бесплатно рефераты
 

Техника безопасности на уроке химии

p align="left">Электрические ожоги, лучевой ожог глаз. Ожог электрической дугой в химических кабинетах -- явление редкое.

При проведении опытов горения магния, термитной смеси, при сжигании фосфора, серы и железа в кисло-роде, а также при опытах с электрической дугой полу-чается яркое высокотемпературное пламя, вредно воздействующее на сетчатую оболочку глазного яблока и способное вызвать лучевой ожог глаз. Сила вредного воздействия тем больше, чем ярче пламя, больше его величина и длительное время воздействия. С увеличе-нием расстояния от глаз до источника света вредное воздействие снижается в квадратичной зависимости. По-этому нельзя яркое пламя рассматривать без синих защитных очков и даже при надетых синих очках не следует слишком приближаться к пламени и долго его рассматривать.

ВЗРЫВООПАСНЫЕ ОПЫТЫ И РАБОТЫ

Предварительные сведения. Согласно существую-щим научным концепциям природа взрыва веществ взрывчатых и взрывоопасных одинакова, и теоретиче-ское объяснение явления взрыва тех и других веществ идентично.

Импульсом для инициирования взрыва может быть повышение температуры, электрическая искра, удар, сотрясение, трение и др. Скорость распространения ре-акции взрыва в веществе составляет от нескольких до 100 м/с. Если реакция взрыва достигает сверхзвуковой скорости, то такое явление называется детонацией. К взрывному распаду склонны многие неорганические и органические соединения. Из их числа в практике школьных работ по химии могут встретиться хло-раты, нитраты, органические нитросоединения, ацети-лениды.

В школьной практике взрывы бывают вызваны чаще всего горением смесей газов или паров горячих и лег-ковоспламеняющихся веществ с воздухом. Чем ниже температуры вспышки паров, тем больше опасность взрыва. Особенно велика опасность взрыва веществ, имеющих очень низкую температуру кипения, как ме-тан, этилен, ацетилен, водород и др.

Для каждого газа установлен нижний и верхний пределы взрываемости. Нижним пределом взрываемости называется минимальная концентрация горючего газа в воздухе, при которой возможен взрыв. Верхним пределом взрываемости называется концентрация газа в воздухе, выше которой взрыв не происходит. Чем шире диапазон между нижним и верхним пределами взрываемости газа в смеси с воздухом, тем более взрывоопасен данный газ. Повышение температуры воздуха, как правило, расширяет диапазон взрываемости.

Опыты, наиболее опасные в отношении взрыва:

1) получение и демонстрация горения водорода; 2) взрыв смеси водорода с воздухом; 3) демонстрация взрыва гремучего газа; 4) восстановление меди из оксида меди водородом; 5) получение хлороводорода синтетическим методом; 6) взрыв хлороводородной смеси; 7) ознакомление со свойствами метана: горение, взрыв смеси метана с кислородом; 8) взрыв смеси эти-лена с кислородом или воздухом; 9) получение ацети-лена и демонстрация его горения; 10) опыты, показы-вающие взрывчатые свойства смеси паров бензина (бензола) и воздуха; 11) опыты с сухими взрывчатыми веществами.

При подготовке всех этих опытов лаборант должен быть особенно внимательным и не пытаться провести опасный опыт самостоятельно, в отсутствие учителя. Лаборанту необходимо быть аккуратным также и при других работах, выполняемых в препараторской, как, например, при обработке кусочков металлического нат-рия или калия. Даже небольшие отходы этих метал-лов нельзя выбрасывать в раковину во избежание взрыва.

Опасно смешивание бертолетовой соли с серным цветом для получения хлопушек и пистонов, а также изготовление черного пороха. Нельзя дробить, расти-рать или смешивать неизвестные твердые вещества.

Взрыв иногда может произойти при нагревании, ра-стирании, измельчении или даже просто при неосторож-ном смешивании горючих веществ с веществами, легко отдающими свой кислород.

Основные правила при демонстрации взрыво-опасных опытов. Как правило, при демонстрации взры-воопасных опытов можно рекомендовать проводить их на отдельном столе, в возможном удалении от учащих-ся. Общепринято также пользоваться прозрачными за-щитными экранами из зеркального или органического стекла. Экраны из зеркального стекла, однако, тяже-лы, неудобны в обращении и до известной степени не-прочны.

Обязательным условием безопасности опытов при демонстрации горения газов является предварительная проверка их на чистоту путем сжигания порции газа в пробирке, обернутой или оклеенной 2-3 слоями плотной бумаги. Еще лучше вместо обертывания бума-гой вставлять пробирку в кусок резиновой трубки. Если газ вспыхивает без звука, то его можно зажигать, не опасаясь взрыва. Следует проводить опыты, опасные в отношении взрыва, с малыми порциями газа. Кроме того, на учительском столе при этом всегда должен быть песочный огнетушитель.

Пользоваться газометром для собирания водорода и ацетилена не рекомендуется.

При проведении опытов учитель должен надевать защитные очки. Необходимо помнить, что немытая после опытов посуда, например из-под бензола, бензина и т.п., также может быть взрывоопасна, т.к. при наличии даже ничтожных остатков и паров неизбежен сильный взрыв.

ПОЖАРООПАСНЫЕ ОПЫТЫ И РАБОТЫ

Основные источники пожарной опасности в хими-ческом кабинете:

1) опыты, демонстрирующие горение различных ве-ществ;

2) опыты, демонстрирующие взрыв различных сме-сей газов, паров и т. д.;

3) неправильное пользование горелками, спиртовка-ми, паяльными лампами и т.д.;

4) неправильное пользование электронагревательны-ми приборами, неправильное использование электро-энергии в электрифицированных приборах, моделях, стендах и т. д.;

5) неосторожное обращение с огнеопасными вещест-вами;

6) неправильное хранение огнеопасных и несовмести-мых веществ;

7) неисправная электрическая проводка;

8) неисправное состояние газоснабжающей сети;

9) самовозгорающиеся вещества.

Классификация огнеопасных веществ. К огнеопас-ным относятся все горючие вещества и соединения, в том числе взрывчатые и взрывоопасные. По степени опасно-сти огнеопасные вещества делятся на три группы: само-возгорающиеся, легковоспламеняющиеся и трудновос-пламеняющиеся. Показателями опасности являются: температура воспламенения, температура вспышки и способность вещества образовывать с воздухом взрыв-чатую смесь.

Наибольшую пожарную опасность представляют ве-щества самовозгорающиеся:

1) при соприкосновении с кислородом воздуха -- бе-лый фосфор, сульфиды железа, порошки алюминия и железа;

2) при контакте с галогенами (хлор, бром) на све-ту -- ацетилен, водород, метан, этан, красный фосфор и др.;

3) при взаимодействии с азотной кислотой -- скипи-дар, этиловый спирт, керосин, целлюлозные материалы;

4) при соприкосновении с пероксидом натрия -- ме-тиловый, этиловый, пропиловый, бутиловый спирты, ани-лин, этиловый эфир и уксусная кислота;

5) при соприкосновении с водой самовозгораются щелочные металлы;

6) оксид хрома (VI) вызывает самовозгорание мети-лового, бутилового и изоамилового спирта, ацетона, ук-сусной кислоты;

7) пермангаиат калия вызывает самовозгорание гли-церина и других веществ.

Следует помнить, что самовозгораться могут пакля и тряпки, пропитанные машинным маслом, поэтому за-масленный обтирочный материал следует держать в же-лезных коробках.

Легковоспламеняющимися считают вещества, способ-ные при комнатной температуре быстро воспламеняться даже от электрической искры выключателей и т. п. К ним относятся горючие газы и жидкости (метан, этан, водород, бензол, бензин и др.), имеющие температуру вспышки до 45°С, а также твердые вещества с темпера-турой воспламенения до 150°С.

Общая характеристика опытов, опасных в пожар-ном отношений. Опыты, опасные в отношении термиче-ских и электрических ожогов, а также взрывов, в той или иной степени опасны также в пожарном отношении. Учитель всегда должен это учитывать и потому иметь наготове противопожарные средства. Весьма опасны в пожарном отношении опыты, демонстрирующие горение различных веществ, особенно летучих, а также смесей, развивающих при горении высокую температуру. Боль-шую пожарную опасность представляют опыты по раз-гонке углеводородов на летучие фракции и опыты с тер-мическим разложением веществ. Опасны также опыты соединения твердых веществ (сера и железо), сопро-вождающиеся выделением большого количества теплоты. Наиболее опасны в пожарном отношении следующие демонстрационные опыты:

1) горение термитной смеси;

2) разгонка нефти с целью получения ее легких фракций;

3) крекинг керосина или солярового масла;

4) получение этилена и демонстрация его горения;

5) бронирование бензола;

6) получение нитробензола;

7) термическое разложение каменного угля.

Значительную пожарную опасность представляет де-монстрация моделей и макетов, электрифицированных с нарушением электротехнических правил, а также ис-пользование самодельных приборов и установок с элек-трическим нагревом, неисправных приборов.

Для проведения работ учителю и учащимся следует пользоваться инструкциями по противопожарной безопасности, а также специализированными инструкциями НИИ по обращению с химреактивами и проведению определенных опытов, которые можно найти в профильной литературе, предназначенной для учителя.

ОПЫТЫ И РАБОТЫ С ВЕЩЕСТВАМИ, ВРЕДНЫМИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ

Классификация вредных и ядовитых веществ.

К ядовитым веществам относятся вещества, которые при взаимодействии с клетками живого организма нарушают в той или иной мере его нормальные функции. Несмотря на применение ядовитых веществ в течение нескольких тысяч лет, до сих пор нет еще точной их классифика-ции. По характеру действия на человеческий организм вредные и ядовитые вещества можно разделить на сле-дующие группы:

1. Вещества, вызывающие ожоги или действующие болезненно на кожу и слизистые оболочки. Сюда отно-сятся все концентрированные минеральные кислоты (серная, хлороводородная, азотная и др.) и щелочи (гидроксид натрия, гидроксид калия, гашеная известь, аммиак и др.).

2. Вещества, действующие вредно через органы ды-хания (хлор, аммиак, оксиды азота, оксиды серы).

3. Яды крови -- вещества, поражающие кроветвор-ные органы или вступающие в химическое взаимодейст-вие с составными частями крови (оксид углерода (II), бензол и его гомологи и нитропроизводные, синильная кислота, свинец).

4. Вещества, действующие преимущественно на нерв-ную систему (сероводород, бензол, бензин, метиловый спирт, анилин и др.).

5. Наркотики, вызывающие временное расстройство функций некоторых органов человека (этиловый спирт и др.)

Основные правила для снижения загрязнения воз-духа при демонстрации опытов сводятся к следующему:

1. Опыты с относительно большими количествами вредных газов следует проводить только в вытяжном шкафу специальной конструкции, имеющем витринное стекло в стенке, обращенной к учащимся.

2. При отсутствии специального вытяжного шкафа вредные газы, как сероводород, хлороводород, оксиды азота, лучше получать в малых количествах, в пробир-ках.

3. Для опытов следует брать минимальное количест-во вредных реагирующих веществ.

4. Трубчатые соединения приборов должны быть аб-солютно плотными; должно быть обеспечено хорошее прилегание пробок, что лучше достигается при резино-вых пробках.

5. Приливание хлороводородной кислоты при полу-чении хлора и подачу, воды при получении ацетилена следует производить каплями с помощью пипетки или воронки с краном.

6. Нагревание спиртовками и газовыми горелками нужно вести осторожно во избежание растрескивания прибора.

7. В приборе должна быть предусмотрена возмож-ность поглощения избытка получаемого газа с помощью соответствующего раствора, налитого в стеклянную бай-ку с пробкой и газоприемной трубкой.

Для поглощения хлора, хлороводорода, брома, бромоводорода, сероводорода, оксида серы (IV) используют раствор гидроксида натрия; оксид азота (II) и оксид азота (IV) поглощают насыщенным раствором сульфата железа (II). Оксид серы (IV) можно растворить также водой со льдом, а сероводород -- раствором аммиака

В некоторых случаях возможно использование не-сложных устройств с березовым или активированным углем, поглощающих вредные вещества.

8. В качестве резервуара для избыточного газа мо-жет быть использована резиновая камера от спортивно-го или детского мяча, а также исправная велосипедная камера.

9. Сжигать вещества, образующие вредные газы, следует в небольших стеклянных банках с пробками, через которые пропущена стальная проволока с ло-жечкой.

10. Для опытов разложения резины достаточно поло-жить на дно пробирки 2--3 кусочка размером 4-5 мм. Конец отводящей трубки опускают в пробирку, охлаж-даемую в стакане с водой.

11. При разложении древесины и сжигании светиль-ного газа следует брать мелкие сухие опилки, опыт ве-сти в пробирке, а оттянутый конец стеклянной газоот-водной трубочки должен иметь возможно малое отвер-стие.

0пыты с вредными веществами. К демонстрацион-ным опытам и фронтальным работам с вредными веще-ствами следует отнести:

1. Разложение оксида ртути.

2. Сжигание в кислороде угля, серы и фосфора.

3. Получение и изучение свойств хлора.

4. Взаимодействие хлора, брома и йода с металлами.

5. Получение сероводорода и ознакомление с его свойствами.

6. Сжигание серы.

7. Получение азотной кислоты из нитратов и озна-комление с ее свойствами.

8. Сжигание фосфора, получение фосфорной кисло-ты.

9. Получение угля термическим разложением древе-сины.

10. Получение оксида углерода (II) и ознакомление с его свойствами.

11. Растворение каучука и резины в органических растворителях.

12. Разложение каучука при нагревании и испытание продуктов разложения.

13. Опыты с фенолом.

14. Опыты с анилином.

При всех опытах с хлором, сероводородом, оксидами серы, оксидами азота и парами брома запрещается рас-познавать их запах непосредственно обонянием, так как это часто приводит к отравлениям. Лица, вдыхавшее оксиды азота, должны быть проверены, врачом, несмот-ря на хорошее самочувствие. Для распознавания запаха хлора рекомендуется использовать хлорную известь. При опытах с хлором рекомендуется иметь наготове склянку с этиловым спиртом для, вдыхания его паров в случае даже легкого отравления.

МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСКОСТИ

Источники опасности поражения током; проверка исправности электроприборов. Поражение электриче-ским током возникает чаще всего при непосредственном прикосновении рукой к оголенным токоведущим частям. Поэтому учитель прежде всего должен следить за тем, чтобы вся проводка электроприборов и электрифициро-ванных установок была хорошо изолирована или же ограждена.

Иногда люди совершенно непроизвольно трогают токоведущие части, например, при замене перегоревшей лампочки или пробки. Статистика поражений электри-ческим током в осветительных комнатных установках по-казывает, что 60% случаев обусловлены прикосновени-ем к цоколю или патрону лампы при чистке, мойке или смене лампочки. Поэтому, ввертывая новую электро-лампу, следует держать ее за стеклянную часть, а патрон придерживать за пластмассовый корпус.

При пользовании электрическими приборами с металлическими оболочками нуж-но быть осторожным и, по-чувствовав при прикоснове-нии наличие напряжения, не-медленно отключать прибор для проверки электриком и ремонта.

Общие правила пользования электроприборами.

Неисправный электроприбор может послужить не толь-ко причиной неудавшегося опыта, но и вызвать ожог, ослепление яркой вспышкой и даже электрический удар с тяжелыми последствиями. Поэтому необходимо строго выполнять правила пользования электроприборами.

1. При осмотре и чистке прибора его надо предвари-тельно отключить от сети (особенно при опытах по элек-тролизу).

2. При разборке и чистке больших приборов, имею-щих заземление металлического корпуса (термостаты, электропечи), рекомендуют отсоединять также и зазем-ляющий провод во избежание ошибки.

3. После подготовки прибора к опыту и сборки элек-трической схемы она должна быть проверена учителем, и только после этого можно включить прибор в сеть.

4. При всяких изменениях в схеме соединений прибо-ра, при смене электродов, ламп и т. д. необходимо прибор отключать от сети. Вторичное включение после пере-делки схемы, возможно только после разрешения учи-теля..

5. Допускается регулировать силу тока или подводи-мое к прибору напряжение при помощи рукояток и пере-ключателей, на щите, а также реостатами фаб-ричного изготовления с защитным кожухом. При пользо-вании переносным реостатом желательно; чтобы он был укреплен на электроизолирующем основании,

6. При регулировании силы тока реостатом необхо-димо налипать питание прибора всегда при минималь-ном токе, увеличивая его постепенно до требуемой ве-личины.

7. Перед включением прибора в сеть необходимо убе-диться, соответствует ли напряжение, на которое рассчи-тан прибор, напряжению сети.

8. Перед включением прибора в сеть следует его осмотреть с внешней стороны. При обнаружении вмя-тин, изломов, повреждений контактов, обрывов прово-дов и т.д. необходимо проверить состояние изоляции прибора или поручить эту проверку учителю физики. Прибор с неисправностями включать в сеть нельзя.

9. При включении в сеть исправного прибора надо сначала вставить фарфоровую колодку аппаратного шнура в токоприемную коробку прибора со штекерами, а затем, убедившись в плотности контактов колодки, взяться за изолированный корпус вилки, монтированной на другом конце аппаратного шнура, и вставить ее в гнезда штепсельной розетки.

10. Нельзя пользоваться для включения прибора аппаратным шнуром без вилки (голыми концами прово-дов), так как при этом можно легко получить электри-ческий удар.

11. При необходимости временно удлинить аппарат-ный шнур или вообще линию, питающую демонстраци-онную установку, рекомендуется пользоваться безопас-ными удлинителями. Они имеют предохранительные пластинки, автоматически закрывающие медные контак-ты в гнездах после выдергивания вилки.

12. При получении нового электроприбора необходи-мо прежде всего внимательно изучить инструкцию в случае неясности некоторых вопросов получить консуль-тацию у учителя физики

13. Все фабричные инструкции, а также описания самодельных электрифицированных приборов, их элек-трические схемы и правила пользования должны хра-ниться у лаборанта в специальной папке вместе с пас-портами на приборы и гарантийными письмами.

14. Все электрические приборы необходимо оберегать от сырости и особенно от наличия в атмосфере шкафа, где они находятся, паров хлороводородной и других кислот. Сырость не только вызывает коррозию металли-ческих частей прибора, но и снижает качества его изо-ляции, что грозит полной порчей прибора и делает опас-ным пользование им. Нельзя брать электрические при-боры мокрыми руками, в случае попадания на них вла-ги нужно насухо вытирать тряпкой.

15. При работе электрифицированной установки от сети на 220 В нужно оберегаться of случайного прикос-новения к частям установки, находящимся под напря-жением (металлические части зажимов, концы прово-дов, электроды).

16. Если в химическом кабинете имеются аккумуля-торы, необходимо не только содержать их в чистоте, но и постоянно следить за их состоянием, строго соблюдая правила, указанные инструкцией: а) измеряют вольт-метром напряжение на каждом элементе; б) проверяют уровень электролита (стеклянной трубочкой); в) изме-ряют с помощью денсиметра плотность электролита. При напряжении ниже 1,85 В (на один элемент) у свин-цового аккумулятора или ниже 1 В у щелочного их не-обходимо заряжать во избежание порчи.

В случае необходимости удлинить питающую провод-ку на 220 В можно использовать удлинитель безопасно-го типа с автоматически закрывающимися гнездами.

ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

Общие правила. Независимо от характера несча-стного случая с учащимся учитель должен прежде всего послать кого-нибудь пригласить школьного врача, а сам с лаборантом приступить к немедленному оказанию первой помощи. Не следует для вызова врача посылать лаборанта, так как может возникнуть необходимость в срочном применении нейтрализующих растворов, лечеб-ных веществ и медицинских средств. У лаборанта обыч-но находятся все ключи от шкафов и аптечки. Не сле-дует также забывать, что на обязанности старших лежит точная информация врача о причинах несчастного слу-чая. В серьезных случаях надо одновременно с вызовом врача и оказанием первой помощи начать приготовление всего того, что рекомендуется руководствами и имеется в химическом кабинете (противоожоговые средства, противоядия, рвотные и т. д.). Иногда требуется обеспе-чить возможность стерилизации инструментов кипящей водой.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.