бесплатно рефераты
 

Техника безопасности на уроке химии

p align="left">При потере сознания рекомендуется: 1) обеспечить приток свежего воздуха; 2) освободить больному шею и грудь, расстегнуть одежду; 3) придать ногам возвышенное положение; 4) опрыскивать лицо холодной водой; 5) давать нюхать нашатырный спирт.

При ранениях и порезах металлическим предметом следует обмыть ранку 3-процентным раствором пероксида водорода, смазать края настойкой йода и забинто-вать. При ранении осколками стекла, прежде чем про-мывать ранку, нужно удалить осколки пинцетом и про-верить их отсутствие, слегка сжимая ранку.

При кровотечении из носа -- уложить больного, осво-бодить его шею от воротника, делать холодные примоч-ки на переносицу, а к ногам положить грелку.

Полочка с нейтрализующими веществами рекомен-дуется для каждого химического кабинета. На ней устанавливают склянки со слабыми растворами: гидрокарбоната натрия (3-процентный раствор) и ук-сусной кислоты (3-процентный раствор). На ней же на-ходится бутылочка с 2-процентным раствором борной кислоты для промывания глаз, чистый стакан, закрытый пленкой, и небольшой кристаллизатор с бинтом и ватой, а также мыло.

Настенная аптечка является необходимым обору-дованием каждого химического кабинета. Аптечка, как и места оказания первой помощи, должна быть окрашена в зеленый цвет.

В аптечке должны всегда быть:

1) индивидуальные антисептические пакеты с бин-тами;

2) бинты обыкновенные, запакованные в плотную бумагу;

3) вата гигроскопическая (запакованная);

4) борная кислота кристаллическая и в растворе;

5) йодная настойка;

6) сода питьевая в порошке;

7) нашатырный спирт;

8) валериановые капли;

9) перманганат калия кристаллический;

10) уксусная кислота (3-процентный раствор)}

11) спирт этиловый;

12) лейкопластырь и бактерицидная бумага;

13) крахмал;

14) чистая кружка или стакан;

15) ножницы медицинские;

16) пульверизатор;

17) рюмка для промывания глаз;

18) резиновая грелка;

19) чистое полотенце и кусок туалетного мыла.

Весьма удобен шкаф, объединенный в общую конст-рукцию с туалетной полочкой, укрепляемой на стенке над умывальником. В верхнем отделении под замком находится пол-ный набор, полагаю-щийся для настенной аптечки. На трех ниж-них открытых полоч-ках располагаются нейтрализующие веще-ства, бинт, вата, склян-ка с настойкой йода, чистый стакан и туа-летные принадлежно-сти для мытья рук.

Первая помощь при ожогах. В случае термического ожога (от огня, пара, горя-щих предметов или электрической дуги) следует наложить мок-рую антисептическую повязку из куска марли или бинта, смоченную 2-3-процентным раствором перманганата калия, или 2-процентным раство-ром питьевой соды, или раствором стрептоцида. Ни в ко-ем случае нельзя смазывать место ожога вазелином или жирами. При серьезных ожогах (III и IV степень) до прихода врача рану покрывают лишь сухой стерильной повязкой, а к прибытию врача подготовляют стерильный перевязочный материал и обеспечивают возможность стерилизации инструментов кипячением.

При термическом ожоге хорошо пользоваться мазью «Оксикорт», она продается в аэрозольной упаковке в легких металлических тубах. Обожженное место опры-скивают один раз в день и сверху накладывают повязку из марли. При сильных ожогах мазь накладывают два-три раза в сутки. Хорошим средством является также гиоксизон

При ожогах кислотами (азотной, серной, хлороводо-родной, фосфорной) промыть место ожога большим ко-личеством воды, а затем 3-процентным раствором питье-вой соды. При ожоге плавиковой кислотой -- длительное промывание проточной водой (пока побелевшая и коа-гулированная поверхность ожога не покроется красно-той), а затем следует приложить свежеприготовленную 20-процентную суспензию оксида магния в глицерине. К приходу врача рекомендуется приготовить 10-процент-ный раствор сульфата магния и обеспечить возможность стерилизации инструментов кипячением.

Ожоги щелочами обмывают водой, затем нейтрали-зуют 1-2-процентным раствором уксусной или лимон-ной кислоты. При пробе на язык кислота должна иметь слабокислый вкус.

При ожоге фосфором горящий фосфор тушат водой или еще лучше 1-2-процентным раствором сульфата меди. На обожженное место накладывают повязку, смоченную 2-процентным раствором сульфата меди, или 5-процентным раствором питьевой соды, или 3-5-процентным перманганатом калия.

При ожоге фенолом обожженное место промывают водой с этиловым спиртом.

В случае ожога бромом пораженное место смывают концентрированным раствором гипосульфита натрия или этило-вым спиртом.

При химическом ожоге глаз необходимо обильно промыть гла-за струей воды, а затем, в случае ожога щелочами, промыть 2-про-центным раствором борной кислоты; при ожоге кислотами -- 3-про-центным раствором питьевой со-ды. Нельзя тереть глаза. Для бо-лее удобной промывки глаза методом фонтанчика от обычного водопроводного крана полезно иметь наготове тонкую резиновую трубку с приспособлением для надевания на конец крана. Некоторые учителя рекомен-дуют промывать глаза молоком. При лучевом ожоге применяют холодные примочки на глаза из 0,5-1,0-про-центного раствора дикаина.

Первая помощь при отравлениях газами и пара-ми -- вывести пострадавшего на чистый воздух, облег-чить условия дыхания (расстегнуть стесняющую одеж-ду-- воротник). В более серьезных случаях могут до-полнительно применяться специальные средства. Так, при отравлении:

азотной кислотой (парами) -- абсолютный покой. Дать 2 г норсульфазола, сульфазола, сульфазина; полез-но вдыхание кислорода; к приезду врача приготовить лобелии, камфару, 10-процентный раствор хлорида каль-ция; обеспечить стерилизацию инструментов кипящей водой;

ацетоном (парами) -- при потере сознания -- искус-ственное дыхание;

аммиаком -- вдыхание водяных паров (с прибавле-нием уксуса);

бензолом (парами) -- избегать охлаждения, покой; вдыхание кислорода;

бромом (парами) -- рекомендуется нюхать нашатыр-ный спирт; промыть глаза, рот и нос 2-процентным рас-твором гидрокарбоната натрия. Покой, вдыхание кисло-рода;

иодом (парами) -- вдыхать водяные пары с приме-сью аммиака; глаза промыть 1-процентным раствором гипосульфита;

оксидом углерода (II) (угарный газ) -- дать нюхать нашатырный спирт; не допускать охлаждения тела; гор-чичники, грелки, теплые компрессы к ногам и рукам; внутрь черный кофе; если дыхание остановилось, делать искусственное дыхание в сочетании с кислородом; по-кой;

светильным газом -- чистый воздух, кислород (с 5% ССБ), нашатырный спирт; искусственное дыхание; обливание головы холодной водой; горчичники к икро-ножным мышцам, на затылок и между лопатками; уксусные клизмы;

свинцом (парами его соединений) -- немедленно от-править в больницу;

оксидом серы (IV) -- вдыхание паров раствора ам-миака с примесью спирта и горчичники на грудь; про-мывание носа и полоскание полости рта 2-процентным раствором питьевой соды; покой;

сероводородом -- горчичники на грудь; нюхать хлор-ную известь; в тяжелых случаях искусственное дыхание в комбинации с кислородом;

хлором -- вдыхание кислорода, вдыхание водяных паров, спиртового раствора аммиака; в более тяжелых случаях обратиться к врачу;

эфиром и хлороформом -- вдыхание кислорода, на-шатырного спирта, опрыскивание лица, груди холодной водой; грелки к телу; внутрь кофе.

При вдыхании кислорода нос и рот покрывают во-ронкой, трубка которой соединена с кислородной подуш-кой.

При ослаблении дыхания -- делать искусственное дыхание.

6. Первая помощь при желудочных отравлениях. При желудочных отравлениях применяются следующие средства:

Удаление яда из организма путем искусственной рво-ты, вызванной приемом внутрь нескольких стаканов мыльной воды или 1/2 чайной ложки горчицы, растворен-ной в стакане теплой воды.

При отравлении кислотами и щелочами вместо рвот-ного средства применяют промывание желудка.

а) при легком отравлении щелочью пьют 1-процент-ный раствор уксусной кислоты, при отравлении кислотой принимают внутрь оксид магния (2 чайные ложки на 1 стакан воды). При более серьезном случае -- промыва-ние желудка; б) обволакивающие средства.: белковая вода (2 яичных белка на 3 стакана воды, прием стакана-ми) или молоко, крахмальный клейстер, мучная болтуш-ка; в) адсорбирующие средства: одна столовая ложка древесного угля в порошке на 2 стакана воды (на один прием). Одновременно для последующего удаления угля из организма следует давать слабительные соли.

В случае желудочного отравления твердыми и жид-кими веществами можно рекомендовать следующее:

Альдегиды -- выпить стакан 0,2-процентного раство-ра аммиака, а через несколько минут стакан молока.

Аммиака раствор -- пить очень слабый раствор ук-сусной кислоты или лимонный сок. Вызвать рвоту. Дать растительное масло, молоко или яичный белок.

Анилин -- вызвать рвоту. Дать вдыхать кислород, слабительное, но ни в коем случае не спирт и не расти-тельное масло.

Бария растворимые соли -- вызвать рвоту. Дать сла-бительное: сульфат магния или сульфат натрия.

Йод -- вызвать рвоту. Дать 1-процентный раствор серноватистокислого натрия (гипосульфит), крахмаль-ный клейстер, молоко.

Марганцовой кислоты соли -- дать воды, вызвать рвоту; дать молоко, яичный белок или крахмальный клейстер.

Меди сульфат -- промывание желудка 0,1-процент-ным раствором желтой кровяной соли. Солевое слаби-тельное. Внутрь -- оксид магния, чай, кофе. На живот -- грелку.

Наркотики (диэтиловый эфир, хлороформ, спирты и др.) -- дать или 0,03 г фенамина, или 0,1 г коразола, или 30 капель кордиамина, 0,5 г бромистой камфары. После этого дать крепкий чай или кофе. При необходимо-сти делать искусственное дыхание с применением кис-лорода.

Ртути соединения -- немедленно дать 3 сырых яйца в молоке (1 л). Вызвать рвоту. Приготовить желудоч-ный зонд.

Свинца соединения -- дать большое количество 10-процентного раствора сульфата магния.

Серебра нитрат -- промывание желудка 2-процент-ным раствором хлорида натрия. Внутрь давать белковую воду, обволакивающие отвары. Делать клизмы из рас-твора хлорида натрия. На живот класть пузырь со льдом.

Фенол -- вызвать рвоту. Дать известковую воду или взвесь оксида магния (15 г оксида магния на 100 мл воды. Всего следует дать 500 мл по 1 столовой ложке через каждые 5 мин). Приготовить зонд.

Фторид натрия -- дать известковую воду или 2-про-центный раствор хлорида кальция.

Цинка соединения -- вызвать рвоту. Дать сырое яйцо в молоке.

Щавелевая кислота -- вызвать рвоту. Дать известко-вую воду, касторовое масло.

Первая помощь при поражении электрическим током. При поражении человека электрическим током прежде всего следует освободить пострадавшего от дей-ствия тока, что может быть достигнуто в зависимости от условий следующими путями:

а) выключением тока (выключателем, магнитным пускателем, рубильником, вывинчиванием пробок или выдергиванием вилки из штепсельной розетки);

б) пересечением или перекусыванием одиночных про-водов (кусачками с изолированными ручками, топором с сухой рукояткой и т. д.);

в) тведением провода от пострадавшего сухой пал-кой, стеклянной трубкой или другим предметом из не проводящего ток материала;

г) отталкиванием пострадавшего, от токоведущей ча-сти, беря его за сухую одежду.

Если после освобождения от тока пострадавший на-ходится только в обморочном состоянии (т. е. деятель-ность сердца и органов дыхания не нарушена), то доста-точно бывает обеспечить пострадавшему доступ свеже-го воздуха и дать понюхать нашатырный спирт. После прихода в сознание необходимо обратиться к врачу.

При наличии электрического удара (отсутствует ды-хание, не бьется сердце) необходимо тотчас начать про-изводить искусственное дыхание. Статистикой установ-лено, что меры по оживлению, начатые в течение первой

минуты после поражения, дают положительный эффект в 90% случаев; те же, к которым приступают по проше-ствии 6 мин, всего в 10%.

Прежде чем приступить к искусственному дыханию, необходимо:

а) быстро освободить пострадавшего от стесняющей дыхание одежды, расстегнуть воротник, расстегнуть гим-настерку и др.;

б) освободить рот пострадавшего от посторонних предметов, удалить вставные зубы и др.;

в) если зубы пострадавшего крепко стиснуты, следу-ет их разжать и вставить между зубами шпатель, ручку, ложку и др.

Производя искусственное дыхание, ни в коем случае нельзя допускать охлаждения пострадавшего, необходи-мо укрывать его, согревать бутылками с горячей водой, грелками. Искусственное дыхание следует делать непре-рывно до прибытия врача, хотя бы его приезд задержал-ся на несколько часов.

Нельзя делать искусственное дыхание пострадавше-му, который находится хотя и без сознания, но дышит. При отсутствии у пострадавшего сердцебиения в некото-рых руководствах рекомендуется одновременно с искус-ственным дыханием начать непрямой массаж сердца.

В последнее время разработано довольно много типов приборов, механизирующих процесс искусственного ды-хания, причем в некоторых приборах одновременно при-меняется добавление кислорода. Врачами разработан также метод искусственного дыхания «рот в рот».

Для учащихся и лаборантов могут быть полезны следующие советы:

1. При проверке вещества берите возможно малое количество, пользуясь чистым и сухим капсулятором, микрошпателем или фарфоровой ложечкой; малые ко-личества просыпанного вещества не ссыпайте обратно в банку, а выбрасывайте в отходы.

2. Если вещество неизвестно, без этикетки и т. д., испытывать его без учителя и хранить в кабинете нельзя.

3. В отсутствие учителя не проводите опытов со ще-лочными металлами, селитрами, бертолетовой солью, перманганатом калия (соль), красным фосфором, алю-миниевой пылью и легковоспламеняющимися веществами.

5. Не давайте никаких веществ учащимся, даже в старших классах (в случае несчастья с ними вы отве-чаете в судебном порядке).

4. Ежедневно проверяйте наличие противопожарных средств, особенно песочных огнетушителей.

5. Подготовляя приборы и посуду к опытам, следи-те, чтобы они были чистыми (плохо промытая посуда может иногда привести к взрыву).

6. Для мытья очень загрязненной посуды из тонко-го стекла можно использовать обрывки фильтровальной бумаги, яичную скорлупу; для мытья толстостенной посуды применяют также свинцовую дробь и металли-ческие цепочки.

7. Запрещается мыть посуду водой с песком, так как при этом в ней могут образоваться почти невидимые трещины, и посуда при проведении опыта может треснуть.

8. Если при мытье сильно загрязненной посуды приходится пользоваться хлоро-водородной кислотой или хромовой смесью, надевайте резино-вые перчатки и защитные очки.

9. После мытья жирной посуды с использованием бензина следует ее прополоскать теплой водой со щело-ком, а затем еще холодной водой до полного исчезнове-ния запаха бензина.

10. Посуду, загрязненную керосином, можно вымыть, не прибегая к бензину, при помощи 5--10-процентного раствора известкового молока.

11. После мытья химической посуды споласкивайте ее дистиллированной водой.

12. Устанавливая чистые пробирки в металлические штативы, следите за тем, чтобы не разбить тонкого дна пробирки.

13. Обращаясь с тонкой химической посудой, нужно всегда помнить, что она очень хрупка и может быть легко повреждена.

14. Если большую колбу с жидкостью нужно по-ставить на кафель, то следует предварительно подло-жить кусок картона, листового асбеста и т. д. Плотно закрывая такую колбу пробкой, не опирайтесь ею на стол, а держите в руке.

15. При переносе заполненного большого химическо-го стакана поддерживайте его большими и указатель-ными пальцами обеих рук, приложенными к верхней части стакана под его отогнутым краем.

16. Не наливайте горячих растворов в измерительную и толстостенную посуду, а также ничего не нагревайте в ней.

17. При открывании стеклянных банок с застрявшей притертой пробкой лучше всего нагревать горло банки сначала теплой, а затем горячей водой, держа банку горизонтально над водопроводной раковиной и не-прерывно поворачивая ее (если в сосуде карбид каль-ция, воду использовать нельзя!).

18. Перед тем как разбивать в ступке куски твердых веществ, надевайте защитные очки; при дробле-нии едких щелочей надевайте резиновые перчатки.

19. Большой осторожности требует процесс высуши-вания огнеопасных веществ. Твердые огне- и взрыво-опасные вещества лучше высушивать на воздухе между листами фильтровальной бумаги.

20. При высушивании твердых огнеопасных веществ в сушильном шкафу необходимо предварительно прове-рить его исправность, а работу вести с небольшими количествами вещества и строго выдерживать определен-ную температуру.

21. Работу, связанную с опасностью воспламенения или взрыва, следует выполнять стоя и не оставлять ее без наблюдения.

22. Для спиртовок пользуйтесь только этиловым (денатурированным) спиртом. Использование в них бензина или бензола строго запрещено.

23. Перед наполнением спиртовки проверьте, доста-точно ли плотно прилегает фитиль к. ниппелю. Пренебре-жение этим правилом приводило неоднократно к вос-пламенению паров спирта и выбросу фитиля с ниппелем.

24. Наливать спирт можно только в погашенную спиртовку, даже в том случае, если спиртовка имеет специальное отверстие с пробкой для заливки горю-чего.

25. Прежде чем пользоваться горелками и лампами, работающими на жидком топливе (лампа Бартеля и др.), необходимо ознакомиться с инструкцией, прилага-емой к таким лампам.

26. При работе с масляной и парафиновой банями необходимо предохранять их от перегрева. Воспламе-нившуюся масляную баню следует гасить песком или закрыть куском листового асбеста.

27. Следует осторожно обращаться с ацетиленом и карбидом кальция, во избежание пожара или взрыва.

28. Горючие жидкости нельзя выливать в канализа-цию. Отработанные вещества следует собирать в от-дельные прочные бутыли для уничтожения сжиганием (во дворе школы) или регенерации.

29. Если случайно прольется легковоспламеняющаяся жидкость, нужно:

а) погасить все горелки и выключить электрона-гревательные приборы;

б) закрыть двери, открыть окна и форточки, после полного исчезновения запаха прекратить проветрива-ние;

в) собрать пролитую жидкость тряпкой или полотен-цем, которые следует отжать над большим кристалли-затором или эксикатором, а затем перелить вещество в склянку и закрыть ее пробкой.

Литература

1. Грабецкий А.А., Назарова Т.С. Кабинет химии: Пособие для учителей. - 3-е изд., доп. - М: Просвещение, 1983.

2. Коновалов В.Н. Техника безопасности при работах по химии: Пособие для учителей. - 3-е изд., исправ. - М: Просвещение, 1980.

3. Воскресенский П.И. Техника лабораторных работ. Л: Химия, 1970.

4. Сапожникова Р.Г. Гигиена обучения в школе. М: Просвещение, 1974.

5. Правила по технике безопасности для кабинетов химии общеобразовательных школ системы Министерства просвещения СССР. М: 1972.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.