бесплатно рефераты
 

Тушение пожаров на железнодорожном транспорте

Тушение пожаров на железнодорожном транспорте

Содержание

Введение

1 Тушение пожаров на железнодорожном транспорте

1.1 Тушение пожаров подвижных составов на железнодорожном

транспорте, на товарных и сортировочных станциях

1.2 Особенности тушения пожаров в вагонах, груженых

опасными грузами

1.3 Особенности тушения пожаров в вагонах и цистернах со

сжатыми и сжиженными газами

1.4 Особенности тушения пожаров в вагонах со взрывчатыми

материалами и отравляющими веществами

1.5 Особенности тушения пожаров в пассажирских,

рефрижераторных, дизель и электропоездах

1.6 Особенности тушения пожаров в подвижном составе на

электрифицированных участках

1.7 Организация тушения пожаров в железнодорожных тоннелях

2 Меры по предотвращению пожаров на железнодорожном транспорте

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В условиях современной развитой промышленности особое внимание уделяется транспорту. Транспортные потоки обеспечивают массовую перевозку не только людей, но и большого количества грузов, в том числе пожароопасных. Большая нагрузка по этим работам ложится на железнодорожный транспорт, который является ведущим видом транспорта в Российской Федерации: на их долю приходится свыше 80% грузооборота и около 40% пассажирооборота.

В связи с этим на объектах железнодорожной отрасли увеличивает риск и вероятность возникновения пожаров при осуществлении перевозочного процесса. Подтверждением этого является то, что в 2005 году, сравнении с прошлым годом, количество пожаров на объектах и подвижном составе ОАО «РЖД» возросло более чем на 16%, а прямой материальный ущерб возрос в 8,5 раза. Следует отметить, что 50% из общего количества пожаров, происшедших на объектах отрасли, приходится на железнодорожный подвижной состав. Характерно то, что около 70% всех пожаров произошли на тепловозах и электровозах, эксплуатируемых более 20 лет.

В нашей стране организацией пожарной защиты железных дорог занимается Федеральное Государственное предприятие «Ведомственная охрана» ЖДТ России (ФГП ВО ЖДТ России), использующие для тушения пожарные поезда, которые являются основной тактической единицей по ликвидации пожаров, проведению аварийно-спасательных работ при авариях, крушениях, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях, сопровождающихся пожарами. В составе ФГП ВО ЖДТ России функционируют 324 пожарных поезда, которые включают более 1,3 тыс. единиц подвижного состава, в том числе 369 вагон-насосных станций, 776 цистерн-водохранилищ, а также 214 единиц дополнительного подвижного состава.

Около 25% пожарных поездов по своим тактико-техническим характеристикам отнесены к категории специализированных, с повышенным уровнем их оснащения, способных наряду с тушением пожаров выполнять широкий спектр работ по ликвидации аварийных ситуаций, производить перекачку опасных грузов из аварийных цистерн непосредственно на месте обнаружения аварии, без транспортировки в специально отведенные места, а также нейтрализации опасных грузов.

В течение 2005 года пожарные команды (поезда) привлекались на тушение пожаров 2,9 тыс. раз, а также 471 раз - для ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Силами пожарных команд (поездов) ликвидированы 137 пожаров на стационарных объектах и в железнодорожном подвижном составе, а также 684 пожара в полосе отвода, распространение которых могло привести к сбоям в движении поездов или к полному уничтожению огнем объектов отрасли.

За первые пять месяцев текущего года на сети железных дорог произошло 103 пожара. На 16% сократилось количество пожаров на объектах инфраструктуры железных дорог. Пожарными поездами совершено 943 выезда на пожары и 157 - на ликвидацию чрезвычайные ситуаций. При пожарах спасено 55 человек и материальных ценностей на сумму около 20 млн. рублей. Пресс-служба ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации»

По железным дорогам перевозится несколько тысяч наименований грузов с различными свойствами по взрывопожарной опасности. Возникновение пожара на железнодорожном транспорте приводит к разрушению транспортных коммуникаций, наносит непоправимый урон грузам, может привести к травмированию и гибели пассажиров и работников железнодорожного транспорта.

Для железнодорожного транспорта опасность, связанная с пожарами, заключается в следующих обстоятельствах:

- на железнодорожных объектах сосредоточено большое количество пожаро- и взрывоопасных веществ и материалов, чье воздействие в случае аварии или пожара наносит косвенный ущерб, превышающий убытки от самого пожара;

- пожары могут возникать не только в зданиях, но и в движущихся поездах (в вагонах и локомотивах), находящихся как на станциях, так и на перегонах, для тушения которых использование пожарного автомобильного транспорта не всегда возможно;

- по сети железных дорог перевозятся разнообразные грузы, которые могут самовозгораться при нарушении нормативного давления или температурного режима, что нарушает работу дороги, например, взрыв одной цистерны полностью парализует транспортный конвейер станции.

Все вышесказанное обосновывает актуальность данной темы.

1 Тушение пожаров на железнодорожном транспорте

Основными причинами пожаров и взрывов на железнодорожном транспорте является неосторожное обращение с огнём, искры локомотивов, печей вагонов - теплушек, котлов отопления пассажирских вагонов, а также технические неисправности. На эту группу причин приходится более 60% всего количества пожаров и взрывов. Примерно по 10% приходится на нарушения государственных стандартов и правил погрузки (вызывающие самовозгорание, трение упаковочной проволоки и т.п.), на попадание неустановленного источника зажигания внутрь вагонов и контейнеров или на открытый подвижной состав.

Далее по степени убывания идут неисправность электрооборудования, недосмотр за приборами отопления и их неисправность, аварии и крушения, искры электросварки и прочие причины. Следует отметить, что наибольшее количество пожаров возникает на подвижном составе (примерно 80% общего количества пожаров на железнодорожном транспорте). Это вызывает необходимость разработки более эффективных мероприятий по предупреждению пожаров в грузовых и пассажирских вагонах, а также на локомотивах.

При возникновении пожара на перегоне машинист после оценки обстановки по согласованию с поездным диспетчером принимает решение либо следовать до ближайшей станции (разъезда), либо остановить поезд на участке, по возможности горизонтальном и благоприятном для подъезда пожарных автомобилей (у шоссейных дорог, переездов).

При возникновении пожара машинист, дежурный по станции, маневровый диспетчер, поездной диспетчер, дежурный по отделению должны немедленно:

- вызвать пожарный поезд близлежащей станции и сообщить о случившемся, обеспечить его беспрепятственный пропуск к месту пожара;

- дать информацию на центральный пункт пожарных подразделений военизированной охраны железной дороги и подразделений военизированной пожарной службы МЧС РФ о наименовании и количестве груза в горящем и смежных с ним вагонах; о принятых мерах по отцепке и эвакуации соседних вагонов, обесточиванию участка контактной сети; о характере (вид, степень) опасности грузов, находящихся в зоне пожара, и другие необходимые сведения;

- организовать сбор членов добровольной пожарной дружины (ДПД);

- подать заявку энергодиспетчеру о снятии напряжения в контактной сети;

- обеспечить первоочередную эвакуацию пассажиров, подвижного состава с людьми и опасными грузами в безопасное место;

- освободить до прибытия пожарного поезда по возможности не менее трех соседних путей с обеих сторон от очага пожара и вывести вагоны из опасной зоны на расстояние не менее 200 метров.

- силами ДПД и работников станции приступить к тушению пожара с использованием первичных средств пожаротушения согласно указанию аварийной карточки и предотвратить по возможности растекание легковоспламеняющихся и горючих жидкостей; емкости с такими жидкостями по возможности переместить в безопасное место.

К выполнению работ при необходимости могут быть привлечены другие работники железной дороги.

Ответственность за организацию и руководство тушением пожара до прибытия пожарных подразделений, спасением пассажиров, эвакуацией подвижного состава и грузов возлагается:

на станциях - на начальника станции, его заместителя, а в их отсутствие на дежурного по станции;

на перегонах - на машинистов (помощников) и бригады специалистов сопровождения опасных грузов.

Ответственный за тушение пожара высылает работников железной дороги для встречи подразделений пожарной охраны.

После прибытия к месту пожара подразделений пожарной охраны руководство тушением пожара переходит к руководителю пожарного подразделения, который возглавляет работы по тушению пожара и управляет подразделениями пожарной охраны, участвующими в ликвидации пожара. Действия работников станции по эвакуации и рассредоточению подвижного состава осуществляются по указанию руководителя тушения пожара или по согласованию с ним. Между руководителем тушения пожара и штабом ликвидации аварии должна быть организована устойчивая связь.

Руководителем тушения пожара создаются следующие боевые участки:

- по обеспечению эвакуации подвижного состава;

- по защите подвижного состава;

- по тушению пожара и охлаждению выведенных из зоны пожара железнодорожных вагонов, в том числе вагонов-цистерн.

При необходимости доставки пожарной техники и личного состава к месту пожара железнодорожным транспортом военизированная пожарная служба МЧС РФ направляет заявку дежурному по отделению железной дороги на требуемое количество платформ и вагонов с указанием времени и места их подачи.

Порядок организации и ликвидации пожаров на железнодорожном транспорте определен «Инструкцией по тушению пожаров в подвижном составе на железнодорожном транспорте» (РД РБ БЧ 40.007-98). Лица, обнаружившие пожар или получившие сообщение о нем, обязаны немедленно вызвать органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям и военизированную пожарную охрану железной дороги через дежурного по станции по телефону или другим способом.

Отправление и следование пожарных поездов к месту пожара осуществляется приказом дежурного по отделению дороги. Отмена отправления пожарного поезда или возвращение его после тушения пожара производится по заявлению руководителя тушения пожара, начальника пожарного поезда, караула или лиц их замещающих.

До прибытия на пожар органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям руководство тушением пожара осуществляет начальник караула или старший из начальствующего состава военизированной охраны дороги, прибывший на пожар.

Ликвидацией пожара, силами МЧС, пожарных подразделений дороги и других ведомств руководит старший оперативный начальник органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.

В случаях, когда пожар обнаружен на неблагоприятном участке пути (выемка, высокая насыпь, уклон и т.п.) и потушить его первичными средствами пожаротушения не представляется возможным, машинист поезда, убедившись по документам в отсутствии в горящих и рядом стоящих вагонах опасных грузов, может продолжить следование до ближайшей станции, сообщив о пожаре и роде горящего груза дежурному по отделению (станции), поездному диспетчеру для принятия ими мер к вызову пожарных подразделений и подготовке средств тушения.

Категорически запрещается останавливать поезд с горящими вагонами независимо от рода груза: на железнодорожных мостах, путепроводах; под мостами; вблизи сгораемых строений и наливных составов; в местах массового скопления людей и других местах, создающих угрозу быстрого распространения огня, препятствующих организации тушения пожара и спасания людей.

По прибытии на пожар руководитель тушения пожара обязан уточнить у локомотивной бригады род груза, находящегося в горящем вагоне и рядом стоящем, при их наличии.

1.1 Тушение пожаров подвижных составов на железнодорожном транспорте, на товарных и сортировочных станциях

При пожарах подвижных составов на железнодорожном транспорте, на товарных и сортировочных станциях возможны:

- наличие большого количества подвижного состава с пассажирами и различными грузами;

- быстрое распространение огня внутри грузопассажирских вагонов, распространение пожара на соседние поезда, здания и сооружения;

- растекание горючих, токсичных и ядовитых жидкостей из цистерн и образование загазованных зон на прилегающей территории;

- наличие угрозы людям, находящимся в вагонах горящего и соседних поездов, возникновение паники;

- наличие большого количества путей, непрекращающееся движение поездов;

- сложность выяснения вида горящих веществ, материалов;

- ограниченность подъездов и подступов к горящим вагонам и сложности в прокладке рукавных линий;

- отдаленность водоисточников;

- наличие высоковольтных контактных сетей, находящихся под высоким напряжением.

При следовании к месту пожара РТП должен уточнить через ЦППС (ПСЧ) у поездного диспетчера:

- местонахождение горящего подвижного состава, наличие дорог и подъездов к нему;

- принятые меры к расцепке и эвакуации соседних вагонов поездов;

- обесточены ли электроконтактные провода над местом пожара;

- выслана ли бригада для снятия остаточного напряжения и маневровый локомотив;

- время отправки пожарных и ремонтно-восстановительных поездов к месту пожара.

При тушении пожара подвижного состава на железнодорожном транспорте, товарных и сортировочных станциях РТП обязан:

- установить местонахождение подвижного состава, вид горящего груза, принятые меры к расцепке и отводу соседних вагонов, обесточиванию сетей;

- до начала тушения в районе прохождения контактных электросетей потребовать у электродиспетчера письменное подтверждение о снятии напряжения;

- использовать пути и способы прокладки рукавных линий с учетом движения или маневрирования поездов, осуществляя прокладку рукавных линий, как правило, под рельсами и вдоль путей;

- с учетом особенностей железнодорожного транспорта назначить лиц, ответственных за обеспечение техники безопасности;

- принять меры к защите личного состава от отравления токсичными веществами;

- установить наличие угрозы соседним поездам;

- возможность вывода всего состава или отдельных горящих вагонов в безопасное место;

- организовать при необходимости защиту и отвод не горящих вагонов из состава или смежных путей из опасной зоны, в первую очередь вагонов с людьми, взрывчатыми и отравляющими грузами, цистерн с ЛВЖ и ГЖ;

- при недостатке воды затребовать подачу железнодорожных цистерн с водой.

При пожарах в подвижном составе на перегонах (в пути следования) потребовать у соответствующих служб железной дороги отправки к месту пожара маневровых локомотивов, пожарных ремонтно-восстановительных поездов, платформ для погрузки пожарных автомобилей, доставки автомобилей и цистерн с водой к месту пожара, обесточивания электросети и снятия остаточного напряжения с контактных проводов.

1.2 Особенности тушения пожаров в вагонах, груженых опасными грузами

При обнаружении пожара в вагоне груженом хлопко-волокном и другими аналогичными грузами, локомотивная бригада после остановки поезда организует тушение пожара на месте первичными средствами пожаротушения. Как правило, следует ликвидировать пламенное горение и пролить тюки водой без их выгрузки. Окончательная ликвидация пожара с выгрузкой груза производится на станциях.

Наиболее эффективным средством тушения кип хлопко-волокна, ваты и других волокнистых грузов является вода со смачивателем и без смачивателя в виде распыленных струй, а также пена, средней или высокой кратности.

При обнаружении пожара в пути следования поезда в вагонах с легковоспламеняющимися грузами локомотивной бригадой одновременно с вызовом пожарной службы производится расцепка состава и удаление горящих вагонов или цистерн от других вагонов на расстояние более 200 м.
Для ликвидации пожара в подвижном составе с опасными грузами средства пожаротушения вводятся внутрь вагона (контейнера) через боковые и крышевые люки, двери и отверстия дымовытяжных труб. В необходимых случаях для подачи огнетушащих веществ в очаг пожара и в места наиболее интенсивного горения пробиваются отверстия непосредственно в крышах и стенах кузовов вагонов (контейнеров). Вскрытие дверей и люков вагонов, контейнеров, а также упаковки груза, находящегося на открытом подвижном составе, производятся только после выяснения рода груза и полного боевого развертывания пожарного поезда, пожарных автомобилей и подготовки необходимых средств пожаротушения.

При пожарах в подвижном составе с легковоспламеняющимися или горючими жидкостями до прибытия пожарных подразделений тушение производится пенными, порошковыми огнетушителями, землей, песком. Вытекающая жидкость отводится по каналам в естественные и искусственные выемки, котлованы и кюветы с одновременной засыпкой песком. В необходимых случаях создаются заградительные земляные валы или отводные каналы.

Руководитель тушения пожара немедленно обязан организовать охлаждение горящих цистерн компактными водяными струями и приступить к тушению горящей жидкости путем введения пенных стволов внутрь цистерны через горловину загрузочного люка, действуя при этом в строгом соответствии с требованиями Боевого устава пожарной службы.

При горении легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, вытекающих через нижнее сливное устройство или трещину, образовавшуюся в цистерне, рекомендуется, помимо пенных стволов, подавать водяной ствол с целью отсечения компактной струёй горящей жидкости от трещины или сливного устройства.

Участок железнодорожного пути, на котором производилась ликвидация пожара в цистернах с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, прилегающая к нему территория должны быть взяты под наблюдение пожарной службой или специально выделенными для этой цели работниками до полного удаления остатков разлитой жидкости. Применение открытого огня на путях, залитых горючими жидкостями и заход туда локомотивов запрещается.

1.3 Особенности тушения пожаров в вагонах и цистернах со сжатыми и сжиженными газами

При пожаре в цистернах со сжатыми и сжиженными газами (баллонах) работники станции (если пожар возник на станции), локомотивная бригада (если пожар возник в пути следования) обязаны одновременно с отцепкой горящего вагона от поезда и удалением его на расстояние не менее 200 м приступить к тушению первичными средствами. Если пожар принял значительные размеры, то производить его тушение первичными средствами и выгружать баллоны до прибытия пожарных подразделений запрещается.

В таких случаях, локомотивная бригада или работники станции после удаления горящего вагона на расстояние более 200 м обязаны своими силами установить его охрану с целью недопущения подхода людей к вагону. Лица, назначенные для охраны, должны находиться за укрытием в безопасной зоне.
Руководитель прибывшего пожарного подразделения обязан обеспечить подачу в зону горения мощных водяных струй.

В целях предотвращения несчастных случаев от возможного взрыва (цистерн, баллонов), подача водяных струй должна осуществляться только из-за укрытия. Нахождение в прилегающей к месту пожара зоне людей, не занятых тушением пожара, запрещается

Для тушения горящего газа, выходящего через неплотности запорных устройств или образовавшиеся трещины цистерн, подается углекислый газ и вода компактными струями под давлением. После ликвидации горения факела газа, не прекращая охлаждения цистерны, в местах выхода газа, устраняется его утечка. При невозможности ликвидировать факел горящего газа допускается свободное выгорание при непрерывном охлаждении поверхности котла цистерны водяными струями.

1.4 Особенности тушения пожаров в вагонах со взрывчатыми материалами и отравляющими веществами

При пожаре в вагоне со взрывчатыми материалами и отравляющими веществами в пути следования поезд должен быть остановлен в таком месте, чтобы горящие вагоны не смогли повредить станционные здания, сооружения, находящийся на путях подвижной состав, а также не вызвать отравления людей и животных.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.