бесплатно рефераты
 

Влияние табакокурения на психическое развитие детей и подростков. Пути решения проблемы

Влияние табакокурения на психическое развитие детей и подростков. Пути решения проблемы

2

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: «Влияние табакокурения на психическое развитие детей и подростков. Пути решения проблемы»

Ижевск,

2006

Содержание

Введение

Глава 1. Табакокурение детей и подростков как социальная и медицинская проблема

1.1 Табак и история его распространения.

1.2 Причины курения молодого поколения

1.3 Мотивационные аспекты курения подростков

1.4 Анатомические и физиологические последствия курения

Глава 2. Профилактика курения

2.1 Как бросить курить

2.2 Психологические аспекты профилактических программ

2.3 Отказ от курения и психологические аспекты коррекции поведения

Глава 3. Описание исследования и анализ результатов

3.1 Описание профилактических занятий с подростками

3.2 Анализ результатов исследования

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Актуальность работы. Курение является одной из вредных и распространенных привы-чек среди молодежи. Кроме нанесения непоправимого вреда здоро-вью курящих и их окружению, эта привычка препятствует формиро-ванию у детей, подростков, юношей и девушек, адекватных возрасту поведенческих установок на здоровый образ жизни, замедляет лич-ностный и нравственный рост.

К сожалению, в сознании молодых людей курение не считается девиацией (отклонением от общепринятой нормы поведения). Об-щественная мораль в нашей стране терпима к курению. В то же вре-мя в целом ряде стран курение признается одной из форм девиантного поведения. Курильщиков отождествляют с наркоманами, нев-ротиками, загрязнителями воздуха, виновниками пожаров и т. п. Предстоит многое сделать в обществе, чтобы в сознании людей, и прежде всего молодежи, укрепилась мысль, высказанная директором Государственного научно-исследовательского центра профилакти-ческой медицины Российской Федерации академиком Р. Г. Огановым о том, что курильщик - это человек, имеющий определенные дефекты в культуре и поведении.

Разрушительная сила курения заставила психологов и педагогов искать ответы на вопросы: почему люди курят и как им помочь из-бавиться от этой привычки, насколько эффективны программы по борьбе с курением?

Сегодня помощь курильщикам включает следующее: предупреж-дение официальной службы охраны здоровья, советы врачей, лече-ние, когнитивную терапию, создание групп поддержки. К сожале-нию, все это дает только временный эффект и всего лишь 1/5 часть людей бросают курить после принятых мер, большинство же возоб-новляют привычку.

Наибольший эффект дают программы по коррекции поведения, приводящего к курению. В данной работе представлен курс профилактических занятий, ключевыми моментами которого явля-ются: предоставление полной информации о вреде курения на орга-низм человека; показ механизмов влияния сверстников, родителей и средств массовой информации на распространенность курения; моделирование ситуаций и ролевых игр с целью избавления от вредной привычки; проведение профилактических занятий по формированию ответственного и безопасного поведения, социаль-ных и жизненных навыков.

Целью работы является составление и изучение эффективного курса профилактических занятий, направленные на формирование у детей и подростков установок на здоровый образ жизни, а также повышению отрицательного отношения к курению.

Особенно велико отрицательное действие на неокрепший растущий организм подростка. Диапазон времени начала курения весьма широк, но обычный человек, не начав курить до 25-30 лет, позднее к курению не привыкнет. Мужчины начинают курить раньше женщин, обычно еще до наступления половой зрелости, желание казаться взрослее, чувствовать себя мужчиной - одна из основных причин курения у мальчиков. При этом некоторые ребята думают что, начав курить, они совершают чуть ли не героический поступок. Хотя, выкуривая по 1-20 сигарет, а то и больше, они медленно систематически разрушают свое здоровье.

Объект исследования - подростки.

Предмет исследования - отношение подростков к табакокурению.

Задачи исследования:

1.Изучение теоретической литературы по проблеме исследования.

2.Выявление условий, влияющих на распространение табакокурения у подростков.

3.Проведение опроса.

4.Составление и реализация программы профилактических занятий.

5.Изучение уровня эффективности курса.

Гипотезой исследования является предположение о том, что курс занятий способен оказать: продуктивное влияние на формирование системы знаний подростков о негативных последствиях табакокурения; выработать умение противодействовать вовлечению в употребление табачных изделий.

Практическая значимость заключается в изучении и выработке условий повышения профилактики курения у подростков, что понизит негативное влияние распространения табакокурения и психической зависимости в среде молодежи.

Теоретическая значимость заключается в укреплении знаний о влиянии табакокурения на психологическое и физиологическое развитие молодежи.

Методы исследования: анкетирование, наблюдение, сравнение, изучение, анализ, синтез, беседа.

ГЛАВА 1. Табакокурение детей и подростков как социальная и медицинская проблема

1.1. Табак и история его распространения

Табак (латинское его название Nicotiana tabacum) - многолетнее травянистое растение из семейства пасленовых, выращиваемое обычно как однолетнее. Ближайшие родственники табака - карто-фель, томат, баклажаны, красный перец, а также белладонна, белена, дурман. Родина табака - Южная Америка.

В Европе табак стал известен после возвращения из Америки участников второй экспедиции Христофора Колумба (1496), которые привезли его семена. Первоначально табак в качестве декоративного растения выращивали в Испании, откуда он относительно медленно распро-странялся в другие страны. Однако процесс распространения табака резко ускорился после того, как табак повторно попал в Европу - из Бразилии он был завезен во Францию. Тогда же началось его широ-кое употребление.

Обычай курить табак был новым для европейцев, и участники экспедиции Колумба с удивлением наблюдали, как индейцы свора-чивают листья какого-то растения, поджигают их и вдыхают дым. Сначала пришельцам казалось даже, что они «пьют» его. Вред курения некоторыми европейцами был понят сразу. Извест-ный испанский путешественник Гонзало-Эрнандес де Овьедо в кни-ге «О нравах и обычаях жителей Америки» (1535) писал: «Индейцы, живущие на острове Гиспаньола, имеют очень вредный обычай. Они вдыхают в себя через нос дым, происходящий от сжигания травы, похожей по своим свойствам на белену, и делаются от этого пьяны-ми. Обычай этот они называют табако... Сжигаемую ими траву они ценят очень высоко и садят ее в садах». Однако несмотря на это, та-бак в Европе вскоре оказался в роли целебного средства. Причин этому было две.

Во-первых, медицина в те далекие времена была крайне бедна лечебными средствами, и вполне понятной явилась надежда людей найти какое-нибудь новое лекарство, тем более что в это время сви-репствовали и чума, и сифилис...

Во-вторых, Европа, и в первую очередь Испания, изрядно обога-щалась в результате открытия и покорения заморских земель, в сознании жителей континентальной Европы все привезенное из-за океана рассматривалось в то время как ценное и полезное. Также отнеслись и к табаку. Первоначально его использо-вали в качестве лечебного средства, и убеждение в его пользе было настолько прочным, что даже в конце XIX века курение считалось занятием вредным лишь для очень нервных, истощенных, ослабленных людей.

Быстрое распространение табака в Европе связывают со следующим фактом. Посол Португалии в Париже Жак Нико (отсюда название основного действующего вещества табака - никотин) преподнес в 1560 году французской королеве Екатерине Медичи, страдавшей жестокими мигренями, табак в качестве средства, способного «выгонять и уничтожать болезни головы и мозга». После этого табак вошел в моду - сначала в виде порошка для нюханья, - видимо, содействовал этому существовавший тогда обычай окуривать больных дымом разных тлеющих трав.

В более консервативной Англии табак сразу же встретил негативное отношение властей. В XVI-XVII веках курение табака в Англии оказалось под строгим запретом. Уличенных в этом занятии водили по улицам с петлей на шее, а наиболее злостных курильщиков казнили, и их отрубленные головы с трубкой во рту выставляли на площадях для всеобщего обозрения.

Следует отметить, однако, что запрещение табака было недолгим: во-первых, власти оказались бессильными противостоять его нашествию, во-вторых, они поняли, что из такого вредного занятия, как курение, можно извлечь немалую материальную пользу. Первой монополию на табак ввела Испания, за ней Англия и другие страны. Торговля табаком стала весьма прибыльным делом для казны, и посевы его стали расширяться, занимая новые площади, завоевывая обширные районы.

В Россию табак был завезен в 1585г. иностранными купцами через Архангельск и сразу же было встречено резко отрицательно и царской властью, и духовенством. Табак считали признаком развращения нравов, средством, губительным для народного здоровья. Однако с приходом к власти Петра I, который пристрастился к курению во время своего пребывания в Западной Европе, отменил запрет на употребление табака специальным указом (1697) и одновременно ввел налог в пользу казны от его продажи: в частности. Английские купцы, начавшие ввозить табак в Россию, обязаны были вносить пошлину в размере около 200 тыс. фунтов стерлингов в год - огромную по тем временам сумму. Дело было настолько выгодным, а вред курения не настолько очевидным, что императрица Екатерина II в 1763 году издала высочайший манифест «О разведении как в Малой России, так и в великороссийских областях насаждений разных чужестранных табаков», где местным властям предписывалось «...всем малороссийским обывателям выдавать безденежно семена американские и печатную инструкцию, как с оными семенами обходиться и как табак собирать, вялить, вязать в папуши и сохранять». Это мероприятие почти совпало по времени и с высочайшим указанием сажать и разводить картофель, тоже заморское растение (1765). В конечном итоге табак сделался традиционной сельскохозяйственной культурой в ряде южных областей России, где он занимает одни из лучших земель, а табачные изделия прочно вошли в быт многих людей.

Курение очень широко распространено во всем мире, в том числе и в нашей стране. Курение - это не просто вредная привычка. Со временем у человека, который вовремя не остановился, развивается зависимость от никотина, содержащегося в табаке. Действие различных ядовитых веществ, выделяющихся при курении, оказывается для организма человека разрушающим. Однако это не проявляется мгновенно. Последствия курения формируются медленно, вредные вещества накапливаются и постепенно приводят к развитию различных заболеваний. Особенно опасным является приобщение к курению в детском и подростковом возрасте, так как еще не сформировавшемуся организму очень трудно противостоять токсическому действию табака.

1.2. Причины курения молодого поколения

Успешная борьба с тем или иным негативным явлением возможна лишь в том случае, когда известны причины этого явления. Что касается табакокурения, то многие школьники впервые знакомятся с сигаретой в 1-2-х классах, и движет ими прежде всего любопытство. Убедившись в том, что курение сопровождается весьма неприятными ощущениями (горечь во рту, обильное слюнотечение, кашель, головная боль, тошнота вплоть до рвоты), дети к табаку больше не тянутся, и во 2-6-х классах курят считанные единицы. А вот в более старшем возрасте число курящих школьников начинает расти, и причины этого уже иные, нежели любопытство.

Согласно исследованиям психологов, чаще всего причинами курения подростков являются подражание более старшим товарищам, особенно тем, на которых хотелось бы быть похожим (в том числе и родителям); желание казаться взрослым, независимым; желание «быть как все» в курящей компании. Причиной курения подростков в ряде случаев является и строгий запрет родителей («сладость запретного плода»), особенно в тех случаях, когда сами родители курят.

Бытующее представление о том, что курение позволяет похудеть (что не соответствует действительности), иной раз является причиной того, что за сигарету берутся подростки с избыточным весом, чаще всего девушки. Безусловно, весомый вклад в то, что подростки начинают курить, вносит реклама табачных изделий.

Курение очень часто сочетается с приемом алкогольных напитков, наркотических веществ, поэтому порой очень трудно определить истинную мотивацию (причину курения). В процессе приобщения к курению просматриваются четыре важные стадии: узнавание, проба (экспериментирование), привыка-ние, продолжение (зависимость). Первое узнавание того, что курение существует как привычка, происходит в раннем детстве, когда ребенок видит вокруг себя курящих взрослых. Будучи пассивным курильщиком, он привыкает к запаху и виду сигарет. Со временем возникает желание попробовать самому.

Эксперимент начинается в группе и происходит с одобрения сверстников. Боязнь быть отвергнутым усиливает желание. Стремление к независимости от окружающих приводит к про-должению экспериментов. Появляется вера в то, что курение успокаивает нервы, улучшает настроение. Развивается привычка, вы-званная привыканием организма к действию никотина, переходящая в никотиновую зависимость.

При отказе от курения возникает синдром отмены. Данный синдром характеризуется тем, что нарушается способность концентрировать внимание, снижается познавательная способность, меняется настроение. Тяжесть проявления синдрома может быть различной, вплоть до того, что человек уже не может отказаться от вредной привычки без консультаций специалиста.

В отличие от наркоманов и алкоголиков курильщики не склонны к антиобщественному поведению. Поэтому основными социальны-ми последствиями курения являются:

- рождение ослабленного потомства;

- нарушение взаимоотношений между людьми;

- увеличение риска возникновения заболеваний внутренних органов;

- преждевременная смерть.

Эти последствия наносят большой экономический ущерб обществу. Общество несет расходы по лечению, оплате больничных листов, недополучает продукцию, которую могли бы изготовить заболевшие по причине курения люди.

Если распространенность курения будет сохраняться на том уровне, который существует сейчас, то смертность от курения во второй четверти XXI века будет ежегодно составлять 10 миллионов человек. Около половины этих смертей произойдет в средней возрастной категории (40-60 лет). Те люди, которые должны погибнуть, сегодня еще дети или начинающие жизнь взрослые. Потеря продолжительности их жизни составляет около 20 лет.

По данным американского психолога Ф. Раиса, табак - первый из наиболее распространенных среди подростков 12-17 лет наркотиков. Одна третья часть учащихся средней школы в возрасте 12-17 лет хотя бы раз пробовали курить сигареты. Столько же 18-25-летних - постоянные курильщики. Более половины всех курящих молодых людей свою первую сигарету выкурили в возрасте до 12 лет. В среднем число курящих юношей примерно равно числу курящих девушек. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб., 2000.

Большинство молодых людей знают об опасности курения для здоровья. Если так, почему же они начинают курить и в дальнейшем не отказываются от этой привычки? Чаще всего можно услышать такие ответы:

- потому что все мои друзья курят;

- чтобы выглядеть более взрослым;

- из любопытства;

- потому что я чувствовал себя беспокойно и нервозно;

- потому что мне нравится курить;

- потому что все думали, что я не курю.

В принципе, эти причины вполне можно объяснить с точки зрения психологии. Молодым людям с раннего детства «промывает мозги» гигантская рекламная индустрия. Курение отождествляется с мужественностью, независимостью, естественностью, красотой, молодостью, общительностью, благополучием и счастливой жизнью.

Психолог Ф. Райс считает, что, начав курить, молодые люди продолжают это делать по следующим причинам:

- снятие психологического напряжения;

- приобретение бессознательной привычки: у курильщиков возникает рефлекс, от которого трудно избавиться;

- ассоциации или связи с приятной обстановкой и удовольствием. Курение ассоциируется с послеобеденным кофе, занимательной беседой, компанией друзей.

В распространении этой вредной привычки имеет значение свое-образное принуждение детей к курению со стороны курящих. В школах курящие считают некурящих трусами, «маменькиными сын-ками», не вышедшими из-под опеки родителей, несамостоятельны-ми. Независимо от характера причин, толкнувших на курение, ответ, как правило, повторяется. Желание покурить, вдохнуть аромат та-бачного дыма и затянуться приходит незаметно, но, к сожалению, становится все более сильным.

Данные исследования причин курения у школьников и студентов (на основе анкетирования и опроса 2 000 курильщиков) приведены в таблице. Хриптович В.А. Психолого-педагогические основы обучения школьников здоровому образу жизни // Психолог года: материалы, посвященные Первому республиканскому профессиональному конкурсу / Редкол.: Я.Л. Коломинский и др. - Мн.,2001. С. 161-164.

«Результаты исследования причин курения у школьников и студентов».

Возрастная группа

Процентное соотношение зависимости от причин курения

Подражание другим

Чувство новизны, интереса

Желание казаться взрослыми

Точная причина не известна

Учащиеся 5-6 классов

50,0

41,5

5,5

3,0

7-8 классы

35,6

30,0

10,4

24,0

9-10 классы

25,5

24,0

15,0

35,5

Студенты

1 курса

4,1

25,5

25,0

45,4

3 курса

1,5

10,0

25,1

63,4

6 курса

0

0

1,5

98,5

Часть ребят начинают курить очень рано - с пятого класса. Поло-вина из них подражают товарищам по школе, двору, причем, как правило, более старшим. Еще почти половина ребят курят из-за стремления к необычности, таинственности: ведь надо раздобыть сигареты и спички, спрятаться в укромном месте... Это похоже на маленькое приключение.

Но вот со школьной скамьи вчерашний одиннадцатиклассник по-падает в вузовскую аудиторию. Теперь он стал действительно почти взрослым, самостоятельным. Более четверти опрошенных курят, чтобы показаться солиднее. Да и просто «по привычке» курят очень многие! Уже на третьем курсе берут в руки сигарету более 60% сту-дентов. Следует подчеркнуть, что опрос проводился среди студентов медицинского университета. А ведь именно медики лучше других знают о вреде курения.

В распространении курения среди девушек немалую роль играет мода. На материале анкетного опроса, проведенного «Комсомоль-ской правдой», на вопрос, почему девушки стали курить, 60% из них ответили, что «это красиво», «это модно», другие ответили, что «ку-рят, потому что хотят нравиться», «хотят привлечь к себе внима-ние». Часто девушки начинают курить в компаниях. Видя, что ку-рящие девушки обращают на себя большее внимание мужской части компании («лучше смотрятся», «выглядят самостоятельнее»), «ра-быни моды» не желают отставать от курящих и тоже тянутся за си-гаретой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.