бесплатно рефераты
 

Техногенные катастрофы

Техногенные катастрофы

Министерство образования науки и культуры Украины

Донецкий институт туристического бизнеса

Индивидуальная творческая работа

По дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

На тему: «Техногенные катастрофы»

Подготовила

студентка 4 курса

гр.МО-06Д

Агапонова Е.Н.

Проверил

преподаватель

Терещенко С.И.

Донецк 2010

Введение

Наша планета существует уже 4,5 млрд. лет. Весь этот огромный интервал времени на ее поверхности постоянно происходили сложные физико-химические процессы, возникла жизнь, сформировалась атмосфера, содержащая кислород, развились сложно организованные животные и растения. Все эти изменения происходили очень медленно, растягиваясь па сотни миллионов лет. Изучение катастрофических явлений позволяет объяснить некоторые особенности эволюции нашей планеты. В настоящее время наука и техника достигли такого высокого уровня, что мы уже можем предугадывать многие природные катастрофы, а в скором времени, несомненно, научимся и предупреждать их. Однако, тот же самый технический прогресс породил много, и в том числе такой новый термин как “техногенная катастрофа”.

Постановка проблемы. Сегодня технологические катастрофы - это одна из глобальных проблем человечества. С каждым днём они становятся более глобальными и мощными наряду с развитием науки и техники. Последствия этих катастроф, в большинстве случаев, необратимы. В погоне за комфортом и богатством люди не обращают внимания на последствия этой гонки и сами же страдают из-за этого. Избежать этих катастроф не удастся, но возможно уменьшение их количества, за счёт более разумного и рационального подхода человека к своей деятельности.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в современных условиях во всех видах деятельности человека, несущих угрозу окружающей среде, необходимо уделять большое внимание ошибкам прошлых лет и в будущем стараться избегать аналогичных действий, которые уже стали частью горького опыта человечества.

Цель - исследование наиболее крупных техногенных катастроф за весь период деятельности человека и их последствий. Анализ статистических данных и данных последних лет, которые свидетельствуют о всевозрастающей роли техногенных катастроф.

Анализ последних исследований и публикаций.

Барри Тернер \Barry A. Turner и Ник Пиджен\ Nick F. Pidgeon проанализировали причины возникновения техногенных катастроф последнего десятилетия и изложили свои выводы в книге "Рукотворное Бедствие" \Man-Made Disasters. Американский профессор физики Гарольд Льюис \H.W. Lewis, автор масштабного исследования "Технологический Риск" \Technological Risk, утверждает, что на протяжении человеческой истории внимание привлекали, катастрофы среднего масштаба и "за кадром" оказывались гораздо более многочисленные. Известный британский астроном, сэр Мартин Риз \Sir Martin Rees, автор апокалиптической книги "Наш Последний Час" \Our Final Hour: A Scientist's Warning: How Terror, Error, and Environmental Disaster Threaten Humankind's Future In This Century-On Earth and Beyond, в частности, считает, что человечество само себе копает могилу. Американский исследователь Джон Лесли \John Leslie, автор книги "Конец Мира" \The End of the World: The Science and Ethics of Human Extinction, проанализировал множество сценариев катастроф и пришел к выводу, что у человечества 30%-е шансы быть полностью уничтоженным на протяжении следующих 500 лет.

Прежде всего, из-за утраты контроля над технологиями, например, мир может исчезнуть в результате атомной войны, череды ядерных катастроф, появления неконтролируемых машин и механизмов, утраты контроля над искусственно произведенными ядовитыми химическими или биологическими субстанциями и пр. Каждая техногенная катастрофа по-своему уникальна.

Однако есть и общие причины, которые стоят за несчастьями этого рода. Американский исследователь Ли Дэвис \Lee Davis, автор справочника "Рукотворные Катастрофы" \Man-Made Catastrophes, перечисляет их в таком порядке: Глупость, Небрежность и Корысть.

По мнению Дэвиса, так называемый "человеческий фактор" техногенных катастроф практически целиком сводится именно к этим обстоятельствам.

1. Технологическая катастрофа и её виды

Прогресс человечества невозможен без новых технологий. В свою очередь, использование техники влечет за собой возможные ее сбои, просчеты в технологии ее производства и использования. Техногенные катастрофы занимают одно из ведущих мест среди катастроф по количеству человеческих жертв. Если сравнивать техногенные и природные катастрофы, то природные человечество уже более-менее научилось прогнозировать, техногенные же в большинстве - как снег на голову. По количеству, техногенные катастрофы уже превышают природные. Данные ООН показывают, что техногенные катастрофы - третьи среди всех видов стихийных бедствий по числу погибших. Техногенная катастрофа (англ. Industrial disasters) - крупная авария, влекущая за собой массовую гибель людей и даже экологическую катастрофу. Одной из особенностей техногенной катастрофы является её случайность (тем самым она отличается от терактов). Обычно противопоставляется природным катастрофам. Однако подобно природным техногенные катастрофы могут вызвать панику, транспортный коллапс, а также привести к подъему или потере авторитета власти. Юридически классифицируют как чрезвычайную ситуацию. [1]

В английском языке термин «техногенная катастрофа» практически отсутствует. Американские и английские авторы в таких случаях обычно говорят о «технологических катастрофах» (technological catastrophes) и «технологических бедствиях» (technological disasters). В английской википедии отечественный термин техногенная катастрофа разделяется на промышленные бедствия (англ. Industrial disasters), транспортные происшествия (англ. Transportation disasters), прорывы трубопроводов, и все это вместе с войнами и терактами объединяется в рукотворные бедствия (англ. Man-made disasters).

Технический прогресс делает нашу жизнь комфортнее. Однако техногенные катастрофы не только уносят тысячи человеческих жизней, но и обходятся государствам и корпорациям в гигантские суммы.

26 апреля 1986 года в результате разрушения 4-го энергоблога Чернобыльской АСЭ произошел взрыв ядерного реактора и выброс радиоактивных веществ в атмосферу и воду. 336 тысяч человек были переселены с постоянных мест обитания. Количество погибших в результате аварии - в первые дни ядерного взрыва составляет 57 человек. Из 600 тысяч человек, участвовавших в разное время в ликвидации последствий аварии, 4 тысячи умерли от рака. Общие расходы на устранение последствий, эвакуацию населения и компенсации пострадавшим оцениваются приблизительно в 200 миллиардов долларов США.

1 февраля 2003 года во время возвращения на Землю взорвался космический шаттл «Колумбия». Причиной аварии стал отлетевший фрагмент обшивки термозащиты. Стоимость самого шаттла составляла 2 миллиарда долларов США. На расследование катастрофы была потрачена сумма в 500 миллионов долларов США, что сделало это расследование самым дорогостоящим в истории авиации. Общая стоимость катастрофы, согласно данным NASA, составила 13 миллиардов долларов США. [7]

13 ноября 2002 года во время сильного шторма у берегов Испании нефтяной танкер «Престиж», перевозивший 77 000 тонн горючего, получил повреждения. В результате шторма «Престиж» сломался пополам, и 20 миллионов галлонов (более 75 тысяч кубических метров) мазута вылились в море. Устранение последствий этой катастрофы обошлось в 12 миллиардов долларов США.

28 января 1986 года, на 73-ей секунде после старта, в результате повреждения твёрдотопливного ускорителя взорвался космический шаттл «Челленджер». На момент катастрофы цена шаттла составляла 2 миллиарда долларов США. Расследование обошлось еще в 450 миллионов долларов США. Общая сумма финансовых потерь оценивается NASA в 11 миллиардов долларов США.

6 июля 1988 года в результате ошибки технического персонала, занимающегося проверкой и заменой предохранительных клапанов, на нефтяной платформе «Пайпер Альфа» произошел взрыв и пожар. В течение 2 часов платформа была объята пламенем. В результате катастрофы погибли 167 рабочих, а компания «Оксиден петролеум» понесла ущерб в 3,4 миллиарда долларов США. [7]

24 марта 1989 года капитан танкера «Эксон Вальдес» ненадолго оставил управление, в результате чего танкер врезался в риф, и в море вылилось 10,8 млн. галлонов нефти (более 30 тысяч кубических метров). Данный разлив нефти не был самым большим, с точки зрения количества нефти, однако на стоимость уборки нефтяного пятна повлияла удаленность места катастрофы от берега. В итоге на нее было потрачено 2,5 миллиарда долларов США.

23 февраля 2008 года произошел самый дорогой несчастный случай в истории авиации. «B-2 Spirit» (Stealth Bomber) рухнул на землю вскоре после вылета с военной базы на острове Гуам. Следователи пришли к выводу, что причиной аварии стал сбой в системе управления полетом, произошедший из-за попадания влаги. Всего на вооружении ВВС США осталось 20 таких самолетов. Оба пилота успешно катапультировались.

12 сентября 2008 года в Калифорнии пассажирский поезд компании «Метролинк» столкнулся с грузовым составом компании «Юнион Пасифик». Причиной аварии стала невнимательность машиниста «Метролинк», отвлекшегося на SMS, из-за чего поезд проехал на красный свет. В результате 25 человек погибло, а денежные потери компания «Метролинк» составили 500 миллионов долларов США, включая выплаты родственникам погибших пассажиров.

26 августа 2004 года на мосту в Германии автомобиль столкнулся с бензовозом, который перевозил 32 тысячи литров топлива. В итоге бензовоз вылетел на ограждение, упал с высоты 90 футов и взорвался, повредив мост. Ремонт моста обошелся в 40 миллионов долларов США, а на его полную замену понадобилась сумма в 318 миллионов долларов США.

15 апреля 1912 года затонул «Титаник», считавшийся на тот момент одним из самых дорогих океанских лайнеров. Более 1500 человек расстались с жизнью в ледяной воде в результате столкновения корабля с айсбергом. Стоимость «Титаника» составляла 7 миллионов долларов, что в пересчете по курсу сегодняшнего дня примерно соответствует сумме 150 миллионов долларов США.

Техногенные катастрофы появились сразу после того, как человек стал придумывать новые технологии. Подобные происшествия - неизбежная плата за технологический прогресс. Словосочетание "технологическая (техногенная) катастрофа" нуждается в расшифровке. Если термин "катастрофа" понятен, то с определением "технологическая" дело обстоит сложнее. Как известно, технологии - вовсе не обязательно способы производства автомобилей, электроэнергии или электронных приборов. Если суммировать наиболее общие определения этого понятия, в изобилии разбросанные по специальной литературе, то можно сказать, что технологии - это обусловленные состоянием знаний и социальной эффективностью способы достижения целей, поставленных и санкционированных обществом. Следовательно, технологические катастрофы могут случаться (и случались) не только в наше время, но и в очень далеком прошлом. Гибель "Титаника" - это техногенная катастрофа, главной, но отнюдь не единственной причиной которой скорее всего была некачественная клепка металлической обшивки корпуса корабля на верфях судостроительной компании Harland and Wolff. В то же время катастрофа 11 сентября 2001 года к числу технологических не относится, поскольку была вызвана действиями террористов-камикадзе.

Терминологическое разделение природных бедствий и технологических катастроф достаточно общепринято. Оно зафиксировано и во многих международных документах, например, в Соглашении об организации деятельности Красного Креста и Красного Полумесяца, которое было подписано в Севилье в 1997 году.

Данные ООН показывают, что техногенные катастрофы - третьи среди всех видов стихийных бедствий по числу погибших. На первом месте гидрометеорологические катастрофы, например, наводнения и цунами, на втором - геологические (землетрясения, сходы селевых потоков, извержения вулканов и пр.). [2]

Международный Центр Исследований Эпидемии Катастроф\Center for Research on the Epidemiology of Disasters (CRED) на протяжении нескольких десятилетий составляет базу данных различных катастроф. Событие признается катастрофой, если оно отвечает хотя бы одному из четырех критериев:

- погибло 10 или более человек,

- 100 и более человек пострадало;

- местные власти объявили о введении чрезвычайного положения;

- пострадавшее государство обратилось за международной помощью.

Статистика показывает, что число техногенных катастроф в мире резко увеличилось с конца 1970-х годов. Особенно участились транспортные катастрофы, прежде всего морские и речные. При этом, несмотря на то, что страны Европы и Северной Америки обладают значительно более плотной транспортной и промышленной инфраструктурой, чем иные континенты, наибольшее число жертв этих катастроф проживает в Африке и Азии. По данным CRED, уровень смертности в результате техногенных катастроф, произошедших за период с 1994 по 2008 год в индустриально развитых странах составляет 0.9 погибшего на 1 млн. жителей, для наименее развитых стран он выше более, чем в три раза - 3.1 смертельных случая на 1 млн. Даже чисто природные катаклизмы, такие как наводнения, тайфуны, цунами, вулканические извержения, засухи и лесные пожары, приводят к тем или иным последствиям в зависимости от того, как общество к ним готовится и какие меры принимает после их наступления. [4]

По данным швейцарской страховой компании Swiss Re, в 1970-2008 годы ежегодные выплаты страховых компенсаций за вызванные техногенными катастрофами разрушения обычно не превышали $10 млрд. (в ценах 2004 года). Этот уровень был резко превышен только в 2001 году, когда эти выплаты достигли примерно $27 млрд. Столь значительный подскок объясняется тем, что Swiss Re относит к числу рукотворных катастроф и последствия террористических актов. В течение 2002-2004 годов выплаты по этой графе каждый год составляли около $5 млрд. Страховки за ущерб собственности от природных катаклизмов 2004 года составили $44 млрд., причем львиная доля этих выплат пошла на компенсацию потерь, вызванных декабрьским цунами в Индийском океане; следовательно, в целом страховые компании заплатили $49 млрд. Однако многие катастрофические разрушения не покрываются страховками, так что реальный ущерб значительно превысил эту сумму. Эксперты Swiss Re утверждают, что в 2004 году произошло 330 природных и рукотворных катастроф, суммарные потери от которых составили $123 млрд.

2. Катастрофы в воздухе

Серия страшных аварий стала причиной того, что мир на несколько десятилетий практически полностью утратил интерес к дирижаблям. Возрождение дирижаблей (они значительно более экономичны, чем самолеты, не нуждаются в аэродромах и способны перевозить значительные грузы) началось лишь в середине 1990-х годов. Первой в истории воздушной катастрофой, повлекшей многочисленные жертвы, стал пожар на борту немецкого четырехмоторного дирижабля LZ-18, случившийся 17 октября 1913 года. Эта авария унесла жизни всех 28 человек, которые находились на борту, в том числе и самого Прицкера. Эксперты установили, что причиной катастрофы был разрыв в корпусе дирижабля. Вытекавший через трещину водород при контакте с выхлопными газами расположенного поблизости мотора загорелся и воспламенил обшивку. По сходной причине погиб и дирижабль французских ВМС Dixmude, воздушный корабль немецкой постройки, который Франция получила после победы в Первой Мировой войне в счет германских репараций. 21 декабря 1923 года во время полета над Средиземным морем вблизи алжирского побережья корабль попал в грозовые облака и сгорел от удара молнии, унеся жизни всех 52 человек экипажа. [3]

В том же 1923 году в США вступил в строй военно-морской цеппелин Shenandoah, первый в мире дирижабль, заполненный не горючим водородом, а несгораемым гелием. В 1924 году он совершил рекордный по протяженности и продолжительности беспосадочный рейс по круговому маршруту от Восточного до Западного побережья США и обратно, пролетев за 465 часов почти 15 тыс. км. В 1925 году во время полета над штатом Огайо дирижабль попал в зону сильной турбулентности и фактически развалился в воздухе. На борту корабля находились 42 человека, из которых 14 погибли. Американская пресса обвинила в этой катастрофе морского министра Кёртиса Вилбура\Curtis Wilbur, который в плохую погоду послал корабль в чисто пропагандистский полет над городами Среднего Запада. Такая же судьба постигла другой крупный гелиевый цеппелин американского флота Akron, построенный в 1931 году. В 1933 году он угодил в шторм, из-за ошибок пилотов потерял управление и рухнул в воду неподалеку от побережья штата Нью-Джерси. Экипаж цеппелина состоял из 76 человек, из которых удалось спасти только троих. Среди всех подобных аварий на первом месте по степени известности стоит гибель исполинского немецкого пассажирского водородного цеппелина Hindenburg, мирового рекордсмена среди дирижаблей по габаритам и скорости. Он был построен для воздушного сообщения между Германией и США и в одном только 1936 года сделал десять трансатлантических рейсов. В 1937 году пересекший Атлантику "Гинденбург" начал снижение к причальной мачте, установленной на поле вблизи города Лэйкхорст в штате Нью-Джерси. Выполняя этот маневр, корабль внезапно загорелся и взорвался. Причины взрыва "Гинденбурга" окончательно не установлены и по сей день.

До 1930-х число жертв самолетных аварий было сравнительно небольшим. Первая действительно крупная авиакатастрофа произошла в СССР 18 мая 1935 года. В тот день погиб самый большой в мире самолет АНТ-20 "Максим Горький", спроектированный в ЦАГИ под руководством А.Н. Туполева. Совершая демонстрационный полет в московском небе, исполинская восьмимоторная машина столкнулась с истребителем И-5, который выполнял вокруг "Максима Горького" фигуры высшего пилотажа. Делая эти запрещенные правилами безопасности экзерсисы, истребитель потерял скорость и ударил АНТ-20 в хвостовую часть фюзеляжа. Гигантский самолет разрушился в воздухе. Все 45 человек, которые находились на борту АНТ-20, погибли. Такая же участь постигла и пилота И-5. Позднее был построен еще один АНТ-20, на этот раз шестимоторный. В 1937- 41 годы он выполнял пассажирские рейсы на линии Москва - Минеральные Воды, а с началом войны был перебазирован в Среднюю Азию. В 1942 году самолет разбился при полете из Чарджоу в Ташкент, погибли 26 пассажиров и 10 членов экипажа. Комиссия по расследованию установила, что во время крушения пилота за штурвалом не было, почему - остается только гадать.

Во второй половине 20 века крупные авиационные катастрофы перестали быть редкостью. Основные цифры можно видеть на ниже расположенной диаграмме (рис. 1).

Рис. 1

Космических катастроф с человеческими жертвами пока что было всего пять, две в СССР и три в США. 23 апреля 1967 года при аварийной посадке корабля "Союз-1" погиб Владимир Комаров; 30 июня 1971 года такая же судьба постигла членов команды "Союза-2" Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева. 27 января 1967 года на мысе Канаверал во время симуляционной тренировки сгорел Apollo-1 с тремя астронавтами. 28 января 1986 года сразу после старта, на 74-й секунде полета взорвался космический корабль Challenger команда которого состояла из семи человек. Наконец, 1 февраля 2003 года при заходе на посадку погиб шаттл Columbia с семью астронавтами.

3. Катастрофы на море

Мировая история мореплаваний хранит сведения о столь непомерном числе несчастий, что перечислить даже самые трагические из них просто не представляется возможным. Статистика показывает, что чаще всего суда тонут в результате столкновений. Вероятно, больше всего жертв, не менее 3 тыс. человек, унесло столкновение перегруженного филиппинского морского парома Dona Paz с небольшим танкером Victor, которое произошло в 1987 году. Конечно, такие аварии не раз случались и до того, и после. В 1891 году в Гибралтарской бухте сильный ветер бросил английский пароход Utopia прямо на броненосец Amson. Военный корабль не пострадал, но Utopia получила пробоину и затонула (576 погибших). В 1914 году в эстуарии реки Святого Лаврентия у побережья Канады норвежское судно Storstad ударило и потопило британский трансатлантический лайнер Empress of Ireland (1027 погибших). В 1916 году столкнулись китайские крейсера "Хай Йан" и "Цин Йу", последний пошел на дно и унес с собой около тысячи человек. [5]

В 1956 году в Атлантическом океане затонул итальянский одиннадцатипалубный лайнер Andrea Doria, первый пассажирский корабль международного класса, построенный на итальянских верфях после Второй Мировой войны. За восемь дней до этого он отплыл из Генуи в Нью-Йорк, имея на борту 1 134 пассажира и 572 человека команды. Вблизи от американского побережья, неподалеку от острова Нантукет, ему в борт врезалось шведско-американское пассажирское судно Stockholm, шедшее из Нью-Йорка в Европу. Видимость тогда была практически нулевой, однако на мостике "Андреа Дориа" своевременно заметили встречный корабль на экране радиолокатора. Поскольку "Стокгольм" перерезал курс "Дориа", он обязан был отвернуть, на что и рассчитывал капитан итальянского лайнера. Однако на "Стокгольме" вообще не было радара, и к тому же им управлял всего лишь один человек, третий помощник капитана. Когда капитан "Дориа" заподозрил неладное и приказал изменить курс, было уже поздно. Во время столкновения нос "Стокгольма" разворотил борт "Андреа Дориа", и корабль стал быстро крениться на правый борт и погружаться в воду. По радиосигналу на помощь "Дориа" пришли четыре находящихся неподалеку корабля, которые спасли всех людей, оставшихся в живых после столкновения. Жертвами кораблекрушения стали 43 пассажира, убитых при столкновении судов. Такова же причина гибели советского пассажирского парохода немецкой постройки "Адмирал Нахимов", протараненного незадолго до полуночи 31 августа 1986 года в Новороссийской бухте сухогрузом "Петр Васёв" (422 погибших). Эксперты пришли к выводу, что капитан "Петра Васёва" положился на систему автоматической прокладки курса и фактически устранился от управления кораблем вплоть до его непосредственного сближения с "Нахимовым". Только за минуту до столкновения он попытался отвернуть от "Нахимова", однако сухогруз не послушался руля и не изменил курса. Большое число жертв объясняется тем, что построенный в 1925 году "Нахимов" был совершенно изношен и очень быстро затонул. Можно вновь вспомнить критерии Дэвиса: глупость ("Нахимов" уже не подлежал эксплуатации, однако руководство Черноморского пароходства не желало его списывать), небрежность (плохое управление "Васёвым") и корысть (на ремонты "Нахимова" ни разу не отпускалось достаточно средств). Эти же три фактора сыграли ключевую роль в авариях подводных атомоходов "Комсомолец" (7 апреля 1989 года, 42 погибших) и "Курск" (12 августа 2000 года, 118 погибших). [5]

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.