бесплатно рефераты
 

Тактика тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ

Тактика тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ

МИНИСТЕРСТВО ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

КОМАНДНО-ИЖЕНЕРНЫЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ТАКТИКИ ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ И ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ

ТАКТИКА ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ

И ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Контрольная работа № 2

Минск 2010г.

Упражнение 1. Методика проведения деловой игры. Подведение итогов занятия

Деловые игры являются одним из наиболее эффективных методов активного обучения. Этот метод представляет обучение не как средство привития знаний, умений, навыков, а как средство развития индивидуальных качеств обучаемых с помощью знаний, умений, навыков. Деловые игры помогают развить творческие способности обучаемых, опираясь на их самостоятельную работу.

Деловая игра обычно проводится между группами (командами), состоящими из 5 -- 7 человек.

При подготовке к игре преподавателю необходимо:

выбрать тему,

наметить проблему, решение которой должно быть найдено в игре,

создать условную ситуацию, которая имитирует конкретную деятельность людей и их отношения,

определить роли, которые будут выполнять участники игры,

разработать документацию, которой будут пользоваться участники игры,

разработать систему поощрений и штрафов.

При определении проблемы необходимо предусмотреть, чтобы она разрешалась в несколько этапов, т.е. состояла из нескольких заданий, и каждый этап игры заканчивался общим обсуждением командами. Таким образом, в конце игры должна образоваться цепочка решений, приводящая к окончательному выводу. Каждый этап игры должен быть строго ограничен временным промежутком.

В некоторых случаях следует назначить некоторых представителей группы в качестве экспертов - консультантов, которые оценивали бы решения, принятые командами. Они также могут давать «платную» консультацию при возникновении вопросов у участников в ходе решения заданий. Платная информация покупается за баллы, которые группа уже заработала или в счет тех, которые еще заработает.

Во время игры должны быть поставлены определенные цели перед командой в целом и перед каждым участником отдельно.

В ходе подготовки игры целесообразно определить какие знания, умения, навыки понадобятся играющим и подготовить их к игре заранее или непосредственно перед игрой.

Во время игры необходимо содействовать общению участников внутри команд, но так, чтобы дисциплина не нарушалась. За нарушение дисциплины на команду налагается штраф, который выплачивается баллами.

После завершения игры проводится ее детальный разбор. Определяются и оцениваются решения, принятые в ходе игры. На разборе дается итоговая оценка результатам проведенной игры, оценивается степень выполнения поставленной целей и задач. Сопоставляются результаты параллельно работающих команд. Выделяются и анализируются имевшиеся в игре ошибки, недостатки и упущения в действиях играющих.

Методика проведения деловой игры «Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении пожара в производственном помещении промышленного предприятия представлена в таблице 1.

п/п

Рассматриваемые вопросы

Время, мин.

Методические указания

1

2

3

4

1.

Введение

10

- проверка готовности обучаемых к занятию;

- объявление учебной темы, целей занятия, рассматриваемых вопросов;

- ознакомление с ходом проведения занятия

2.

Порядок прохождения информации о ЧС, произошедшей на территории района

15

- ознакомление обучаемых со схемой прохождения информации о ЧС;

- обращение особого внимания на роль каждого производственного звена в вопросах организации работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций

3.

Подготовка и проведение деловой игры

15

распределить обучаемых на игровые коллективы по 5-7 человек с условным назначением на должности:

- начальников и заместителей начальников ГО объекта, района, области;

- начальников и заместителей начальников штабов ГО объекта, района, области;

- председателями и заместителями председателей комиссий по эвакуационным (эвакоприемным) мероприятиям, начальниками сборных эвакопунктов;

- председателями и заместителями председателей комиссий по устойчивому функционированию объектов;

- постановка учебных задач, выдача заданий; объявление вводной о ЧС

4.

Самостоятельная практическая отработка игровыми коллективами вопросов выданного учебного задания

90

- контроль за соблюдением порядка в учебной аудитории;

- оказание помощи в получении справочно-информационных данных;

- ответы на поставленные вопросы (в индивидуальном порядке)

5.

Заслушивание результатов выполненного задания. Обмен опытом работы

30

- поочередное заслушивание представителей каждого коллектива по результатам выполненного задания;

- заслушивание мнения всех коллективов и выработка единого мнения.

- фиксация результатов докладов на учебной доске.

- сравнение полученных результатов с ранее разработанными эталонными решениями;

Упражнение 2. Разработать план-конспект для практического проведения тактико-специального занятия с дежурной сменой на объекте

УТВЕРЖДАЮ

Зам. начальника ПАСО № 7

на объектах ОАО «Белшина»

капитан внутренней службы

В.В. Петров

«_____» ___________ 2010 г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения практического занятия по тактико-специальной подготовке с личным составом ПАСЧ № 1 ПАСО № 7 на объектах ОАО «Азот»

Тема: Ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации ЧС на объектах с наличием АХОВ.

Цель занятия: Обучить личный состав методам тушения пожаров и ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации аварий и ЧС на объектах с наличием химических веществ.

Метод проведения занятия: практическое занятие.

Дата проведения занятия: 28.09.2010

Учебное время проведения занятия (мин.): 90 минут

Место проведения занятия: здание склада №3

Используемые учебные пособия и литература:

1. 1. Боевой устав органов и подразделений по ЧС. Пост. МЧС от 17.03.2005 г. №30.

2. 2. Шишканов М.А. , Воробьев В.К., Тумарович Ю.Г. Основы пожарно-тактической подготовки Ч.1,2 - Минск, 1996.

3. 3. Правила по охране труда в органах и подразделениях по ЧС. пост. МЧС от 23.10.2003г. №34Обеспечение мероприятий и действий при ликвидации чрезвычайных ситуаций. Под общей редакцией Шойгу С.К. Москва 2000.

Материально-техническое обеспечение: ПТВ, костюмы химической защиты.

СОДЕРЖАНИЕ И ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационная часть - 15 мин.

1. Построить группу слушателей, проверить внешний вид

2. Объявить тему и цель занятия.

3. Провести инструктаж по технике безопасности.

4. Проверка усвоения предыдущего материала.

5. Отработка других вопросов (определение учебных мест).

2. Основная часть - 60 мин.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА: Здание склада №3. Склад имеет 2 уровня: на 1 уровне здания расположена готовая продукция (антифриз различных марок), на 2 (подвал) - складские помещения для хранения азотной кислоты. Отопление центральное водяное, освещение искусственное. Участок запитан станцией химического тушения. Ближайшие пожарные гидранты ПГ-35 и ПГ-16 на наружном трубопроводе диаметром 300 мм., кольцевой.

ТАКТИЧЕСКИЙ ЗАМЫСЕЛ: произошло возгорание разлившегося масла ПН-6 в подвальном помещение, сильное задымление участка.

ПРИВЛЕКАЕМЫЕ СИЛЫ И СРЕДСТВА И РАСЧЕТНОЕ ВРЕМЯ ПРИБЫТИЯ:

Подразделение

5

6

7

8

9

10

15

16

17

20

ПАСЧ № 1

Х

Данные о развитии пожара (чрезвычайной ситуации) и ведении боевых действий

Время

Обстановка (содержание вводных)

Ведение боевых действий

Примечание

Ч+1

На момент обнаружения пожара.

Администратор объекта сообщает в пожарную службу, принимает меры к аварийному сливу кислоты в запасные резервуары, обесточивает оборудование, приступает к тушению пожара первичными средствами пожаротушения, встречает прибывшие подразделения.

Ч+6

На момент прибытия первого подразделения.

РЛЧС в пути следования устанавливает автомобили на пожарные гидранты.

РЛЧС по прибытию организует разведку пожара, по окончании разведки отдает команды на введение сил и средств на тушение и защиту. О принятых решениях и об обстановке по радиосвязи докладывает на ЦОУ. Руководит тушением условного пожара, следит за соблюдением личным составом правил техники безопасности.

Ч+8

На момент прибытия старшего оперативного начальника и результат разведки.

К.О.-1 НБУ-1 по тушению пожара. Подать ствол «Пурга» на тушение от АЦ на ПГ-16 звеном ГДЗС.

К.О.-3 подать ГПС-600 на тушение пожара от магистральной второй линии от АЦ на ПГ-16 звеном ГДЗС.

К.О.-2 НБУ-2 по защите кровли. Подать ствол "Б" на защиту кровли склада от АЦ на ПГ- 35.

Ч+11

Локализация пожара.

Достаточное количество сил и средств введено, ствольщики находятся на позициях распространения огня прекращено.

Поступает вводная об обрушении строительных конструкций, под завалом находится пожарный.

РЛЧС передает на ЦОУ информацию о пострадавшем, вызывает скорую помощь.

Задача: звену ГДЗС с помощью АСО (пневмодомкратов) деблокировать пострадавшего и вынести на свежий воздух, оказать первую доврачебную помощь.

Ч+24

Ликвидация пожара.

РЛЧС передает на ЦОУ сообщение о ликвидации, отдает команду на сбор ПТВ и рукавов. Подводится итог занятия.

3. Заключительная часть - 15 мин.

1. Разбор занятия: подать команду «Отбой», построить учебную группу, указать на допущенные замечания при выполнении практических заданий, действий и др. и пути их устранения. Объявить результаты выполнения отрабатываемых заданий и оценки.

2. Задание на самоподготовку.

СХЕМА РАССТНОВКИ СИЛ И СРЕДСТВ

Конспект составил:

_______________________________________________

(должность, звание, подпись, фамилия, инициалы)

«_____» ___________ 2010 г.

Упражнение 3. Разработать инструкцию взаимодействия органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям с государственным предприятием по эксплуатации, капремонту и строительству сетей наружного освещения (горсвет)

Директор УП «Минскгорсвет»

А.А.Петров

«___» ______________ 2010 г

УТВЕРЖДАЮ

Председатель КЧС -

заместитель председателя

Мингорисполкома

А.А.Иванов

«___» ______________ 2010 г

ИНСТРУКЦИЯ

о взаимодействии Учреждения «Минское городское управление МЧС Республики Беларусь и унитарного предприятия «Мингорсвет» по обеспечению условий для тушения пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций в г. Минске.

1. Настоящая инструкция устанавливает порядок взаимодействия служб УП «Мингорсвет» с МГУ МЧС Республики Беларусь при тушении пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций в г. Минске по обеспечению условий для тушения пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

УП «Мингорсвет» обеспечивает нормальное функционирование сетей наружного освещения г. Минска (осуществляет включение, отключение сетей уличного освещения города). Оперативно-диспетчерская служба предприятия расположена по адресу: ул. К. Маркса, 21. Телефон -227-43-16, 227-32-10.

Дежурство осуществляется круглосуточно. В состав дежурной смены входит дежурный инженер, диспетчер и 2 бригады на автовышках АП-17 (автопоемник) на шасси ГАЗ-53 в составе водителя и электромонтера.

МГУ МЧС Республики Беларусь расположено по адресу: ул. Козлова, 26 корп. 8. Телефон - 101.

2. При получении информации о аварии на сетях наружного уличного освещения г. Минска дежурный оперативно-диспетчерской службы (ОДС) УП «Мингорсвет» обязан:

выслать на место происшествия дежурную бригаду, которая о своем прибытии на место докладывает на пульт управления и ликвидирует последствия аварии;

сообщить о случившемся диспетчеру МГУ МЧС Республики Беларусь по телефону - 01, который при необходимости направляет к месту аварии пожарные аварийно-спасательные подразделения.

3. При возникновении пожара на объектах УП «Мингорсвет» диспетчер его ОДС сообщает диспетчеру МГУ МЧС Республики Беларусь и направляет к месту пожара дежурную бригаду. Диспетчер МГУ МЧС немедленно высылает пожарные аварийно-спасательные подразделения в соответствии с расписанием выезда.

4. Прибывшая к месту пожара (чрезвычайной ситуации) дежурная бригада принимает меры по снятию напряжения с токоведущих частей, заземляет пожарную технику, проводит инструктаж личного состава подразделений МГУ МЧС по технике электробезопасности, поступает в распоряжение руководителя тушения пожара (ликвидации чрезвычайной ситуации) и убывает с места пожара (чрезвычайной ситуации) только с их разрешения.

5. При организации тушения пожара и ликвидации чрезвычайных ситуаций персоналом УП «Мингорсвет» и МГУ МЧС должны быть выполнены требования «Инструкции по тушению пожаров в электроустановках предприятий и организаций Республики Беларусь» (РД БЭ 12-002-98)

6. Руководство тушением пожара на объектах УП «Мингорсвет» осуществляет старший начальник МГУ МЧС, который создает штаб, в него при необходимости включаются работники УП «Мингорсвет».

7. При значительных повреждениях сетей уличного освещения создается штаб аварийно-восстановительных работ, который возглавляет должностное лицо из числа руководящего состава УП «Мингорсвет», в состав которого при необходимости включается представитель МГУ МЧС.

8. В целях практической отработки вопросов взаимодействия МГУ МЧС Республики Беларусь и УП «Мингорсвет» при тушении пожаров, ликвидации чрезвычайных ситуаций ежегодно проводить совместные учения и занятия.

Упражнение 4. Пожар возник в квартире на четвертом этаже 5-этажного жилого дома II степени огнестойкости. Лестничная клетка сильно задымлена. Жильцы 4 и 5 этажей просят о помощи. Зима, день, температура воздуха -20°С. К моменту прибытия первого подразделения площадь тушения пожара составила 22 м2. Средняя скорость роста площади пожара составляет 2,5 м2/мин

Требуется:

- оценить обстановку на месте пожара;

- выработать тактический замысел тушения пожара;

- произвести необходимый расчет сил и средств для ликвидации пожара;

- сформулировать команды и распоряжения на ведение боевых действий;

- составить наиболее оптимальную схему расстановки сил и средств.

Решение задачи

1. Оценка обстановки по внешним признакам на момент прибытия к месту вызова и принятие решения на ведение боевых действий.

На пожар прибыла дежурная смена ПАСЧ-1 в составе двух отделений на автоцистернах.

Пожар на четвертом этаже, возможна угроза людям, огонь и дым могут распространиться на вышерасположенный этаж, чердак, водоснабжение удовлетворительное.

Принимаю решение: установить связь с ЦОУ, вызвать к месту пожара скорую медицинскую помощь и сотрудников ОВД. Организовать разведку внутри здания. Провести предварительное развертывание сил и средств.

2. Отдаваемые распоряжения (приказания).

Связному:

«Передать на ЦОУ: прибыл к месту вызова: из окна 4-го этажа пятиэтажного дома идет дым. Ушли в разведку. Подтверждаю повышенный номер вызова (№ 2). Необходимо вызвать скорую медицинскую помощь и сотрудников ОВД».

Командиру 1-го отделения:

«Автоцистерну к подъезду, подготовить звено ГДЗС со стволом «Б» для ведения разведки».

Командиру 2-го отделения:

Предварительное развертывание к АЦ 1-го отделения. Подготовить звено ГДЗС со стволом «Б» для ведения разведки на 5 этаже. Организовать дымоудаление через оконные проемы лестничной клетки».

3. Организация разведки.

Звено ГДЗС первого отделения (с необходимым пожарно-техническим оборудованием) направляется на 4 этаж и производит проверку в горящем и смежных помещениях.

Звено ГДЗС второго отделения после проведения боевого развертывания поднимается на 5 этаж для организации дымоудаления и проведения разведки.

При обнаружении пострадавших личный состав принимает меры к их спасению и оказанию первой медицинской помощи.

4. Оценка обстановки по результатам оценки пожара, разработка тактического замысла тушения пожара, обоснование решающего направления.

Решающее направление боевых действий - тушение пожара на 4 этаже площадью 22 м2 (на участке, где дальнейшее распространение огня может привести к наибольшему ущербу) с одновременным спасанием пострадавших при их обнаружении. После сосредоточения расчетного количества сил и средств на решающем направлении прибывающие силы вводим на защиту 3 и 5 этажей и в помещения смежные с горящим.

5. Расчет сил и средств для тушения пожара и определения номера вызова.

Определяем требуемый расход воды на тушение пожара по площади горения:

= Sn= 220,1 = 2,2 л/с

где: Sn - площадь пожара (м2);

- интенсивность подачи воды на тушение пожара (л/с м2).

Определяем требуемое количество стволов на тушение пожара:

NСТ = /qСТВ = 2,2/3,5 = 1 ствол «Б»

где: qCT - расход воды из пожарного ствола.

Анализируя сложившуюся обстановку и архитектурно-строительные особенности объекта принимаем:

- на защиту 5-го этажа один ствол «Б» звеном ГДЗС;

- на защиту смежных помещений на горящем этаже - ствол «Б» звеном ГДЗС;

- на защиту 3-го этажа - 1 ствол «Б» звеном ГДЗС.

Определяем требуемую численность личного состава для выполнения боевых действий на пожаре:

Nлc = =ZК4 + ZK16 + ZK30 + ZK33 = 4 x 3 + 1 x 1 +1 x 4 + 4 x 1 = 21 человек

где: Z - количество видов выполняемых работ;

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.