представляется нисходящим". Существует любопытное различие между "важным" и "центральным" слева и "тяжелым" и "бросающимся в глаза" - справа. Стремительное движение легче выразить в изображении, когда оно идет слева направо, чем наоборот; если картина отражается в зеркале, то меняется не только ее внешний облик, но теряется и ее значение. Зритель воспринимает рисунок так, если бы он свое внимание сосредоточил на левой половине рисунка; субъективно он отождествляет себя с левой стороны, и все, что появляется в этой части, имеет большее значение.

Проблема неэквивалентности правого и левого в живописи "имеет глубокие корни, восходящие к самым основаниям природы нашего чувственного восприятия".

Описанные различия эмпирически используются в организации сценического пространства в театре. Как только поднимается занавес в начале акта, зритель начинает смотреть в левую сторону сцены. Левая сторона сцены считается более сильной. В группе из двух - трех актеров тот, кто стоит с левой стороны, будет в данной сцене доминировать.

В тахистоскопических исследованиях числа, буквы, слова лучше воспринимаются при их предъявлении в правое поле зрения. Время опознания букв справа равно 52±2,2 мс, слева - 59±2,5 мс. Художниками буквы лучше воспринимаются слева, учеными - справа. Фотографии лучше узнаются субъектами при их предъявлении в левое поле зрения, особенно лица, эмоционально выразительные.

Интересно сообщение М. Газзаниги о том, что после расщепления мозга больные видят только предъявляемые справа световые вспышки, игнорируя те, что одновременно подавались в левое поле зрения. К сожалению, тахистоскопические исследования проводились большей частью без учета индивидуального профиля асимметрии испытуемых. Иногда отмечалась лишь право - или леворукость. Литература пестрит утверждениями, будто у леворуких асимметрия зрительных функций противоположна таковой у правшей. Между тем изучение здоровых и больных на предмет выявления асимметрии рук, ног, зрения, слуха убеждает в том, что правая и левая асимметрия рук может сочетаться с симметрией или левой или правой асимметриями других парных органов. В рамках каждого сочетания логично ожидать определенный, характерный только для этого индивидуального профиля асимметрии тип интересующего нас сейчас неравенства зрительного пространства - правого и левого поля зрения в восприятии вербальных и невербальных стимулов. Разноречивы толкования полученных данных. Преимущество правого поля зрения в восприятии вербальных стимулов объясняется доминантностью левого полушария по речи, более прямыми связями правой половины поля зрения с речевой областью левого полушария. Придается значение предварительной активации того или иного полушария большая активация одного полушария влечет за собой перемещение внимания на то поле зрения, которое является контралатеральным по отношению к более "активному" полушарию; избирательная активация левого полушария должна увеличивать перцептивную асимметрию по отношению к вербальным стимулам (за счет улучшения их восприятия в правом поле зрения) и уменьшать перцептивную асимметрию по отношению к невербальным стимулам, поскольку восприятие этих стимулов в правой половине поля зрения будет улучшаться и приближаться к соответствующим данным для левой половины зрительного поля. "Сдвиги внимания" Л.А. Невская предполагает "дополнительным фактором, влияющим на асимметрию восприятия". Результаты некоторых исследований привлекают внимание к пространственной характеристике зрительных образов стимулов, предъявляемых в эксперименте. В.В. Суворова, М.А. Матова различают образы: перцептивный (адекватное восприятие пространственного положения стимула) и фантомный (стимулы, проецирующиеся в височные зоны сетчаток обоих глаз, воспринимаются смещенными в контралатеральном направлении). Фантомный образ включен в восприятие, является его необходимым компонентом (табл.2). Отсутствие фантомного (репродуктивного) компонента оказалось одной из аномалий бинокулярного зрения у заикающихся.

Таблица 2.

Частота возникновения перцептивных и репродуктивных образов при проекции стимулов в носовые и височные зоны сетчатки, по В.В. Суворовой, М.А. Матовой, 3.Г. Туровской (1984)

Стимуляция

Испытуемые

страдающие заиканием (20 человек)

здоровые (30 человек)

Носовые зоны

левый глаз

перцептивный образ

85

80

репродуктивный образ

15

20

правый глаз

перцептивный образ

90

76

репродуктивный образ

10

24

Височные зоны

левый глаз

перцептивный образ

34

15

репродуктивный образ

66

85

правый глаз

перцептивный образ

70

30

репродуктивный образ

30

70

Видно, что авторами получены данные в пользу урежения у заикающихся репродуктивных образов, рассматриваемых авторами как продуцируемые мозгом: "получая информацию через одну корреспондирующую зону, мозг продуцирует фантомный образ в пространстве через вторую корреспондирующую зону".

Описаны и другие иллюзии зрения в пространстве. Ложная локализация тахистоскопически предъявляемого стимула (предъявленный в правое зрительное поле воспринимается испытуемым как расположенное в левом иоле) и восприятие мнимого (отсутствовавшего на экране) стимула; мнимый образ в 89 % обнаруживался в левом поле зрения; этот феномен ложной локализации образа В.Н. Ярлыков рассматривает как свидетельствующий об "анизотропности перцептивного пространства", объясняя её "использованием полушариями мозга разных стратегий". Показана недооценка левой половины объектов взрослыми правшами: середину прямых горизонтальных линий длиной от 80 до 170 мм испытуемые определяли правее ее истинного положения.

Есть данные в пользу того, что симметрия - асимметрия зрения в локализации объекта в пространстве, монокулярных полях зрения и восприятии раздельно предъявляемых изображений (каждому глазу - своих изображений) определяется длительным практическим опытом. Это показано М.А. Матовой при изучении 36 квалифицированных спортсменов, специализирующихся в теннисе (21) и в пулевой стрельбе (15), среди которых было 17 мужчин и 19 женщин. Теннис - темповая, динамичная игра с быстрыми и значительными перемещениями по площадке, где зрительный анализатор несет высокую функциональную нагрузку по локализации в пространстве маленького мяча, его удаленности, скорости, направления полета. От точности и быстроты зрительного восприятия теннисиста зависят своевременность и результативность его ответных реакций - ударов по мячу; несмотря на разнообразие технических приемов, выполняемых, как правило, одной ведущей рукой, при поворотах корпуса в разные стороны мяч фиксируется всегда двумя глазами одновременно, бинокулярно. Пулевая стрельба характеризуется, напротив, статичностью поз, требует постоянства внешних условий. Основная функциональная нагрузка зрения - в прицеливании, которое выполняется обычно одним - ведущим глазом, монокулярно.

Различия между теннисистами и стрелками значительны. У 33 % теннисистов в локализации объекта в пространстве глаза симметричны, тогда как они симметричны только у одного стрелка, что составляет 6,5 %. У стрелков почти в 2 раза чаще преобладает правый глаз (87 % и 43 %) и более чем в 3 раза - левый (6,5 % и 24 %). "Такой характер взаимодействия монокулярных систем у стрелков в этой задаче пространственного различения более соответствует нормальному распределению, установленному для взрослых людей, не занимающихся спортом". Монокулярные поля зрения асимметричны у 86 % стрелков и лишь у 45 % теннисистов; причем, у стрелков преобладает поле зрения левого глаза над монокулярным полем зрения правого (50 и 36 %), тогда как у теннисистов чуть преобладает поле зрения правого (25 %) над полем зрения левого (20 %) глаза; симметрия полей зрения у теннисистов встречается почти в 4 раза чаще, чем у стрелков. Выраженность - "глубина" асимметрии, определяли по формуле: (АП) АЛ Ч 100 ? 100, где АП - сумма 4 радиусов полей зрения правого, АЛ - левого глаза. У теннисистов она оказалась в два с лишним раза меньше, чем у стрелков: 3,5 и 7,3 %. У теннисистов асимметрия одной монокулярной системы или симметрия в методиках измерения монокулярных полей зрения и диоптической экспозиции совпадали чаще (47,6 %), чем у стрелков (26,6 %). У последних чаще совпадали данные по бификсации объекта в пространстве и диоптической экспозиции (46,6 %), у теннисистов они совпадали в 38 %.

Вопрос о сочетании симметрии - асимметрии зрения и других сенсорных, моторных сфер освещен слабо. Есть лишь разрозненные указания на сочетания ведущих глаз и рук, глаз и ушей и т.д. Ведущий (по прицельной способности) правый глаз чаще отмечается у праворуких, а левый - у 40 % леворуких, правые асимметрии рук и глаз В.М. Мосидзе и соавт. отметили у 28,66 %, левые - у 4,8 % испытуемых. У школьников 5-11 лет N. Hebben и соавт. не обнаружили статистически значимой взаимосвязи между рукостью, остротой зрения и ведущим глазом; у левшей ведущим может быть и левый и правый глаз, а у правшей - чаще правый глаз. По Б.Г. Ананьеву, у правшей с правым ведущим глазом ориентировка лучше, чем у праворуких с левым ведущим глазом. О соотношении симметрии - асимметрии зрения и психической сферы косвенно говорят данные сравнительного изучения асимметрий зрения у психически здоровых и у лиц, страдающих нервно-психическими заболеваниями. У умственно отсталых детей обнаруживается концентрическое сужение обоих полей зрения и почти полное равенство монокулярных полей зрения; пороги опознания букв при тахистоскопическом унилатеральном предъявлении в левое и правое поле зрения выше у больных шизофренией по сравнению со здоровыми. Нормальному психическому развитию ребенка сопутствует нарастание асимметрий зрения по разным функциям. По Г.А. Литинскому, к 9 годам у 79,5 % детей уже имеется ведущий глаз; в возрасте 9-14 лет "глазость" нарастает на 10 % и к 15 годам достигает 89,1 %, а к 20 годам обнаруживается у 92,3 % испытуемых. В течение 3 лет, начиная с 4-летнего возраста, острота зрения повышается больше чем в 2 раза; у детей 5 лет она ниже нормы (0,81), у детей 6-7 лет равна или даже превышает норму для взрослых; у 21,1 % детей 4-7 лет острота зрения выше для левого глаза, у 20,4 % - для правого: симметрия остроты зрения отмечалась у 58,5 % испытуемых.

Слух

Наиболее важное средство общения человека - речь, обеспечивает слух. Частоты и интенсивности, характерные для речи, находятся в центре зоны слышимости человека: от 20 до 16 000 Гц. Вне слышимости человека оказываются ультразвуковые частоты - более 16 кГц и инфракрасные - менее 20 Гц.

Различна острота слуха. Показана лучшая чувствительность левого уха. Преобладание левого уха было у 50 % испытуемых, правого - у 7 %, симметрия - у 43 % при исследовании аудиометром, а при исследовании камертоном - у 50, 36 и 14 % испытуемых соответственно. В различении высоты дихотических аккордов (1650 и 1750 Гц), попеременно предъявлявшихся то на одно, то на другое ухо через головные телефоны при уровне звукового давления 80 дБ, левое ухо преобладало у 75 %, правое у 25 % испытуемых.

В.Г. Каменская установила лучшую чувствительность левого уха к чистым тонам различной частоты в оптимальном для человека диапазоне (255-4000 Гц) у 85 % обследованных ею здоровых лиц в возрасте 22-25 лет. Н.В. Вольф и С.Б. Цветовский говорят о более высокой чувствительности левого уха у мужчин по сравнению с женщинами.

Важны данные об асимметрии слухового пространства. К литературе авторы обратились, имея в виду тот факт, что при очаговом поражении правого полушария мозга больные игнорируют звуки, доносящиеся до них из левого пространства. Смещается начало координат, от которого ведется отсчет пространственного расположения звучащих объектов, с изменением субъективных расстояний между ними.

Б.Г. Ананьев говорил о преобладании правосторонней асимметрии в "слухо-пространственном различении". На одну ошибку при звуке справа в бинауральном слухе приходятся четыре ошибки при звуке слева; 80 % всех ошибок по боковым направлениям возникают при звуках слева и 20 % - справа только 14 % испытуемых лучше локализуют звуки слева, 57 % - справа, 28 % - справа и слева одинаково. И при моноауральном восприятии точность локализации зависит от направления звука: 53 % людей лучше локализуют звуки справа и 14 % - слева. Каждый из 6 векторов (правый, левый, верхний, нижний, задний, передний) имеет разную значимость: ошибки локализации звуков сверху - снизу и сзади - спереди выражаются в сведении их либо в правую, либо в левую сторону; верхнее симметричное положение источника звука определяется как верхнее справа в 60 % и верхнее слева - в 40 % случаев. Частота отклонений не совпадает с их величиной в градусах: если отклонение вправо чаще, то влево - глубже, и сумма величин отклонений вправо равна 46 % всех отклонений, а влево - 54 %.

Асимметрия слуха в восприятии речевых и неречевых звуков выявляется при моноауральном и особенно - дихотическом предъявлении звуков. Стимулы, которыми пользовалась D. Kimura, состояли из пар однозначных чисел, например "2" и "9". Члены каждой пары записывались на отдельные дорожки магнитной ленты. Начало их звучания совпадало. Испытуемые прослушивали через наушники пробы, состоящие из 3 пар чисел, быстро следующих одна за другой, и должны были воспроизвести как можно больше чисел из шести предъявлявшихся. При повреждении левой височной доли мозга больные выполняли пробу значительно хуже, чем при поражении правого полушария. Независимо от локализации поражения, больные более точно воспроизводили числа, подававшиеся на правое ухо. Это преимущество правого уха обнаружилось и у здоровых.

Преимущество правого уха в различении речевых звуков получило название "эффект правого уха". Вычисляется по формуле: КПу=ЕП?ЕЛ/ (ЕП+ЕЛ) ?100 (%), где КПу - коэффициент правого уха, ЕП - число слов, воспринятых правым, ЕЛ - левым ухом.

Различают еще "эффект доминантности" - снижение числа воспроизводимых слов, предъявляемых как на правое, так и на левое ухо, характерное для больных с поражением левого полушария мозга. У детей при последнем больше нарушается восприятие слов справа; с возрастом выступает тенденция "билатерализации эффекта". Установившая эти факты Э.Г. Симерницкая подчеркивает: 54 % взрослых здоровых испытуемых и 3,4 % детей воспроизводят одинаковое число слов, предъявляемых справа и слева. Превосходство правого уха отчетливо выступает у детей не только старшего, но и младшего возраста, хотя КПу у них меньше, чем у взрослых. При поражении левого полушария КПу составляет у взрослых 32,2 %, у детей - 27,8 %; при поражении правого - 53,02 % и 26,1 % соответственно.

Различается и "эффект левого уха" - преобладание левого уха в восприятии неречевых звуков - музыкальных, ритмических и интонационных, эмоциональных особенностей речевого сообщения. Вокально-музыкальные отрывки с разными эмоциональными оттенками (радость, горе, безэмоциональность, гнев, страх) лучше воспринимались левым ухом (0,8 % - 5,8 %) мужчинами и женщинами в возрасте 25-50 лет. В целом речевое сообщение лучше воспринимается правым ухом на основе смысла, левым - на основе интонации, и такое различие восприятия выявлено примерно у 80 % испытуемых, чаще у правшей, реже и менее выражено у левшей. Так, лучшее восприятие правым ухом речевых стимулов отмечается у 94 % правшей и у 50 % левшей. Время восприятия речевых стимулов правым ухом у правшей равно 646 мс, левым - 663 мс, а неречевых звуков правым ухом - 654 мс, левым - 648 мс.

В литературе обсуждается вопрос о значимости дихотического прослушивания в определении доминирующего в формировании речи полушария мозга, также о средних, присущих здоровым лицам, величинах КПу и о разбросе этих величин у больных. Е.Л. Бережковской и соавт. у 4 из 14 страдавших логоневрозом обнаружена отсутствовавшая у здоровых симметрия слуха в дихотическом прослушивании. Авторы заключают, что у заикающихся взрослых "речевые зоны представляются менее латерализованными". При сопоставлении результатов дихотического прослушивания и пробы Вада, позволяющей "прямо оценить латерализацию речевых центров", С. Спрингер, Г. Дейч отмечают, что у больных, у которых "центр речи локализовался в левом полушарии", ведущим оказывалось обычно правое ухо.

При дихотическом тестировании отмечается "резкое извращение позиционного эффекта". Если при предъявлении ряда слов в свободном поле наиболее полно запоминаются первые и последние слова, хуже всего воспроизводятся слова, занимающие средние места в ряду, то при дихотическом тестировании уровень запоминания наиболее низок для первых, постепенно возрастает к последнему слову, которое запоминается лучше всего. Авторы отмечают: "Условия дихотического тестирования, при котором на оба уха одновременно подавали стимулы, конкурирующие по акустическим, фонематическим и семантическим характеристикам, могут быть квалифицированы как условия с чрезвычайно высоким уровнем помех,. именно это обстоятельство приводило к такому сужению объема кратковременной памяти, когда угнеталось запечатление вербальных стимулов", занимающих первые места даже в очень коротком ряду. Д.А. Кауфман, О.П. Траченко отметили, что глаголы жаргонного типа ("клюкнуть", "тяпнуть", "вякнуть", "капнуть") лучше воспринимаются правым ухом - левым полушарием; глаголы телесных восприятий (зябнуть, глохнуть, нюхать) - правым полушарием; глаголы, отражающие действия (глотать, ехать, вымыть) - одинаково правым и левым полушариями мозга. Прилагательные пространственно-временные (протяжный, долгий, задний) лучше воспринимаются правым полушарием, относительные (водный, рыбный, конный) - левым.

Величины КПу различны у здоровых и больных мужчин и женщин, на них может отражаться профессиональная деятельность обследуемого. Среднее значение КПу здоровых, по данным Д.А. Кауфман, О.П. Траченко, равно +15,2 %. У мужчин - летчиков и операторов - в возрасте 18-42 лет А.Г. Федорук различает 7 градаций КПу: очень низкий (2-5 %), низкий (6-10 %), ниже среднего (11-25 %), средний (26-40 %), выше среднего (41-50 %), высокий (51-65 %), очень высокий (более 65 %) (Бодров В.А., Федорук А.Г., 1986]. Обработав статистически данные дихотического прослушивания слов, Т.И. Тетеркина (1985) установила, что у здоровых лиц в среднем КПу=16,1± ±4,7: у женщин - 19,6±6,3 и у мужчин - 11,8±6,8; у больных эпилепсией КПу оказался равным 17,4 ±5,7 (ниже, чем у здоровых примерно на 2 %): у женщин - 18,7±7,9 (снижается по сравнению со значениями у здоровых женщин) и у мужчин - 15,9± ±8,5 (увеличивается по сравнению со значениями здоровых мужчин). Е.Л. Бережковская, В, И. Голод,

3.Г. Туровская (1980) отмечают различие среднего положительного значения КПу у здоровых лиц (+30,3 %) и больных логоневрозом (+20,1 %) и отрицательного: у здоровых ( - 19,1 %) и у больных ( - 3,6 %); интервал тех и других значений у здоровых лиц шире (от +77,1 % до - 54,6 %). Чем у больных логоневрозом (от +39.4 % до - 4,9 %). Среди объяснений этой асимметрии слуха наиболее распространенной является гипотеза D. Kimura. По её мнению, приложенный к левому уху стимул может достигнуть левого полушария мозга одним из двух путей: через ипсилатеральный путь или через контралатеральные пути к правому полушарию и через межполушарные комиссуры. Путь стимула, приложенного к правому уху, проще. Он достигает левого полушария по контралатеральному пути. При одновременном предъявлении на разные уши двух различных стимулов разница в мощности путей увеличивается настолько, что передача по ипсилатеральному пути подавляется. Гипотеза D. Kimura подтверждается данными изучения больных с расщепленным мозгом. Эти больные одинаково хорошо идентифицируют слова, предъявляемые моноаурально на правое и левое ухо. "Это показывает, что в условиях моноаурального предъявления работает ипсилатеральный путь от левого уха к левому полушарию". При дихотическом же предъявлении "слуховая асимметрия, обнаруженная у нормальных людей", многократно усиливается: больной "точно сообщает о том, что предъявлялось на правое ухо, но правильные ответы о том, что звучало в левом, находятся на случайном уровне". Согласие этой ситуации с моделью D. Kimura авторы разъясняют следующим образом. При перерезке мозолистого тела ипси - и контралатеральные пути от каждого уха остаются интактными. Из-за угнетения ипсилатерального пути при дихотическом предъявлении слов "каждое ухо посылает свою половину информации к противоположному полушарию только через контралатеральный путь. Правое полушарие получает вход от левого уха, а стимул, подававшийся на правое ухо, достигает левого полушария. Поскольку вербальные возможности правого полушария весьма ограниченны, оно не может „сказать", какое слово получило от левого уха. В то же время информация об этом слове не может быть перенесена в левое полушарие, потому что мозолистое тело перерезано. В результате сообщение, поступившее через левое ухо, не идентифицируется".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.