бесплатно рефераты
 

Античная наука, возникновение первых научных программ

Античная наука, возникновение первых научных программ

29

РЕФЕРАТ:

По предмету: Концепция современного естествознания.

На тему: "Античная наука, возникновение первых научных программ".

Выполнил:

АСТРАХАНЬ 2002г.

План:

Введение…………………………………………......................3

1. Неолитическая революция…………………………….3

Античная наука…………………………………......................4

1.Возникновение письменности…………………………..4

2. География……………………………………………….7

3. Биологические, медицинские и химические знания…7

4. Астрономические знания………………………………9

5. Математические знания………………………………..12

Формирование первых естественно научных программ……..15

1. Великое открытие Элеатов…………………………….15

2. Атомистическая программа……………………………17

3. Математическая программа……………………………18

Список использованной литературы……………......................20

Научным познание мира становится на новом уровне исторического развития, при-шедшем на смену эпохе первобытной родовой общины -- на уровне цивилизации. Переход от мифологического к научному познанию был сложным, многообразным, противоречивым процессом, растянувшимся на многие тысячелетия.

Введение.

1.Неолитическая революция.

В Х--1Х тыс. до н.э. наметился переход к качественно новому этапу развития каменного века, получившему название неолита - нового каменного века. Неолит характеризуется, прежде всего, значитель-ным совершенствованием техники обработки камня. Усложнились операции по обработке камня -появились сверление, шлифование, распиливание и другие операции. С их использованием создавались совершенно новые специализированные и высокопроизводитель-ные виды каменных орудий, а также орудий из дерева и кости. Была изобретена технология производства тканей и глиняной посуды. По-явились и совершенствовались первобытные транспортные средст-ва (сани, лыжи, лодки). Значительно повысилась производитель-ность труда. Хотя в мезолите стало более интенсивным собирательство, и были освоены приемы специализированной охоты, чему соот-ветствовал, в частности, особый быт, позволявший создавать сезонные, периодически заселявшиеся поселения, тем не менее, охота и собирательство постепенно исчерпывали свои возможнос-ти -- им на смену пришли раннеземледельческие культуры. Все эти и другие, связанные с ними изменения, включая и такой важный фак-тор, как накопление опыта и знаний, привели к кардинальному пере-вороту в системе материального производства, получившему назва-ние неолитической революции.

Смысл этой революции в системе материального производства состоял в переходе от присваивающей экономики к производящей, т.е. от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Люди научились сеять хлеб, который обеспечивал бесперебойное питание в течение всего года, разводить скот, регулярно снабжавший челове-ка мясом (кроме того, молоком, сыром, шкурами, кожей, шерстью и др.). Жизнь родовой общины стала более обеспеченной, стабиль-ной; люди стали меньше зависеть от природной среды, значительно повысилось общественное благосостояние. Неолитическая револю-ция была первым звеном цепи последовательных преобразований системы общественной жизни, в результате которых, в конечном счете, возникла цивилизация, а вместе с ней и наука.

По современным археологическим данным, первичными очагами земледелия и скотоводства являлись (в разное время) следующие области ойкумены: Передняя Азия, Северо-Восточная Африка, Юго-Восточная Азия, Центральная Америка (Мезоамерика) и андийский регион Южной Америки. Наиболее древний из них -- Передняя Азия, ее лесостепные и предгорные области. По имеющимся сейчас дан-ным, первым злаком, который люди одомашнили, был ячмень. В X-- VIII тыс. до н.э. его уже сеяли в Малой Азии, на западных склонах Иранского нагорья и Палестине. В малоазийском культурном комплексе Чатал-Хююк (вторая половина VII -- первая половина VI тыс. до н.э.) культивировались уже 14 видов растений, среди которых главную роль играли пшеница, ячмень и горох. Но в горных условиях земледелие мало продуктивно. Только в результате миграционных движений в речные долины субтропического пояса земледелие полу-чило простор для своего победного развития. За 4000 лет земледелие распространилось по всей западной части Старого Света. Основным орудием древних земледельцев была сначала палка-копалка для рых-ления почвы. В дальнейшем (но не везде) к ней добавилась мотыга (палочно-отыжное земледелие). Скотоводство сложилось на две ты-сячи лет позже, но, тем не менее, земледелие, по-видимому, никогда не было единственной формой хозяйства; на ранних этапах своего ста-новления оно комбинировалось с охотой. Помощником человека на охоте выступала одомашненная еще в верхнем палеолите собака. В VII--VI тыс. до н.э. в Средней Азии, Северной Африке и на Балканах были одомашнены продуктовые животные, поставщики мяса (мел-кий рогатый скот, свиньи, коза, овца и др.). Несколько позже были одомашнены крупный рогатый скот, тягловые животные (осел, вер-блюд, северный олень, лошадь), которые были основным источни-ком, механических усилий до появления первых машин.

Переход первобытных общин к земледелию и скотоводству -- до-статочно длительный процесс, сопряженный со значительным изме-нением образа жизни - переходом к оседлости. Закономерно, что на первых порах новые формы хозяйства (земледелие и скотоводство) сочетались со старыми (охотой и собирательством), занимая подчиненное место как второстепенный уклад. Длительность такого сосу-ществования двух укладов (присваивающего и производящего) опре-делялась конкретной (природной и социальной) обстановкой, в которой жила и трудилась родовая община. Переход к производящему хозяйству происходил быстрее там, где складывались неблагоприятные условия для охоты и собирательства, где кризисные ситуации, а/' также высокая плотность населения, не позволявшая использовать' традиционные способы добычи пищи, ставили человека перед необходимостью радикально изменять обстоятельства жизнедеятельнос-ти, способствовали появлению культурных и социальных инноваций.

Античная наука.

1.Возникновение письменности.

Грандиозным по своей исторической значимости и последствиям событием было возникновение письменности. Письменность по сравнению с речью -- принципиально новое средство общения, по-зволяющее закреплять, хранить и передавать речевую информацию с помощью начертательных знаков. Письменные знаки -- это матери-альные предметы-посредники в общении людей между собой.

В отличие от непосредственного речевого общения письмен-ность способна преодолевать пространственные и временные грани-цы общения людей, выходить за пределы непосредственного взаимо-действия субъектов, развертывать содержание общения в простран-стве и во времени.

С возникновением письменности процесс общения как бы приоб-ретает два новых «измерения» -- историческое и географическое. Один безвестный египетский писец свыше четырех тысяч лет назад, размышляя о значении письма, записал на папирусе: «Человек исче-зает, тело его становится прахом, все близкие его исчезают с поверх-ности земли, но писания заставляют вспомнить его устами тех, кто передает это в уста других. Книга нужнее построенного дома, лучше

роскошного дворца, лучше памятника в храме».

В истории письменности (и особенно ее конкретных видов) еще

немало тайн, загадок, нерасшифрованных страниц. Не все детали этого процесса в полной мере прояснены наукой. Это и не удивитель-но: ведь процесс становления письменности длился тысячелетия (на-чиная, возможно, с верхнего палеолита). И тем не менее основные этапы этого процесса уже достаточно обстоятельно выявлены, изуче-ны и сейчас мало у кого вызывают сомнения.

Принято считать, что первые, зачаточные формы неречевых (до-письменных) средств передачи информации связаны с так называе-мым предметным письмом. Предметное письмо - это совокупность пред-метов, вещей, которые искусственно создавались (или сочетались из природ-ных вещей) одним человеком (или группой) для передачи какой-либо информа-ции другому человеку (группе). В качестве таких знаковых предметов служили воткнутые у тропы ветки, зарубки на дереве, узоры из кам-ней, информирующие идущих следом соплеменников о направлении движения, дым от костра как знак опасности, пучок стрел как символ объявления войны и др. Вполне вероятно, что такое предметное письмо широко применялось уже в эпоху верхнего палеолита. С по-мощью предметного письма, а также магических ритуалов и симво-лов человечество в течение длительного времени осваивало знако-вую функцию вещей -- способность определенной вещи указывать на нечто другое, принципиально отличное от самой этой вещи, - на другие вещи, явления, процессы.

Но предметное письмо носит абстрактный характер и, как пра-вило, требует предварительной договоренности для своего адекват-ного понимания. Если ее нет, то информация может быть понята неверно. Ярким примером здесь может служить рассказ древнегре-ческого историка Геродота о том послании, которое скифы напра-вили вторгнувшемуся в их страну древнеперсидскому царю Дарию. Они составили предметное письмо из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. Дарий извлек из этого послания смысл, противоположный тому, Который вкладывали скифы. И следствием стала гибель персидского войска

Следующий шаг в становлении письменности состоял в переход к использованию изобразительных средств закрепления информации. Первые изобразительные средства представлены рисуночные письмом -- пиктографией.

Пиктография - это фиксация и передача информации с помощью рисунков. Пиктографическое письмо появилось еще в период расцвет первобытного общества в верхнем палеолите. С помощью последовательного размещения ряда рисунков, изображающих отдельные конкретные предметы, передается определенная информация о хозяйственных, общественных, военных и других ситуациях. Пиктографическое письмо имело множество несомненных достоинств, которые определили возможности его развития в более высокие формы письменности, вплоть до фонетической. К числу этих достоинств следуем отнести:

· возможность вводить новые промежуточные звенья повествовательности;

· достаточно высокий уровень абстрагирования, выделение главного, существенного;

· отсутствие необходимости в реалистичности изображения, в таком письме заложены значительные возможности схематизации и перерастания в условные изображения.

Основные направления исторического развития пиктографии следующие: выработка единого способа начертания рисунка, понятного для всех (или большинства) Представителей данного племени (рода, общины); закрепление за каждым рисунком более или менее определенного значения, смысла (иначе говоря, тенденция к общезначимости и однозначности, хотя, конечно, до полной однозназначности было еще далеко); обогащение набора пиктографических рисунков такими знаками, которые позволяют конкретизировать текст, пиктограммы, особенно в том, что касается счета, собственности имен и др. В связи с частой необходимостью передачи имен появился каче-ственно новый и перспективный прием -- изображение имен людей некоторыми предметами, сходными по звучанию, но имеющими, ра-зумеется, совсем иную природу. Так постепенно зарождаются зачат-ки фонетического письма.

В течение нескольких тысячелетий пиктографическое письмо по-степенно перерастало в идеографическое письмо, где рисунки заменяют-ся определенными знаками. Идеографическое письмо развивалось в направлении от изображения определенных представлений (обра-зов, понятий) независимо от их звучания в устной речи -- к иерогли-фам. Иероглифы одновременно указывали, и образы (представления, понятия), и те звуки, из которых состоят слова, обозначающие дан-ные образы (представления, понятия). На рубеже IV--III тыс. до н.э. иероглифическое письмо уже широко применялось в Месопотамии, а в 2400 г. до н.э. оно превратилось в упорядоченное словесно-слоговое письмо клинописного типа. Клинописное письмо было достаточ-но сложной системой, состоящей из нескольких сотен и даже тысяч специальных Знаков. Его усвоение требовало значительной специа-лизации и профессионализации. В древневавилонском обществе сформировался целый социальный слой -- слой писцов. В течение III тыс. до н.э. складывается и египетская иероглифика.

Высшей формой письменности, сложившейся во II тыс. до н.э., было фонетическое письмо, буквенное, в котором знаки обозначают не пред-меты, а слоги, звуки и графически передаются отдельные звуковые обозначе-ния. Первое алфавитное письмо изобрели финикийцы. Финикий-ское письмо было положено в основу древнегреческого, а также ара-мейского письма, из которого позднее возникли индийская, персид-ская, арабская системы письменности.

Благодаря возможности хранения, накопления и передачи зна-ний письменность оказалась важнейшим стимулом для ускорения развития духовной культуры, явилась важнейшей предпосылкой ста-новления науки.

2.География.

Рост населения, его подвижности, динамизма образа жизни, укрепле-ние племенных союзов, развитие военного дела, политический и военный экспансионизм, развитие обмена, торговли -- все это спо-собствовало значительному расширению географического кругозо-ра человека.

Наряду с освоением новых пространств, развитием представлений о границах ойкумены (населенной части планеты) совершенст-вовались формы картографии, создавались карты -- схемы местнос-ти, способы ориентации по звездам, особенно у народов, осваивавших океанские просторы, народов-мореплавателей (например, у на-родов Океании). Интересная характеристика географических познаний эпохи разложения первобытного общества и зарождения раннеклассовых отношений дана Л.Г. Морганом в исследовании жизни ирокезов:

Столетия за столетиями и племя за племенем протаптывал человек древние исхоженные тропы. От Атлантического океана до Миссисипи и от Северных озер до Мексиканского залива главные индейские пути через страну были так же тщательно и разумно проложены и так же хорошо известны, как наши собственные. По многим из, этих длиннейших троп ирокезы совершали военные экспедиции и таким образом, практически изучали географию страны. В пределах своих непосредственных территорий они так же были знакомы с географическими особенностями, маршрутами, путешествий, озерами, холмами и реками, как впоследствии мы сами.

На смену простейшим способам схематического изображения местности с помощью камней, палок, рисунков на песке и др., кото-рые были характерны для первобытного общества, приходят более долговременные и совершенные «карты». Их либо рисовали, либо вышивали на коже или ткани, либо чертили ножом на коре дерева и т.п. Эти карты обычно были схемами маршрута, так как отражали не местность в целом, а отдельный маршрут. На такой карте-схеме изображались гидрографическая сеть (главная река, ее притоки, озера и др.), речные пороги, броды, дороги, тропы, жилища, горы, следы проживания людей в данном районе и др. Длина маршрута определялась днях пути. Есть этнографические данные о том, что у некоторых народов была традиция собирать такие карты местности в особых хранилищах.

Новый дополнительный импульс развитию картографии был по-лучен вместе с расширением торговой деятельности, появлением класса купцов, осваивавших дальние и неизведанные торговые пути;

Наиболее распространенные и трудные маршруты снабжались определенными указательными знаками (на деревьях, на камнях, на ска-лах и др.), включая знаки, предупреждающие о возможности нападе-ния (так зарождалось то, что на современном языке называется «служба эксплуатации дорог»). Указательные знаки также отмеча-лись на картах-схемах маршрутов.

3.Биологические, медицинские и химические знания.

Становление производящего хозяйства (земледелия и скотоводства) стимулировало и развитие биологических знаний. Прежде всего, это связано с доместикацией, имевшей колоссальное значение для судеб цивилизации. Одомашнивание животных и растений по самой своей сути предполагает использование такого фундаментального биологи-ческого явления, как искусственный отбор (селекция). Люди были еще очень далеки от понимания сущности искусственного отбора, но уже умели использовать этот метод для совершенствования своей хозяйственной деятельности. Опыт селекции передается из поколе-ния в поколение. Так, в XIV в. до н.э. в Хеттском государстве некто Киккули из Митаннии написал трактат о коневодстве, который явля-ется самой древней из дошедших до нас рукописей, целиком посвя-щенных биологической теме.

Благодаря селекции было выведено много новых пород животных и растений, заложена база современной аграрной культуры. Развитие скотоводства позволило освоить новые массивы зоологических, ве-теринарных знаний и навыков, а развитие земледелия способствова-ло накоплению ботанических, агрохимических и гидротехнических (в связи с мелиорацией и ирригацией) знаний. Еще в Древней Месо-потамии было открыто искусственное опыление финиковой пальмы, которое привело к получению большого сортового разнообразия этого дерева.

В эпоху классообразования от системы биологических знаний постепенно отпочковывается медицина как относительно самостоя-тельная отрасль знаний и практических навыков. Глубинной основой этого процесса является изменение отношения к человеку. Человек начинает осознавать свое кардинальное отличие не только от приро-ды, ее предметов и процессов, но и от других людей. Отрываясь от родовых связей, человек осознает себя как самоценное существо, которое хотя и связано с коллективом (соседско-территориальной общиной, патриархальной семьей и др.), его традициями и ценностя-ми, но уже имеет и свои индивидуальные ценности. В сознании появ-ляются новые элементы, представляющие собой зачаточные формы смысложизненных ориентиров. Человек впервые сталкивается с проблемой смысла своего существования. А это значит, что и поддержание жизни человека, его работоспособности приобретает особую ценность, значимость.

В этих условиях приоритетной сферой рациональной деятельности становится медицинская практика. В обществе растет престиж тех, кто берется лечить людей и кому это удается. Например, древне-греческий поэт Гомер в «Илиаде» следующим образом выражает глубочайшее уважение к лекарям-врачевателям:

Стоит многих людей один врачеватель искусный:

Вырежет он и стрелу, и рану присыплет лекарством.

Илиада, XX, 514-515:1

Лекарь, врачеватель -- это, прежде всего знаток лечебных трав и народной медицины. Развивается древнейшая традиция лечебного применения средств растительного происхождения (травы, цветы, плоды, кора деревьев и др.) и средств минерального и животного происхождения (жир, части организмов животных и др.). Создаются приемы санитарии и гигиены, появляются физиотерапевтические процедуры: массаж, иглотерапия, диетика, разрабатываются новые хирургические приемы и соответственно металлические хирургичес-кие инструменты (скальпель, щипцы и др.). Совершенствуется акушерство одна из первых медицинских специальностей.

Конечно же, в первобытной медицине наряду с рациональными знаниями еще много и наивного. Так, древние вавилоняне считали, что жизнь связана с кровью, печень - главный орган жизни, содержавший запас Крови; органом же мышления они считали сердце. Поэтому наряду с народной медициной, лекарями-знатоками лекарственных трав, простейшей хирургии складывается и другой тип врачевателей знахари-заклинатели, опиравшиеся на мифологические и ма-гические Процедуры. Эта ветвь древней медицины со временем, трансформируется в храмовую медицину.

Первоначальное накопление химических знаний осуществлялось в области ремесленной прикладной химии. Основные виды такой деятельности: высокотемпературные процессы (металлургия, стеклоделие, керамика); получение красителей, косметических средств, лекарств, ядов, освоение бальзамирования; использование брожения для переработки органических веществ. Широкое распростране-ние получила обработка и подделка драгоценных камней. Кроме меди, бронзы и железа древние знали такие металлы, как свинец, олово, ртуть и их сплавы.

4.Астрономические знания.

Осознание связи небесных явлений и сезонов года. Развитие аст-рономических знаний в рассматриваемую эпоху определялось в пер-вую очередь потребностями совершенствования календаря, счета времени. Важнейшим условием зарождения научной астрономии яв-лялось осознание связи небесных явлений и сезонов года, которое, по-видимому, формировалось еще в мезолите.

Если присваивающее хозяйство вполне могло обходиться лунным календарем, то производящее хозяйство требовало более точных знаний времени сельскохозяйственных работ (особенно времени по-сева и сбора урожая), которые могли базироваться лишь на солнеч-ном календаре, на солнечных циклах (годовом, суточном, сезонном). Известно, что 12 лунных месяцев составляют лунный год, равный 354,36 солнечных суток, который отличается от солнечного пример-но на 11 суток. Исторический процесс перехода от лунного календаря к солнечному был достаточно длительным.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.