бесплатно рефераты
 

Антропология

тносительно возможных предков неандертальского человека в стане археологов пока нет единого мнения. На великолепном сайте Смитсониановского Института (США) предком Неандертальского человека является Гейдельбергский человек , он также является и предком Человека разумного. Ирландские археологи тянут неандертальскую ветвь ещё дальше в глубь веков, они считают, что предком неандертальца был Человек умелый . На мой взгляд, такая глубокая древность предка неандертальского человека вряд ли обусловлена, и, скорее всего, неандертальский подвид произошёл от архаичной формы Человека разумного, обитавшей примерно около 200 000 лет назад, или одной из форм Человека прямоходящего. Ранее считалось, что неандертальский человек является непосредственным предком человека разумного. Но в свете последних данных археологической науки его следует рассматривать как подвид, боковую ветвь человеческого древа.

Физические данные, способы охоты неандертальцев, способность к искусственному получению огня их орудия и жильё сделали его поистине Царём Земли. Во времена среднего и позднего плейстоцена на Земле безраздельно властвовал неандертальский человек. А ритуальное поведение неандертальцев свидетельствует о достижении ими более высокого уровня развития, о появлении зачатков сознания и самосознания. И всё же около 30 000 лет назад неандертальцы исчезли, и на Земле остаётся всего один вид человека Человек разумный. Как развёртывалась эта историческая драма, длящаяся не одно тысячелетие, археологи могут судить лишь только по останкам неандертальцев. Возможно, человек разумный, как более развитый, планомерно и методично выбил неандертальцев. Возможно, лишил их кормовой базы, и они вымерли как вид. Но есть и другое объяснение. Неандертальский человек никуда не исчезал, он просто скрестился с человеком разумным, об этом свидетельствуют многочисленные находки, где признаки неандертальца самым причудливым образом переплетаются с признаками человека разумного. Если это так, то в некоторых из нас течёт неандертальская кровь, а в их гены входит ДНК неандертальцев. На рисунке ниже дана реконструкция неандертальского человека.

11. Проблема прародины человека

В антропологии проблема прародины человека ещё не получила окончательного решения. Одни исследователи считают, что человек возник в Африке, другие - в южных районах Евразии. Есть учёные, считающие местом происхождения человека область так называемого Средиземья, охватывающего С. -В. Африки и Ю. Европы и Азии. Из возможных областей прародины исключаются Австралия, где эволюционное развитие млекопитающих не пошло выше сумчатых животных, и С. Евразии и Америки, поскольку здесь не обитали высшие обезьяны.

12. Гипотезы происхождения прямохождения

Сегодня ученые-эволюционисты склоняются к мысли, что наиболее вероятным предком обезьян, развивавшихся в направлении человека, является рамапитек. Останки его были найдены в Индии. (Находку назвали „рамапитек" в честь индийского бога Рамы: Рама и "питекос" греческое слово означает "обезьяна") Это, по мнению дарвинистов, точка, в которой пути эволюции человека и высших обезьян разошлись. Рамапитек, по-видимому, жил в редком лесу и некоторую часть времени еще проводил на деревьях. Теория антропогенеза говорит, что прямохождение через многие миллионы лет привело к специализации конечностей древних обезьян. Задние конечности распрямились в коленном суставе, кости удлинились, окрепли, пальцы укоротились, выработалась упругая сводчатая стопа. Став упругой, стопа изменила походку: уменьшились толчки при хождении. Менялась форма и положение пяточной кости, большой палец ноги стал толще и примкнул к остальным; развились сильные икроножные мышцы. А передние конечности оказались свободными. Ими можно было хватать и удерживать добычу, брать камень или палку и т.п. Фигура обезьяны все более выпрямлялась; руки стали укорачиваться, плечи расправляться. В результате этого процесса происходили изменения и в строении кистей рук: развивался большой палец; движения руки стали более пластичными. В конце концов, предполагают эволюционисты, рука оказалась органом, хорошо приспособленным к труду. Далее следует предположение о том, что прямохождение вызывало и многие другие изменения в организме обезьян, и все процессы подобного рода совершались постепенно на протяжении большого периода времени. Огромная роль в совершавшихся изменениях принадлежала яко бы и образу питания. Эволюционисты объясняют, что недостаток растительной пищи в степных или полустепных зонах нужно было как-то компенсировать. Выход был найден в употреблении все большего количества мяса, в результате чего возникла необходимость в охоте на животных. Охота, особенно на крупных животных, в свою очередь, требовала смекалки, хитрости, а главное, объединения усилий отдельных особей. Так начали складываться сперва стада, затем сообщества древних обезьян. Далее дарвинисты предполагают, что обезьяны не отличались ни особой силой, ни острыми когтями и клыками. Скорость бега их тоже была невелика.

Защищаться и охотиться обезьянам помогала их стадная жизнь. Причем с освобождением передних конечностей они умножали свою силу, используя палки, большие кости и камни. Это был процесс перехода к зачаточным формам труда. Он возникал и развивался во многих стадах и постоянно упрочивался, становился жизненно необходимым, закреплялся в потомстве.

13. Понятие онтогенеза, черты онтогенеза приматов

Согласно общепринятому определению, Онтогенез (от греч. уn, род. падеж уntos - сущее и... генез), индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом от момента его зарождения до конца жизни. Онтогенез включает рост, т.е. увеличение массы тела, его размеров, дифференцировку. Термин "Онтогенез" введён Э. Геккелем (1866) при формулировании им биогенетического закона. У животных и растений, размножающихся половым путём, зарождение нового организма осуществляется в процессе оплодотворения, а онтогенез начинается с оплодотворённой яйцеклетки, или зиготы. У организмов, которым свойственно бесполое размножение, Онтогенез начинается с образования нового организма путём деления материнского тела или специализированной клетки, путём почкования, а также из корневища, клубня, луковицы и т.п. (см. Вегетативное размножение). В ходе онтогенеза каждый организм закономерно проходит последовательные фазы, стадии или периоды развития, из которых основными у организмов, размножающихся половым путём, являются: зародышевый (эмбриональный, или пренатальный), послезародышевый (постэмбриональный, или постнатальный) и период развития взрослого организма. В основе онтогенеза лежит сложный процесс реализации на разных стадиях развития организма наследственной информации, заложенной в каждой из его клеток. Обусловленная наследственностью программа онтогенеза осуществляется под влиянием многих факторов (условия внешней среды, межклеточные и межтканевые взаимодействия, гуморально-гормональные и нервные регуляции и т.д.) и выражается во взаимосвязанных процессах размножения клеток, их роста и дифференцировки. Закономерности онтогенеза, причинные механизмы и факторы клеточной, тканевой и органной дифференцировки изучаются комплексной наукой - биологией развития, использующей, помимо традиционных подходов экспериментальной эмбриологии и морфологии, методы молекулярной биологии, цитологии и генетики. Онтогенез и историческое развитие организмов - филогенез - неразрывные и взаимно обусловленные стороны единого процесса развития живой природы. Первую попытку исторического обоснования онтогенеза сделал И. ф. Меккель. Проблема соотношения онтогенеза и филогенеза была поставлена Ч. Дарвином и разрабатывалась Ф. Мюллером, Э. Геккелем и др. Все связанные с изменением наследственности, новые в эволюционном отношении признаки возникают в онтогенезе, но лишь те из них, которые способствуют лучшему приспособлению организма к условиям существования, сохраняются в процессе естественного отбора и передаются последующим поколениям, т.е. закрепляются в эволюции. Познание закономерностей, причин и факторов Онтогенез служит научной основой для отыскания средств влияния на развитие растений, животных и человека, что имеет важнейшее значение для практики растениеводства и животноводства, а также для медицины.

На более поздних стадиях пренатального онтогенеза наблюдается прогрессивное замедление развития человека. По сравнению с другими млекопитающими новорожденные у приматов малы и беспомощны, а человек при рождении отстает по уровню соматического развития от новорожденных обезьян. Новорожденный детеныш низшей узконосой обезьяны по своему физическому состоянию соответствует ребенку 3-4 лет, а шимпанзе - 4-5-месячному, хотя вес тела новорожденных у крупных антропоморфных обезьян относительно меньше, чем у человека. У человека он составляет 5,6% от веса тела взрослого, у орангутана - 4,1, у гориллы - 2,6, у шимпанзе - 4,0%.

Рост и развитие обезьян после рождения происходят быстрее, чем у человека. Детеныш мартышки в беспомощном состоянии бывает только в течение первых 2-3 месяцев, а детеныш шимпанзе - 5-6 месяцев.

У обезьян быстрее, чем у человека, происходит окостенение запястья и прорезывание зубов. Так, у гориллы кости запястья окостеневают к 3 годам, у человека - к 12-13 годам. Молочные зубы у макака прорезываются в промежутке от 0,5 до 5,5 месяцев, у шимпанзе - от 2,5 до 12,3, у гориллы - от 3 до 13, у человека - от 7,5 до 28,8. Постоянные зубы прорезываются у макака в промежутке от 1,8 до 6,4 лет, у шимпанзе - от 2,9 до 10,2, у гориллы - от 3 до 10,5, у человека - от 6,2 до 20,5 лет.

Обезьяны быстрее, чем люди, достигают половой зрелости: низшие обезьяны - к 3-6 годам, высшие - к 8-10. У человека лучше, чем у обезьян, выражен пубертатный скачок (ускорение роста в пубертатном периоде), который другим млекопитающим не свойствен вообще. Увеличение времени между окончанием вскармливания и половым созреванием и, как следствие этого, появление пубертатного скачка сыграли важную роль в процессе антропогенеза, так как тем самым увеличилось время для созревания ассоциативных зон коры больших полушарий, а также удлинился период детства, т.е. период обучения.

Общий рост у низших обезьян заканчивается к 7 годам, у крупных антропоидов - к 11, у человека - к 20 годам. У человека более длительны все периоды жизни, больше и общая ее продолжительность: низшие узконосые живут в среднем 25, антропоморфные - 35 лет…

С замедлением развития организма человека по сравнению с обезьянами связано то, что взрослый человек сохраняет некоторые "эмбриональные" признаки строения, т.е. такие, которые свойственны плодам человека и обезьян, но потом последними утрачиваются. Это явление получило название фетализации (foetus - плод). К таким признакам относятся некоторые особенности черепа человека, сближающие его с черепами человекообразных обезьян в плодном периоде и их юных форм: укороченный лицевой и крупный мозговой отдел, прямой выпуклый лоб, изогнутость основания черепа, сдвинутое вперед большое затылочное отверстие, тонкие стенки, слабо выраженный рельеф на поверхности костей, отсутствие сплошного костного валика над орбитами, широко раскрытая небная дуга, долгое сохранение швов.

Сходство человека с плодами антропоморфных обезьян мы находим также в некоторых признаках строения стопы (относительная толщина I плюсневой кости), в хорошо развитом большом пальце кисти, в большой ширине и изогнутости тазовых костей, в депигментации кожи, волос и глаз, отсутствии сплошного волосяного покрова, большой толщине губ и др.

14. Закономерности роста и развития. Проблема периодизации онтогенеза

Организм человека, как и животных, проходит определенный жизненный цикл - "онтогенез". Онтогенез (от греч. опtоs - сущее, особь; gеnеsis - происхождение, развитие) - процесс индивидуального развития организма с момента зарождения (оплодотворение яйцеклетки) до смерти. Часть онтогенеза протекает внутриутробно, это антенатальный, или преднатальный, онтогенез. Большая часть онтогенеза охватывает период от рождения до смерти. Это постнатальный онтогенез. В течение онтогенеза увеличиваются масса и размеры тела и отдельных органов, т.е. происходит их рост. Наряду с этим происходят качественные изменения, т.е. развитие отдельных физиологических систем и целостного организма. Именно в процессе развития осуществляется постепенная реализация наследственной информации, которая была заложена при оплодотворении. Эти изменения имеют первостепенное значение для формирования организма детей и подростков.

Понятие роста и развития. Процессы роста и развития являются общебиологическими свойствами живой материи. Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни. Процесс развития протекает скачкообразно, и разница между отдельными этапами, или периодами жизни, сводится не только к количественным, но и к качественным изменениям.

Наличие возрастных особенностей в строении или деятельности тех или иных физиологических систем ни в коей мере не может являться свидетельством неполноценности организма ребенка на отдельных возрастных этапах. Именно комплексом подобных особенностей характеризуется тот или другой возраст.

Под развитием в широком смысле слова следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем. Развитие включает в себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Одной из основных физиологических особенностей процесса развития, отличающей организм ребенка от организма взрослого, является рост, т.е. количественный процесс, характеризующийся непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийся изменением числа его клеток или их размеров.

В процессе роста увеличиваются число клеток, телесная масса и антропометрические показатели. В одних органах и тканях, таких, как кости, легкие, рост осуществляется преимущественно за счет увеличения числа клеток, в других (мышцы, нервная ткань) преобладают процессы увеличения размеров самих клеток. Такое определение процесса роста исключает те изменения массы и размеров тела, которые могут быть обусловлены жироотложением или задержкой воды. Более точный показатель роста организма - это повышение в нем общего количества белка и увеличение размеров костей.

Закономерности онтогенетического развития. К важным закономерностям роста и развития детей относятся неравномерность и непрерывность роста и развития, гетерохрония и явления опережающего созревания жизненно важных функциональных систем.

И.А. Аршавский сформулировал "энергетическое* правило скелетных мышц" в качестве основного фактора, позволяющего понять не только специфические особенности физиологических функций организма в различные возрастные периоды, но и закономерности индивидуального развития. Согласно его данным, особенности энергетических процессов в различные возрастные периоды, а также изменение и преобразование деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем в процессе онтогенеза находятся в зависимости от соответствующего развития скелетной мускулатуры.

А.А. Маркосян к общим законам индивидуального развития отнес и надежность биологической системы.

Под надежностью биологической системы принято понимать такой уровень регулирования процессов в организме, когда обеспечивается их оптимальное протекание с экстренной мобилизацией резервных возможностей и взаимозаменяемостью, гарантирующей приспособление к новым условиям, и с быстрым возвратом к исходному состоянию. Согласно этой концепции, весь путь развития от зачатия до естественного конца проходит при наличии запаса жизненных возможностей. Эти резервные возможности обеспечивают развитие и оптимальное течение жизненных процессов при меняющихся условиях внешней среды.

15. Период "нейтрального" детства

От 1 года до 7 лет вторичные половые признаки мало выражены,

преобладает "тип малого ребенка" с относительно крупной головой и

туловищем, сравнительно короткими конечностями, слабой мускулатурой, не способной к сильным и длительным сокращениям, хорошо развитым подкожным жироотложением, отсутствием отчетливого подразделения туловища на грудной и брюшной отделы, еще не сформировавшимися окончательно изгибами позвоночника, большой подвижностью суставов, слабо развитым челюстным аппаратом, округлым лицом и т.д. Этот период иногда называют нейтральным детством, ибо девочки и мальчики этого возраста почти не отличаются друг от друга по размерам и форме тела. Правда, у девочек сильнее развита жировая ткань, а в 7 лет у них начинается, формирование женской формы тазовой области (утончается талия, расширяется таз, утолщается подкожная жировая клетчатка в области таза). Подчеркнем, что в нейтральном детстве и наши дни неоднократно приходится адаптироваться к новым условиям социального существования - при поступлении в ясли, ходе в детский сад, в школу. Для этого организм ребенка должен обладать достаточной функциональной готовностью. Поэтому в каждом индивидуальном случае, помимо оценки здоровья и интеллектуального развития, необходима комплексная оценка биологического возраста ребенка, чтобы не нанести ему вреда.

16. Перипубертатный период

Важнейшее значение в биологическом и социальном созревании человека имеют "критические периоды" онтогенеза - раннее детство, на которое приходится начало формирования речи и сознания; препубертас, совпадающий с началом школьного обучения, и пубертас, включающий время наиболее значительных изменений в морфофункциональном и психологическом статусе растущего человека. Эти две стадии вместе составляют самый длительный и ответственный период восходящей фазы онтогенеза - перипубертатный. Его границы до некоторой степени условны; обычно они охватывают второе детство и подростковый период, частично - первое детство и юношеский период.

Специфика этого этапа онтогенеза человека - выделение особой препубертатной стадии - "адренархе". В основе адреналовой фазы - созревание сетчатой зоны коры надпочечных желез, вырабатывающей мужские половые гормоны - андрогены.

В перипубертатном периоде происходит интенсивное созревание основных регуляторов жизненных функций организма, прежде всего нейро-эндокринной системы. Для этого периода считаются характерными усиление подкорковых влияний и ослабление деятельности коры, нарушения вегетативной сферы, повышенная возбудимость и эмоциональность, особенно у женщин.

17. Эндогенные и экзогенные факторы развития

Экзогенный фактор среды - любой внешний фактор, связанный с климато-географической характеристикой местообитания или влиянием биотического сообщества.

Эндогенный - то есть внутренний, связанный с действием внутренних причин.

Эндогенные факторы: "почва" (природная среда, вмещающий ландшафт); "кровь" (антропологические черты: цвет кожи, форма носа, разрез глаз); культурно-исторический фактор (язык как средство выражения и осмысления ценностной картины мира, быт, нравы, обычаи, художественная культура, мифология; политика).

Эти признаки имеют идентификационное значение, даже если не признаются носителями, и в этом смысле объективны.

Экзогенные факторы: внешнее влияние. Стоит подчеркнуть особенность этнических характеристик - они приобретаются через культурное наследование или приписывание. В то же время принадлежность к этносу определяется общностью не кровнородственных связей, но социокультурных характеристик, которые нередко весьма трудно выделить.

18. Понятие биологического возраста, его основные критерии

Биологический возраст - возраст развития. Существование индивидуальных колебаний процесса роста и развития послужило основанием для введения этого понятия. При описании основных морфологических особенностей человека в различные периоды используют, как правило, средние показатели. Индивидуальные различия в процессах роста и развития могут варьироваться в широких пределах. Особенно сильно эти различия проявляются в период полового созревания, когда за сравнительно короткий промежуток времени происходят весьма существенные морфологические и физиологические перестройки организма.

Формулирование понятия "биологический возраст" имеет большое значение, поскольку для многих практических целей важна группировка детей не только по календарному (паспортному) возрасту, а по степени их развития. У значительной части детей биологический и хронологический (календарный) возраст совпадают. Однако встречаются дети и подростки, у которых биологический возраст опережает хронологический или отстает от него.

Основными критериями биологического возраста считаются:

1) зрелость, оцениваемая по степени развития вторичных половых признаков;

2) скелетная зрелость (порядок и сроки окостенения скелета);

3) зубная зрелость (сроки прорезывания молочных и постоянных зубов).

При оценке биологического возраста используют показатели зрелости отдельных физиологических систем организма. Делались попытки определения биологического возраста на основании возрастных изменений микроструктур различных органов.

Оценка биологического возраста производится путем сопоставления соответствующих показателей развития обследуемого индивида со стандартами, характерными для данной возрастной, половой и этнической группы. Стандарты периодически обновляются.

Для правильной оценки биологического возраста желательно использовать несколько показателей в их сочетании. Однако на практике при массовых обследованиях о биологическом возрасте приходится судить по каким-то отдельным показателям, достаточно хорошо отражающим развитие ребенка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.